Рафаэля называли Мастером Мадонн. время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию. Героические деяния уступают место жизни человека, полной горестей и невзгод. Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок.
Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом. Ангел, глядя на зрителя, показывает пальцем на женщину с детьми.
Она написана еще в духе Перуджино, рисунок которого (хранится в Берлинском гравюрном кабинете) Рафаэль использовал, но несколько изменил в процессе работы. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. В картине нет ничего лишнего, второстепенного.
Все это происходит в чудесной пещере, как бы и не на земле, а где-то в потустороннем мире. Флорентийский период (1504-08). Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. Одним из основных штрихов в этой картине является живое выражение лица Мадонны.
Но в «Мадонне Конестабиле» есть другие качества, которые делают ее не менее замечательной, чем другие творения того же мастера. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. И этот обнесённый колоннадой овал и фасад сцены украшены многочисленными статуями.
Ныне картина изображает Мадонну за чтением книги — вероятно, Священного Писания. Прекрасные ангелы порхают вокруг распятия и собирают в чаши Кровь Спасителя. Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию.
Андреа Палладио (1508—1580) — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. Характер изображения можно назвать скорее лирическим, чем драматическим.
По контракту Рафаэлю помогал его старший коллега Эванджелиста Пьян ди Мелето. Гармоничным дополнением ее облика является пейзаж. Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. Веронезе расписал залы на втором этаже виллы. Покинув мастерскую Перуджино, Рафаэль создаёт алтарный образ «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино «Передача ключей» композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения.
1506-07, Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр). Отец Рафаэля Джованни де Санти (посредственный художник, по свидетельству Вазари) рано увидел в сыне талант и начал сам обучать его живописи. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья.
Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст: «Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину. Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. «Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа. Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. Если фрески потолка ликующе торжественны, то настроением печали и нарастающей тревоги овеяны росписи в промежутках между окнами, условно называемые «Предки Христа». Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок.
- "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Teaтp «Олимпико» (1580 г. ) — первое монументальное театральное здание в Италии. Она смотрит прямо на зрителя. Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Виченца считается городом Палладио. Тем бесценнее встречи с картинами художника. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой.
Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). В изображённую открытую дверь входит молодой охотник, заглядывают слуга, девочка. Взгляд Её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя. Первым произведением Рафаэля во Флоренции была «Мадонна дель Гандука». Последнее произведение Палладио в Виченце начато в год его смерти. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии.
«Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. Семнадцатилетний Рафаэль был вполне сложившимся художником, что подтверждает контракт 1500 года, где Рафаэль впервые подписался как «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино».
Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Однако при этом было сделано открытие. И в результате они оба смотрят в книгу. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита.
Лицо ее задумчиво. «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Благодаря этому «Мадонна Конестабиле» осталась единственным полотном Рафаэля в российских собраниях. По боковым стенам расположены гробницы герцога Лоренцо Урбинского и Джулиано Немурского.
Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи.
Чистые, «праздничные» краски, «музыкальные» ритмы линий, «балетная» грация движений Марии и Иосифа (который, вопреки Евангелию изображен привлекательным и стройным молодым человеком) — во всем этом отразилась своеобразная атмосфера урбинского двора. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Эта картина наполнена спокойствием и тишиной. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. У ангела слева одно крыло. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Вероятно, в образе Иосифа Рафаэль дал портрет конкретной личности — заказчика картины.
Жестом широко раскрытых рук могучий старец творит светила. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Это образ весенней пробуждающейся природы. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Это эрмитажная «Мадонна с безбородым Иосифом».
Строительство завершил архитектор Скамоцци. «Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. Адам — олицетворение молодости, телесной красоты и ещё скрытого в нём богатства сил — пробуждается к жизни от прикосновения руки летящего Саваофа, вселяющего в первочеловека энергию, силу и волю. Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов. Картина задумана специально для небольшого формата. Для изучения античных памятников Палладио неоднократно посещал Рим, а также Верону, Сплит в Хорватии, Ним во Франции. Капитолийская площадь в Риме — один из прекраснейших городских ансамблей в истории мирового зодчества.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера.
Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Малыш находится в игривом настроении. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Гораздо сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля. Юную мать и младенца наделил он необыкновенно привлекательной внешностью. В статуях герцогов нет портретного сходства. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Св.
К сожалению неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
Масло, доска, 215х158 см. «Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось. Этому взору доступно то, что скрыто от других.
Традиционно считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию (художник, скорее всего, оставил её незавершённой в связи с переездом). Но мадонна увлечена чтением, что заинтересовывает и его. Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий. Многие культурологи отмечают, что увлечение портретами Мадонны граничит с детской психологической травмой. Главная героиня расположена в самом центре картины.
«Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. «Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к. Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой.
В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Но только Рафаэль смог использовать тондо с большим мастерством и свободой. Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. Рафаэль Санти (1483–1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок.
В 1560—1561 гг. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Ничто не напоминает в облике этой юной прекрасной крестьянки, порывисто и крепко прижавшей к себе сына, о богоматери, поклоняющейся божественному младенцу — перед нами полная гордости, счастья и затаенной тревоги мать и дети, похожие на маленьких титанов. Св.
На деревянной позолоченной раме выполнена низко-рельефная резьба, украшенная гротескными орнаментами. «Мадонна Конестабиле», названная так по имени последнего владельца картины, является одним из ранних произведений художника. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. В живописи Рафаэля появляется больше действия, но общая система композиции по-прежнему остаётся строго уравновешенной («Св. В 1589 году украшала «Трибуну» Уффици. В то время ему не было еще и семнадцати лет.
Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. 1513, Картинная галерея, Дрезден.
Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть». Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом — неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая «Лама в покрывале» (около 1514 г. ). Зодчий часто строил в Виченце дворцы и загородные виллы.
Сюжет картины основан на истории в Ветхом Завете о Товии, который с помощью рыбы вылечил слепоту отца. Картина была написана на заказ Джеронимо дель Досе для капеллы св. Как растение, пересаженное из темного места на свет, сразу оживает, зеленеет и распускается полным светом, так видно в этой картине влияние перемены, которую испытал Рафаэль по приезду во Флоренцию. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции. Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». При флорентийской церкви Сан-Лоренцо, в которой были погребены члены семьи Медичи, мастеру предстояло построить и украсить скульптурой новую капеллу — их фамильную усыпальницу.
Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506). Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем. Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня).
Их лица нежны и задумчивы. Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Замкнутая и тихая, перекрытая куполом капелла невелика. Несомненно, однако, что неустанное стремление к светлому абсолютному началу пронизывает всё творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.
В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу. Его книга об идеальном человеке своей эпохи «Придворный» (1513—1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени. Вполне понятно, что ничего подобного в реальной жизни быть не могло. «Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж, зал 229) исполнена Рафаэлем – творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны» (Дрезден, Картинная галерея) – еще в начале творческого пути. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Она смотрит прямо на зрителя. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. Фигуры были изображены в головокружительных ракурсах. Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой.
С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей. Плавные линии фигур, соответствующие форме картины, мягкая живописная манера подчеркивают нежность и хрупкость облика женщины-матери, красоту мира ее окружающего. Когда Рафаэль писал «Мадонну Конестабиле», ему было около семнадцати лет. Поэт Джанджорджо Триссино из Виченцы, учитель Андреа ди Пьетро делла Гондола, дал ему имя Палладио (от греческой богини Афины Паллады), так как считал этого юношу способным возродить красоту и мудрость древних греков. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию.
Важную роль он отводил в них фасаду. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Постройки Палладио украсили Виченцу, Венецию и прилегающие к ним загородные местности. Общность типов некоторых рафаэлевских женских образов римского периода породила предположение, что художнику служила моделью одна и та же женщина, его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница.
В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония. В «Грехопадении и изгнании из рая» гордая и величественная, как богиня, Ева бросает вызов судьбе, смело принимая от змея-искусителя запретный плод. Например, фасад палаццо Кьерикати (1560 г. ), вытянутого вдоль площади, после Базилики самого монументального сооружения в Виченце, буквально пронизан воздухом. Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. С творчеством Рафаэля (1483 – 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии.
Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». Доска, масло, 122х80 см. Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. В композиции «Триумф Мардохея» вздыбленные кони, всадники и воины, развевающиеся одеяния и знамя, вознесённый в высоту фрагмент архитектурного сооружения с многолюдной толпой за балюстрадой — всё создаёт впечатление действительно триумфального торжества.
Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. Покровителями церкви в Пьяченце всегда считались святые Сикст и Варвара изображённые на этом полотне. На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. Картина написана в теплых золотистых тонах. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске. В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии.
От картины веет поэзией и чувственностью. Самое лучшее из трёх — портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры.
«Мадонна Конестабиле» — одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). С другой стороны – Архангел Рафаил представляет Марии и Христу молодого Товию – он держит в руках рыбу. 17 ноября 1548 г. дом Нази был разрушен землетрясением и картина оказалась разломанной на 18 частей. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. Лицо ее задумчиво.
Ее фигура поставлена строго в центре. Его беспокоил желавший всё увидеть Юлий II. И в природе царит весна.
Композиции, занимающие девять полей средней части изображают сцены библейских легенд — от сотворения Вселенной до Всемирного потопа. Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провёл детство и годы учения в родном городе. Речь идёт о первой достоверно документированной работе Рафаэля – алтарном образе «коронование блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказанным Андреа Барончи для капеллы в церкви сан-Агостино маленького городка Читта-ди-Кастелло недалеко от Перуджи.
Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой». Джорджоне создал «Спящую Венеру» — самый прекрасный идеальный женский образ в искусстве Высокого Возрождения. Погружён в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён Микеланджело). Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993). В раннем произведении Рафаэля, названном «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца, гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью. Вторым наставником после отца можно считать мастера Пьетро Перуджино, который оказал на своего ученика серьёзное влияние на видение в искусстве.
Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека. Одним из примеров является «Мадонна Грандука». Саркофаги украшены аллегорическими изображениями времён дня: на саркофаге Лоренцо помешены статуи «Вечер» и «Утро», на саркофаге Джулиано — статуи «Ночь» и «День». В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. Быть может, образ ее и вдохновлял Рафаэля, однако он, по-видимому, все же не был единственным.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Этой задумчивостью пропитана вся работа. Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
В 1881 г., когда картина переводилась на холст, обнаружили, что поначалу она держала в руках не книгу, а гранат – символ пролитой крови и Христовой жертвы. Но справедливости ради нужно отметить, что в «Мадонне Конестабиле» уже отчётливо просматриваются черты живописного стиля Рафаэля: изящество и плавность линий, ритмичность и гармоничность образов. (4) Книга. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ абсолютной красоты. В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы.
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. В 1507—1508 гг. В изображении первых дней Творения исполинская мощь образов достигает апогея. Его первое крупное здание здесь — Базилика (1549 г. ), основой которой стала ратуша XIII в. Архитектор заключил старую постройку в двухъярусную ордерную аркаду из белого мрамора.
Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой». Впрочем, не раз еще он вернется к изображению Святой Девы, ему предстоит еще создать «Сикстинскую Мадонну». Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. С начала XVIII века находится в Питти.
Их действия объединены вниманием к книге. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал «Мадонну в гроте» Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Лёгкая, хрупкая, словно в траурном обрамлении архитектурная конструкция заполнена массивными, выразительными скульптурными формами.
Лица, тела персонажей идеализированы. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). Однако при этом было сделано открытие. Соединение их рук непосредственно и через книгу придаёт картине трогательное ощущение физического и духовного слияния матери и ребёнка. Этот маленький весенний пейзаж не выдуман художником.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Именно этот прием позволил гармонично сочетать образы матери и ребенка на одном полотне. Но хотя «Мадонна делла Седия» представляется самой «земной» из рафаэлевских мадонн, хотя весь образный строй картины пронизан почти необычной для художника внутренней энергией, она кажется одновременно и воплощением светлой красоты, высокой гармонии. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
«Мадонна делла Седия» («Мадонна в кресле»). Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий». Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках.
Знаменитая картина «Гроза» (около 1505 г. ) полна таинственной поэтичности, которой подчинены не столько люди, сколько сама природа, напряжённо застывшая в ожидании грозы. Лучшая из них «Мадонна в зелени». Папа Климент VII в союзе с Карлом V организовал поход на Флоренцию, которая героически сопротивлялась. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан).
VI). Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий». Важно отметить, что рамка для картины тоже принадлежит руке художника. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Уже в ранних произведениях Рафаэля, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон «Три грации», Музей Конде, Шантийи «Мадонна Конестабиле», Эрмитаж, Ленинград все три — около 1500-02).
За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. Однажды, как утверждает легенда, художник сбросил с помоста доски на разгневанного папу. Картина, в старину именовавшаяся «Мадонной с книгой» (Madonna del Libro), происходит из семьи графа Конестабиле из Перуджи, у которого она была приобретена Александром II в 1871 году. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Голова расположена под тем же углом наклона, что и ребенок, которого она держит. Сама процедура перевода описана В. В. Стасовым в очерке «Художественная хирургия». Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам. Он расписал плафон обшей площадью около шестисот квадратных метров.
На той же фреске изображено, как ангел с мечом в руке изгоняет прародителей из рая. Царь подарил его своей супруге, Марии Александровне. Рафаэль писал эту картину, будучи еще подростком. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта.
Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. Картина «Обручение Марии» (теперь в Миланском музее) композиционной схемой, даже отдельными фигурами напоминает произведения Перуджино. В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. На одном из них хозяйка виллы и служанка, на другом — сыновья хозяйки и идущая по балюстраде ручная обезьянка.
Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте. Мастер взялся их изваять сам. Ее даже трудно себе представить более значительного размера. Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле». Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. В 1881, когда картина переводилась на холст, было обнаружено, что поначалу она держала в руках не книгу, а гранат — символ пролитой крови и Христовой жертвы.
Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. На изображении насчитывается примерно триста фигур. Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание).
(9) Рама. Нижние части свода оформлены в виде иллюзорных балконов. Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. В «Сотворении светил» летящий в космическом пространстве Бог Саваоф предстаёт дважды и это усиливает впечатление стремительности и размаха его полёта.
Скромное исполнение работы похоже на литературную иллюстрацию. Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. В росписи «Отделение света от тьмы» гигантская фигура Бога-Созидателя в вихре облаков побеждает первозданный хаос. Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Пожалуй, «Мадонна в кресле» — самая необычная из мадонн Рафаэля.
Мадонны, созданные им в Риме, отличаются от мадонн флорентийского периода. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. Эти жанровые мотивы и изящные пейзажи, составляющие часть росписей, вносят в них ощущение непосредственной живости и занимательности. Роспись Веронезе принесла ему шумный успех в Венеции. Георгий», около 1504-05, Национальная галерея, Вашингтон).
Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229). Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. Микеланджело превратил это историческое место в главный центр города. Холст, масло, 265х196 см. Одним из примеров является «Мадонна Грандука». Рафаэль находит в этой картине синтез реального и идеального.
Общий взгляд на «период мадонн» показывает кипучую деятельность Рафаэля во Флоренции. Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку. Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». Основная черта мадонны — задумчивая ясность, вокруг нее — то же настроение. То, чем обладал, Рафаэль не мог передать другим и унес с собой в могилу, так как это было непосредственное чувство души. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты. Свои идеи Палладио изложил в теоретическом труде «Четыре книги об архитектуре» (1570 г. ). Неподалёку от Платона беседует со слушателями Сократ, а на ступенях полулежит основатель философской школы киников Диоген. Будущий Иоанн Креститель молится Иисусу, тот его благословляет.
Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всём венецианском искусстве. Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг). Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства. и получили название палладианства. Герои Джорджоне чаще всего пребывают в раздумье, погружены в свой внутренний мир.
«Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Фигуры образуют треугольник. Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. И в природе царит весна. Все лица на картине источают умиротворение и полны покоя. Художник находит здесь абсолютно новое решение столь излюбленного им образа.
С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Мадонна очень естественно смотрится в этой форме. Описание «Мадонна Конестабиле» (итал.
Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель. Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). Но гробницу в том виде, в каком её задумал Микеланджело, создать так и не удалось. Картина написана в теплых золотистых тонах.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. В другой картине исполненной во Флоренции, художник представил «святое семейство». Масло, доска, 55, 2х40 см. Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. Художник-монументалист, он создал великолепные декоративные ансамбли стенных и плафонных росписей с множеством персонажей и занимательных деталей.
Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли «Скованный раб» -- сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков и «Умирающий раб» — прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г. ). Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. Одна из лучших работ молодого Веронезе — росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции (1556— 1557 гг. ), посвящённые истории библейской героини Эсфири.
Мария с загадочной улыбкой одну руку положила на плечо мальчику Иоанну, другую простерла над сыном — то ли желая защитить его, то ли что-то поймать. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра -- «Сикстинской Мадонны» (1515—1519 гг. ) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
В Риме Рафаэль предстанет уже другим, проявит иначе свой гений. Он родился в Падуе, большое влияние на него оказали североитальянские гуманисты. Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр. Единство человека и природы воплощено и в ранней картине Джорджоне «Три философа» и в более позднем чудесном «Сельском концерте», где в спокойный пейзаж с округлыми купами деревьев под облачным небом вписана группа из юношей-музыкантов и обнажённых женщин. Герои «Мадонны делла Седия» принадлежат абсолютно иному миру, чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, с их просветленной, молитвенной задумчивостью и тихим умилением. Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии.
Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд 3 отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название MadonnadelGanduka («Мадонна великого герцога»). Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. К тому же в городе началась эпидемия чумы. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Основная ее особенность — пронизывающее картину чувство лирики. В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. В коллекциях Медичи картина находилась уже в XVI веке. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Дерево, масло, 107х77 см. В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. Мастер использовал эффект «прорыва» потолка, в результате чего перед зрителями «открывалось» голубое небо.
Округлые формы покрытой головы и линии плеч продолжают мягкие и плавные линии картины. Когда Рафаэль писал "Мадонну Конестабиле", ему было около семнадцати лет.
Во время эрмитажных распродаж советского времени картину вместе с «Мадонной Альба» вывезли в Европу, однако, несмотря на скромность запрошенной цены, покупателя на «сомнительную» работу найти так и не смогли. Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Однако этот процесс приносил и свои открытия. Наряду с «Сикстинской мадонной» эта картина относится к числу немногих работ римского периода, выполненных Рафаэлем без помощи учеников и является одним из величайших шедевров мастера.