«мадонна с Младенцем под яблоней» — картина немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего из собрания Государственного Эрмитажа. Картина «Мадонна с младенцем под яблоней» была совершенством использования новых методов живописи и изображения женщины. Среди шедевров мастера – «Венера и Амур» (1509), принадлежащая к раннему периоду творчества и «Мадонна с младенцем под яблоней» (ок. 1525).
Пейзаж многозначный и впечатляющий. А вот общеизвестный символ любви – Венера, написан ещё по-новому. В ином несколько роде Мадонна в винограднике, странную композицию которой нужно, кажется, объяснить тем, что перед нами лишь вырезок из большой картины. Искуплён грех.
Произошло это, возможно из-за сближения двух латинских существительных: malum (яблоко) и malus (зло). А в целокупности картина изображает вседневную Бесконечность. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного.
Отличается и от всех Мадонн Кранахов и всех изображённых ими женщин. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Вверху голого древа, далее, опять раскидистой ветвью цветёт жизнь.
В этом сюжете привлекает яблоня. Все до одного. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. В «Женском портрете» (справа) запечатлено лицо, встречающееся во многих работах Кранаха. В картине «Венера и Амур» Кранах первым в немецком искусстве изображает обнаженную фигуру античной богини (до этого так показывали только Еву), что явилось важным шагом но пути утверждения гуманизма в Германии.
Вот как ещё утвердил Кранах Старший земную и небесную жизнь. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место.
В этой работе Кранаха уже намечаются черты кризиса ренессансных представлений о разумной гармонии: изысканные линеарные соотношения вытесняют моделировку объемов (как в картине «Венера и Амур»), преобладают поиски чисто эстетического образа красоты (эффектное сопоставление красного контура модной в то время шляпы с зеленым цветом занавеса), что свидетельствует об утверждении в придворном искусстве Германии маньеристического стиля. Однако произведение пронизывает ренессансное светское мироощущение – Мария предстает в образе изысканной дамы, с характерным для многих героинь Кранаха узким, удлиненным разрезом глаз. Задний план картины выходит на первый, начинает в восприятии главенствовать.
Ренессансное мироощущение пронизывает и картину «Мадонна с младенцем под яблоней» (слева). В правой ручке Богомладенец держит хлеб, что указывает на великое таинство тела Христова. Не потому ли Кранах Старший выделил у Младенца органы слуха крупно. Мужчины у Кранахов и, прежде всего, владыки Германии богаты телами, одеждами. В этот високосный, две тысячи шестнадцатый год, когда цветение было каким-то лавинным, когда ветки яблонь из-за обилия на них цветов были похожи на неохватные праздничные гирлянды, когда зацвели разом и яблони и черёмуха и вишня и акация и сирень и цвели долго, а кусты в густоте собственной зелени выглядели как холмы, а деревья как горы, вспомнилась «Мадонна с Младенцем под яблоней», написанная Кранахом в двадцатых годах шестнадцатого столетия и вполне, оказывается, отразившая природную жизнь, современную тоже. Кранах Лукас Старший 1472-1553.
Одежда Мадонны соответствует одежде немецких аристократок. Одежда Мадонны соответствует одежде немецких аристократок. И такое, оказывается, бывает.
Сдержанность в порицании. Конечно, рассуждать о картине «Мадонна в винограднике» с какими-то безусловными выводами – нельзя, хотя бы потому только, что она не полная, частично утрачена. Яблоко и булка в руке младенца — два очевиднейших символа: с одной стороны — первородного греха, с другой — хлеба Евхаристии и спасения, этот грех искупляющего.
Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. Она влечёт к себе тёплой радостью. Порок преодолён, о чём свидетельствуют хлеб в ручках Младенца и райское яблочко. Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии замком и горами. зПДЩ УПЪДБОЙС: НЕЦДХ 1520-1526.
Плоды вместо того, чтобы быть соблазнительными наливными боками, показаны стопочками. Виноградник – Земля. Конечно же, «Венера и амур» – ренессансная классика. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи.
Это одна из немногих дошедших до нас работ мастера. Холст, масло, переведено с дерева. Зачастую, даже в фигурах вроде благообразных, пальцы рук, ладони женщин изображены похожими на те ласковые мягкие лапки, какими Искуситель подал яблоко Еве, чего не скажешь о руках Мадонны или запечатлённых на картине «Мистическое обручение» руках Екатерины, Доротеи и других Святых. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии – замком и горами. Это не аллегория и не портрет в полном смысле слова, но как бы воплощение образа «прекрасной дамы».
Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Трезвое понимание жизни. нЕФПДЩ, ФЕИОЙЛБ: ИПМУФ (РЕТЕЧ У ДЕТЕЧБ), НБУМП 87И59 УН. В этой картине тоже всех символов не перечислить, тем более уверенно разгадать.
На картине «Мадонна в винограднике» за спиной Младенца изображена подпорка плодоносящей виноградной лозы в форме креста, виноградные кисти в изголовье Марии и виноградная кисть в её ладони – символы жизни и смерти, кисти, прикреплённые к древу и кисть срезанная, сорванная или снятая, как в грядущем будет снят с Креста умерший на нём её Сын Христос. В каждом предмете символы. Крест – ось. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером.
Снятый виноград – это труды Творца. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Надумавшись всякого – о непохожем представлении немцами идеала женской красоты и неожиданном прорыве Кранаха Старшего в изображении плоти, отсутствии в письме дидактизма и назидательности – невзначай повернулся к просмотренным ранее картинам, потом опять посмотрел на «Венеру с амуром» и вот тут-то в сравнении ощутилось, как внутренне напряжена картина и как умеет властвовать над мужчиной женская плоть. Там, где селился искус, живёт святость. Почувствовать счастье, созерцая картину, написанную немецким художником, почитай, полтысячи лет назад.
Руки Венеры и Евы тоже почему-то изящные.
Пушкина в весенние месяцы. Картина «Адам и Ева. Противоположность всему увиденному составляют мужские портреты.
Характерное для гуманистов обращение к античным образам, связь с традицией итальянского Возрождения (постановка фигуры Венеры навеяна образом Евы в картине Дюрера «Адам и Ева», Дюрер же заимствует ее в искусстве Боттичелли) сочетаются в произведении с осторожностью и сомнением. Кранах изобразил античную богиню красоты и любви обнаженной, ее бедра обвиты прозрачной лентой. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Называется она «Мадонна с Младенцем под яблоней» (1526), хранится в Государственном Эрмитаже.
Между двумя «Мадоннами», полных разнообразных красок, привлекает картина совсем других тонов и настроения – «Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина)», тоже кисти Лукаса Кранаха Старшего. Скорее всего именно вот таким образом место, где должны находиться ступни Христа, – средокрестье нижнее – расположено на уровне глаз зрителя, чтобы восприниматься первым, в то время как верхнее средокрестье замечается только потом, для чего надо поднять глаза и рассмотреть поперечину посреди резных листьев и мысленно дописать Крест, воспроизведя надпись на табличке, которой здесь нет: «Иисус Назарей, Царь Иудейский». Плод питается соками земли через плодоножку, а через стопочку внимает небесный свет. Не берусь утверждать, тем более с нахальным употреблением так распространённого в культурной среде словечка «переосмыслил», но Кранах Старший изобразил иначе известный библейский сюжет, а правильнее сказать, соединил глобальные сюжеты «искуса» и «святости», сопряг духовное с земным. Однако Гольбейн дополняет эти мотивы декоративными деталями. Мир известных страстей, выражений. Церковная символика (яблоня – дерево Евы, первородный грех которой искупает Мария корочка хлеба в руке младенца – обозначение тела Христа) не снижает общего гедонистического характера произведения, где молодая красавица, воплощающая земные чары и радость материнства, словно царит в природе.
Светлая Божья Матерь и полный жизненной силы Сын. И в чём о них твоя недодуманность.
Воспевание красоты нагого тела получает здесь особое развитие и претворение. Всецело принимаешь образы с желанием всегда носить впечатление о них с собой. Они прочны, плодовиты. Она во многом перекликается с первой.
Вторая картина, забравшая внимание, тоже Мадонна с Младенцем, но под яблоней. Лукас Кранах старший (1472-1553) Мадонна с Младенцем под яблоней 1520-1530. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Прямым намеком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха.
Заумь понимания невзначай исправила действительность. Подобно Боттичелли, произведения которого Лукас мог видеть во время своей поездки по Италии, немецкий художник поставил богиню любви на черный гладкий фон, очевидно из желания дать ей б. льшую статуарность, рельефность. Немецкая живопись XVI – XVIII веков. Бродский, сосчитавший точно все яблоки, прекрасен тут своей метафорой — или ненамеренной ошибкой: когда мы смотрим на картину, мы видим, что никакой накидки из начала стихотворения на картине нет, вместо нее — рыжие волосы, но хитроватый прищур и ощущение лисы присутствуют. В той же культуре Востока, как известно, это – свидетельство святости. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. «Крестьянин покупает молодую куртизанку», «Старуха соблазняет молодого человека за деньги» – рот у крестьянина большой, страшный, сладострастная старуха ещё более неприятна.
Мадонна с младенцем под яблоней Между 1520-1526. Мадонна с младенцем под яблоней Это не икона, а картина немецкого художника и графика эпохи Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472 – 1553). Лукас Кранах (Старший).
Кранах был посаженым отцом на их свадьбе. И тот, что в руке Младенца. Отделка, торжественно-храмовые своды «Пушкинского» приуготовляют к встрече с Кранахами заранее, настраивают на философский лад.
Слева от Мадонны виден пейзаж с горным озером и небольшим замком на скале. Изящно, тонко, неожиданно. Хранящийся в Эрмитаже портрет – одна из последних работ Амброзиуса Гольбейна (1495–1520), талантливого, рано умершего художника. бЧФПТ: лТБОБИ мХЛБУ.
О чем и гласит латинская надпись: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей слепой душой овладеет Венера». У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Диво. Его не почувствовать, рассматривая отдельно мифологическую богиню и вообще ничего не почувствовать, кроме удивления отличной от прежних работ техникой, способом изображения символа подлинно плотской любви.