«мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи.
Ему так хочется дотянуться до цветка. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св.
Таже история со«Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, аверсии учеников существуют— около двадцати. Пресса наполнилась громкими заголовками— «Найдена утраченная картина Леонардо даВинчи. ». Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным.
Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. «Мадонна Бенуа» – не исключение. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. – 192 с. : ил. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа.
Ккартине Леонардоон, впрочем, отношения неимеет. Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») – была закончена, очевидно, в то время, когда художник переехал в Милан.
Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. М. Карасёвой. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру.
– (Библиотека искусства). 1452 – 1519 / Пер. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. По композиции картины различны.
Третий план – окна как духовныеочи. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины).
Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Книга I. – М. : Детская литература, 1989.
Это символ распятия. При этом он не является бесстрастным. Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя.
Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы». Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать).
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Пять изних хранятся вЛувре, поодной вУффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской иВашингтонской национальных галереях, атакже вдругих, менее известных музеях. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка.
Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке.
«Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». – 235с. «Мадонна с младенцем» – одна из тех картин Леонардо да Винчи, появление которых ознаменовало новый этап искусства Ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения.
– М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Из коллекции генерала Корсакова».
С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка. Мальчик нежно приник к ней. Отсюда возникло название картины. Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство). – 380 с. Богат Евг.
Преображает его одухотворённая радость и любовь. – М., 1977. Эта ранняя работа Леонардо да Винчи демонстрируетноваторскую для тойэпохи технику живописи: в полотне «Мадонна Бенуаиспользованы масляные краски, которые позволилидостичьгораздо большей прозрачности и более активного разнообразия фактуры.
Влюбом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. – 254 с. Вазари Дж. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени.
– М. Искусство, 1998. «Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. – М. : ТЕРРА, 1997.
Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. В2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил отпоздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал иотправил наэкспертизу. Вверху с овалом.
Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Глубина и благородство содержания имеющего непреходящее значение, сочетаются в картине с четкой логикой построения и виртуозностью исполнения. – 318 с. Ульянов О. Г. Для них свойственны сложные пейзажные фоны.
Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы.
– М. : Детская литература, 1971. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось.
Философский очерк в двух книгах. Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке». Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. На мысль о дарении наводит и другой знак – предполагаемая звезда Вифлеема в левой руке Богоматери, наводящая на мысль о дарах волхвов.
В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик. – М. : Искусство, 1970. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым.
На эту тему существует несколько мнений. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. Отмечалась выше и круглоликость Марии. Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А.
Мир Леонардо. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа.
Темпера не давала таких возможностей. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец исоотечественник Сапожниковых, вдекабре 1918 года всвоей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Неможетли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков.
Изображение фона ломает традицию кватроченто. Композиция картины уравновешенна и лаконична. В описи за первым номером числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке Вверху с овалом.
Мастер Леонардо да Винчи. Лицо мадонны повернуто в профиль. Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков.
Мир и тишина царят в картине. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов.
Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. – М. : Просвещение, 1976. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа».
А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин насамом деле больше, носпоры поповоду атрибуции работ Леонардо— занятие бесконечное. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ ивзять изАстрахани «Мадонну»— незначитли это отнять убедного его последнюю овцу. » Ноневышло— невернулась картина вАстрахань.
Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью. «Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.
Вып. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины.
И, наконец, символика. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Эрмитажа, Л. 1963. Любовь земная и небесная смешаны в этом образе.
И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты.
У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень. Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа».
Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. 7. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. – 55с.
В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. «Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. Мадонна изображена приёмом сфумато. – М. : Молодая Гвардия, 1982. По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения».
Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами».
Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос.
Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека. Если да— тобесценная эта картина должна быть водворена насвою вторую родину. Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось на его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым.
Н. Воскобойников. Своими неуклюжими ещё ручками он пытается схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его Мать. Своё прозвание картина, следы которой терялись до XIX века, получила по последним владельцам— российской художественной династии Бенуа. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. с англ. Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).
Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Т. 3. Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно.
Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Лицо мадонны показано не полностью. – М., 2003. Этот приём разработал Леонардо да Винчи.
Один сюжет решён художником по-разному. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Нонасамом деле Сапожников-дед приобрел еев1824 году за1400 рублей нааукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии идиректора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ееизИталии в1790-х). Картин сизображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Одну изтаких копий в1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, ав1958 году его наследники продали на«Сотбис» всего за45фунтов как работу Больтраффио. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью.
В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Это и смуглость и золотистость волос. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены.
Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи.
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. – М. : Директ-Медиа, 2009.
«Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Картина, написанная в1490-х годах, долгие века оставалась вИталии. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Удивительно— когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт идругие авторы, выставили нааукцион, Эрмитаж купил несколько работ (вчастности, Милле, Миньяра), ноэтой скромной «Мадонной» пренебрег.
Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Об этом говорят его записи, свидетельствующие о проработке композиции, неповторимая рука мастера в создании головы Богородицы, некоторых частей тела Иисуса, кропотливая работа Леонардо над светотенью.
Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен. – 4-е изд. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.
А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно.