«мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картинЛеонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. Иногда встречается название картины Мадонна в гроте. Мадонна в скалах (иногда встречается вариант Мадонна в гроте) – название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее. «мадонна в скалах» (итал. La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее.
В эксклюзивном интервью газете "Великая Эпоха", он дает объяснение шедевра Леонардо да Винчи, "Мадонна в скалах".
Сердце Девы Марии, которое является практически реликвией для миллионов католиков. Мы можем различить пирамиду, объединяющую четыре фигуры. Леонардо, страстно любивший жизнь, однажды уже встречался с «гостьей», как именовали чуму суеверные флорентийцы, опасавшиеся прямо называть ее. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля.
Во втором варианте Иоанн обзавелся куда более «общим» лицом, которое больше подходит девушке, нежели крошечному мальчику. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. И в пещере – глубокая тень, как под водой. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Формат картины представляет собой вытянутый по вертикали прямоугольник со скруглённым завершением верхней части, что было очень типично для итальянского Ренессанса.
И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. На освещённой части одежды прописаны с особым тщанием, говоря о таланте рисовальщика. За это время художник успел продать картину и она оказалась во Франции. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Вторая картина обитает в Лондоне, она на восемь сантиметров ниже парижской версии.
Никогда не изображал он отречение и муки. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. Происходит чередование ритма светлого и тёмного во всех элементах картины (лики детей – драпировки освещённая часть пространства – масса неосвещённых скал вокруг светлого лика Марии тень освещённое пятно уравновешивается большой массой тёмного сверху и т. д. ). Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх.
Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Благодаря формату, напоминающему окно, зритель вовлекается в картину. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения.
Для него началась пора беспокойных скитаний. По какой причине была написана вторая картина – остается только гадать. Все они объединяются также расположением и направлением взглядов. Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг.
Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемо мягким» и понимает, кто был на Луне до него. Мастер решает освещение пейзажа через тональные обобщения и локальное наложение тона. Другое её название – «Мадонна в гроте». Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Содержание его рисунков самое разнообразное. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Тяжба между автором и заказчиками длилась почти 20 лет.
«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Однако в ход событий вмешалось непредвиденное происшествие. Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты.
Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки. До сих пор так и не удалось установить точную дату написания второй «Мадонны в скалах». Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Еле заметны, еле уловимы переходы.
У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Это значит, другими словами: для Перуджино, Боттичелли и Беллини решающее значение имело Евангелие страдания, христианское отречение от мира, как ни отличны друг от друга их Мадонны. Там находится застежка плаща, которая «абсолютно случайно» закрывает верхнюю часть тела точно посередине. Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis).
Он наделил ее безыскусственной, трогательной простотой. Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию. Христос вообще напоминает старичка, который изображает младенца. У Леонардо нет линии, есть только формы. Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна.
Первый же вариант находится в Лувре. Картина предназначалась для алтаря часовни Иммаколата (непорочного зачатия). Марию Леонардо рисует молодой девушкой, лицо которой также говорит нам о её мудрости. В 1485 году в Ломбардии свирепствовала чума, жертвой которой стала треть населения Милана. Этим вторым вариантом, видимо и является тот, который можно видеть в Лондоне.
Скалы на выходе из пещеры испещрены выбоинами, разломами, верхушки их ясно видны. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота. Одежда девы Марии имеет гораздо более глубокий тон и цвет, чем окружающие детали пейзажа.
После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году1. К сожалению величайшее произведение Леонардо ждала плохая участь. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок.
Но только на картинах Леонардо да Винчи рука, ранее костистая и жесткая, получает теплую, чувственно вибрирующую жизнь. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Так картина была передана королю Франции Людовику XII и оказалась в Лувре. Все должно подчиняться целостной гамме тонов.
Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. И не только лица.
В мире существуют две работы с таким названием и обе они написаны рукой Леонардо. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Леонардо внёс нечто иное и в освещение.
Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Все тело отражает данное душевное движение. Он знал все и все любил, так как великая любовь есть дочь великого познания.
Картина является станковой, её размер 199122 сантиметра. Но это была грация элегическая. Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное. Франциска.
Здесь же впервые будет выставлен «Спаситель мира». Именно в их мастерской начал работать Леонардо, когда прибыл в Милан.
При сходной композиции у картин разный колорит. Красота и блаженство – все у него от мира сего.
Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис. Считается, что принадлежит исключительно кисти Леонардо картина, находящаяся в Лувре.
По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души». По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души». Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа.
Как они ошиблись. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа.
Во флорентийском искусстве такой формат символизировал подобие окна.
Это давало ему возможность создать цельную композицию. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Со всей серьёзностью он смотрит на Иоанна, всецело вверяя тому судьбу людей.
Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Молодая Дева-мать с непостижимо таинственной улыбкой смотрит на свое неугомонное дитя. Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов.
Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Не в том дело, что он заставляет руки широким жестом покоиться на талии и тем придает и этому произведению форму пирамиды и не в том, что место жестко очерченных контуров занял мягкий, скрадывающий все переходы полусвет. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение.
Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Что на самом деле означает этот жест, который, по общему мнению исполнен любви и желания оградить ребенка от будущих несчастий, – лишь одна из множества загадок «Мадонны в скалах». Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. В картине прекрасно передано всё разнообразие фактур имеющих место в композиции. Это своеобразное, длящееся состояние, свободное от внутренней скованности. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха.
Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды.
Все спуталось в дикий клубок. Преобладает тональный колорит.
руб. Он неудачно экспериментировал с красками и написал фреску не по сырой штукатурке, а по масляной. Обе картины были написаны на досках, но в XIX веке первый вариант был перенесен на холст. По возвращении в Милан им пришлось решать проблему, которой стала для них «Мадонна в скалах».
На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Время её создания приходится на 1483-1486 годы. Он прожил там до 1499.
Свет распространяется сообразно этому размещению. Хотя Леонардо и не был первым, кто начал создавать десакрализованные образы мадонн (Филиппо Липпи впервые трактовал образ Святой Девы как женщины во плоти, чувственной, притягательной), он сумел передать в своей картине материнскую любовь Марии и ее постоянную спутницу — тревогу за дитя. Уриил также изображён коленопреклоненным, указующим перстом он направляет взгляд зрителя на Иоанна Крестителя, как бы предвидя его судьбу, о чём говорит его полный скорби взор. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента.
В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. До сих пор идет спор, какую часть этой второй картины написал Леонардо.
Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок. Неудивительно, что дело закончилось склокой. Это символизирует передачу духовной «власти» над людьми Иоанну.
Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет». Другая версия говорит о том, что Леонардо сам передал картину королю в благодарность за разрешение спора об оплате работы. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели.
Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии и синие в лондонской). У них все блестит и сверкает. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота.
Он как молчаливый свидетель и живое напоминание о трагичности сюжета. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Иоанн взирает с благоговением на младенца Христа, полностью подчиняется его воле и даёт молчаливый обет выполнить возложенную на него миссию. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне.
Преобладает тональный колорит. Произведение очень хорошо сохранилось, не считая потемнения красок. Тела приобретают округлые формы. Спустя примерно три столетия это полотно оказалось в Англии. Судебное решение по иску, заявленному заказчиками картины, принимал сам Лодовико Моро, который, вероятно и является тем таинственным покупателем первого, отвергнутого варианта «Мадонны в скалах».
Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Пятна света в картине отвечают художественному замыслу – они не только указывают нам положение источника освещения, но также выделяют ключевые точки, на которые должен обратить внимание зритель, «лепят» объём.
В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе Воскресшие боги. Этот тезис подтверждает и картина Рафаэля Санти «Мадонна со щеглёнком».
Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Американские астронавты, впервые высадившись на Луну, обнаруживают следы ботинок, подбитых гвоздями. Назревал крупный скандал. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах».
Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. И в пещере – глубокая тень, как под водой. Ножка Христа на первой картине просто неуклюжая, на второй сделалась уродливой. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Источник освещения легко прочитывается. Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью-то невидимую голову. » Так описывает леонардовскую «Мадонну в скалах» Дэн Браун в бестселлере «Код да Винчи».
Весной 1500 г. он отправился в Венецию. К мягкости стремятся и краски. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Композицию пейзажа можно охарактеризовать как «пространство – бесконечный простор».
Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Богородица ли она вообще. Об оттенках они не заботились. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Художник выбрал угол зрения чуть сверху над изображаемыми объектами.
Взгляд архангела вводит зрителя в картину, взаимодействует с ним, вызывая ощущение сопричастности. Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка.
Если говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. В лице младенца Иисуса, уже видна мудрость. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Леонардо покинул город.
Нет более углов. Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта. Вазари сообщает, что кисти Леонардо принадлежит на этой картине стоящий справа на коленях ангел, держащий одежды Спасителя. Живопись выполнена масляной краской на деревянной панели.
Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Однако Леонардо был не из тех, кто может работать по указке. Однако его миланский дебют, как видим, оказался далеко не простым. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно.
«Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Однако в то время художники не работали над такими полотнами «для себя» и вряд ли Леонардо стал бы писать большую картину, не имея на нее заказа (размер картины 199 х 122см).
Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера. Именно архангел находится в самом тесном контакте со зрителем. Одно время даже считалось, что всю картину под руководством Мастера писал Амброджо. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Как известно итальянская портретистка развилась из медали.
Затем мастер «ударяет» по самым светлым частям одежд Марии и Уриила. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Для того, чтобы с большой точностью изобразить каждую травинку, Леонардо отвёл немалое количество времени на зарисовки различных видов растительности и скальных образований. «Мадонна в скалах» украсила часовню лишь спустя двадцать лет – и это был второй вариант картины.
Скорее всего, Леонардо не желал расставаться с первой (как он считал, лучшей) за предложенную весьма небольшую сумму и с помощью Амброджо де Предиса сделал копию, полагая этот вариант куда менее ценным, – недаром писалась она на доске, неудачно использованной для другой картины. Она написана на религиозный сюжет и относится к историческому жанру. В первую очередь это лики собравшихся. У Леонардо все полно движения.
Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Пластически высечены контуры. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии.
Ярче всего освещены фигурки Иисуса и Иоанна – двух главных персонажей картины. Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна. Считается, что это первый большой заказ, который он получил в Милане. Это было создание великого художника и великого ученого вместе.
Картина, как известно, не была окончена. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста.
Картина Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» в настоящее время находится в Париже в галерее Лувра. Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов.
Венчает их фигура Марии, напоминая купол. Леонардо также интересовал рисунок волос. Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. Борются люди и кони.
Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Мадонны Леонардо будут на протяжении веков служить образцом для художников. Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков. Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы.
Композиция произведения построена в виде пирамиды. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Он изобразил Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.
Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. В большом зале синьории, ныне украшенном фресками Вазари, Микеланджело изобразил сцену, как пизанцы застают врасплох купающихся в волнах Арно флорентийских солдат, тогда как Леонардо да Винчи воспроизвел битву, происшедшую в 1449 г. между флорентийцами и миланцами у Ангиари, между Ареццо и Борго Сан-Сеполькро. Когда конфликт был улажен, Леонардо написал для братства (изменив некоторые детали) ее копию. Композиция произведения построена в виде пирамиды.
Если говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Итальянцы называют их «Мадонна в скалах».
Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков. Уделял он внимание и рукам. Теплый свет первой картины сменился мертвенным светом во второй. От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков. Архангел поддерживает Христа, обхватив за спинку. Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки.