«мадонна в скалах» (итал. La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. Мадонна в скалах (иногда встречается вариант Мадонна в гроте) – название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее. «мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картинЛеонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. Иногда встречается название картины Мадонна в гроте.
В эксклюзивном интервью газете "Великая Эпоха", он дает объяснение шедевра Леонардо да Винчи, "Мадонна в скалах". Он написал еще один вариант «Мадонны в скалах» (с нимбами и без указующей руки ангела). Название «Мадонна в гроте» (или «Мадонна в скалах») носит два варианта одной и той же картины на религиозный сюжет.
Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Однако в то время художники не работали над такими полотнами «для себя» и вряд ли Леонардо стал бы писать большую картину, не имея на нее заказа (размер картины 199 х 122см). В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля.
Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Считается, что это первый большой заказ, который он получил в Милане. Содержание его рисунков самое разнообразное. Тела приобретают округлые формы.
К мягкости стремятся и краски. Даже тот факт, что для портретов он выбирает почти исключительно позу анфас, объясняется теми же соображениями. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Он прожил там до 1499. В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины.
Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок.
Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Это давало ему возможность создать цельную композицию. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония.
Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе Воскресшие боги. Экспозиция построена по географическому принципу — все работы написаны в Милане в период службы да Винчи при дворе Лодовико Сфорца, герцога Миланского. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Неудивительно, что дело закончилось склокой. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемым мягким» и понимает, кто был на Луне до него.
Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление.
Обе картины были написаны на досках, но в XIX веке первый вариант был перенесен на холст. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур.
Там находится застежка плаща, которая «абсолютно случайно» закрывает верхнюю часть тела точно посередине.
Все спуталось в дикий клубок. «Мадонна в скалах» украсила часовню лишь спустя двадцать лет – и это был второй вариант картины. Теплый свет первой картины сменился мертвенным светом во второй. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. И не только лица.
Проект Лондонской Национальной галереи и так объявлен беспрецедентным — 8 полотен и более 40 набросков к ним. Он знал все и все любил, так как великая любовь есть дочь великого познания. По какой причине была написана вторая картина – остается только гадать. Когда конфликт был улажен, Леонардо написал для братства (изменив некоторые детали) ее копию. Это значит, что он был намного крупней.
Никогда не изображал он отречение и муки. Но это была грация элегическая. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах».
И в пещере – глубокая тень, как под водой. В мире существуют две работы с таким названием и обе они написаны рукой Леонардо. В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Композиция произведения построена в виде пирамиды.
Не в том дело, что он заставляет руки широким жестом покоиться на талии и тем придает и этому произведению форму пирамиды и не в том, что место жестко очерченных контуров занял мягкий, скрадывающий все переходы полусвет. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста. У Леонардо все полно движения. Но только на картинах Леонардо да Винчи рука, ранее костистая и жесткая, получает теплую, чувственно вибрирующую жизнь. Боттичелли изображал Венеру в виде монахини, в виде скорбно-печальной христианки, точно готовящейся уйти в монастырь, чтобы пострадать за грехи мира.
Его ученик Франческо Мельци сопровождал его и жил с ним в вилле Клу, по соседству с дворцом, на самом конце города. Композиция произведения построена в виде пирамиды. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам.
Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии и синие в лондонской). Следуя по ним, один из астронавтов попадает в кратер, наполненный туманом голубоватого оттенка. Итальянцы называют их «Мадонна в скалах». Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет».
Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Спустя примерно три столетия это полотно оказалось в Англии. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога.
Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. У Леонардо нет линии, есть только формы. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам.
Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Однако Леонардо был не из тех, кто может работать по указке. А в евангелие от Луки говорится, что Иоанн Креститель родился на полгода раньше Иисуса. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. И в пещере – глубокая тень, как под водой. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию.
Одно время даже считалось, что всю картину под руководством Мастера писал Амброджо. Есть версия, что лондонский вариант принадлежит, в основном, кисти Амброджо де Предиса, а Леонардо написал только часть картины. Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. У них все блестит и сверкает.
Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. До сих пор идет спор, какую часть этой второй картины написал Леонардо.
Здесь же впервые будет выставлен «Спаситель мира». Некоторые исследователи считают, что изначально Леонардо планировал написать поклонение младенцу Иисусу. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Во втором варианте Иоанн обзавелся куда более «общим» лицом, которое больше подходит девушке, нежели крошечному мальчику. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком.
В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Борются люди и кони. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели.
Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью-то невидимую голову. » Так описывает леонардовскую «Мадонну в скалах» Дэн Браун в бестселлере «Код да Винчи». Пластически высечены контуры. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году1.
Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Нет более углов. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. руб.
Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Леонардо покинул город. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Уделял он внимание и рукам.
Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Об оттенках они не заботились. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Леонардо также интересовал рисунок волос. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы.
Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis). Картина, как известно, не была окончена. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане.
Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Скорее всего, Леонардо не желал расставаться с первой (как он считал, лучшей) за предложенную весьма небольшую сумму и с помощью Амброджо де Предиса сделал копию, полагая этот вариант куда менее ценным, – недаром писалась она на доске, неудачно использованной для другой картины. Для него началась пора беспокойных скитаний. В картине изображены 4 фигуры, где сидящая дева Мария являет собой вершину пирамиды.
Еле заметны, еле уловимы переходы. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. Леонардо рисовал эту картину, на основе библейских мифов.
Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно-голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Сердце Девы Марии, которое является практически реликвией для миллионов католиков.
Богородица ли она вообще. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Картина предназначалась для алтаря часовни Иммаколата (непорочного зачатия). В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Именно в их мастерской начал работать Леонардо, когда прибыл в Милан.
Ден Браун меняет мальчиков ролями и таким образом Дева Мария обнимает маленького Иисуса молитвенно сложившего руки, в то время как Иоанн Креститель его благословляет. Что на самом деле означает этот жест, который, по общему мнению исполнен любви и желания оградить ребенка от будущих несчастий, – лишь одна из множества загадок «Мадонны в скалах». Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие».
Остальные фигуры смягчают эту застывшую симметрию остроумной, волнистой игрой взаимно дополняющих друг друга и друг другу противоположных линий. Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемо мягким» и понимает, кто был на Луне до него.
Как известно итальянская портретистка развилась из медали. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии.
В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Это упоение созерцанием красивых красок сменилось в конце столетия стремлением к гармоничности. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов.
Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Христос вообще напоминает старичка, который изображает младенца. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами.
Тяжба между автором и заказчиками длилась почти 20 лет. Это было создание великого художника и великого ученого вместе.
Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. За это время художник успел продать картину и она оказалась во Франции. Композиция произведения построена в виде пирамиды. В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис.
Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх.
Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет». При сходной композиции у картин разный колорит. Ножка Христа на первой картине просто неуклюжая, на второй сделалась уродливой.
В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Ладонь ее правой руки лежит на плече маленького мальчика, который по официальной версии являлся Иоанном Крестителем. Как они ошиблись. Все тело отражает данное душевное движение.
Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение.