Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. В изображении первых дней Творения исполинская мощь образов достигает апогея. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
В то время ему не было еще и семнадцати лет. VI). Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом.
Многие культурологи отмечают, что увлечение портретами Мадонны граничит с детской психологической травмой. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Ее одежда выполнена в традиционных цветах. «Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. Но в "Мадонне Конестабиле" есть другие качества, которые делают ее не менее замечательной, чем другие творения того же мастера. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Рафаэль Санти (1483–1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок.
Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске. В «Сотворении светил» летящий в космическом пространстве Бог Саваоф предстаёт дважды и это усиливает впечатление стремительности и размаха его полёта. Сегодня полотно находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Однако при этом было сделано открытие.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Он расписал плафон обшей площадью около шестисот квадратных метров.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой».
«Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Округлые формы покрытой головы и линии плеч продолжают мягкие и плавные линии картины.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. «Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. Но мадонна увлечена чтением, что заинтересовывает и его. Св. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Если фрески потолка ликующе торжественны, то настроением печали и нарастающей тревоги овеяны росписи в промежутках между окнами, условно называемые «Предки Христа». Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506).
«Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. Масло, доска, 215х158 см. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери).
Прекрасные ангелы порхают вокруг распятия и собирают в чаши Кровь Спасителя. Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. Погружён в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён Микеланджело). Картина свидетельствует о сильном влиянии Перуджино, которое невозможно отрицать: ведь даже сюжет картины навеян его рисунком, хранящимся в Берлинском гравюрном кабинете.
- "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически изменяет рукава и дорисовывает собаку. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий».
И в результате они оба смотрят в книгу. Маленькую, меньше 18 сантиметров в диаметре, картину юный Рафаэль написал в Перудже для местного аристократа Альфано ди Диаманте. Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229). Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте. Ее фигура поставлена строго в центре. Именно этот прием позволил гармонично сочетать образы матери и ребенка на одном полотне.
Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. Она отличается от других «Мадонн» Рафаэля не только композицией, но и позой и взглядом.
В 1881 г., когда картина переводилась на холст, обнаружили, что поначалу она держала в руках не книгу, а гранат – символ пролитой крови и Христовой жертвы. Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Эта картина наполнена спокойствием и тишиной.
Это образ весенней пробуждающейся природы. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Глаза Мадонны опущены, что означает смирение.
Именно тогда появилась «Мадонна Грандука». Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции. «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса.
Рафаэль писал эту картину, будучи еще подростком. Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа. Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность. И в природе царит весна. Художники Возрождения часто обращались к форме тондо, так как она воплощала цельность и завершённость мира, который они изображали.
Но только Рафаэль смог использовать тондо с большим мастерством и свободой. Рафаэль выбрал для картины форму тондо, которая объединила Мадонну и Младенца в компактную группу и придавала всей сцене особо гармонический характер. Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Лицо ее задумчиво. Это великое живописное творение Микеланджело — плод его непрерывной четырёхлетней работы с мая 1508 г. Мастер совершил поистине подвиг. Картина написана в теплых золотистых тонах.
«Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам. Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий.
К тому же в городе началась эпидемия чумы. «Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. Но гробницу в том виде, в каком её задумал Микеланджело, создать так и не удалось. «Сикстинская Мадонна» долгое время провисела в одном из храмов итальянского города Пьянченца, пока ее не выкупил Август III, курфюрст Саксонии. По контракту Рафаэлю помогал его старший коллега Эванджелиста Пьян ди Мелето.
В росписи «Отделение света от тьмы» гигантская фигура Бога-Созидателя в вихре облаков побеждает первозданный хаос. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Его беспокоил желавший всё увидеть Юлий II. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо.
Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). «Мадонну Альба» Рафаэль написал, будучи в Риме в 1511 году. Простой и спокойный он символизирует начало весны, цветение и пробуждение природы, зарождение новой жизни. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Красный цвет платья – символ цвета крови, пролитой на кресте, голубой цвет плаща означает невинность. Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле».
(4) Книга. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к. Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание).
По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Холст, масло, 265х196 см. Лица, тела персонажей идеализированы. Рафаэль использовал здесь свои впечатления от природы родной ему Средней Италии с ее прозрачным воздухом, холмами, лужайками и характерными тонкими деревцами с нежной листвой.
Его туда пригласил Папа Римский Юлий II расписывать залы Ватикана. В возрасте одиннадцати лет Санти потерял маму и о своей недополученной материнской любви пытался рассказать в каждом портрете Богородицы. Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле».
Гораздо сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. Скромное исполнение работы похоже на литературную иллюстрацию.
Он очень нуждался в деньгах и, несмотря на упреки со стороны общественности в лишении их национального достояния, продал «Мадонну Конестабиле» за 100 тысяч рублей. Картина Рафаэля вполне могла покинуть Россию в период активной распродажи наследия Эрмитажа большевиками, но почему-то крошечное полотно размером 17, 5х18 см никто не купил и оно осталось в экспозиции музея. Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II.
Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку. На той же фреске изображено, как ангел с мечом в руке изгоняет прародителей из рая. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг).
Голова расположена под тем же углом наклона, что и ребенок, которого она держит. Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. Этой задумчивостью пропитана вся работа. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. Под влиянием работ Микеланджело художник писал «Мадонну Альба». Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. Доска, масло, 122х80 см. В «Грехопадении и изгнании из рая» гордая и величественная, как богиня, Ева бросает вызов судьбе, смело принимая от змея-искусителя запретный плод. С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей. Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель.
Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства. Семнадцатилетний Рафаэль был вполне сложившимся художником, что подтверждает контракт 1500 года, где Рафаэль впервые подписался как «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино». Главная героиня расположена в самом центре картины. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Вторым наставником после отца можно считать мастера Пьетро Перуджино, который оказал на своего ученика серьёзное влияние на видение в искусстве. Дерево, масло, 107х77 см.
Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой. «Мадонна Конестабиле» – это единственное полотно Рафаэля, которое хранится на территории России, в Эрмитаже.
Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Фигуры образуют треугольник. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль.
Св. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Мадонна очень естественно смотрится в этой форме. Неподалёку от Платона беседует со слушателями Сократ, а на ступенях полулежит основатель философской школы киников Диоген. В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. Тем бесценнее встречи с картинами художника. Однако при этом было сделано открытие. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты".
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Жестом широко раскрытых рук могучий старец творит светила. Самое лучшее из трёх — портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. Их действия объединены вниманием к книге.
Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Одним из примеров является «Мадонна Грандука».
Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Картина задумана специально для небольшого формата.
Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий». Используя композицию своего учителя Перуджино, молодой Рафаэль силуэтно выделяет фигуру мадонны, спокойно стоящей на фоне пейзажа. (9) Рама.
Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». Мадонна и младенец соединены в компактную группу – их связывает мотив молитвенника, который Мария держит в руке и на который смотрит маленький Христос. время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию. Обладавший на редкость независимым, резким и прямым характером, он тем не менее был вынужден служить всесильным заказчикам.
В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась. Все лица на картине источают умиротворение и полны покоя. Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой». Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст: «Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину. Глядя на полотно, кажется, что оно буквально светится. Ничто не отвлекает от созерцания прекрасных фигур Марии, Иисуса, Иоанна Крестителя, на которых спереди падает свет.
Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. «Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж, зал 229) исполнена Рафаэлем – творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны» (Дрезден, Картинная галерея) – еще в начале творческого пути. Микеланджело превратил это историческое место в главный центр города. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека.
Этому взору доступно то, что скрыто от других. Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого).
Картина находилась в итальянском городе Перуджи во владении графа Конестабиле делла Стаффа (откуда и название полотна). Взгляд Её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя. Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли «Скованный раб» -- сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков и «Умирающий раб» — прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г. ). Картина написана в теплых золотистых тонах. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514).
Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993). Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Она написана еще в духе Перуджино, рисунок которого (хранится в Берлинском гравюрном кабинете) Рафаэль использовал, но несколько изменил в процессе работы. Они-то, эти немые свидетели, рассказывают иногда значительно больше, правдивее и точнее, чем иные толстенные монографии и романы. Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов.
Безусловно, мастерство Рафаэля неоспоримо, но даже в «Сикстинской Мадонне» искусствоведы умудряются находить изъяны. В их прекрасных образах вылилась душа молодого Рафаэля. Плавность линий, ясность колористических отношений, четкость композиционных решений, естественность поз и жестов, красота идеального лица Мадонны подчеркивают возвышенную поэтичность этих картин. Масло, доска, 55, 2х40 см.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом — неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая «Лама в покрывале» (около 1514 г. ).
На изображении насчитывается примерно триста фигур. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой».
От картины веет поэзией и чувственностью. Она смотрит прямо на зрителя. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра -- «Сикстинской Мадонны» (1515—1519 гг. ) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. Их лица нежны и задумчивы. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты.
Этот маленький весенний пейзаж не выдуман художником. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии. Лицо ее задумчиво. Но справедливости ради нужно отметить, что в «Мадонне Конестабиле» уже отчётливо просматриваются черты живописного стиля Рафаэля: изящество и плавность линий, ритмичность и гармоничность образов. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.
Гармоничным дополнением ее облика является пейзаж. Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). У ангела слева одно крыло.
Малыш находится в игривом настроении. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. Красный означает жертвенную кровь Христа, а синий плащ – это непорочность Царицы Небесной. Любопытно, что первоначальным фоном картины был пейзаж и окно с балюстрадой, но сейчас Мадонна изображена на черном фоне. Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр.
Героические деяния уступают место жизни человека, полной горестей и невзгод. Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня). Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Мастер взялся их изваять сам. Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». Важно отметить, что рамка для картины тоже принадлежит руке художника. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Существует легенда, что он приказал подвинуть свой трон, чтобы картину лучше было видно. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. Ее даже трудно себе представить более значительного размера.
Она смотрит прямо на зрителя. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель. Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле».
В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу. «Мадонна Конестабиле», названная так по имени последнего владельца картины, является одним из ранних произведений художника. В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы. В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына.
Характер изображения можно назвать скорее лирическим, чем драматическим. «Мадонна Конестабиле» — одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Однажды, как утверждает легенда, художник сбросил с помоста доски на разгневанного папу. «Сикстинская Мадонна» считается вершиной изобразительного искусства эпохи Возрождения.
Речь идёт о первой достоверно документированной работе Рафаэля – алтарном образе «коронование блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказанным Андреа Барончи для капеллы в церкви сан-Агостино маленького городка Читта-ди-Кастелло недалеко от Перуджи. Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. В сравнении с более ранними полотнами здесь Мадонна уже не хрупкая и смиренная, а вполне уверенная в себе женщина изображенная в раскованной позе. До 1931 года «Мадонна Альба» находилась в коллекции Эрмитажа, пока не была продана большевиками американскому магнату. Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Когда в 1504 году Рафаэль прибыл во Флоренцию, он познакомился с работами Леонардо да Винчи и овладел техникой сфумато (плавный переход от света к тени), которую использовал великий мастер. Склонённая голова мадонны, плащ, мягко спадающий на плечи, головка младенца, золотые очертания нимбов – все эти плавные абрисы, весь ритм этих округлых линий находят естественное завершение в круглом обрамлении картины. В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония. Если предыдущие картины писались на дереве, то эта выполнена на холсте.
Одним из основных штрихов в этой картине является живое выражение лица Мадонны. Когда Рафаэль писал "Мадонну Конестабиле", ему было около семнадцати лет. Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. Одним из примеров является «Мадонна Грандука». С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн».
За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ абсолютной красоты. Его книга об идеальном человеке своей эпохи «Придворный» (1513—1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем.