Если ничего не знать о Михаиле Врубеле, кроме его картин, можно вообразить его похожим на Демона. И, наконец, к 1901-1902 годам относится последняя картина – Демон поверженный, над ней Врубель работал напряженно и мучительно. Обращаясь к поэтическим картинам природы, Врубель также придавал им мистико-фантастическую окраску. А. бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке Мира искусства, а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит.
Это произошло на выставке «Мир искусства», на которой экспонировалась картина Врубеля «Демон поверженный». В это же время Врубель работает в жанре портретной живописи, создавая картины для КонстантинаАрцыбушева (1897), Мамонтова (1897), Валерия Брюсова (1906), психиатра Федора иВалентина Усольцевых и других. Стихи не иллюстрируют картину Врубеля, они навеяны различными ассоциациями, возникшими от картины. Врубель был одинок и вызывал недоумение как человек, а его картины были не поняты и не приняты людьми.
В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим» изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками. Подлинная стихия картин Врубеля – молчание, тишина, которую, кажется, можно слышать. Это незаконченная картина Михаила Врубеля, написанная в 1899 году и являющаяся частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон».
Героиню картины Врубель называет Наташей, связывая её с Пушкинским миром. В это время Врубель пишет свою известную картину «Жемчужина».
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. В Академии он работал по двенадцать часов в день. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. А. М.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Влияние венецианского кватроченто сказалось в исполненных Врубелем монументальных иконах с фигурами в полный рост. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Мамонтова (оба – 1897). Поразительна пластическая лепка лица и рук.
Герой портрета – человек новой формации, новой промышленно развивающейся России, страны, в которой начинают цениться не только благородство происхождения, но и ум, талант и активная гражданская позиция. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
С самого рождения мальчик болел и через два года умер. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть.
В некоторой близости к этой картине – "Гадалка" (1895), произведение глубоко психологическое. Доктор Усольцев, лечивший Михаила Александровича, пишет: "Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров».
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Там же родились его младшие брат и сестра— Екатерина и Александр, не дожившие до отроческих лет. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Федорова. Они пишут акварелью натурщицу в обстановке "ренессанс". Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее и я с ужасом видела каждый день перемену. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Керамика позволяла Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии78.
Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Интерес к личности поэта не оставлял Врубеля всю жизнь.
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. В его даровании раскрылись универсальные возможности. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Может быть, в закладе.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Это произошло накануне пятидесятилетия со дня гибели Лермонтова. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Род. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов).
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В 1906 художник ослеп.
Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века.
Его супругой стала оперная певица Надежда Забела. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.
Рождается ощущение первозданности. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
В 1896-м году состоялась первая персональная выставка художника. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Интересно, что «Богоматерь с Младенцем» он писал с жены своего работодателя, профессора Прахова, будучи влюблённым в неё. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Мамонтова (оба – 1897). Этот дух не столько зол, сколько глубоко несчастен, он скорбит и страдает.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Удивительна наследственность Врубеля. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Афанасий» и «Христос Спаситель». Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Произведение удалось.
Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Да ведь до них несколько верст. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
Так началась его душевная болезнь. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления.
Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный».
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Оригинальность врубелевского стенописного стиля настолько выделялась на фоне работ его коллег, что разрушила бы и без того относительную целостность ансамбля росписей49. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Так, в невменяемом состоянии и в полном мраке прошли последние годы жизни художника.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви.
На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Представители рода Врубелей (от польск. Работа не привела к улучшению. Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136. К «Демону» Врубель выполнил более 20 рисунков (считая варианты), но помещено было только 11: «Летящий Демон» – заставка (черная акварель), «Верблюды с ужасом глядели» (черная акварель), «Несется конь быстрее лани» (черная акварель, белила карандаш, первоначальный эскиз Домик Лермонтова), «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя» черная акварель, белила), «Летящий Демон» – заставка (черная акварель местонахождение оригинала неизвестно), «Демон у стен монастыря» (черная акварель), «Демон и Тамара» («Люби меня. » черная акварель, белила), «Тамара в гробу» (черная акварель, белила), «Ангел с душой Тамары и Демон» (черная акварель), «Голова Демона на фоне гор» (черная акварель, белила), «Монастырь на Казбеке» (черная акварель).
«Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Вся цветовая композиция приведена в единство.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.
В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред. Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Художник показал своего первого, так называемого "Демона (сидящего)" уже в Москве, куда он переехал в 1889 году.
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос72. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Красный цвет бабочки седеющего Арцыбушева и чуть сборенного ковра на полу разряжают монотонность серо-зелёных оттенков картины. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».
Тем не менее, он властен и величав. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. Но и не только это.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Вессель.
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. В нем поднимался богоборческий бунт.
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
В. Серов обратился к Совету Академии о выплате Врубелю пособия, которое бы позволяло покрывать больничные расходы, составлявшие 75 рублей зимой и 100 рублей летом. Вскоре после ее окончания художник обрел семейное счастье. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды.
Вся меблировка два простых табурета и кровать. Врубель писал картины на темы pyc. Эта картина была задумана ещё в Киеве. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Он чувствовал в себе какое-то болезненное влечение к личности Лермонтова и его гениальным созданиям, особенно поэме «Демон», героя которой Врубель изобразил несколько раз.
Одной из его последних работ стал портрет мэтра русского символизма – Валерия Брюсова. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. А глаза были материнские – карие. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.
Данная манера полностью сформировалась в киевские годы, в русле церковного искусства. Прогрессирующая душевная болезнь помешала завершить труд. В эти годы он вновь писал демонов. Федорова. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. А в образе Младенца есть сходство с их дочкой.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка.
В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.
В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.
Вернувшись в апреле в Одессу, художник вновь оказался в ситуации хронического безденежья и семейных размолвок. Богоматерь держит младенца на коленях, но не склоняется к нему, а сидит выпрямившись и смотрит перед собой печальным вещим взором. Кирилле», «Св.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Написана она на золотом фоне, в одеянии глубоких, бархатистых темно-красных тонов, подушка на престоле шита жемчугом, у подножия – нежные белые розы. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Он перекликается с опустошённостью души.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. сказок и опер Н. А. Манера Врубеля – это некий кристаллический рисунок, который мерцает тонами «сине-лилового мирового сумрака». Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).
Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Синими искрами загораются стекла пенсне. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Как было его сохранить.
Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Особенное влияние на Врубеля оказала живопись венецианского Возрождения. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Она подлинно монументальна. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». " Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название "Демон поверженный" (1902).
Не вошли в издание Кушнерева следующие иллюстрации: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня. » (второй и третий варианты), «Тамара в гробу» (второй вариант), «Голова Демона» (второй вариант), «Голова Тамары», «Летящий Демон». Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Все они— так же, как и Врубель— признавали его единственным своим учителем, почитая до конца своих дней. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Свадебное торжество проходило в Женеве. музей русского искусства, Киев). В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Арцыбушева и С. И. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век), где в некоторых случаях он должен был исполнить абсолютно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем». Это один из его несомненных шедевров. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Лермонтова позволило художнику создать серию иллюстраций, передающих пафос поэмы мощь и трагичность Демона Врубеля соответствуют лермонтовскому образу. Реакция была самой разноречивой – от восторгов до негодования и страха.
Полотна отвезли в Нижний Новгород как раз к визиту императорской четы, назначенному на 15—17 июля. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. У его апостолов были живые прототипы. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Впервые почувствованная любовь к родине, первая возвышенная любовь к женщине одухотворили этот образ, приблизили его к человеческому сердцу.
В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
Тогда он переехал в Москву. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Федорова. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Искусствовед Н. М.
Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Уже в пяти летнем возрасте мальчик увлечённо рисовал и, прибывая в Петербурге, отец определил его в школу Общества поощрения художников. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Арцыбушева и С. И.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. «.
Однако больной держался и летом, вот таким образом по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке140. Лермонтовского Демона он воспринимал как духа, соединяющего мужские и женские облики. Врубель провел в Венеции около полугода.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
"Содержание картины "Испания" (1894), возможно, навеяно оперой "Кармен", которую Врубель очень любил и считал "эпохой в музыке", – считает Н. А. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. В 1884 году Врубель уходит из Академии. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Они затопляют его, еще немного – и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водное пространство, в котором отразятся горы. Сильное, грозное произведение.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Савву похоронили на Байковой горе.
Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. «Демона сидящего» московская публика увидела в 1890-м году. Сквозь безумие проглянул гений».
Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил". Общее руководство работами принадлежало Прахову.
Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Прошение было удовлетворено157. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.
И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Глубокое проникновение в поэзию М. Ю. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Демон низринут в ущелье среди скал. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Иллюстрации М. А. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.
Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение.
Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. О картинах Врубеля конца девятнадцатого столетия интересно высказывается известный критик В. М. Он критически относился к современному искусству. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Вернувшись из Венеции, Врубель метался.
Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Брюсова.
Алпатов: "Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина "К ночи" (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его "Пан" (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова "Царевна Лебедь" (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками.
В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Она поражает разнообразием этнического состава. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина.
В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента15. Если бы не литература и искусство – тянулись бы дни полковой жизни монотонно. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Из-за службы отца семья часто переезжала. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.
Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. "Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Скалы, цветы, фигура написаны по-особому, по-врубелевски: художник как бы рассекает форму на отдельные грани и создается впечатление, что мир соткан из глыб драгоценностей. О портрете Арцыбушева говорит Н. В.
Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Итак, Врубель в Киеве должен был руководить реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви, кроме того, написать на стенах ее несколько новых фигур и композиций взамен утраченных и еще написать образа для иконостаса. Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова.
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах.
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Синими искрами загораются стекла пенсне. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место.
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Сразу выражение его лица изменилось. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26.
Больно, горько до слез. мне было все это видеть. Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. не могли вырвать всего этого из сердец. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».
продолжение. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.
Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Это вот, эти копны сена.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. В колорите картины – контрасты. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Первое впечатление: сумасшедший.
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Особенно примечательна акварель Голова Демона. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого. Фон только на этой картине реалистичен.
Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Вся цветовая композиция приведена в единство. (1906), необычайно выразительный. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно.
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. С самого рождения мальчик болел и через два года умер.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.
Врубель жениться на Е. Х. Выбор тематики Врубель сделал еще в юношеские годы. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМихаил ВрубельГоды жизни: 17 марта 1856 — 14 апреля 1910Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Художник, ПерсоныМихаил Врубель увлекся рисованием еще в детстве.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.
Эта большая акварель поразительна. О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского. Поразительна пластическая лепка лица и рук.
Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Через несколько дней он полностью ослеп155. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ).
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Яркий представитель художественной элиты рубежа XIX–XX веков Михаил Врубель был уверен, что творчество подобно направляющему человека магическому кристаллу, который в зависимости от личных устремлений и пристрастий может привести заблудшего в лабиринтах искусства путника либо в рай, либо в ад. Работу над «Демоном поверженным» Врубель продолжал прямо на выставке.
Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова.
Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы. О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром121. Они не были приняты, так как расходились с концепцией и традицией изображений в православной церкви.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.
У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Однако рождение и смерть сына Саввы сильно ударило по психике Врубеля.