В Вильнюсской картинной галерее сегодня открывается выставка одной картины — шедевра живописи немецкого художника Лукаса Кранаха-старшего (1472-1553) «Мадонна с младенцем под яблоней» из собрания петербургского Эрмитажа. «мадонна с Младенцем под яблоней» — картина немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего из собрания Государственного Эрмитажа.
Она отличалась тем, что особое внимание мастера кисти уделяли портретам. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Прямым намеком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха.
По словам организаторов выставки, «Мадонна с младенцем под яблоней» является одним из самых ценных экспонатов Эрмитажа среди произведений западноевропейской живописи. Картина «Мадонна с младенцем под яблоней» написана мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим в 20-х годах 16 столетия в период расцвета своего таланта. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Лукас Кранах вписался в свою эпоху. Художники раскрывали тайны отражения на полотне духовного мира человека, его особых черт.
бЧФПТ: лТБОБИ мХЛБУ. В них нет важных особ. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Верили, что Иисус Христос никогда не откажет Ей в просьбе: «Пречудная Царица Богородица. В творчестве Лукаса Кранаха ярко отразились черты немецкого Возрождения.
Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Кранах умел, как никто другой писать портреты. Но теперь в искусстве сказали свое слово и художники.
Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Именно в эпоху Возрождения изображения Мадонны с младенцем получают наибольшее распространение. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.
Спокойная, уравновешенная композиция достроена по принципу «классической» пирамиды, вершина которой совпадает с головой Мадонны: нижние углы этой пирамиды образованы фактурно выписанными складками плаща. Все его портреты изображают живых людей, чуждых искусственных поз. Символика картины связана с христианским догматом о грехопадении и спасении рода человеческого: младенец Христос держит в руках яблоко и хлеб как символ искупления первородного греха ценою своей плоти. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. нЕФПДЩ, ФЕИОЙЛБ: ИПМУФ (РЕТЕЧ У ДЕТЕЧБ), НБУМП 87И59 УН.
Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии замком и горами. Картина «Адам и Ева. Немецкая живопись XVI – XVIII веков. «Портрет молодой дамы», «Мадонна с младенцем», «Венера», «Дама у окна», «Лукреция» – известные полотна Кранаха, в которых он передал очарование женщин и очарование природы Германии, которая в портретах стала фоном.
В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. зПДЩ УПЪДБОЙС: НЕЦДХ 1520-1526. Яблоко и булка в руке младенца — два очевиднейших символа: с одной стороны — первородного греха, с другой — хлеба Евхаристии и спасения, этот грех искупляющего.
Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Мадонна с младенцем под яблоней Между 1520-1526. Размер картины художника 53 x 42 см, холст, масло возможно картина была обрезана.
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место.
Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Одежда Мадонны соответствует одежде немецких аристократок.
Слева от Мадонны виден пейзаж с горным озером и небольшим замком на скале. Русские крестьяне, следуя православной традиции, считали Богородицу, «святую и пренепорочную Приснодеву», заступницей перед Богом, «ходатаицей», «молебницей» за людей во всех их нуждах. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве.
Чувствуется особое отношение художника к написанию женских портретов. Кранах Лукас Старший 1472-1553.