Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. «мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой.
Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось на его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет. «Мадонна Бенуа» – не исключение. – М., 1977. Голова слегка повёрнута.
7. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека. И не только итальянские мастера использовали в своих работах приёмы молодого да Винчи, но и художники из Нидерландов. – М. : Директ-Медиа, 2009. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация.
Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. Эрмитажа, Л. 1963. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон.
«Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. Любовь земная и небесная смешаны в этом образе. Дерево, масло. Ккартине Леонардоон, впрочем, отношения неимеет.
Пресса наполнилась громкими заголовками— «Найдена утраченная картина Леонардо даВинчи. ». Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. «Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров. Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.
Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. – М. Искусство, 1998. – 55с. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.
Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности.
«Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Считается, что не менее десятка работ выполнено под его влиянием.
Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя. Удивительно— когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт идругие авторы, выставили нааукцион, Эрмитаж купил несколько работ (вчастности, Милле, Миньяра), ноэтой скромной «Мадонной» пренебрег. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.
Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Мир и тишина царят в картине. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.
Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос.
Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Вверху с овалом. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков.
Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. – М. : Просвещение, 1976. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно.
Если да— тобесценная эта картина должна быть водворена насвою вторую родину. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок.
И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. – 235с. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Таже история со«Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, аверсии учеников существуют— около двадцати. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками».
Чечилия Галлерани изображена в повороте головы чуть в сторону, что, несмотря на сильный наклон головы к левому плечу, смотрится весьма естественно. Лицо мадонны показано не полностью. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Картина, написанная в1490-х годах, долгие века оставалась вИталии. Нонасамом деле Сапожников-дед приобрел еев1824 году за1400 рублей нааукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии идиректора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ееизИталии в1790-х).
– М. : ТЕРРА, 1997. – (Библиотека искусства). Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки.
Н. Воскобойников. Пальцы Чечилии с трепетной осторожностью ласково касаются шерстки пугливого зверька, горностая, расположившегося в её руках. Париж.
Своими неуклюжими ещё ручками он пытается схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его Мать. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Новый владелец занялся реставрацией картины, поего просьбе еесразу перевели сдоски нахолст. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал.
Третий план – окна как духовныеочи. Среди них картина Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из Дрезденской картинной галереи, а также «Мадонна с гвоздиками» работы Рафаэля.
– 318 с. Ульянов О. Г. Лувр. Т. 3.
Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. «Мадонна с младенцем» – одна из тех картин Леонардо да Винчи, появление которых ознаменовало новый этап искусства Ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. Влюбом случае Россия держит после Франции твердое второе место. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы.
Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Каждая его картина – не только правдивое и гениально выполненное отображение жизни, но и духовный акт.
Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке». – 254 с. Вазари Дж. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Спереди фигура Богоматери с младенцем освещена мягким светом источник которого расположен как бы перед изображением.
– 4-е изд. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Отсюда возникло название картины. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. – 192 с. : ил. Из коллекции генерала Корсакова».
Этот контрапост вносит в портретный образ одушевленное движение, вызывая в памяти знаменитый рисунок Леонардо тех лет (Турин, Королевская библиотека) — зарисовку женской головы использованную в качестве этюда для лица ангела в его картине Мадонна в гроте (1483 -86 Париж, Лувр). Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Мир Леонардо. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Мадонна изображена приёмом сфумато. Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы». По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения».
Преображает его одухотворённая радость и любовь. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. С1813 года она находилась всобственности миланской семьи Литта, представители которой весьма хорошо знали, насколько богата Россия.
Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». М. Карасёвой. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии. – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. Отмечалась выше и круглоликость Марии.
Гармония во взаимоотношениях персонажей картины подчёркивается горным пейзажем в симметричных окнах, вызывая чувство грандиозности мироздания. Лицо Мадонны изображено в профиль с едва заметной улыбкой в уголках рта. Это и смуглость и золотистость волос.
Это символ распятия. – М. : Молодая Гвардия, 1982. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы. В самой живописи, не блещущей яркими красочными эффектами, вместо по-флорентийски разобщенных, пассивно сопоставленных цветовых пятен проскальзывает ощущение своеобразного единого тона.
Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. – М., 2003. Книга I. – М. : Детская литература, 1989. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой.
– 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. Изображение фона ломает традицию кватроченто. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери.
Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. Выразительным был и сильный контрапост, введенный в портретную композицию. Вып. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным.
Ему так хочется дотянуться до цветка. За свой белый мех горностай считался символом чистоты и целомудрия. Италия. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик. Одухотворенный взгляд Богоматери подчеркнуто сконцентрирован на сыне, поскольку для нее Он является центром Вселенной.
Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. «Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты. «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») – была закончена, очевидно, в то время, когда художник переехал в Милан. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». Темпера не давала таких возможностей.
Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Сценка, запечатлевшая момент познания, в картине важна не только для раскрытия идейного содержания – она способствует более логичной и естественной композиционной связи фигур. Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. По композиции картины различны.
Возрождение. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют.
Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. Философский очерк в двух книгах. Пять изних хранятся вЛувре, поодной вУффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской иВашингтонской национальных галереях, атакже вдругих, менее известных музеях. Одну изтаких копий в1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, ав1958 году его наследники продали на«Сотбис» всего за45фунтов как работу Больтраффио. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен. Мальчик нежно приник к ней. Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. – М. : Детская литература, 1971. В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец исоотечественник Сапожниковых, вдекабре 1918 года всвоей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Неможетли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани. Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство).
Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. В2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил отпоздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал иотправил наэкспертизу. Один сюжет решён художником по-разному. Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью.
В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Колорит картины очень сдержан: тёмные одежды Марии с проблескамикоричневого и бронзового, далее – ещё более тёмный фон. Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины.
Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. И, наконец, символика. – М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи.
Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно.
Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет. Этот приём разработал Леонардо да Винчи.
С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка. с англ. – 380 с. Богат Евг. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ ивзять изАстрахани «Мадонну»— незначитли это отнять убедного его последнюю овцу. » Ноневышло— невернулась картина вАстрахань. «Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. – М. : Искусство, 1970. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей.
1452 – 1519 / Пер. Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А. «Мадонна» работы Леонардо была широко известна художникам того времени.
77 x 53 см. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466 -1470 годах. Мастер Леонардо да Винчи.
Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью.
Изучение физиогномики, многочисленные зарисовки дали возможность художнику уловить и показать в картинах тончайшие изменения мимики, порой момент начала движения лица, заставляющий угадывать его следующее состояние. Фрагмент «Моны Лизы» с остатками базы колонны Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным.