Легкие лиловатые тени, скользящие по хрупким телам, лишают их объемности и земной тяжести. Кризис гуманистических и реалистических традиций Возрождения в 20—30-х гг. В цикле фресок в Галуццо «Страсти Христа» светлую жизнерадостность ранних произведений сменяет глубокий драматизм.
16 в., когда церковь, опираясь на инквизицию, становится на путь массового террора в борьбе со всеми прогрессивными силами общества. Очень близка статуе Сциллы терракотовая статуэтка (Берлин), вероятно, эскиз для неосуществленного фонтана изображающая упавшую на землю охваченную страхом и отчаянием женщину, содрогающееся от рыданий тело которой передано скульптором с трепетной жизненностью. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). Эти рецепты складываются на основе принципа «змеевидной фигуры» Пармиджанино и на внешнем заимствовании микеланджеловской системы сложнейших контрапостов, которые приобретают у некоторых маньеристов такой гипертрофированный характер, что граничат с карикатурностью (Баттиста Франко, Пеллегрино Тибальди). Одновременно, с начала 1540-х гг., Бандинелли выступает как основатель академически идеализирующего течения, которое находит прямые аналогии в маньеристической живописи того времени. 1527 — 1528 Уффици) или глубокой меланхолической задумчивости («Малатеста Бальоне», 1530-е гг.
индивидуальность. Такова его «Мадонна с розой» (ок. Начав с необычного «Автопортрета в выпуклом зеркале» (ок.
Однако он принимает в Риме специфический характер, выражается не в отказе ряда мастеров от принципов Высокого Возрождения, а в их творческом оскудении, формальном и эпигонском следовании Микеланджело и особенно Рафаэлю. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). музей, Копенгаген портрет Галеаццо Санвитале, 1524 «Антея», 1535–37, оба– Музей Каподимонте), а также стремлением передать спонтанность модели («Портрет мужчины, оторвавшегося от чтения», 1523–24, Худож. Крупнейшими мастерами монументальной живописи во Флоренции были Франческо Сальвиати и Джордже Вазари.
В следующем своем значительном произведении—«Положении во гроб» в церкви Санта Феличита во Флоренции (1525—1528) — Понтормо уже целиком захвачен творческим кризисом. Бенвенуто Челлини (1500—1571), скульптор и ювелир, теоретик искусства и талантливейший писатель, является одной из самых ярких и необычных личностей этой эпохи. Захарием, Марией Магдалиной и св.
Особенно отвлеченный и субъективный характер приобретает эстетический идеал Пармиджанино в произведениях его второго пармского периода (1531 —1540). живопись 16в., элементы его сложного и изысканного изобразит. В 1521 году из-за боевых действий в районе Пармы (город был осаждён войсками Франциска I), Пармиджанино переезжает во Вьядану. Пармиджанино, задумав вначале многофигурную композицию, оставил всего два персонажа.
Так, типичным образцом маньеризма в прикладном искусстве является знаменитая золотая солонка Франциска I (1540—1543 Вена, Музей), где дробность форм круглого постамента, несущего солонку в виде кораблика и перечницу в виде храмика иллюзорность покрытых яркими смальтами изображений животных моря и суши, рыб, цветов подчеркивают холодно-утонченную красоту и некоторую отвлеченность золотых статуэток Земли и Нептуна, преувеличенную легкость их пропорций изысканность силуэтов. Такова аристократически надменная «Дама с собачкой» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и абсолютно противоположный ей по духу рисунок изображающий пожилого мужчину в одежде ремесленника (так называемый «Автопортрет» Уффици), напоминающий своей скорбной одухотворенностью и реалистической остротой ранние работы художника.
(«Видение св.
Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. Большим авторитетом иск-во П. пользовалось у мастеров болонской школы рубежа 16–17вв. 1518 г. ) и в еще большей мере характеризует его поздние листы, сделанные по рисункам Пармиджанино («Диоген»).
Изобретатель цветной гравюры на дереве (так называемой «кьяроскуро») Уго да Карпи (ок.
Сходным образом одним из главных достоинств произведения искусства считается теперь invenzione, то есть умение «сочинять» сложную и эффектную композицию. Даже трагические. темы трактуются им теперь с полным безразличием (например, «Пьета» в Санта Аннунциата, 1559 г., где все происходящее приобретает отпечаток условного ритуала). Но сознательная деформация человеческой фигуры искажение лиц странными гримасами (например, в «Мадонне с ангелами», ок. Что за колонна видна на заднем плане.
Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио. Но в более поздних его работах, особенно в посвященном папе Павлу III цикле в палаццо Фарнезе (1553 — 1554), ставшем образцом для всех римских маньеристов, появляется тяжеловесная пышность и риторичность. света иррационального пространства и холодного сияющего колорита. Известные картины Пармиджанино: «Автопортрет в выпуклом зеркале», «Мадонна с длинной шеей», портрет молодой дамы именуемый «Антея», «Мадонна с розой», «Обращение Савла», «Мадонна с пророком Захарией», «Амур, строгающий лук». Тридентский собор предписывает служителям церкви строгий контроль над соответствием произведений на религиозные темы католическим догматам в близких церкви кругах возникают трактаты Джильо (1564) и Габриэле Палеотти (1582), посвященные ошибкам художников с точки зрения теологии. Бароччи в какой-то мере пытается преодолеть академическую сухость и холодную напыщенность современной ему маньеристической живописи, сообщить искусству взволнованную поэтичность, одухотворенность. Сказочное животное (согласно инвентарю 1609 года «скачущая жирафа или лошадь») показано в момент высочайшего напряжения движения.
Церковь рьяно насаждает в нем аскетический дух, не останавливаясь перед актами настоящего варварства, — таков был приказ Павла IV «одеть» фигуры «Страшного суда» Микеланджело или распоряжение Пия V убрать из Ватикана все античные статуи. В большинстве своем они навеяны фресками Фарнезина, но гармоническую легкость и естественность декоративных работ Рафаэля сменяют нарочитая переусложненность композиций, тяготение к внешней эффектности и грубоватой пышности (Зал Психеи). Так, в надгробии Анджело Аретино (церковь Сан Пьетро в Ареццо) он изображает тело умершего со следами тления и разрушения в портретном бюсте Томмазо Кавальканти (Сант Спирито во Флоренции), выдающем некоторое воздействие живописи Россо искажает лицо гримасой ужаса и страдания.
О нём в своё время говорилось следующее: «То, как высокая женщина изображенная анфас, отчетливо выступает вперед из сумрака, скупо охарактеризованного заднего плана, слегка склонив голову и глядя прямо перед собой, положив левую руку на грудь, словно она хочет поклясться в чем-то, производит впечатление символа некой духовной идеальности, которая носит отпечаток далекого от всякой обыденности духовного аристократизма». В эволюции маньеризма можно проследить два основных этапа. Иоанном» (ок. Недаром теоретики маньеризма нередко подменяют понятие «идеи» понятием «прекрасной манеры», то есть совокупности определенных формально-стилистических приемов.
галерея, Парма). место в творчестве П. занимает портрет. Это можно проследить в ранних композициях — «Истории Иосифа», «Поклонении волхвов» и в особенности в серии работ для монастыря в Галуццо (Чертоза Валь дЭма), относящихся к 1522—1525 гг. Если разрыв с действительностью в раннем маньеризме часто был вызван ощущением неодолимости жизненных противоречий, то теперь призыв теоретиков руководствоваться отвлеченной «идеей» совершенства тесно связан с требованиями придворной культуры. Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в его творчестве, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы. Однако, как мы видели, в течение всего 16 в. в итальянском обществе продолжает существовать сильнейшее противодействие реакции, ренессансные традиции продолжают развиваться и видоизменяются, питая наиболее прогрессивные устремления и философской мысли (Телезио, Кардано, Джордано Бруно), литературы (Тассо) и изобразительного искусства (поздний Микеланджело, художники Высокого и позднего Возрождения в Венеции).
Франческо Пармиджанино умер 24 сентября 1540 года в Казальмаджоре, Ломбардия. В немногочисленных офортах Пармиджанино («Положение во гроб», «Поклонение волхвов», «Таис» и др. ) специфика офорта, его неровный, прерывистый штрих подчинены стремлению передать причудливую, таинственную игру света и тени, сообщить всему изображенному зыбкость и невесомость. Но эти события только подтолкнули художника к возвращению к живописи.
Но, по существу, они создают столь же риторическое, условное, лишенное жизни искусство, что и их флорентийские собратья (фрески Т. и Ф. Цуккари в Капрароле, 1559—1566, посвященные прославлению рода Фарнезе, росписи Ф. Цуккари в Ватикане и др. ). 1530), «Мадонна с длинной шеей» (1534–40, обе– галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со св. 1534-1535 Неаполь, Музей). Несомненно, росписи Зала гигантов, как и несколько более поздний «Страшный суд» Микеланджело, навеяны трагическими событиями итальянской действительности.
Иногда Сальвиати достигает такой необычной остроты и конкретности трактовки образа рядового современника, что его портреты могут найти аналогии только у художников венецианской террафермы. Фигуры апостолов, превращенных Понтормо в простолюдинов с грубыми обнаженными ногами и монахов-заказчиков, простонародные набожные лица которых выступают из мрака на заднем плане, вылеплены контрастами светотени с такой пластической осязаемостью и суровой правдивостью, что непосредственно предвосхищают Караваджо. Уффици).
Что за колонна видна на заднем плане. 1460– 1505) и воспитанник братьев отца– художников Микеле (ок.
далеко выходят за пределы проблематики флорентийского маньеризма. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант— 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры.
Принципы изобразительного языка Пармиджанино, приобретающего в «Мадонне с розой» особую утонченность, призваны подчеркнуть идеальность этих образов их непричастность реальному миру. Уже в 1520-е гг. Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». 1573 г. Ватикан) и в знаменитой «Мадонне дель Пополо» (1579 Уффици) грациозность женских образов граничит с манерной кокетливостью их улыбающиеся личики, окутанные дымкой светотени, становятся кукольными, высветленные, почти пастельные тона колорита приобретают слащавый характер. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).
Особое место среди этих росписей занимают фрески Зала гигантов (1532— 1535). в портретах Бартоломео и Лукреции Панчатики. музей, Вена Автопортрет, ок. Этот принцип «змеевидной фигуры» стал одной из главных изобразительных формул маньеризма и полвека спустя был разработан в теоретических трудах Ломаццо. В Рим Пармиджанино вместе с дядями прибыл летом 1524 года.
в Парме: «Мадонна с Младенцем, св. 1523). Это особенно полно раскрывается в скульптурах фонтана Нептуна в Мессине (1547 —1557). Лондон, Национальная галлерея).
Эта работа пригланулась папе Клименту VII, который был удивлен талантом юного живописца. К этому времени Корреджо вечный соперник художника уже уехал. После 1530 г. Понтормо остается чуждым складывающейся придворной культуре в уединении своей мастерской, окруженный непониманием современников, он продолжает одинокие поиски. Творческие поиски Челлини в 1540—1550-е гг. Для его фигур характерны искажённые пропорции и спиральная закрученность поз.
16 в. антиренессансные устремления зарождаются и во флорентийской скульптуре, найдя свое выражение в творчестве Джованни Анджело Монторсоли (1507—1563). Однако в противоположность Бронзино, который был придворным по призванию, Садьвиати, видимо, тяготился атмосферой, царившей при дворах: недаром его близкий друг Вазари рассказывает о резкости и неуживчивости его характера, бесконечных переездах из Флоренции в Рим и обратно (кроме того, около 1540 г. он побывал в Венеции, а в 1554 г. — во Франции), конфликтах с заказчиками. Творч.
Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника. Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче. И в то же время, помещая своих героев па отвлеченном темном фоне, вырывая их из мрака холодным мерцающим светом исходящим из символического «ока», Понтормо переносит действие в некую ирреальную среду. Они идут двумя путями. В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года.
к этой статье). То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Иеронима», Лондон «Мадонна со святыми», Уффици), подчинен стремлению противопоставить действительности мир рафинированно-аристократичной, хрупкой, почти бесплотной красоты, он носит отвлеченный характер и очень скоро обнаруживает узость идейных позиций мастера. И в то же время фрески проникнуты не только трагизмом, но и настроением подавленности, обреченности («Христос перед Пилатом», «Оплакивание»). Многие исследователи попытались сузить понятие «Возрождение», противопоставив ему все итальянское искусство после 1520 г., поставить знак равенства между творчеством позднего Микеланджело, Тициана, мастеров террафермы, Тинторетго и кризисными, упадочными направлениями, объединив их понятием «антиклассический стиль» или «маньеризм». Творческий облик второго основоположника флорентийского маньеризма Россо Фьорентино (Джованни Баттиста ди Якопо ди Гаспарре, 1495—1540) внешне обнаруживает много точек соприкосновения с Понтормо: уже в ранний период (ок. Считается одним из наиболее знаменитых и признанных живописцев первого поколения маньеристов.
Стефаном и Иоанном Крестителем» (ок. галерея, Лондон). 1523, Худож. -историч. Работы в Галуццо свидетельствуют о нарастающей творческой трагедии Понтормо.
Пармиджанино – один из тех художников, чьи имена вызывали бурю споров в эпоху Возрождения. Однако, в отличие от Понтормо и Россо, антиренессансный характер творчества которых выражал пессимистический надлом мировосприятия целого поколения, ощутившего безысходность трагических противоречий итальянской действительности, эстетическая программа Пармиджанино тесно связана с устремлениями складывающейся придворной культуры. Но в середине и второй половине 1520-х гг.
галерея, Йорк портрет с тем же названием, 1525–26, Худож. -историч. Синтезом этих исканий является роспись в вилле Медичи в Поджо-а-Кайяно (1520—1521), которая принадлежит к числу самых значительных, эстетически совершенных и необычных произведений флорентийского Высокого Возрождения. Микеланджело, ряд мастеров Венеции и террафермы решают в обстановке все сгущающейся феодальной реакции новые проблемы, которые ставила перед ними действительность, тему трагической сложности взаимоотношений личности и мира, с гуманистических ренессансных позиций.
На первый взгляд Пармиджанино дословно цитирует фрески Камеры ди Сан Паоло. На рубеже 10—20-х гг. Так, портрет Андреа Бандини (Филадельфия, собрание Джонсон), в котором внутренняя утонченность, лихорадочное беспокойство сочетаются с бюргерской обыденностью облика, вызывает в памяти портреты Морони. В поздний период Челлини, потерявший популярность в придворных кругах и почти целиком посвятивший себя литературным и теоретическим трудам испытывает острое разочарование в своих идеалах, пессимистическую подавленность, что находит отражение в его последней работе — «Распятии» (1562 церковь Эскориала). А. С. Пушкина 1550-х гг., а также фрески в капелле Элеоноры в Палаццо Веккьо (1545 —1564) и в церкви Сан Лоренцо (1567—1569).
1522—1523). Но одновременно, как реакция на чрезмерную условность, появляется и тяготение к жанровым мотивам (например, панно Страдано «Лаборатория алхимика» и Алессандро дель Барбьере «Мастерская ювелира» в Студиодо Франческо I или фрески Б. Почетти). музей, Вена), написанного на дерев.
По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха «преодолевающего боль».
Но, в отличие от Челлини, Амманати строит выразительность статуи не на поэтической передаче жизни тела, которое он трактует с несколько отвлеченной обобщенностью, а на музыкальности созвучий гибких, волнообразных ритмов, абстрактной красоте плавных, текучих линий силуэта. Еще большей противоречивостью отмечена алтарная композиция «Христос в Эммаусе» (Уффици), написанная в 1525 г. для того же монастыря в Галуццо. Таковы росписи и панно потайного рабочего кабинета, так называемого Студиоло, Франческо I (1570—1573) в Палаццо Веккьо, выполненные Аллори, Нальдини и другими учениками Вазари и Бронзино.
процесс– непрерывный и изменчивый, нацеленный на преобразование материи. Смятение, пессимистический надлом раннего маньеризма уступают место холодной официальности эстетические идеалы приобретают все более отвлеченный, безжизненный характер, всецело подчиняются нарочито произвольной формальной схеме — «манере», как ее называют теоретики того времени творчество художника оказывается скованным целой системой догм и канонов. В его работах 20-х — начала 30-х гг. Близость к Корреджо сказывается и в первом монументальном цикле Пармиджанино — фресках церкви Сан Джованни Эванджелиста (1519/22) и в замечательных росписях одной из комнат замка в Фонтанеллато близ Пармы, которые обычно датируют 1530-ми гг., хотя часть исследователей убедительно доказывают, что они написаны в 1523 г. В росписях в Фонтанеллато Пармиджанино используя мотивы фресок Корреджо в монастыре Сан Паоло, как бы раздвигает стены помещения, превращая зеркало плафона в покрытое облаками небо, распалубки свода — в зеленый шатер, а люнеты — в своеобразные лоджии, где на фоне неба, воды, деревьев изображены нимфы, охотники с собаками испуганные олени, развертываются эпизоды легенды о Диане и Актеоне. В его искусстве нарастают бесстрастие и холодная отвлеченность (рельефы хора Флорентийского собора 1553 г., статуи Адама и Евы во флорентийском Национальном музее). 1476– 1545), П. рано проявил большую одарённость исформировался во многом самостоятельно.
Вместе с тем картина полна тщательно выписанных и весьма правдоподобных деталей. По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха, «преодолевающего боль». Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). Господствующими жанрами в живописи становятся парадный портрет и «истории» — грандиозные многофигурные росписи, посвященные религиозно-мифологическим темам или восхвалению правящих династий в пластике преобладает тип декоративной парковой или фонтанной скульптуры. Маццола, Mazzola) Франческо (Джироламо Франческо Мария) (11. 1. 1503, Парма– 24. 8. 1540, Касальмаджоре близ Пармы) итал. Жесткой регламентации подвергается и изобразительное искусство.
Первую картину— «Крещение Иисуса»— написал в шестнадцатилетнем возрасте. Вазари писал о нем: «. С остротой и лаконизмом, достойными реализма 17 в., написан и натюрморт на столе. Значит.
Но в зарубежном искусствознании 20 в., в котором «проблема маньеризма» заняла одно из центральных мест, этот термин получил весьма произвольное толкование. Еще менее удачен памятник отцу Козимо I, кондотьеру Джованни делле Банде Нере (1540-е гг., площадь Сан Лоренцо). В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Но художник бежал вместе со своими лучшими друзьями в городок рядом с Пармой.
Наиболее типичным мастером монументальной живописи Флоренции является упоминавшийся как архитектор и автор известных «Жизнеописаний» Джордже Вазари (1511 —1574), цикл росписей которого в Палаццо Веккьо, посвященный Медичи (1554—1572), концентрирует в себе все отрицательные черты декоративной живописи маньеризма. Это отчетливо сказывается в знаменитом автопортрете (ок. В идиллическом «Отдыхе на пути в Египет» (ок.
Предварительные модели статуи (Флоренция, Национальный музей), которые являются выдающимися памятниками мелкой пластики 16 в., позволяют проследить постепенную кристаллизацию замысла Челлини. Художник наделяет своих героев то тревожной взволнованностью, то особой нервной утонченностью и меланхолической самоуглубленностью. Художник внушает зрителю, что перед ним – существо высшего порядка. Ангела, 1540-е гг. ).
Формирование живописи зрелого маньеризма тесно граничит с Флоренцией, где ее крупнейшим представителем является Аньоло Бронзино (1503 —1572), ученик и близкий друг Понтормо, уже в конце 1530-х гг. Особое место в творчестве Пармиджанино занимают и его рисунки. И таким образом зака так и не был завершен. Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна. Одновременно увеличиваются точки соприкосновения между итальянским маньеризмом и придворным искусством других европейских стран: школой Фонтенбло во Франции, романистами в Нидерландах и т. п. (хотя так называемый «маньеризм» в других европейских странах существенно отличается от итальянского).
Так, Себастьяно дель Пьомбо в своих многофигурных композициях выступает как эпигон Микеланджело, ученики Рафаэля — Джулио Романе и другие — разрабатывают формальные моменты утонченной декоративной системы монументальных росписей своего учителя (росписи Перино дель Вага в замке св. Итальянский художник и гравер эпохи Ренессанса, работал в стиле маньеризма.
Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Урбинского». Формирование Понтормо-художника граничит с лучшими традициями флорентийского искусства. «Обращение Савла» по мнению искусствоведа Паолы Росси «по силе преображающей реальность фантазии и формальной отвлечённости» не имеет прецедентов. «Нам запрещено читать почти все», — пишет по этому поводу некий кардинал Латини. В ранних работах– росписях капелл в ц. Сан-Джованни-Эванджелиста в Парме (1522) и стуфетты Паолы Гонзага в замке Рокка-Санвитале в Фонтанеллато (ок.
Мастер разработал огромное количество вариантов этого фонтана — от торжественно-репрезентативных фонтанов Нептуна (1564—1567 Болонья) и Океана (1573 сады Боболи во Флоренции) до камерного шутливо-гротескного фонтана Венеры (1573 там же). П. становится одним из самых ярких выразителей эстетики маньеризма (см. господствуют настроения смятения, пессимистической подавленности. Свободой скульптурной лепки, внутренней динамичностью отличаются его небольшие модели для фонтанной скульптуры (например, для скульптур фонтана Океана начала 1570-х гг. ). музей, Вена «Мадонна с розой», 1529–1530, КГ, Дрезден и др. ).
полусфере и представляющего фигуру в намеренном искажении (пример анаморфозы), П. создал целую галерею портретов, отличающихся обилием аксессуаров, сложными композициями с фоном-средой (портрет Лоренцо Чибо, 1525, Гос. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). маньеризма. Но здесь случились неприятности, все его картины были украдены.
1522 —1524 Венский музей), в котором молодой художник с виртуозным мастерством решает причудливую задачу изображения не самого человека, а полусферического зеркала, своеобразно преломляющего его облик. Рисование портретов Пармиджанино отдельная часть в его творчестве. Эстетический идеал зрелого маньеризма полностью оторван от действительности, отличаясь отвлеченностью и нежизненностью. По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Историки 17 в., начавшие широко пользоваться понятием «манера», чаще всего применяли его к творчеству эпигонов Рафаэля и Микеланджело и вкладывали в него отрицательный смысл.
фам. В своей первой значительной работе — фреске «Встреча Марии и Елизаветы» (1514—1516 церковь Санта Аннунциата) — Понтормо выступает как типичный мастер флорентийского Высокого Возрождения. Так, колоссальная скульптурная группа Бандинелли «Геракл и Какус», поставленная в 1534 г. на площади Синьории и претендовавшая на соперничество с «Давидом» Микеланджело, лишена и героики и подлинной монументальности: статуи отличаются натуралистической грубостью, неестественная и неоправданная напряженность мускулов делает фигуру Геракла скованной и одеревенелой, лица уподобляются гротескным маскаронам, общий силуэт группы крайне невыразителен. Формирование маньеристического направления в скульптуре также тесно граничит с Флоренцией.
Все это приводит к господству в его монументальной скульптуре такого обилия штампов и шаблонов, какого мы не найдем ни у одного другого скульптора 16 в. Особенной шаблонностью отличаются его конные статуи: памятник Козимо I (1587—1594) и Фердинандо I Медичи во Флоренции (1608). Нерона в Риме иросписей Рафаэля в ватиканских Лоджиях и на Вилле Мадама. П. воспринимал худож. Стремясь подчеркнуть холодную идеальность образов, он приходит к нарочитой суммарности трактовки объемов, предельной заглаженности поверхности мрамора (излюбленного материала Бандинелли) идеальной плавности контуров, что придает скульптурной форме отвлеченность, лишает ее пластической наполненности. творчество как алхимич. Сходные черты определяют и гравюры П. – он стал одним из первых европ.
Первые портретные работы мастера— «Резчик драгоценных камней» (конец 1510-х гг. Рано снискал славу, был поклонником и продолжателем идей Микеланджело и Рафаэля. 1539– 1540, КГ, Дрезден).
Уже в этой ранней работе Понтормо выступает и как мастер большой эмоциональной силы. В 1531 году Пармиджанино возвращается в свой родной город Парму.
1469– после 1529) и Пьера Иларио (ок. Лувр), «Двойной портрет» (Флоренция, собрание Гвиччардини), для которых характерна особая внутренняя яркость, эмоциональная приподнятость образов, еще близки портретам Андреа дель Сарто. Вспышка света, повергшая гонителя христиан Савла наземь, озаряет тревожный пейзаж.
Для большего эффекта художник сознательно искажал пропорции человеческого тела, делал их на вид очень хрупкими и придавал загадочное выражение лица. В работах Монторсоли с этого времени появляется повторение многих композиционных схем Микеланджело и даже прямое заимствование (например, «Пьета» в церкви Сан Маттео в Генуе). В это время маньеризм уже выходит за пределы флорентийско-римского круга и к концу века становится господствующим направлением в придворном искусстве как на севере страны — в Милане, так и на юге — в Неаполе, проявляясь не только в живописи, но и в скульптуре, отчасти в архитектуре (Амманати, Вазари). стилем, в котором претворились впечатления, полученные от декораций «Золотого дома» имп. Иеронима» (1527, Нац.
1543—1544 Лувр). Первым его учителем был Леонардо да Винчи, а около 1512 г. юноша становится помощником Андреа дель Сарто. Лучшие из них — цикл «История Камилла» в Зале аудиенций Палаццо Веккьо (начатый в 1544 г. ), фрески в Сан Марчелло дель Корсо в Риме (конец 1540-х гг. ) —выгодно отличаются от других монументальных росписей маньеристов своей изысканной декоративностью. Они несут явственный отпечаток кризисности мировосприятия мастера: образ человека в них лишен яркой характерности и полнокровности, репрезентативность создается обычно не героической значительностью образа, а великолепием и пышностью аксессуаров (портрет графа Джан Галеаццо Сан Витале, 1524 Неаполь, Музей).
Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. Пармиджанино преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения. Таковы, например, рисунки Луки Камбиазо, заменяющего головы человеческих фигур отвлеченными кубами или чудовищные «сюрреалистические» аллегории времен года, четырех стихий, пейзажи Арчимбольдо, составленные из фруктов и овощей.
П. оказал большое влияние на итал. Вот таким образом у большинства ранних маньеристов ощущение разлада с окружающей действительностью перерастает в разочарование в действительности и ренессансных идеалах, в стремлении отгородиться от реального мира, от его противоречий. — в Испании (Пеллегрино Тибальди, Помпео Леони, Федериго Цуккари). 16 в. начинает формироваться новое направление, которое обычно определяют понятием «маньеризм». Герои Понтормо расположились в непринужденных, естественных, полных счастливой беззаботности позах у каменного парапета, над которым на фоне светлого неба склоняются лавровые деревца. Оно определяет основной мотив композиции, одновременно грациозный и простой, вносящий в фреску тонко почувствованную поэзию жизни природы: юноша и девушка, сидящие на парапете, сгибают лавровые деревца, которые, склоняясь, вторят изгибу люнета и центрального окна и наполняют фреску трепетом своих тонких веток и удлиненных листочков.
В 1527–31 П. работал в Болонье, где в его произведениях появляется элемент религ. Таков портрет неизвестной молодой женщины (так называемая «Антея», ок. Синтезом исканий этих лет является знаменитая «Мадонна с длинной шеей» (1534—1540 Уффици), в которой все нарочито причудливо и нереально: и неправдоподобно вытянутые пропорции тела мадонны, его странный волнообразный изгиб и сверхъестественный пространственный разрыв между недописанным архитектурным фоном и фигурами мадонны и ангелов на первом плане и переливчатый холодный колорит. По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Умело используя иллюзионистические эффекты, Джулио Романо превращает плафон и стены зала в единую композицию изображая картину грандиозной катастрофы: пораженные молниями Юпитера, с облаков стремительно низвергаются гигантские тела, на которые обрушиваются разлетающиеся на куски колонны, огромные скалы. Особенно неудачными, судя по свидетельству Вазари, были разрушенные в 18 в. фрески в церкви Сан Лоренцо, которым мастер посвятил последние десять лет жизни (1546—1556).
С решением ее граничит самое замечательное произведение Челлини —бронзовая статуя Персея (1545 —1554 Лоджия деи Ланци, Флоренция). Второй значительной фигурой флорентийского искусства является ученик Андреа дель Сарто Франческо Сальвиати (1510—1563), который наряду с Бронзино выступает как крупнейший портретист Флоренции этого времени и одновременно как. Нарочитая неестественность и манерность поз, слащавая красивость образов, отвлеченная орнаментальность композиции, налет рассудочности и холодной эротики отличают его «Аллегорию» (1540-е гг. В 1559 г. издается индекс запрещенных книг, в который попали имена Боккаччо, Ариосто, Макиавелли накладывается вето на всю продукцию шестидесяти одной типографии. Сын художника Филиппо Маццолы. Особый круг проблем разрешает в своем творчестве наиболее значительный из поздних маньеристов — урбинский художник Федериго Бароччи (1535 — 1612).
1539 г. Флоренция, Национальный музей). Сын пармского живописца Филиппо Маццола (ок. В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года.
Так, Ломаццо пишет: «Благоразумный художник изображая властителя, должен придать ему благородство и достоинство, если даже на самом деле он не таков». Но в статуях Харибды и особенно Сциллы, могучее, полное колоссального напряжения тело которой изгибается в отчаянной попытке разорвать цепи, а запрокинутое лицо искажено воплем бессильной ярости, Монторсоли достигает трагической патетики, предвосхищая наиболее драматические образы скульптуры барокко. Зависимость от эстетических идеалов маньеризма сказывается и в первом из дошедших до нас произведений Челлини-скульптора — рельефном люнете—так называемой «Нимфе Фонтенбло» (ок.
варианты во флорентийском Национальном музее и Лувре). мастеров, обратившихся к офорту с его живописными возможностями. В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино.
Жизнь Франческо никогда не шла по прямой. Отчасти Амманати удается решение этой задачи. Увлекшись экспериментами с алхимией, стремительно «эволюционировал» из многообещающего молодого художника в разочарованного и оторванного от жизни старика. Известная независимость от дворов определяет характер его портретов.
В противоположность парадным портретам Бронзино портреты Сальвиати (созданные в основном в 1530—1540-е гг. ) носят более частный интимный характер. От нидерландского искусства он унаследовал жанровые мотивы (статуэтка «Птицелов», Флоренция, Национальный музей) и стремление к натуралистической иллюзорности, сказавшееся в его известных скульптурных изображениях птиц и декорации гротов виллы Кастелло. Джованни да Болонья с полным безразличием относится даже к сюжетам своих работ. 16 в. и включает в себя творчество ряда живописцев (в меньшей степени — скульпторов и архитекторов) римско-тосканского и эмилианского круга.
Постоянное «общение» со ртутью, непрерывное вдыхание ее паров довело живописца до горячки и поноса и он сгорел буквально за несколько дней. Произвольным и условным становится и изобразительный язык. Позже художник заболел лихорадкой и оставил искусство, вскоре Фарнческо скончался. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант— 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок.
Отказ от ренессансного реализма, стремление противопоставить действительности мир субъективной фантАзии художника (который один из теоретиков маньеризма, Федериго Цуккари, позднее назвал disegno interno — внутренним рисунком), приводит к характерному для живописи раннего маньеризма подчеркнутому субъективизму, нарочитому искажению пропорций человеческой фигуры и подчинению ее произвольной линейной схеме иррациональности построения пространства, отвлеченности цвета, одностороннему культу рисунка. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Это накладывает отпечаток и на его творчество.
В еще большей мере человеческая фигура подчиняется условному маньеристическому канону в скульптурах фонтана Нептуна на площади Синьории (окончен в 1575 г. ). Вот таким образом он в противоположность своим современникам стремится к свободе живописной манеры, утонченности колористических решений (недаром биографы Бароччи рассказывают, что он сравнивал колорит с музыкой и создание новой картины начинал с эскизов в красках). художник, рисовальщик и гравёр.
Придворное искусство, складывающееся в этих условиях в Италии 40—90-х гг. Но уже в ранний период Пармиджанино отходит от ренессансных традиций. После недолгого пребывания под арестом, Пармиджанино освободили под обещание закончить работу над церковью. Первый из них охватывает 20—30-е гг.
Еще одна картина, считающаяся центром итальянского маньеризма, это «Мадонна с длинной шеей». Она достигает своего апогея в 50—70-е гг. Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио. Кульминацией всех поисков Амманати этих лет является небольшая бронзовая статуя Венеры для Студиоло Франческо I (1571), которая в наиболее отточенной и абсолютной форме воплощает холодный и рафинированный идеал флорентийского маньеризма второй половины 16 в. Наряду с моделями Персея Челлини она принадлежит к самым замечательным памятникам итальянской скульптуры малых форм 16 столетия. Росписи свода арки и апсиды в ц. Санта-Мария-делла-Стеккатав Парме (1531–39) отличаются более классич.
Похоронили его, как он и завещал, абсолютно обнаженным, с архипастырским кипарисным крестом на груди, в церкви братьев-сервитов неподалеку от Пармы и Казаль-Маджоре. Такая же искусственность характеризует и его большую алтарную композицию «Сошествие Христа в чистилище» (1552 Флоренция, музей Санта Кроче) и ряд картин на тему «Святое семейство», в том числе картину музея изобразительных искусств им. Высветленный колорит, построенный на диссонансах холодных, прозрачных тонов—розовато-красного, бледно-лилового, светло-голубого, зеленого, — увеличивает ирреальность всего изображенного. в капелле Медичи в качестве помощника Микеланджело. 16 в. во Франции (Россо, Приматиччо, Никколо дель Аббате, Серлио, Челлини) и в 80-х гг. После возвращения в 1545 г. во Флоренцию Челлини окончательно посвящает себя скульптуре.
С одной стороны, Челлини, опираясь на идеи Леонардо и Микеланджело, стремится решить проблему создания скульптуры, развивающей движение фигуры в пространстве и требующей кругового обхода и ряд его работ является экспериментом на эту тему — например, «Нарцисс» (1540-е гг. ) и бюст Козимо I (1548 Флоренция, Национальный музей). языка обогатили живописную практику не только маньеристов, но и ведущих мастеров венецианского Позднего Возрождения: П. Веронезе, Я. Тинторетто, Я. Бассано и др. В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено. Вена, Художественно-исторический музей).
Недаром во многих его портретах блестяще, с натуралистической иллюзорностью выписанные аксессуары привлекают более пристальное внимание художника и становятся более выразительными, чем лицо таково великолепное парчовое платье в уже упомянутом портрете Элеоноры с сыном или виртуозно написанная прозрачная полосатая ткань в женском портрете из Турина (1550-е гг. ). ПАРМИДЖАНИНО (Parmigianino наст. Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»). Наряду с Флоренцией декоративная живопись получает огромное распространение в Риме, где крупнейшими мастерами этого жанра являются братья Цуккари: Таддео (1529 —1566) и уже упоминавшийся как теоретик Федериго (1542/43 — 1609), бывший настоящим диктатором художественной жизни Рима второй половины 16 в. В отличие от Вазари и Сальвиати в своих декоративных росписях Цуккари больше ориентируются на традиции школы Рафаэля. Его репрезентативные, виртуозные по исполнению портреты принадлежат к числу самых ярких страниц искусства зрелого маньеризма. Так, в его ранних композициях «Мадонна с четырьмя святыми» (1518 Уффици), «Мадонна со святыми» (Вольтерра), в ряде рисунков появляются причудливые образы аскетов с преувеличенно вытянутыми пропорциями тела, неправдоподобно маленькими, словно иссохшими головами, подчеркнуто экспрессивными жестами выразительность строится на взбудораженности и переусложненности ритмов как бы ломающихся складок, резкости красочных сочетаний. Но в ряде портретов Сальвиати — «Неизвестный с письмом» (Уффици), «Неизвестный» (Рим, галлерея Корсини), «Мужской портрет» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Сальвиати-портретист является антиподом Бронзино.
В нем преобладает живописно-декоративное начало, прихотливая игра линий и пятен светотени («Купание Дианы»). В этих условиях в изобразительном искусстве уже в 20-е гг. Но, с другой стороны, Пармиджанино сумел уловить в душе современника внутренний надлом, смятение, беспокойство и это сообщает ряду его портретов тревожную одухотворенность, нотки затаенной душевной боли (так называемый «Автопортрет», ок. 1540, Нац.
Но основа поисков Бароччи является глубоко реакционной. Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна. Вазари называл «Обращение» «редкостнейшим произведением». Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. патетики («Обращение св.
1522—1523). Уже в 20-е гг. Особенно сильно сказывается кризис в самой грандиозной из работ Джулио Романо (1492/99 — 1546) — росписях построенного по его же проектам палаццо дель Те в Мантуе, выполненных в 1528 — 1535 гг.
Это накладывает отпечаток и на его портретное творчество середины 1520-х гг. Girolamo Francesco Maria Mazzola 11 января 1503, Парма – 24 августа 1540, Казальмаджоре). Его композициям свойственны монументальная широта и торжественность, герои — стройные, сильные фигуры, задрапированные крупными складками одеяний, — величавы и прекрасны их позы и жесты отличаются безупречной пластической красотой. «Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) — последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело.
Павла», 1527–28, Худож. -историч. худож. Этот термин происходит от итальянского слова «maniera» (манера).
Стремясь подчинить себе духовную жизнь страны, подавить всякий проблеск протеста в народе и кругах прогрессивной интеллигенции, папство, не ограничиваясь террором, вводит целую систему контроля над всеми областями идеологии, разработанную Тридентским собором (1545—1563). 1523) заметно стремление, отталкиваясь от принципов Корреджо (в мастерской которого П. работал в1518), обрести собств. Папа Навел III Фарнезе (понтификат 1534—1549 гг. ) вводит церковную цензуру, восстанавливает деятельность инквизиции в 1540 г. возникает орден иезуитов, который становится авангардом католической реакции. Он взял заказ на роспись церкви братства делла Стуката, но за его не выполнение был отправлен в тюрьму. Недаром, посылая герцогу Пармы бронзовую реплику «Похищения сабинянки», он писал, что группа может считаться и изображением похищения Прозерпины или Елены, так как, создавая ее, он стремился показать лишь «ученость и знание искусства». Этот портрет женщины, наверное, это самая светлая работа в творчестве художника.
Уже в эти годы маньеризм определяется как направление, противостоящее передовым, основанным на ренессансных традициях устремлениям итальянского искусства. Лишь немногие из них: так называемый «Поджо Браччолини» (вероятно, автопортрет Рим, галлерея Колонна), «Кардинал Червини-Спанокки», который ранее приписывался Понтормо (Рим, галлерея Боргезе), портрет скульптора (Вена) — выдают стремление к торжественности и репрезентативности. Располагая группу людей тесным полукругом, Понтормо пронизывает ее сильным движением, превращая во взволнованную толпу фигурам Марии и Елизаветы он сообщает порывистость, почти стремительность, раскрывающую большое и искреннее чувство. 16 в. сказывается и в искусстве Рима. Таков портрет юноши в Лукке (Алессандро Медичи. ), написанный около 1525—1526 гг. илл.
В «Положении во гроб» и «Встрече Марии и Елизаветы» — последних своих значительных произведениях — Понтормо выступает как один из основоположников маньеризма. один из ведущих, мастеров монументальной живописи. В росписях стуфетты, воспроизводя тему и структуру росписей Корреджо в мон.