Карло Мадерна (Carlo Maderno) (1556 г., Каполаго на озере Лугано, – 1629 г., Рим) – итальянский архитектор начала XVII века, основатель стиля раннего барокко. Представитель раннего барокко. Он был сыном каменотёса и учеником Карло Мадерны, своего дальнего родственника. Карло Мадерна (Мадерно итал. Carlo Maderno 1556—1629)— швейцаро-итальянский архитектор, обучался у своих дядей— сначала у Доменико, затем у Джованни Фонтана.
Ему на смену был назначен Карло Мадерна, но работы остановились. Карло Мадерной созданы и другие постройки: купола церквей Сан-Джованни деи Фиорентини и Сан-Андреа делла Валле, участие в строительстве палаццо Барберини в Риме, которое оканчивали другие архитекторы. Огромный вклад в создание церковной архитектуры барокко внесли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.
Написанные особым образом фигуры создают иллюзию, что они парят под потолком и даже отбрасывают на него тень, тогда как на самом деле они написаны в одной плоскости. Особый вклад в создание церковного барокко внесли Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини. Купол возведен по проекту Карло Мадерны (1620), позже здесь похороненного, фасад достроен в XVIII в. Алтарь – последняя работа Борромини, который также похоронен здесь.
Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Ясно расчлененный фасад уже обнаруживает в перспективно скошенных на внутренней стороне арках средних окон подлинный стиль Бернини (1629). Оба верхние этажа связаны в одно целое восемью пилястрами композитного ордена.
Полуколонны подчеркивают вертикальную ось здания. Имя Пьетро да Кортона (1596–1669) теснейшим образом граничит с величественными потолками барокко, составленными из раззолоченных, перекрещивающихся и переплетающихся лепных рам и роскошной, фигурной и орнаментальной живописи, в больших дворцовых залах середины XVII столетия. Здесь всё располагает к сокровенному общению человека с Богом. Фасад стал доминировать над остальными архитектурными элементами собора. Если Бернини в отдельных архитектонических формах редко впадает в преувеличение или разнузданность, то на его современнике, ломбардце Франческо Борромини (1599–1667), главным образом лежит ответственность за победу изгибающихся то внутрь, то наружу линий фасада и живописной игры света и теней на внешней стороне здания, с сильно выступающими и вдающимися частями.
Фасад собора разделен на два яруса. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Мадерна продолжил строительство, начатое Дж.
Затем Мадерна в 1605 г. работает над интерьером церкви Санта Мария делла Виттория (Santa Maria della Vittoria). Овальное в плане здание перекрыто куполом. Нижний ярус украшен полуколоннами. По своему облику дворец ближе кманьеризму, чем кбарокко. Мысль Бернини украсить древний римский Пантеон подобными же угловыми башнями, прозванными в насмешку «ослиными ушами Бернини» и впоследствии устраненными, была бесспорно неудачной.
В 1965 году Гвардуччи опубликовала это свидетельство принадлежности костей Святому Петру и в 1968 году папа Павел VI (1963-1978) провозгласил их таковыми. Из остальных его церковных построек ораторий Сан Филиппо Нери в Риме замечателен своим слегка изогнутым внутрь фасадом, своим фронтоном, производящим впечатление почти позднеготического и причудливыми надставками над окнами и капителями пилястров «Колледжио ди пропаганда фиде», начатый еще Бернини (1660) изобилует всевозможными выступами, какие только могли уместиться на узком уличном фасаде. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
Мадерна, превозносимый при жизни, подвергся позже суровой и не вполне справедливой критике: нельзя не поставить ему в заслугу то, что он устоял против общего в его время увлечения экстравагантными и дешевыми эффектами и старался при достройке собора святого Петра идти по стопам Браманте и Микеланджело, по мере возможности не удаляясь от строгости и благородства их идей если это ему и не удалось полностью, то виной тому не столько отсутствие у него дарования, сколько время, в которое он жил – время почти полного упадка итальянского искусства. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма. Он разделил плоскость стены на два горизонтальных яруса и каждый из них оформил ордером. Церковь приняли за канон для других иезуитских храмов в Европе (в Речи Посполитой, на территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке). Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви. Откосы главного фронтона резко выделены посредством бесцельной балюстрады.
Какое чреватое последствиями развитие совершилось между тем и этим зданием. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». В. фон Кнобельсдорф). Архитектор Карло Мадерна заканчивал строительство собора святого Петра в 1605-1613 гг., а вернее, делал его перестройку.
Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями – волютами (итал. Двор объединял здание с городским ансамблем. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Здесь Мадерной впервые была использована практика балюстрады над фронтоном портала. Петра (1607–1612) изменив план Микеланджело, Мадерно удлинил продольный неф храма, соорудив притвор и главный фасад (благодаря чему – в духе Контрреформации – здание обрело более традиционалистский облик, напоминающий о «древних устоях церкви», а именно о планировке раннехристианских базилик).
Мадерна Карло Творчество и биография Мадерна Карло Фасад собора святого Петра Церковь Санта Сусанна Мадерна Карло (Maderna Carlo) (15-1629) Итальянский архитектор раннего барокко. Но широко раскинувшаяся лицевая сторона св. Сусанны сильнее выступают выдающиеся части. Теперь базилика была структурно завершена (за исключением колоколен), но внутренняя отделка продолжалась еще около 50 лет. В области архитектуры дворцов уже двор палаццо Маттеи ди Джове (1602), построенного Мадерна, отличается от старых, замкнутых, служивших как часть внутреннего помещения дворов Возрождения открытой на простор задней стороной с отмеченным легкой тройной аркой выходом в сад.
Закон сохранения энергии, совершенность пространства и времени гарантированы словом Бога. Для архитектуры барокко (Л.
Церковь Санта Сусанна (Chiesa di Santa Susanna) Фасад разделен на два яруса. Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. В церкви св. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком») существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко.
Полуколонны подчеркивают вертикальную ось здания. да Виньола. Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни).
Собор был возведен в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. Он преобразил вид центрального плана собора из «греческого» в «латинский крест» с часовней и длинным нефом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером.
Это придаёт фасаду сложный и выразительный облик. Испанское барокко или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной.
Все торжественно, роскошно и красочно. Для барокко характерна идея спящего Бога — деизм. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в стиле барокко (позднее появился даже термин «иезуитский стиль», относящийся к этим постройкам). Его строительство начал Мадерна и завершили Борромини и Бернини. Его богато украшенная овальная церковь св. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св.
Здесь Мадерной впервые была использована практика балюстрады над фронтоном портала. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию «Системе природы» (1735). С противоположной стороны раскинулся парк. Виньола обратился к форме купольной базилики. Впрочем, еще за несколько лет перед тем (1661) Бернини при помощи подобных же перспективных ухищрений и утонченного ионического ордена превратил относительно узкий и короткий проход, в котором поднимается королевская лестница (Scala regia) Ватикана, в одну из самых интересных по впечатлению частей этого великолепного дворца.
Он преобразовал центральный план собора из «греческого креста» в «латинский» с длинным нефом и часовней. Бернини принял участие также в возвращении снова к типу центральной постройки. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Сравнение его фасада 1603 г. церкви св. Но его круглая церковь Успения Богородицы в Ариччиа (1664) снова соединяет пышность коринфских украшений на пилястрах с остроумными, расширяющими пространство перспективными ухищрениями. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт.
Один человек из обслуживающего персонала базилики рассказал ей, что десять лет назад Каас самолично изъял части скелета из ниши над могилой и поместил их на склад, не уведомив об этом археологов. Мадерна продолжил строительство, начатое Дж. Как восхитительны внутри купольной церкви св. Петра, увенчанного высоким куполом, эстетически требовала подобных угловых башен. Первая половина XIX в. стала временем интенсивного развития духовной культуры.
да Виньола. Декоративные элементы и скульптуры придают наибольшую выразительность формам. Посетителей дворца восхищали восхваляющая могущество Барберини фреска Пьетро да Кортоны, затейливая «улитковидная» лестница Борромини, античныеПортлендская ваза, Палестринская мозаикаистатуя пьяного сатира, а в подвалах– руины древнегохрама Митры. Впоследствии здесь разместили Ложу Благословения для папы. С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675).
Первоначальный план Браманте. Постоянно выступал и как инженер, возводя, в частности, мосты и набережные в качестве официального «архитектора Тибра». Наиболее известны его потолки в палаццо Барберини в Риме и палаццо Питти во Флоренции. С 1588 года работал в Риме.
Рядом с ухищрениями Бернини и Борромини Джованни Баттиста Сориа (1581–1651), более старший, чем оба, в фасадах и притворах римских церквей, Санта Катарина да Сиена (1630), Санта Мария делла Витториа (1630) и Сан Грегорио Маньо, дает более тяжеловесный ранний барокко, которому он остался верным знаменитый художник, Доменико Цампиери, прозванный Доменикино (1581–1641), в своей церкви СантИгнацио (с 1626 г. ) еще довольно тесно примыкает к церкви Иисуса Виньолы, почти устраняя ее однонефность проходами, связывающими неф с боковыми капеллами Карло Ломбардо из Ареццо (1589–1620) впервые проводит на фасаде де Санта Франческа Романа (1615) ордера пилястров в маленькой римской церкви а немец из Нижней Германии Ганс фон Ксантен известный в качестве римского архитектора под именем Джованни Фиаминго или Вазанцио, дал в вилле Боргезе (1615) образец виллы в стиле целомудренного раннего барокко. Увековечил он своё имя преимущественно окончанием постройки (в 1605 —1613) собора святого Петра. Участвовал также в постройке палаццо Боргезе (1611–1614) и приступил к возведению палаццо Барберини (1628 все в Риме). Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) Мадерне также принадлежала решающая роль на финальном этапе строительства собора Святого Петра, для возведения которого потребовалось около ста лет.
Взамен башен Бернини, желая сузить и повысить фасад, создал на большой поднимающейся площади перед собором (1667) свои знаменитые дорические колоннады, которые отходят под острым углом от углов фасада прямолинейно, а затем двумя мощными закругленными крылами охватывают всю площадь и увеличивают ее своими перспективными просветами. И его заслуга заключается в отмене изменений дела Порта для продолжения проекта, задуманного да Виньола. произведения. Также архитектор заканчивал строительство собора Святого Петра в 1605-1613 гг.
Учился в мастерской своего дяди по материнской линии Доменико Фонтаны. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Фасад стал доминировать над остальными архитектурными элементами собора. Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия). Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
Работы проводились в строгой секретности до публикации результатов в 1956 году. В результате работу над ними остановили по достижении уровня крыши фасада. За Мадерна следовал Лоренцо Бернини из Неаполя (1599–1681), превознесенный одними, униженный другими мастер, настоящий творец высокого стиля барокко в скульптуре, а как архитектор оказавший содействие наступлению второй фазы барокко с ее перспективными ухищрениями и легкой окрыленной фантазией в анфиладах.
Затем Мадерно в 1605году работал над интерьером церкви Санта-Мария делла Виттория. Для внешнего украшения церкви св. В нижнем ярусе пилястры уже замещены приставными круглыми колоннами.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Фасад стал преобладать над остальными архитектурными элементами собора. В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г.
Петра Бернини выполнил величественную, на исполинских витых колоннах, бронзовую сень главного алтаря, увенчанную легким, свободно поднятым шатром, восторженно принятую современниками, осмеянную и опороченную поклонниками классицизма всех позднейших эпох, теперь же снова признаваемую беспристрастными знатоками за «единственное возможное решение задачи» (Корнелиус Гурлитт). Среди других его произведений наиболее значительны – фасад и обновленный интерьер церкви Санта Сусанна (1597–1626), церковь Санта Мария делла Виттория (1608–1612 единственная единолично-авторская постройка Мадерно), церковь Сант Андреа делла Валле (1608–1622), дворец Маттеи-ди-Джове (1598–1617 особо примечателен своим внутренним двором, открытым – в отличие от замкнутых дворов Ренессанса – в сад). Фасад церкви Св. Известно, что он спроектировал правый фонтан на площади св. Петра в 1613 г. Мадерна также заканчивал ряд сооружений, строительство которых было начато другими архитекторами, например, палаццо Киджи после Джакомо делла Порта – строительство было завершено к 1630 г. Это пятиэтажное здание с широкой парадной лестницей.
Апостолов в Риме дал он (1665) классический образец дворца в стиле позднего барокко. Разнузданной и задорной кажется Санта Мария аи Кампителли (1665) с ее мощными поясами выступов, со свободно стоящими у стен коринфскими колоннами, слишком далеко выступающими выпусками карнизов и прихотливыми вырезами фронтона. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах.
Сусанны был завершен в 1603 году и считается первым фасадом в стиле барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Петра в Риме.
Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта. Над углами всей площади сооружения предполагались четыре меньших купола (построены только два). Однако разметанные фасады Сан Марчелло и Санта Тринита Карло Фонтана (1634–1714) в Риме представляют уже такую безвкусицу, к которой могло привести лишь умышленное смешение стилей Бернини и Борромини. В последствии здесь разместили Ложу Благословения для папы. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Среди его известных проектов – перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк) и др. Роскошное сильное и ясное впечатление производит СантАньезе на пьяцца Навона (1652), просторная церковь с башнями, возникшими при участии Борромини. Античный некрополь под базиликой обнаружился только из-за желания опустить ниже пол grotte, чтобы сделать крипту более подходящей для папских монументов (в самой базилике место для этого закончилось). В верхнем — ниши между пилястрами увенчаны разорванными фронтонами. Его собственные постройки в деталях менее барочны, чем по общему впечатлению.
Увековечил он своё имя преимущественно окончанием постройки (в 1605—1613) собора святого Петра. Барокко (итал. Вот таким образом барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Увековечил он своё имя преимущественно окончанием постройки (в 1605-1613) собора святого Петра. Центральным делом его жизни стала достройка римского собора св. Кроме роскошного карниза на консолях имеется мощная балюстрада вдоль крыши. Декоративные элементы и скульптуры придают наибольшую выразительность формам.
Яркий образец такого подхода – палаццо (дворец) Барберини (1625 – 1663 гг. ). Палаццо Барберини (Palazzo Barberini) В создании дворца в1627 – 1633гг. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. В постройках Карло Мадерны (церковь Санта Сусанна, 1596-1606 дворец Маттеи-ди-Джове палаццо Барберини, с 1625, закончен Лоренцо Бернини и Франческо Борромини) наметился переход от раннего барокко к зрелому с характерными для этой стадии развития стиля пышностью декора, развитостью внутреннего пространства использованием так называемого колоссального ордера, охватывающего несколько ярусов здания. Но только в семиоконном среднем выступе палаццо Одескальки на площади св. Архитектор здесь впервые использовал образец балюстрады над фронтоном портала.
В интерьере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и лёгкими. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.
Была признана правота Рафаэля в том, что церкви нужен более просторный неф. Но он жил уже в другое время и это ему полностью осуществить не удалось. Первая проблема была решена между 1937 и 1950 годами, когда широкая Виа делла Кончилиационе прорезала плотно застроенный древний район Борго прямо по оси площади и базилики. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Они действительно имеют некоторые черты классицизма.
Петра, к которому он присоединил великолепный притвор с широко раскинутым неспокойным лицевым фасадом, рассчитанным первоначально на кубические угловые башни, увенчанные куполами на фонарях. Карло Райнальди (1611–1691) пошел еще дальше своих предшественников в использовании сильно выступающих и вдающихся частей фасадов для оживления их игрой света и тени.
Работу над ним в 1607 году начал Мадерна. Их расположение можно посмотреть здесь. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Ему принадлежит оформление площади собора Св. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Большая часть этого плана и есть то, что мы имеем сейчас. В 1939 году был обнаружен первый из мавзолеев и папа Пий XII (1939-1958) дал разрешение на раскопки и исследование гробницы Святого Петра.
Особенно знаменит Мадерна своим довершением продольного корпуса церкви св. Петра он проектировал более богатые, более высокие и пышные передние башни, чем Мадерна. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения.
Торжественное ее освящение в 1626 году провел папа Урбан VIII (1623-1644). voluta – «завиток») и словно перетекает вниз. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599—1641). Фасад разделен на два яруса. Андрея в Квиринале (1678) совсем не кажется продолговатой, так как ее главная ось от входа до алтаря лежит в направлении широких сторон.
Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. Перенеся в начале XVIII столетия оба стиля за Альпы, Фонтана много содействовал дальнейшему распространению внешнего по замыслу барочного итальянского стиля. Ломбардец Карло Мадерна (1556–1629), племянник и ученик Доменико Фонтана, последователь Джакомо делла Порта, первый мощно и жизненно вводит ранний барокко своих предшественников в среду более суетливой пышности XVII столетия. Для внутреннего устройства церкви св.
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Маленькая церковь Борромини, Сан Карло алле Куаттро Фонтане в Риме (1640–1667) — первое церковное здание, построенное всецело в расчете на живописную неправильность и изогнутые основные линии. В тесном корпусе постройки вырастает здесь удивительная полнота жизни.
Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.