В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». Одна из самых скандальных работ Караваджо, Мадонна Палафреньери известная также под названием «Мадонна со змеей», была написана в 1605-06 годах. «мадонна Палафреньери» – таким было первое название картины Микеланджело Караваджо, на которой изображены святая Анна, Мария и мальчик Христос. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа».
«мадонна с чётками» или «Мадонна дель Розарио» (итал. Madonna del Rosario) — картина итальянского живописца Микеланджело Меризи известного как Караваджо (1573-1610), представителя эпохи барокко. Караваджо потянулся к своему холсту и положил ладони на юбки Мадонны и святой Анны, словно ребенок ищущий утешения у матери. Монахи ставят в упрек художнику то, что усопшая Мадонна слишком уж похожа на обыкновенный труп впрочем, бытует мнение, что Караваджо использовал в качестве модели тело проститутки-утопленницы, распухшее и совсем белое. Неподалёку от Сан-Луиджи находится церковь СантАгостино в алтаре первой капеллы слева, принадлежавшей семейству Каваллетти, вы увидите картину Караваджо «Мадонна ди Лорето» («Мадонна паломников»).
Картина Караваджо Мадонна Лорето: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Не до конца ещё выяснено, каким образом он оказался владельцем картин Тициана «Любовь небесная и Любовь земная» или Караваджо — «Больной Вакх». Он старался сохранять солидный вид, но его треугольная бородка аж трепетала от радости. Его имя уже известно, но вот манера письма не меняется в угоду вкусам публики.
Их поразило на картине реалистически показанное людское горе. Ничего не поделаешь — у папы в отличие от того мудреца был свой взгляд на искусство. У первого его хозяина «монсиньора Салата» в услужении были двое послушных запуганных арнаутов, как тогда называли албанцев, а в многолюдной мастерской кавалера Чезари дАрпино насчитывалось более десяти разноплемённых рабов, мужчин и женщин, не знающих языка и безропотно выполнявших самую чёрную работу.
Но вот раздался звук колокольчика и в зал вошёл Павел V со свитой. Ещё бы, ему впервые предстоит писать портрет самого папы. Какое-то время картина точно оставалась в Неаполе, так как в 1612 году с нее делает копию фламандец Луи Финсон (1580 — 1617). Ему, как и Караваджо, не повезло с обидчивым и мнительным папой Павлом, который своим пресловутым Эдиктом о живописи вознамерился втиснуть всё искусство в тесное прокрустово ложе налагаемых на него ограничений. Страна была на грани гражданской войны.
Двое из них не в силах сдержать рыдания прикрывают руками лица. История знает немало тому примеров. Святая Анна была сочтена беззубой мегерой. Как известность и почитание и смерть от малярии в неизвестном месте. Говоря об этом, биограф Манчини прямо признаёт, что «в образе Богоматери изображена одна куртизанка, возлюбленная художника». Никаких резких движений и ярких пятен.
Кто бы забрал себе. «Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Не остался внакладе и Рубенс, получивший свои коммиссионные за удачно завершённую сделку. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна.
Словно слышишь топот босых ног, бегущих по какому-то коридору тюрьмы. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Несмотря на неудачу с папским портретом, ему заказана картина для собора Святого Петра.
Вновь зазвонили заупокойные колокола и в Риме воцарилось безвластие. Многолетнее напряжение дало о себе знать. Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к.
Это были обращённые в рабство мужчины, женщины, старики и дети — ужасное зрелище. Прежде всего стоит зайти в церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези: здесь есть капелла Контарелли, для которой художник написал «Призвание» и «Мученичество апостола Матфея», дав собственную оригинальную трактовку одному из характерных проявлений живописи эпохи Контрреформации — настойчивому прославлению святых мучеников Церкви. В целях предосторожности он сменил во Фраскати карету и нанял другую.
Постепенно размеренныйритм дворцастал тяготить вольнолюбивого художника и особенно тот факт, что онне могсвободно приводить в мастерскую друзей, устраивать посиделки до поздней ночи и уж тем более приглашать свою подругу известную в городе куртизанку Лену (Маддалену Антоньетти). Рядом тесно стоящие апостолы. Пока шли перестановки в верхних эшелонах власти и расправа над противниками, до Караваджо дошли вести о том, что литератор Альбертини избил свою строптивую сожительницу и Лена подала на него в суд.
Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. Начинается эта прогулка с галереи Боргезе. Среди неизвестных людей.
Теперь эта картина в Галерее Боргезе. Несколько изменилась композиция — к постаревшему хозяину харчевни добавлена жена старушка, напоминающая Анну из «Мадонны со змеёй». В итоге художник приступил к написанию одной из лучших своих монументальных работ «Успение Богоматери» (369x245). Деньги нужны были на холст, краски и пропитание.
Выше было отмечено, что при подписании контракта гарантом выступил Джустиньяни. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Вот таким образом Павел V, как ни упрашивал его племянник, вынужден был наказать Караваджо.
На следующее утро пришёл полицейский чин, оповещённый по закону врачом. Несмотря на оговоренный гонорар в двести скудо, мастер так и не написал картину. Еще чуть-чуть, понял Микеле и разъяренный отец отречется от сына. Им было поручено выяснить обстановку в городе и разузнать что-нибудь о Лене.
Был обнародован страшный вердикт «вне закона», а это означало, что если художник не сдастся властям, то любой человек, повстречавший его на территории Папского государства, мог убить объявленное вне закона лицо и даже рассчитывать на вознаграждение. И похоже именно с этого начинается реализм. Несмотря на горе, обрушившееся на людей, картина в отличие от «Положения во гроб» лишена патетики, резких движений и внешних эффектов. Полотно Финсона подписано и датировано. Эта Мадонна слишком живая для церкви.
На картине изображён только что совершённый юношей подвиг. Придя немного в себя и осмотревшись на новом месте, он вскоре засел за работу.
Его мечтам не суждено было сбыться, а римляне лишились возможности полюбоваться великолепной картиной в соборе Святого Петра. Обеспокоенный исчезновением мастера, получившего аванс за обещанную картину, он с помощью своих агентов устроил слежку за объявившимися в городе помощниками Караваджо, которые и навели его на след беглеца. Караваджо скрестил руки на груди. Подозревая, что их картина может быть важным произведением, они обратились к эксперту творчества Караваджо Мине Грегори, которая «узнала» оригинал художника. Кардинал имел слабость к поэзии и музыке, к античному и современному искусству, хотя мало во всём этом разбирался.
Кардинал Боргезе принял картину в дар как должное. Караваджо без помех проследовал дальше по античной Аппиевой дороге. В этом состязании верх одержал более решительный Гонзага, который в конце концов приобрёл «Успение Богоматери», вызвавшее много шума в Риме. Издали ему почудилось что-то знакомое в позе лежащей на земле девушки. Составлено и подписано мною собственноручно 25 июня 1605 г. Микеланджело Меризи»65. Каноны религиозной живописи оставлены.
Чтобы не терять времени, художник написал Богородицупо памяти. По-иному выглядят и сами путники, сидящие за скромно накрытым столом.
Так появилось «Коронование терновым венцом» (127x165, 5), которое позже оказалось в коллекции Джустиньяни. И вся жизнь Караваджо – это контраст и скандал: многочисленные драки, убийство. Его охватило страстное желание переделать жизнь и начать всё сызнова.
Но от себя не уйти. Святой мученик Петр, доминиканский монах, часто изображается с воткнутым в голову мечом. Не было ли тут скрытого интереса. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Полотно Магдалина Кляйн в римской частной коллекции многие считали оригиналом Караваджо.
Упоминается даже сколоченный дверной пролёт, который изображён на картине «Мадонна Лорето», но нет никакой посуды. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Всё это как величие и падение Рима.
папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. Историки считают, что Святой Иоанн в Галерее Боргезе в Риме — это как раз одна из этих трех картин Караваджо, возвращенных Кардиналу Боргезе. Но одновременно стряслось абсолютно непредвиденное. Известна также наделавшая много шума криминальная история, связанная с кражей в 1608 году по наущению кардинала из церкви Сан-Франческо аль Прато в Перудже картины Рафаэля «Снятие с креста», которая вскоре оказалась в коллекции Боргезе. В двух других явно чувствуется портретное сходство. Трудно даже вообразить более жестокую кару, которой подверг себя Караваджо на картине «Давид с головой Голиафа» (125x101).
Теперь онмог начинать писать картину «Успение Богородицы», которую ему еще в 1601 году заказал известный в городе юристЛаэрцио Керубини для своей капеллы в церкви Санта Мария делла Скала (Santa Maria della Scala) в Трастевере. Приходили вести из других городов о кровавых стычках между сторонниками Испании и Франции. Луч света слева скользит по трём фигурам, выхваченным из тьмы заднего плана. Увидев подъехавшую кавалькаду, сонный офицер вышел из сторожевой будки. «Давид с головой Голиафа» (1605-1606) был создан во время второй поездки Караваджо в Неаполь, по всей видимости, в надежде снискать расположение кардинала Шипионе Боргезе по возвращении в Рим, а «Святой Иероним за книгой» (1605-1606) написан по прямому заказу кардинала в знак признательности за то, что тот вытащил художника из передряги, грозившей обернуться судебным процессом.
Объем и пустота. Вряд ли такое сходство было ему по душе ибо он надеялся увидеть нечто совсем другое.
Пока семья остается анонимной, опасаясь ограбления. Ему впервые довелось плыть на корабле и несмотря на прекрасную солнечную погоду и штиль на море его сильно укачало. Какие именно — неизвестно, возможно, это были незаконченные«Мадонна ди Лорето» и «Успение Богородицы». Вся задумка сразу на заоконном холсте. Он отучился в художественной школе в Милане.
Он был несказанно горд, видя, как хорошо его картины вписываются в интерьер величественного храма, где чуть подальше стоит божественная «Пьета» Микеланджело. Он был один и он работал, а его товарищи дружно отдавались развлечению. Августина и её мы видим на Мадонне дей Палафреньери, написанной для Сан Пьетро.
У изголовья стоит, подперев рукой опущенную голову, Иоанн, перешедший из «Положения во гроб». Они копируют твою манеру, но не твои дерзостные идеи, – кардинал приблизился к Караваджо вплотную. – Наш друг синьор Джустиниани держит твоего «Амура-победителя» в последнем зале своей галереи. Уже во вторник 30 мая в листке «Аввизи» появилось сообщение, что на Кампо Марцио после игры в мяч художник Караваджо смертельно ранил Рануччо Томассони, сына бывшего полковника гарнизона крепости Сант-Анджело, который скончался той же ночью. Несомненно только одно — художник сам устроил над собой суд.
А такое даётся не всем – только избранным с чистыми душами. Она провисела в церкви всего два дня, а потом была снята как непристойная. Под впечатлением нахлынувших воспоминаний Караваджо приступил к написанию картины «Экстаз Магдалины» (106, 5x91).
Оттуда ему позволят вернуться только через двадцать пять лет. Караваджо был вне себя от счастья. Но тут произошёл небольшой казус. За такое нарушение любому человеку, взятому с поличным, грозило самое суровое наказание.
Бальоне горделиво прошествовал мимо Караваджо. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Ни писем, ни дневников. Ждать пришлось долго и Караваджо изрядно продрог, фея руки перед камином. Особенно возмутило кардиналов, что художник осмелился в образе Девы Марии, как им кто-то доложил изобразить свою любовницу, а фигурка ребёнка Христа и вовсе ввела их в смущение «плебейским изображением плоти» с явными признаками эротики.
«Коронование» продолжает трагическую серию Караваджо, начатую «Взятием Христа под стражу». Чтобы забыться и успокоиться, он принялся за работу над нейтральным сюжетом. Известно, что среди отличавшихся особой дерзостью и жестокостью отчаянных корсаров, промышлявших охотой за живым товаром, было немало итальянцев, перешедших в ислам, на что, кстати, указывает Сервантес в первой части романа «Дон Кихот», ведя рассказ о своём пятилетнем пребывании в неволе у алжирского паши, которому он был продан уроженцем Калабрии, сменившим веру и имя. Это известие вызвало шок у многих римлян. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Стушевался и заказчик.
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Но возможность провести параллель призрачна. Кроме всего прочего им был дан зарок не браться больше за настенную живопись.
Именно вот таким образом многие его картины отвергаются заказчиками духовного звания. «Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Он помнил о своём ошеломляющем впечатлении от «Ассунты» Тициана и вот таким образом не осмелился затронуть тему Вознесения, посчитав, видимо, что не был к ней ещё готов, а состязаться с великим мастером, как безуспешно пытался тщеславный Чезари, ему не хотелось.
Именно она была скопирована Финсоном в Неаполе. После этого — неизвестность. Мужское и женское. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана.
Здесь налицо отчаяние, растерянность, боль и подавленность духа перед неминуемой расплатой за прошлое. Члены конгрегации проводили Бальоне нетерпеливым взглядом. С семьей Антоньетти, которую он полюбил всем сердцем, в его мастерскую пришла новая жизнь. Оба стоят справа от стола. Для пущей убедительности на листе была начертана подвешенная за ноги фигурка.
Подавив волнение, Караваджо молча приступил к работе. Кое-кто из искусствоведов считает, что фигура дописана намного позднее. Судьба Караваджо была поистине непростой.
Крик и тишина.
Разыскивая Лену по злачным местам, он столкнулся с двумя неизвестными парнями на берегу Тибра около вытащенной из воды утопленницы. В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Кстати, черты его ветренной подруги угадываются и в плачущей Марии Магдалине. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. В художественных образах – всё: и величие и падение.
Остальные придворные сфудились у противоположной стены, обитой красным штофом. Иисус называл его величайшим из пророков. Но он не сумел потрафить папе и его верность натуре обернулась для него полным крахом. В его глазах он явно проигрывал в сравнении с незабываемой Венецией. В дальнейшем следы её теряются. Иссушенное тело старика прикрыто пурпурной тканью, напоминающей кардинальскую мантию. «Только в частных коллекциях ещё можно найти настоящие шедевры.
Здесь же находится вторая версия работы «Святой Матфей и ангел» (первая была отвергнута заказчиком). На холсте (203x119) отразилась заурядная, безликая и ничем не примечательная посредственность. А тебе надо поучиться смирению. В их глазах постоянно читались испуг и желание угодить хозяину.
Не на рынке антиквариата. До их обращения, даже не был прочитан листок XVII века с надписью на раме картины.
Вспомним хотя бы проникновенный добрый взгляд старика Иосифа, держащего ноты перед играющим на скрипке ангелом в «Отдыхе на пути в Египет» или взывающее к состраданию лицо старика в «Мученичестве святого Петра». в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St. В отличие от известной «Корзины с фруктами», преподнесённой лет за десять до того дель Монте в дар миланскому архиепископу Борромео, о которой имеется обширная литература, о новом натюрморте почти ничего не известно.
Быть может, все эти события повлияли на его манеру: постепенно рождается стиль художника, который тяготел к реализму, сделал своими героями обычных людей, которых можно увидеть в толпе. Его обеспокоила также чересчур бурная деятельность молодого кардинала Боргезе, бросавшего жадные взгляды на его коллекцию и он решил отсидеться от греха подальше за Альпами. Только прибежавшему Лонги он рассказал о ночной стычке близ Ортаччо. Начатая в 1605 году и завершенная через год, «Мадонна» находилась в соборе лишь несколько суток. Образумился ли юный художник. Картины Караваджо и других мастеров по распоряжению папы были подарены папскому племяннику, давнему поклоннику искусства обретшего громкую славу молодого художника.
Папским ищейкам не удалось обнаружить пристанище сбежавшего от расправы мастера. Список получился очень котороткий. Разъяренный Караваджо закидал ее дом камнями. Главным для него в этой работе было не достоверное воплощение чисто живописными средствами живой модели во плоти, а по возможности точное воспроизведение чувства, охватившего человека, загнанного в угол. Смог ли обуздать свой характер.
Никогда еще он не был так счастлив и так свободен. В камине потрескивали дрова, но было зябко и промозгло. Они не могли меня защитить. Он облачён в белую рубаху и крестьянские штаны. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино. Решено было немедленно избавиться от богохульной картины, с которой греха не оберёшься, попади она на глаза инквизиции. Ответить трудно за отсутствием точных данных, которые подтверждали бы ту или иную версию. Ну а шестая картина — это портрет самого папы Павла V (1605-1606).
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Но он не был доволен автопортретом и в дальнейшем не раз вносил в него исправления. Этот последний бездетный отпрыск рода дЭсте был правителем Модены и Реджо-Эмилии. Там картина оставалась всего несколько дней, от неё отказались заказчики — все знали модель Лену — проститутку в Риме, да и «младенец» изображен подросший. «Мадонна со змеёй» («Мадонна конюхов», 1605-1606), заказанная Караваджо братством папских конюших для их алтаря в соборе святого Петра и отвергнутая ими, была приобретена племянником папы Павла V Боргезе.
И только после встречи с обходительным Маттеи, к которому, по всей видимости, обратился за содействием его излишне доверчивый родственник, художник взялся за написание картины «Ессе Homo». Её изобразил художник на образе Мадонна паломников для Базилики Св. После Караваджо остались только картины. Но чем же так провинилась перед «конюшими» в кардинальских мантиях превосходно написанная «Мадонна со змеёй». Вот когда ему пригодилось приглашение маркизы Костанцы.
По той же причине появился на свет и этот скандальный «Натюрморт с фруктами на каменной столешнице» (87, 2x135, 4), который по изощрённости и неприкрытой эротике вызвал бы зависть упоминавшегося выше Арчимбольди, не говоря уже о тогдашних маньеристах. Он поднял голову к Мадонне. Сегодня «Успение Богородицы» выставлено в Лувре.
Теперь эта картина находится в Музее Изящных Искусств в Марсилье. Для поездки была выделена закрытая карета с родовыми вензелями Колонна. Никаких эскизов. Вот тогда-то «ущербную» картину увидел молодой Рубенс, посчитавший её подлинным шедевром. Особенно хорошо известен пример картины «Мадонна со змеей» (1605-1606). Что не устроило их в картине.
Но всё это передаётся через женскую натуру. В Риме же Караваджо серьезно заболевает малярией, находится на грани жизни и смерти. Вот таким образом дальнейшее пребывание в имении, как считала маркиза, становилось небезопасным. За свои «художества», ставшие притчей во языцех, кардинал стал неугоден новой власти, у которой на него накопился большой список противоправных деяний. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Он, безусловно имел перед глазами Лену из «Успения Богоматери», где она изображена лежащей на коротком ложе. Как изменились времена и нравы.
Две работы представляют ранний период творчества Меризи — «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594) и «Больной Вакх» (1593-1594), попавшие сюда в результате конфискации имущества художника Джузеппе Чезари (по прозвищу Кавалер дАрпино), у которого Караваджо работал помощником. Точная передача особенностей. Как она там и с кем теперь развлекается. Подняв кисть и извинившись за неловкость, Караваджо вернулся к мольберту, едва сдерживая хитрую улыбку. Но и я зашел слишком далеко, – подумал Караваджо. – Наговорил лишнего. Правление нового папы оказалось для художника на удивление крайне неблагоприятным.
«Мадонна с четками» принадлежит к числу наиболее традиционных работ Караваджо и тем не менее она произвела огромное впечатление на зрителей, так как в ней художник создал тип алтарной картины эпохи барокко. Несмотря на принятые меры предосторожности, всё прошло гладко, без приключений. Оттого каждая складка женских одежд на холсте обретала живую достоверность. Дорвавшись до власти и развернув бурную деятельность, он вряд ли понял, как, вероятно и сам автор, главную мысль «Святого Иеронима».
В начале 30-х годов прошлого века, когда резко возрос интерес к творчеству Караваджо искусствовед Лионелло Вентури, который был далёк от религии, писал, что «отвергнутая церковными алтарями Смерть Богоматери — это самая религиозного картина итальянской живописи XVII века»64. По диагонали снизу вверх картина делится надвое. Честный взгляд на действительность. Его образ был особенно дорог художникам XIV—XV веков. Это всего лишь предположение.
Караваджо Мадонна Розария (Мадонна четок) (1606 – 1607) Холст, масло. Он стоит обнажённым с белой набедренной повязкой и связанными на запястье руками. Они с интересом наблюдали, как Караваджо живописует светом и тенью, как накладывает мазки один на другой. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.
Караваджо в недоумении проводил взглядом удаляющегося понтифика со свитой. Караваджо тяжело переживал неудачу. Можно ли этому поверить. Никаких набросков.
Всякий раз его сопровождал один из стражей замка — так распорядился управляющий. Стража отдыхала в тени. За редким исключением — например, старая служанка на картине «Юдифь и Олоферн» — он никогда не позволял себе, как это можно видеть сплошь и рядом в рисунках Леонардо, карикатурного изображения старости.
Ожидание чуда осталось, но в более сдержанных и приглушённых тонах. Поразительно мощный поток света и энергичная лепка тел с помощью кьяроскуро (светотени), бросающей яркие блики на отдельные части тел. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Ужасного вида паломники, чьи ступни не отличимы от ног бомжей. Было непонятно, принята ли его работа или нет.
Столь дерзкая и не по возрасту мальчишеская выходка образно выражает распространённое итальянское ругательство — vqffanculo (иди в ж. ). John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. Но Фабрицио молчал.
Оригинал картины не сохранился и она дошла до нас в авторской копии. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Точно так же он поступил с Доменикино, не пожелавшим уступить за бесценок свою картину «Охота Дианы» с купающимися обнажёнными нимфами. Сюжет картины религиозный, но выполнен вопреки традиционной иконографии. –И каждый мечтает сместить со сцены более одаренного соперника. Но уже 16 апреля картину осмотрела кучка кардиналов из объединения папских конюших и вынесли свой вердикт: non expedit — «не пройдёт».
У многих эта весть никак не укладывалась в голове. Оригинал не сохранился и о работе можно судить только по марсельской и другим копиям. Лицо Лены было исполнено терпения и сострадания. К чёткам жадно тянутся трое простолюдинов, чьи грязные ступни ног обращены к зрителю. Я сам дал сопернику возможность меня опорочить».
И это можно двояко понять. К счастью, ею живо заинтересовался всеядный кардинал Боргезе.
Почти три с половиной века картина провалялась в пыли на чердаке дворца Дориа и лишь в 1953 году увидела свет, оказавшись в местном музее. И покой в неизвестной могиле. Горожане молились перед нейи просили у Богородицы помощи изащиты. Зато по части сыска их превзошёл пронырливый посол Мазетти.
Вокруг стала собираться толпа зевак. Именно здесь хранится самое многочисленное собрание полотен мастера: их здесь целых шесть.
Кроме этого, лютня была в эпоху Караваджо именно мужским инструментом. Но Костанца Колонна торопилась и была чем-то опечалена — такой он её видел впервые. После постигшей его неудачи Караваджо вспомнил о настойчивом молодом банкире и, преодолев хандру, взялся за работу.
Или бомжи стали бы драться ей, сражаясь за пустые бутылки. Часто, не сумев обуздать свой взрывной характер, он ввязывался в драки и неприятные истории, после которых представал перед судом или сразу оказывался в тюрьме Тор ди Нона (Tor di Nona), откуда его выручали верные друзья или богатые покровители. В июле 1605 года, гуляя по площади Навона, художник встретил нотариусаМариано Паскуалоне, который по слухам тоже был любовником Лены.
Его самодовольный вид сразу не понравился художнику. Стиль Караваджо становится всё более tenebroso (мрачным), а некоторые современники обозначили его как «подвальный». Караваджо лично руководил установкой полотна над алтарём. Отныне его возвращение в Рим под большим вопросом.
Апостолы, по их мнению, тоже больше походили на обыкновенных людей. Прозрачнее выглядят даже тени, появилась едва ощутимая в глубине воздушная среда. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии.
Придав отрубленной голове собственные черты, Караваджо, возможно, намеревался отправить картину кардиналу Боргезе, чтобы тот убедил дядю Павла V отменить смертный приговор. Постояв немного перед портретом, он что-то тихо сказал племяннику и направился к выходу, так и не вымолвив ни слова об увиденном на холсте. Это были незабываемые минуты счастья, выпавшие на его долю. Однако, в первую очередь, четки были одной из новых форм благочестия, пропагандировавшегося церковью.
Я проснулся от звучания сердца перед рассветом. Эти тонкости художник мог почерпнуть из книги Чезаре Рипы «Иконология» изданной в 1593 году и ставшей верным путеводителем по миру религиозной символики для нескольких поколений живописцев. Так было после отвергнутого духовенством первого варианта «Апостола Матфея и ангела», когда в отместку за нанесённую обиду он написал эпатажного «Всепобеждающего Амура», попирающего общепринятые нормы приличия. Вынесенный ему смертный приговор был отменён лишь после того, как перепуганный Чезари подписал акт о передаче апостольской палате ста десяти картин своей коллекции, включая «Юношу с корзиной фруктов» и другие работы Караваджо и уплате штрафа в пятьсот скудо за незаконное хранение оружия.
Но чтобы как-то отблагодарить хозяев за радушие и гостеприимство, он по памяти написал для них повтор «Ессе Homo» (128x103), в котором под впечатлением жуткой сцены в Ливорно — нечто подобное ему довелось увидеть и в генуэзском порту — усилил мрачный колорит, усугубив впечатление от выставленного словно на продажу обнажённого Христа. По памяти Караваджо дал изображение покойного Гвидобальдо дель Монте, с его выразительным взглядом, устремлённым на Петра Мученика.
Однако произошло непредвиденное осложнение. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Он сам рос без отца и не мог себе представить, что та же участь ждет Фабрицио. Хроники называли её «Женщина Микельанжело» и она была любимой моделью.
Возмущённые граждане Перуджи направили папе петицию протеста. Кто бы ее первым заметил. Подробно составленная судебным приставом опись имущества впечатляет.
Что ж, он привык всегда быть на отшибе – с тех самых пор, как его разлучили с Фабрицио. Как же хорошо ему было с ней.
Кстати, младенца Караваджо писал с сына Лены, которого она скрывала от матери в приюте. Купленная Эрмитажем в 1808 г. картина серии «Лютнист» более ста лет экспонировалась под названием «Лютнистка». Легионер, внимательно следящий за истязанием, весь обращён в слух.
Венецианский посол сообщал из Рима, что расправа над автором, который неожиданно оказался женщиной, близкой к высшему обществу, потрясла весь город63. Парируя удары, он не переставал дразнить Караваджо. Вскоре туда прибыли Спада и Чекко, доставившие художнику всё необходимое для работы. Такая печать таможни использовалась в конце XVII века, значит тогда картина попала в Рим. От них ты помощи не дождешься.
Она привезла тревожные вести из Рима. Фабрицио будет оправдан в глазах маркиза – а Микеле выгонят вон. В те дни Караваджо действительно был на мели. Времена и нравы изменились и на лице Павла V мелькнула лишь гримаса недовольства. Отход от общипрянятых норм восхищает одних и шокирует других.
Но он преуспел и по части личного обогащения.
Дед любил старшего внука за сметливость и особо не журил за проказы. Мой двор мог бы быть похож на двор, в котором я жил в Риме. От одной этой мысли он приходил в возбуждение и кровь приливала к голове.
Владельцы не собираются пока выставлять полотно на выставках, оно на ходится в их доме». Караваджо облегчённо вздохнул и перекрестился. А за окнами вовсю хлестал дождь, на душе было муторно и скребли кошки.
Так неожиданно и драматично закончился римский период жизни и творчества Караваджо. Рухнули все надежды и Караваджо вновь пришлось вкусить горечь поражения.
Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. В сложной и напряжённой игре рук люди тянутся к святому Доминику, который держит чётки. У женщины в руках поднос с угощением, предлагаемым сотрапезникам.
Такого откровения итальянская живопись ещё не знала. В начале нового века Караваджо получает немало заказов от церквей. «Это я его заставил», – сказал он.
Это была их последняя встреча, после которой им не довелось больше свидеться. И когда я подумал об этом, я представил, что могло бы произойти, если «Мадонна пилигримов» оказалась бы в моем дворе. Это была далеко не ординарная личность, деятельная и импульсивная. Зато новый папа в глазах многих и прежде всего своих внутренних и внешних политических противников стал выглядеть строгим и непреклонным правителем, чего Павел V всячески добивался. В дни работы над картиной выздоравливающего художника навещали друзья.
Эти святоши сочли её вульгарной и святотатственной, лишённой божественности и красоты.
В них ему удалось выразить чувства, терзавшие его, когда он был вынужден скрываться. «Он их не убедил.
Увенчанная колючим тёрном голова Христа склонилась под палочными ударами палачей. Известно, что 14 апреля 1606 года картина была установлена в приделе Михаила Архангела собора Святого Петра, куда тут же устремились друзья автора и ценители искусства. На закате карета и вооружённый конвой остановились перед пограничной рекой Гарильяно. Nicola dei Prefetti), там же упоминается и подмастерьехудожника по имени Франческо.
Протянув руку с пером к чернильнице, заставленной книгами, старец задумался над раскрытым фолиантом о бренности всего земного, напоминанием чему служит череп. Семья, в коллекции которой Экстаз Магдалины, не хочет рекламы и известности. После завершения картины у Караваджо возник конфликт с монахами-доминиканцами, которые узнавали в изображённых персонажах самих себя, что не соответствовало традиционным представлениям о религиозной живописи. О его поверхностных знаниях свидетельствуют многие современники.
Для юного Давида позировал Чекко, которому в то время исполнилось семнадцать. Среди попавших в опалу оказались всесильный кардинал Пьетро Альдобрандини и весь его клан.
Караваджизм).