В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). 318). Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Тиссена-Борнемисы инв.
В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Картина создана около 1450 года. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. Все фигуры вписаны в пирамиду. В интерпретации Париса Бордоне фигура Иоанна приобретает некоторую уплощенность.
В близкой по времени "Мадонне Бенуа". На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Рафаэль не завершил её, хотя «Прекрасная садовница» подписана и датирована. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. ГМИИ 1961, с. 22 Ротенберг 1967 ил. Вот таким образом, когда я смотрю на эту картину, складывается ощущение чего-то неправдоподобного, будто передо мной не религиозный сюжет, а античный, слишком вычурный и имеющий «сладкий» оттенок. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил тем же годом датирована его «Афинская школа».
– Тициан) Passavant 1851, S. 3, 9, Taf. «Прекрасная садовница» или «Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа» написана в 1507 году Рафаэлем Санти. Путеводитель ГМИИ 1994, с. 100 Guidebook 1995, р. 99 Кат. Над Мадонной в изящном люнете в форме полумесяца художник расположил Бога-Отца, который держит одной рукой весь земной шар, а другая поднята в благословляющем жесте.
В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). 14). Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. Платье Богоматери написано ярко-красной краской.
Здесь господствует сумеречный тон, фигуры словно выхвачены из мрака. Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Перед нами картина, на которой изображена молодая Мария – это образ полного одухотворения. Уже тогда картина числилась за авторством Понтормо атрибуция получила подтверждение в начале XX века, когда в Кабинете рисунков галереи Уффици был обнаружен подготовительный рисунок Понтормо к этой картине, который был опубликован в 1916 году. Выбор святых в сцене определялся условиями заказа. Из Сиены полотно совершило путешествие ко двору Франциска I, став одним из первых произведений Рафаэля во Франции, где скоро стало объектом поклонения и подражаний. В каталогах королевских собраний картина долгие годы числилась как «Святая Дева в платье крестьянки», пока искусствовед Пьер Жан Мариетт в 1720 году не дал ей более романтическое название «Прекрасная садовница». Прелестный образ Девы Марии дышит спокойствием и умиротворением. Духовная и физическая красота находят воплощение в облике Богоматери, дивный лик которой светится бесконечной любовью к Сыну.
Вот таким образом, когда мы смотрим на картину, то внимание притягивает мелочь. Что же определяет искусство Боттичелли. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи. Складывается ощущение, будто мы находимся в реальной окружающей действительности.
Кат. Mariani Canova 1964, р. 108 Путеводитель ГМИИ 1980, С. 23-24 ил. Медарда Нуайонского4. Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах. В данной работе художник проявляет все свое мастерство.
Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. На нимбе епископа написано S. VSPIS— часть надписи скрыта епископской митрой и расшифровке не поддаётся. Brera 1990, p. 84 Альбом ГМИИ 19896, 99 ил. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции.
В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Выставляется в здании Большого (Старого) Эрмитажа в зале 207. Позже «Прекрасную садовницу» приобрел король Франции Франциск I. Эта картина известна в первую очередь своей гармонической и пропорциональной балансировкой поз фигур и высоким качеством представления всех элементов, – в частности, лица Богородицы, которое послужило моделью красоты для многих поколений художников. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне.
В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. гравюрой) Андреев 1862, с. 231-232, 8 Waagen 1864, S. 376-377, 45 (здесь и след. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Виноград и колосья – вино и хлеб символическое изображение причастия по мысли художника, они должны составить смысловой и композиционный центр картины, объединяющей все три фигуры. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.
В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Его взгляд также обращен к Христу. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. 191 Mariani Canova 1964, p. 102, fig. «Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II.
Такой тип изображения, когда отдельные фигуры даны не на разных створках полиптиха, а в едином пространстве, появился еще в XIV веке. Второе название этой картины – «Прекрасная садовница». Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини.
Маленький мальчик тянется за книгой, при этом дева Мария слегка поддерживает его. Хронологически она следует сразу за «Мадонной со щеглёнком» (Уффици, Флоренция). Ранняя история картины не выяснена, предполагалось, что она находилась в церкви Сан Джованни Баттиста (церковь Святого Иоанна Крестителя) в Арчевиа.
Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц. 1415— до 1504), который известен как флорентиец, проживавший в Анконе. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. Рафаэль прожил недолгую жизнь, но картина написана уже сложившимся мастером. «Прекрасная садовница» – это крупная по размерам, 122 на 80 см, картина Рафаэля Санти, которая с XVI века считается одной из жемчужин Лувра. Их взгляды пересекаются.
В данной картине Иоанн Креститель изображен как «предтеча» Христа, которого он жестом представляет зрителю. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин.
Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Либерий Равеннский, возможно это св. Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Широкое распространение в итальянской живописи он получил в эпоху Возрождения. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи». ГМИИ 1957, с. 15 Berenson 1957, I, p. 46 (со ссылкой на Неустроева) Кат.
Путеводитель ГМИИ 1998, с. 174 Fossaluzza 2000, р. 159, fig. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх – между их глазами нет контакта. Выставляется в здании Большого (Старого) Эрмитажа в зале 20711. По одной из них это св. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. Это был удивительно разносторонний гений.
Ранняя история картины не выяснена, предполагалось, что она находилась в церкви Сан Джованни Баттиста (церковь Святого Иоанна Крестителя) в Арчевиа. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Эта картина была написана по заказу маркизы Помпадур в 1758 г. и выставлена в Салоне в 1759 г. под названием «Рождество».
Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Зиновий Флорентийский. Образ Богоматери воплощает в себе не только духовную, но и внешнюю красоту. Художник изображает Богоматерь с малышом и младенцем Иоанном.
Во Флоренции собираются лучшие умы гуманистов, творческие достижения которых сформировали знаменитую «флорентийскую школу». Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна.
Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение. епископ изображён с плотно сжатыми губами, а сердце отсутствует. Художник написал это полотно в то время, когда был уже известным мастером.
Рядом с ними – святая Елизавета и святая Екатерина. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем». Юноша служит опорной точкой, благодаря чему взгляду зрителя позволяется войти в картину.
Перед нами словно эпизод, взятый из повседневной жизни. Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. ГМИИ 1986, с. 30 ил. Марка в Венеции, датируемая 1458 годом7. Она всем своим естеством показывает упоение своим чадом, светится от счастья. Их взгляды пересекаются. – Парис Бордоне) Crowe, Cavalcaselle 1877, II, p. 731 Crowe, Cavalcaselle 1878, II, p. 458 (Leipzig 1877, p. 731) Кат. Одеяния Девы Марии всегда окрашены в этот цвет.
Картина выполнена в начале 1520-х годов и её ранняя история владения неизвестна. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом.
Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Как в византийской иконографии, так и в живописи Возрождения центральным является образ Богоматери, которая держит на руках ребенка. от Луки I: 46). Для сравнения возьмем картину «Отречение святого Петра», написанную в 1620 г. Валантеном де Булонь. Над головами фигур очень искусно изображены почти незаметные нимбы.
герцога Лейхтенбергского) Кат. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты. Композиция «Прекрасной садовницы» является зеркальным отражением «Мадонны в зелени» (Художественно-исторический музей, Вена). Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев.
Святым покровителем этого городка считается св. герцога Лейхтенбергского 1886, с. 5, 11 (здесь и след. Картина находилась в семейной собственности графов Мордвиновых вплоть до Октябрьской революции, после которой она в числе прочих национализированных произведений искусства была передана в Государственный музейный фонд из которого в 1923 году поступила в Государственный Эрмитаж выставляется в Большом (Старом) Эрмитаже в зале 216. Так называемая «Прекрасная садовница», сейчас хранящаяся в Лувре, – одна из нескольких Мадонн, выполненных Рафаэлем во время пребывания во Флоренции (1504-1508).
Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи – «Сикстинской мадонне».
В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Venturi 1928, IX/3, p. 1032 (как находившаяся в собр.
Святым покровителем этого городка считается св. епископ изображён с плотно сжатыми губами, а сердце отсутствует. Рококо не может передавать серьезных повествований, этот стиль подходит для легких мифологических или пасторальных сюжетов. Одну из его Мадонн вы видите выше. Однако и эта версия вызывает серьёзные возражения: обычно св. Перед нами довольно разные оценки. В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста.
Только по завершении его длительной реставрации, проведенной в лаборатории при Опифичио делле Пьетре Дуре в 1989 году, можно считать закончившимися топографические перемещения картины. Также обращает на себя внимание сходство в решении позы и движения Иоанна Крестителя. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо абсолютно невозмутимо.
Однако и эта версия вызывает серьёзные возражения: обычно св. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером слева и городом справа. Пирамидальная композиция наподобие «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» указывает на следование образцу Леонардо да Винчи. Лик слегка затемнен. Георгий, святой воин, был одним из святых патронов Венеции. 29 Schaeffler in Thieme-Becker 1910, IV, S. 349 Хуссида 1921, с. 7-9 ил. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию.
В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. Его взгляд устремлён на Спасителя. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. ГМИИ 1948, с. 10 Альбом ГМИИ 1956, с. 6, табл.
Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. – Тициан) Harck 1896, S. 430 (здесь и далее – Парис Бордоне) Bailo, Biscaro 1900, p. 145-146, 65 Neoustroieff 1903, р. 340, 344, tav. II Неустроев 1904, I, с. 32, 43-44 табл. Марка в Венеции, датируемая 1458 годом. Картина создана около 1450 года. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А.
Справа – Иоанн Креститель. Фигуры юной Богоматери, Ее прекрасного Младенца и маленького Иоанна Крестителя очень органичны и словно растворяются в пейзаже. Зиновий Флорентийский3.
1966 Путеводитель ГМИИ 1964, с. 66-61 ил. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. «Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Медарда Нуайонского. Малыш, в свою очередь, проявляет ответную любовь к матери.
1507 г. ) и имеет много общего с двумя другими работами этого периода — «Мадонной в зелени» и «Мадонной со щеглом». Издавна принято отождествлять «Прекрасную садовницу» с той «мадонной», которую, по свидетельству Вазари, заказал Рафаэлю знатный сиенец Ф. Сергарди. Но несмотря на этиработы отслаивание и выпадение красочного слоя продолжалось, что привело к последней, самой полной реставрации, которая, кажется, остановила процесс разрушения картины. Либерий Равеннский2, возможно это св. Картина была заказана Фабрицио Сергарди, нобилем из города Сиены.
Однако несмотря на все эти версии отдать предпочтение какой-либо из них невозможно. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Сюжетом служит евангельское повествование о том, как св. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, вот таким образом большую часть картин Мадонн с младенцем заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.
Зритель чувствует напряженную эмоциональную атмосферу в отличии от картины Буше, в которой все легко, радужно и изящно. Именно эти образы дополняют тот прекрасный вид, который написан на втором плане полотна. апостол Петр отрекся по пророчеству Христа от своего Учителя, когда Его взяли под стражу.
ГМИИ 1995, с. 84-85 ил. 20 Fossaluzza 1987, р. 200-201 n. 39Rearick 1987, р. 48, 62 п. 4 Cat. «Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств. Все покрывает легкий флер сфумато.
Он протягивает руку, чтобы взять у неё книгу. Существует несколько версий идентификации епископа. Маркова 1992, с. 148 ил.
В нижнем правом углу картины находится крест, на котором лежит ткань с надписью «Agnus», что значит на латыни «агнец». 9 (воспр.
Литература: Verzeichniss 1829, S. 36, 76 (здесь и далее. Все эти «подсказки» говорят нам о том, что перед нами Мадонна. 7.
Это все сливается в одну большую преданность друг другу. Справа нарисован Иоанн, в руках которого находится жезл с крестом.
В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. Головы все трёх фигур обрамлены едва приметными нимбами. Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки.
«Сикстинская мадонна» (итал. 1415— до 1504), который известен как флорентиец, проживавший в Анконе. То, что перед нами не простая женщина, а Мадонна указывают символы, оставленные в картине как «подсказки». Картина относится к флорентийскому периоду в жизни Рафаэля (ок.
В Государственном Эрмитаже авторство Понтормо считают бесспорным. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Уже начиная с XII столетия западная культура, а позже и живопись Возрождения не отказывались от того, что изображение Пресвятой Девы является иконой, но вводит на полотна атрибутику, которая придает им общечеловеческие символы. герцога Лейхтенбергского 1884, с. 5, 11 (Тициан) Лейхтенбергская галерея 1884, с. 558 (Парис Бордоне) Чуйко 1884, с. 635 Кат.
Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. «Мадонна Альба» – одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. Мягкий свет освещает лицо Марии и Христа, делая их главными героями картины. 6 Кат. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы.
Однако несмотря на все эти версии отдать предпочтение какой-либо из них невозможно. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици).