В Мадонне Конестабиле, чарующем своей лирической прелестью и каким-то особым обаянием чистосердечия произведении совсем молодого мастера, уже отчётливо выражены специфические черты живописного стиля Рафаэля: ритмичность изящество, певучесть линий, гармоничность образов. Считается, что художник оставил портрет «Мадонна Конестабиле» незавершённым в связи с переездом из Умбрии во Флоренцию. (5) Пейзаж — это ландшафт Умбрии, региона в Центральной Италии, где и была создана «Мадонна Конестабиле».
Во время эрмитажных распродаж советского времени картину вместе с «Благодаря этому «Мадонна Конестабиле» осталась единственным полотном Рафаэля в российских собраниях1. При переносе «Мадонны Конестабиле» с дерева на холст в конце XIX века было обнаружено, что поначалу вместо книги в руках у Богоматери был плод граната, олицетворявший пролитую при крестном мученичестве кровь Христа. Для правильного ответа на этот вопрос нужно выбрать вариант "D" именно картина "Мадонна Конестабиле" известна как " Мадонна с книгой ". Мадонна Конестабиледосталась России с большим трудом.
Правильный ответ "Мадонна Конестабиле". Перед переносом «Мадонны Конестабиле» с дерева на холст рама была сохранена. Советские вожди, широко распродававшие за валюту художественные сокровища дореволюционных музеев, вывозили на торги в Европу и «Мадонну Конестабиле». Мадонна Конестабиле была создана для герцога Альфано ди Диаманте в Перудже.
Мадонну Конестабиле Рафаэль написал в городе Перуджи, в мастерской своего учителя Пьетро Перуджино. Семейство графов Конестабиле из Перуджи в 1871 продало миниатюрную «Мадонну Конестабиле» русскому царю Александру II, который подарил её своей жене, царице Марии Александровне. Роскошная рама «Мадонны Конестабиле», видимо, тоже была исполнена по эскизу Рафаэля. Но на трех картинах книг нет, а вот "Мадонна Конестабиле" относится именно к жанру таких полотен, как мадонна с книгой.
Эта картина Рафаэля называется Мадонна Конестабиле, выбираем ответ под буквой Д. Сейчас полотно хранится в Эрмитаже, его когда-то купил царь Александр Второй, чтобы подарить своей жене. Из прилагающегося списка ответов следует выбирать последний вариант – "D) Мадонна Конестабиле" – это ещё одно название картины "Мадонна с книгой". Правильным ответом будет "Мадонна Конестабиле".
Эта картина наполнена спокойствием и тишиной. Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». Обратите внимание на деревья изображённые в пейзаже слева. Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. Одним из основных штрихов в этой картине является живое выражение лица Мадонны.
Погружён в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён Микеланджело). Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провёл детство и годы учения в родном городе. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. Взглянем на задний план. «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом.
«Мадонна Конестабиле» — одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после.
Если фрески потолка ликующе торжественны, то настроением печали и нарастающей тревоги овеяны росписи в промежутках между окнами, условно называемые «Предки Христа». Когда Рафаэль писал "Мадонну Конестабиле", ему было около семнадцати лет. Этот маленький весенний пейзаж не выдуман художником. Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом. Его беспокоил желавший всё увидеть Юлий II. Одна из лучших работ молодого Веронезе — росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции (1556— 1557 гг. ), посвящённые истории библейской героини Эсфири.
Это означает, что младенец, когда станет взрослым, будет принесен в жертву, как приносились ягнята иудеями. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. Мы смотрим на них с почтением и как бы с некоторого отдаления. Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой.
Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Есть ли в картине геометрические фигуры помимо окружностей. С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Хотя красный святого Иеронима справа более интенсивный, чем у святого Лаврентия.
Веронезе расписал залы на втором этаже виллы. Таким образом, движение цветовых акцентов у Рафаэля выстроено от краёв к центру: центр – наиболее сильный края – наиболее слабые. Голова расположена под тем же углом наклона, что и ребенок, которого она держит. Оба святых у него одеты в красное. Они выступают как объекты восхищения и преклонения. Их лица нежны и задумчивы. Зодчий часто строил в Виченце дворцы и загородные виллы.
Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. На той же фреске изображено, как ангел с мечом в руке изгоняет прародителей из рая.
Голубой плащ Мадонны гораздо более насыщенный и интенсивный. В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась. Малыш находится в игривом настроении. Андреа Палладио (1508—1580) — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. И с тех пор хранится в Эрмитаже, переведенная на холст.
Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Рафаэль выполнил миниатюру на дереве. Она находилась в собрании семьи графа Конестабиле именно там, где ее написал Рафаэль, в Перудже. Однажды, как утверждает легенда, художник сбросил с помоста доски на разгневанного папу. В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии. Но гробницу в том виде, в каком её задумал Микеланджело, создать так и не удалось. Таким образом художник настойчиво возвращает взгляд зрителя к основному.
«Мадонна Конестабиле», названная так по имени последнего владельца картины, является одним из ранних произведений художника. Его книга об идеальном человеке своей эпохи «Придворный» (1513—1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени. Саркофаги украшены аллегорическими изображениями времён дня: на саркофаге Лоренцо помешены статуи «Вечер» и «Утро», на саркофаге Джулиано — статуи «Ночь» и «День». Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий». Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. Замкнутая и тихая, перекрытая куполом капелла невелика.
Эту композицию – ряд концентрических кругов – Рафаэль усиливает цветовым решением. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг). Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель. Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Таким образом художник уравновешивает все элементы композиции.
В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу. В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита.
Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст: «Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину. По боковым стенам расположены гробницы герцога Лоренцо Урбинского и Джулиано Немурского. В 1560—1561 гг. (4) Книга. Микеланджело превратил это историческое место в главный центр города.
Этот треугольник – равнобедренный и совершенно симметричный. и получили название палладианства. Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность. Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). Строительство завершил архитектор Скамоцци. В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом — неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая «Лама в покрывале» (около 1514 г. ).
Джорджоне создал «Спящую Венеру» — самый прекрасный идеальный женский образ в искусстве Высокого Возрождения. Это образ весенней пробуждающейся природы.
Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. К тому же в городе началась эпидемия чумы.
Их действия объединены вниманием к книге. Следовательно, взгляд зрителя приковывается к центру картины, который у Рафаэля является не только геометрическим, но и смысловым центром.
Из них самый активный – красный второй по активности – синий зелёный – наименее активный. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. На изображении насчитывается примерно триста фигур.
В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. Она написана еще в духе Перуджино, рисунок которого (хранится в Берлинском гравюрном кабинете) Рафаэль использовал, но несколько изменил в процессе работы. Знаменитая картина «Гроза» (около 1505 г. ) полна таинственной поэтичности, которой подчинены не столько люди, сколько сама природа, напряжённо застывшая в ожидании грозы. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой». Взгляд их направлен совершенно в одну и ту же точку – в книгу. Поэт Джанджорджо Триссино из Виченцы, учитель Андреа ди Пьетро делла Гондола, дал ему имя Палладио (от греческой богини Афины Паллады), так как считал этого юношу способным возродить красоту и мудрость древних греков.
В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. В 1871 году картина перекочевала в Россию в царскую семью. Это небольшая по размерам работа, всего площадь овала 17 на 18 сантиметров. Например, фасад палаццо Кьерикати (1560 г. ), вытянутого вдоль площади, после Базилики самого монументального сооружения в Виченце, буквально пронизан воздухом. Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр.
Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. В 1507—1508 гг.
Есть. Героические деяния уступают место жизни человека, полной горестей и невзгод. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра -- «Сикстинской Мадонны» (1515—1519 гг. ) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле».
Золоченая рама, украшенная рельефным орнаментом с крылатыми грифонами исполнена, очевидно, по рисунку самого Рафаэля. Жестом широко раскрытых рук могучий старец творит светила. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте.
В росписи «Отделение света от тьмы» гигантская фигура Бога-Созидателя в вихре облаков побеждает первозданный хаос. Скромное исполнение работы похоже на литературную иллюстрацию. Эта картина вписана в круг.
В картине три цвета: синий, зелёный и красный. Вторая его сторона пройдёт по касательной к обеим рукам Мадонны, поддерживающим младенца. Гораздо сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля.
Кроме того, зелёный и голубой по краям – светлые, не интенсивные. Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. Конечно же, это не концентрические круги в строгом смысле слова.
Главная героиня расположена в самом центре картины. Нижние части свода оформлены в виде иллюзорных балконов. «Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж, зал 229) исполнена Рафаэлем – творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны» (Дрезден, Картинная галерея) – еще в начале творческого пути. Мастер использовал эффект «прорыва» потолка, в результате чего перед зрителями «открывалось» голубое небо.
Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Она совершенно симметрична и вписана в треугольник. Но мадонна увлечена чтением, что заинтересовывает и его. Ее фигура поставлена строго в центре. Его первое крупное здание здесь — Базилика (1549 г. ), основой которой стала ратуша XIII в. Архитектор заключил старую постройку в двухъярусную ордерную аркаду из белого мрамора.
И в результате они оба смотрят в книгу. (9) Рама. Он расписал плафон обшей площадью около шестисот квадратных метров. Посмотрите внимательно: нимб над головой Мадонны, линия её синего капюшона, линия её волос, нимб над головой младенца и сама круглая головка младенца – всё это – небольшие окружности, которые вторят основной форме картины и почти что вписаны одна в другую. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль.
Округлые формы покрытой головы и линии плеч продолжают мягкие и плавные линии картины. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ абсолютной красоты. Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства. Она смотрит прямо на зрителя. Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики.
Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции. Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли «Скованный раб» -- сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков и «Умирающий раб» — прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г. ). Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. Фигуры были изображены в головокружительных ракурсах. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229).
Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты. Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан).
Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека. В изображении первых дней Творения исполинская мощь образов достигает апогея. Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий.
Отчётливого членения на планы в пейзаже тоже нет. Мадонна очень естественно смотрится в этой форме. Обратите внимание, что и зелёный и синий у него в основном используются по краям картины а сильный красный – точно в её геометрическом центре. Свои идеи Палладио изложил в теоретическом труде «Четыре книги об архитектуре» (1570 г. ). При флорентийской церкви Сан-Лоренцо, в которой были погребены члены семьи Медичи, мастеру предстояло построить и украсить скульптурой новую капеллу — их фамильную усыпальницу. Рафаэль Санти (1483–1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок.
Заметьте, что прямую линию можно провести как бы через глаза Мадонны и младенца. Картина написана в теплых золотистых тонах. Здесь он играет чисто подчинённую роль. Последнее произведение Палладио в Виченце начато в год его смерти.
Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. Мастер взялся их изваять сам. Картина задумана специально для небольшого формата. В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы. От картины веет поэзией и чувственностью.
Виченца считается городом Палладио. С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей. В статуях герцогов нет портретного сходства.
«Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. И в то же время это ощущение центрических кругов, расходящихся по воде, усиливается. Однако круг, в который вписана картина – не единственный. Взгляд Её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя.
Лицо ее задумчиво. У Рафаэля есть чёткое деление пейзажа на три плана: передний (от нижнего края картины до нижнего края озера) средний план (озеро, небольшой холм с домиком за ним) и дальний план (горы вдали). Роспись Веронезе принесла ему шумный успех в Венеции. На боковых прямоугольных фресках предстают фигуры четырёх стихий, в люнетах — времена года. Гармоничным дополнением ее облика является пейзаж.
Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. Мадонна с книгой получила название "Мадонна Конестабиле". «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет).
Вместе с тем эти планы более-менее соответствуют членению основной фигуры. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня). В то время ему не было еще и семнадцати лет.
Он уравновешивает их и за счёт цветов. Обладавший на редкость независимым, резким и прямым характером, он тем не менее был вынужден служить всесильным заказчикам. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Этакое впечатление кругов, расходящихся по воде.
В «Грехопадении и изгнании из рая» гордая и величественная, как богиня, Ева бросает вызов судьбе, смело принимая от змея-искусителя запретный плод. Они выстроены в правильную линию.
Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. Именно этот прием позволил гармонично сочетать образы матери и ребенка на одном полотне. Самое лучшее из трёх — портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери).
Единство человека и природы воплощено и в ранней картине Джорджоне «Три философа» и в более позднем чудесном «Сельском концерте», где в спокойный пейзаж с округлыми купами деревьев под облачным небом вписана группа из юношей-музыкантов и обнажённых женщин. Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната.
Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. Давайте взглянем на вторую композицию. В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония. Важно отметить, что рамка для картины тоже принадлежит руке художника.
Св. И этот обнесённый колоннадой овал и фасад сцены украшены многочисленными статуями. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. Это – треугольник. Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа.
Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. Герои Джорджоне чаще всего пребывают в раздумье, погружены в свой внутренний мир. И в природе царит весна. Он родился в Падуе, большое влияние на него оказали североитальянские гуманисты.
Постройки Палладио украсили Виченцу, Венецию и прилегающие к ним загородные местности. Такую форму называют «тондо». В «Сотворении светил» летящий в космическом пространстве Бог Саваоф предстаёт дважды и это усиливает впечатление стремительности и размаха его полёта.
Этой задумчивостью пропитана вся работа. Сочетание холодных серебристых и голубых тонов, горячие вспышки пурпура, оранжевого, контрасты чёрного и розового бесконечно радуют глаз. Рафаэль писал эту картину, будучи еще подростком. Ее даже трудно себе представить более значительного размера. Этому взору доступно то, что скрыто от других.
Важную роль он отводил в них фасаду. Teaтp «Олимпико» (1580 г. ) — первое монументальное театральное здание в Италии. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всём венецианском искусстве. В изображённую открытую дверь входит молодой охотник, заглядывают слуга, девочка. Одним из примеров является «Мадонна Грандука».
«Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. Тем бесценнее встречи с картинами художника. В композиции «Триумф Мардохея» вздыбленные кони, всадники и воины, развевающиеся одеяния и знамя, вознесённый в высоту фрагмент архитектурного сооружения с многолюдной толпой за балюстрадой — всё создаёт впечатление действительно триумфального торжества. Однако при этом было сделано открытие. Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. Её раскрытые страницы – это стороны треугольника.
Сама книжка, которую держит в руке младенец имеет треугольную форму. Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку.