Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. «мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой.
Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно тянется к нему ручками, но не может сразу схватить и она смеется над его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына. Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.
Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Мир Леонардо. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения».
Дева Мария, согласно традиции, написана с Библии, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Среди них картина Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из Дрезденской картинной галереи, а также «Мадонна с гвоздиками» работы Рафаэля. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира.
Т. 3. Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины).
– М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Благовещение (Annunciazione, Annunciation) – было создано в 1472 – 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио.
По композиции картины различны. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. Ему так хочется дотянуться до цветка. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей.
Своё прозвание картина, следы которой терялись до XIX века, получила по последним владельцам— российской художественной династии Бенуа. Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке». Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. «Мадонна» работы Леонардо была широко известна художникам того времени. Лицо мадонны показано не полностью. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа».
Вверху с овалом. Фрагмент «Моны Лизы» с остатками базы колонны Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. «Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров. Линия их становится более уверенной, штриховка и растушёвка оттеняют объёмы. В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик. Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью.
1452 – 1519 / Пер. – М. Искусство, 1998. Чечилия Галлерани изображена в повороте головы чуть в сторону, что, несмотря на сильный наклон головы к левому плечу, смотрится весьма естественно. Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Эрмитажа, Л. 1963. Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось на его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта».
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. Дева Мария любуется им, Она погружена в мысли о Нём, а силаеё чувств к Сыну выражена взглядом, едва заметной улыбкой, особым наклоном головы. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. – М. : Директ-Медиа, 2009.
За свой белый мех горностай считался символом чистоты и целомудрия. Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Изображение фона ломает традицию кватроченто.
Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. – М. : Детская литература, 1971. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах.
Специально не прописанные складки одежды и детали фона при тщательной проработке лиц на картине – тоже не является свидетельством того, что произведение было создано не мастером, а его учениками, как предполагалось ранее. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. – 254 с. Вазари Дж. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466 -1470 годах. – 235с. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен.
«Мадонна с младенцем» – одна из тех картин Леонардо да Винчи, появление которых ознаменовало новый этап искусства Ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Любовь земная и небесная смешаны в этом образе.
Философский очерк в двух книгах. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет.
Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо. Это символ распятия. Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». – 4-е изд.
Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо.
Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники. – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. – М., 2003.
Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы.
В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым.
Преображает его одухотворённая радость и любовь. Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. – 318 с. Ульянов О. Г.
«Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. – М. : Просвещение, 1976. Мир и тишина царят в картине. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху.
Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). «Мадонна Бенуа» – не исключение. По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав изображенных довольно условно. Вып.
Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для "Благовещения". Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя. – 380 с. Богат Евг. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении.
Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы». Глубина и благородство содержания имеющего непреходящее значение, сочетаются в картине с четкой логикой построения и виртуозностью исполнения. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. На переднем цветы нарисованы не для того, чтобы служить красивым орнаментом, заполняющим пространство они даны как живая, полная энергии масса, как часть общемировой жизни. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу.
– 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») – была закончена, очевидно, в то время, когда художник переехал в Милан. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины.
Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека. Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует. В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).
Они создают впечатление совершающегося таинства. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. Она заложена и в сюжете и в композиции картины.
– 55с. Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство). Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью.
Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Из коллекции генерала Корсакова». Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.
Один сюжет решён художником по-разному. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями.
Голова слегка повёрнута. Темпера не давала таких возможностей. Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно. Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты. В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы.
И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным. Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. М. Карасёвой.
Выразительным был и сильный контрапост, введенный в портретную композицию. Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Третий план – окна как духовныеочи. Это и смуглость и золотистость волос.
– М. : Искусство, 1970. – 192 с. : ил. – М. : Молодая Гвардия, 1982. Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А. На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке.
В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Отмечалась выше и круглоликость Марии. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал.
– М., 1977. – (Библиотека искусства). Этот контрапост вносит в портретный образ одушевленное движение, вызывая в памяти знаменитый рисунок Леонардо тех лет (Турин, Королевская библиотека) — зарисовку женской головы использованную в качестве этюда для лица ангела в его картине Мадонна в гроте (1483 -86 Париж, Лувр).
Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Мальчик нежно приник к ней. Книга I. – М. : Детская литература, 1989.
Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». 7. Н. Воскобойников.
Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. «Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Отсюда возникло название картины.
Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. Оба полотна относятся к раннему периоду творчества художника – миланскому и флорентийскому. – М. : ТЕРРА, 1997. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос.
И, наконец, символика. Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию.
Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Считается, что не менее десятка работ выполнено под его влиянием. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет.
Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. с англ.
Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Заключается он в том, что очертания фигур и предметов смягчаются окутывающим их воздухом (сфумато (итал. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Мастер Леонардо да Винчи.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка. Мадонна изображена приёмом сфумато.