Этот вариант иконы хранится сейчас в национальной лондонской галерее. «Мадонна в гроте» или как ее еще называют, «Мадонна в скалах» имеет символический религиозный сюжет. Спустя примерно три столетия это полотно оказалось в Англии. Рыцари Христа и Храма Соломона больше почитали Иоанна Крестителя. Все это указывает на Иоанна Крестителя, которому, согласно преданиям, отрубили голову. Американские астронавты, впервые высадившись на Луну, обнаруживают следы ботинок, подбитых гвоздями. Позы, в которых дети находятся относительно друг друга на второй картине, не слишком отличаются от первой.
Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Некоторая недосказанность сюжета делает произведение интригующим и притягательным для зрителя. Взгляд и улыбка ангела обращены на зрителя и несут в себе бездну тайного смысла.
Она предназначалась для центральной части триптиха в церкви непорочного зачатия. Несмотря на огромную натуралистическую точность его деталей (ср.
Здесь же впервые будет выставлен «Спаситель мира». Это значит, что он был намного крупней. В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис. Картина дошла до нас в двух вариантах в Париже и в Лондоне, однако картина находящаяся в Лондоне является, по всей вероятности, копией с оригинала, сделанной под руководством самого Леонардо каким-то неизвестным художником из Милана.
В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. В результате «Мадонна в гроте» попала к Людовику XII и была помещена в Лувр, где и находится в настоящее время.
У Леонардо уже другое. Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет». Сердце Девы Марии, которое является практически реликвией для миллионов католиков.
Концентрирующийся на озаренных таинственными улыбками лицах свет придает им особую мягкость и жизненность, в сравнении с которыми лица на картинах кватрочентистских мастеров кажутся сухими и неподвижными. Заказ на икону поступил в 1483 году от церкви имени св. Родился в семье нотариуса. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.
Это одна из картин, раскрывающей мастерство великого художника Леонардо Да Винчи. И в пещере – глубокая тень, как под водой. Ощущается реальное расстояние, воздух между младенцем Христом, матерью и Крестителем. Итальянцы называют их «Мадонна в скалах». В Мадонне в гроте стиль Леонардо достигает своей полной зрелости. Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью-то невидимую голову. » Так описывает леонардовскую «Мадонну в скалах» Дэн Браун в бестселлере «Код да Винчи». На картине изображен эпизод первой встречи младенца Иисуса с Иоанном Крестителем.
Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Здесь он смог добиться гармонии в изображении человеческой фигуры и пейзажа. Изначально произведение было оснащено рамкой в виде алтаря из дерева, украшенного резьбой. Все это плохо укладывалось в «план» римско-католической церкви представить Иисуса Сыном Божьим. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах».
Когда конфликт был улажен, Леонардо написал для братства (изменив некоторые детали) ее копию. И группа из четырёх фигур – Мария, маленький Христос, маленький Иоанн Креститель и ангел – расположена не "на фоне" пещеры, а действительно внутри неё – как говорят художники, "в среде" – причём сама эта группа пространственна. Предшественники Леонардо изображали Марию в окружении ангелов.
Тяжба между автором и заказчиками длилась почти 20 лет. В мире существуют две работы с таким названием и обе они написаны рукой Леонардо. Для священников был создан второй вариант картины, на которой персонажи были крупнее, с нимбами над головой. Дэн Браун утверждает, что заказ на картину «Мадонна в гроте» поступил от монахинь часовни Непорочного зачатия миланской церкви Сан-Франческо Гранде. Второй малыш – Иоанн, о чем также свидетельствует расположение Уриила.
Для них свойственны сложные пейзажные фоны. С равною любовью и знанием изобразил и тонкие жилки в лепестках ириса и ямочку в пухлом лобике младенца и тысячелетнюю морщину в доломитовом утесе и трепет глубокой воды в подземном источнике и свет глубокой печали в улыбке ангела. Богоматерь находится в центре грота, у ее ног маленькие Иоанн Креститель и Иисус.
Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота. Светотень в этой картине помогает создать необыкновенное настроение. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Это своеобразное, длящееся состояние, свободное от внутренней скованности.
Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе Воскресшие боги.
Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. Она выполнена в иконописном стиле, так как была заказана монахами из церкви святого Франциска для украшения алтаря. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году1.
Кроме небольших отличий в изображении персонажей иконы отличаются размером. Будучи потомком Аарона, Иоанн мог претендовать на титул священника-мессии. Леонардо рисовал эту картину, на основе библейских мифов. Это было создание великого художника и великого ученого вместе.
Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто.
Композиция произведения построена в виде пирамиды. Первоначальный вариант имеет размеры 78 на 48 дюймов, второй немного меньше, 75 на 47. «Мадонна в гроте» полна таинственности и очарования, которое так свойственно работам Леонардо да Винчи.
Иоанн Креститель сыграл важную роль в жизни Иисуса. Хотя обычно художники стискивали и накладывали фигуры одну на другую. Он знал все и все любил, так как великая любовь есть дочь великого познания. Каждому хочется уловить истинный смысл, которым автор наделил свое творение. Существует интересное объяснение положения рук Богоматери и Уриила. Это умение он продолжал развивать в своих последующих работах.
Есть мнение, что картина отображает традиции тамплиеров. Там находится застежка плаща, которая «абсолютно случайно» закрывает верхнюю часть тела точно посередине. Он вряд ли мог быть таковым, если воспринимал другого человека как своего учителя. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста.
Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемо мягким» и понимает, кто был на Луне до него. Абсолютно оригинально задуман у Леонардо и пейзаж. Иоанн Крестительбыл наставником Иисуса Христа и в текстах Евангелий имеются некоторые непонятные места, описывающие крещение Иисуса Иоанном.
Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Для этого полотна характерна некая «пластичность», что и породило предположение о том, что Леонардо трудился над его созданием не один. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. Франциска.
Некоторые исследователи считают, что изначально Леонардо планировал написать поклонение младенцу Иисусу2. Противоречивое чувство, вызываемое этой картиной, определяется не «ужасом», который внушали ее образы. Все фигуры связаны друг с другом взглядами и своим схожим расположением.
Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Один из вариантов «Мадонны в гроте» находится в Дувре и считается произведением, созданным исключительно Леонардо. Некоторые из них считают, что крест был пририсован одним из учеников да Винчи.
Хотя этот момент вызывает споры у исследователей творчества Леонардо. За это время художник успел продать картину и она оказалась во Франции. Мария положила свою правую руку на плечо маленького Иоанна, а младенец Иисус благославляет его. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота.
Римским властям он показался такой опасной личностью, что его казнили. Его рука поднята вверх, как будто он благословляет другого ребенка. Что на самом деле означает этот жест, который, по общему мнению исполнен любви и желания оградить ребенка от будущих несчастий, – лишь одна из множества загадок «Мадонны в скалах». «Мадонна в гроте» – это одно из гениальных творений великого Леонардо да Винчи.
Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии и синие в лондонской). Фактически Леонардо да Винчи был всю жизнь одержим образом Иоанна Крестителя. На самом деле картину заказали монахи той же церкви. А в евангелие от Луки говорится, что Иоанн Креститель родился на полгода раньше Иисуса.
Здесь окончательно преодолеваются кватрочентистские традиции. Архангел находится позади Крестителя, опекает его.