Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Кирилле», «Св. В 1884 году Врубель уходит из Академии.
В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.
Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». У его апостолов были живые прототипы.
"Содержание картины "Испания" (1894), возможно, навеяно оперой "Кармен", которую Врубель очень любил и считал "эпохой в музыке", – считает Н. А. Журнал "Мир искусства" стал помещать репродукции его произведений. О портрете Арцыбушева говорит Н. В.
Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Он перекликается с опустошённостью души. В Академии он работал по двенадцать часов в день. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Мамонтова, Н. И. Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Потом они стали появляться и на московских выставках.
Свадебное торжество проходило в Женеве. Врубеля тут. Меня сильно поразила картина "Пан".
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. На шум вышла его дочь, взяла в руки "странную" картинку. Художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. До тех пор его работы приобретались частными лицами, а в выставочных залах не появлялись. А. М. Сразу выражение его лица изменилось.
Или это было самоубийство. Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Он умер в Петербурге 1 (14) апреля 1910 года в больнице для душевнобольных доктора Бари, умер от воспаления легких. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Она была пианисткой, так будущий художник близко познакомился с классической музыкой.
Уже с 5 лет он увлеченно занимался в рисовальной школе. Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что писал и Христа и Демона. Врубель во многом был новатором для своего времени. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А.
Как было его сохранить. Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Воспитанием детей занимался также дядя— профессиональный педагог Николай Христианович Вессель, увлечённый внедрением развивающих игр, домашних представлений. Первое впечатление: сумасшедший. Его художественные способности проявились очень рано.
Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Теперь молчание и тайна— полноправные персонажи в изобразительном искусстве. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.
Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска. Там Врубель начал писать портрет В. Брюсова (1906, ГРМ), но болезнь неотвратимо обострялась, в 1906 году художник ослеп, портрет остался незавершенным. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Девяти лет от роду он по памяти копировал Микеланджело. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
Мамонтова (оба – 1897). Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Его супругой стала оперная певица Надежда Забела. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. портреты С. И. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Это произошло накануне пятидесятилетия со дня гибели Лермонтова. Интересно, что «Богоматерь с Младенцем» он писал с жены своего работодателя, профессора Прахова, будучи влюблённым в неё. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
Еще до отъезда за границу он несколько раз рисовал Э. Л. Прахову – ее лицо послужило ему прообразом для лика богоматери. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее и я с ужасом видела каждый день перемену.
В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). (1906), необычайно выразительный. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына.
В марте 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В 1890 году, через год после приезда Врубеля в Москву, будет написан "Демон Сидящий".
Познакомился и сблизился с Валентином Серовым. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Этот дух не столько зол, сколько глубоко несчастен, он скорбит и страдает.
Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Удивительна наследственность Врубеля. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.
Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Это один из его несомненных шедевров. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Одной из его последних работ стал портрет мэтра русского символизма – Валерия Брюсова. Демон Врубеля – соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. Афанасий» и «Христос Спаситель».
Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Идея смерти замечена и в «Гадалке» (1895). Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям.
"Демон поверженный" был скорбной вехой в биографии Врубеля. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Федорова.
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием.
Его отец, Александр Михайлович, в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, был военным юристом, семья часто переезжала из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где прошли детские годы Врубеля. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Так началась его душевная болезнь.
Чистяков разглядел необыкновенную одаренность ученика и выделял его среди других. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. В 1913 году рядом похоронили его жену, Н. И.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Он был абсолютно равнодушен к юридическим наукам. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.
Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века. Фон только на этой картине реалистичен.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Усольцева в окрестностях Москвы. Прахов с просьбой рекомендовать кого-либо из способных студентов для реставрации древних фресок в храме Кирилловского монастыря (XII в) под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Врубеля со словами: "Лучшего, более талантливого для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать". По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Выбор тематики Врубель сделал еще в юношеские годы. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Через два дня его не стало. Вскоре у художника снова начались приступы болезни.
Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Искусствовед Н. М.
В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. Так, в картине «Девочка на фоне персидского ковра» (1886) мы видим некую переизбыточность роскоши, которая и является аллегорией тленности, печали и неизбежности конца. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Вот таким образом, когда к Чистякову обратился его старый друг профессор А. В. Эта большая акварель поразительна.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Больно, горько до слез. Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Но Москва его затянула и навсегда оторвала от Киева.
Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин.
Весной 1905 года Врубель снова ощутил симптомы приближения недуга. Но и не только это. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). мне было все это видеть. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Общее руководство работами принадлежало Прахову.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Вы художник.
Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Он занимается почти всем: живописью, графикой, скульптурой, монументальными композициями, театральными декорациями, оформлением интерьеров, становится той многогранной фигурой, без которой немыслима русская культура рубежа веков. Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот вознесенный меч и угль, пылающий огнем. Любовь и смерть— любимые темы Врубеля, которые открываются зрителю под разными символами. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм)— достаточно посмотреть на его первые акварели— «Введение во храм» и «Пирующие римляне». Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. «Надо работать и работать», — с какой-то незнакомой прежде педантичностью обращался он к сестре. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
"Врубель, – пишет Головин, – идеально выражал свою мысль. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Последними его словами были: "Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой "санаторий".
не могли вырвать всего этого из сердец. В эти годы Врубель создал почти все свои знаменитые картины. Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию.
Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос72. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
сказок и опер Н. А. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Репин, – и какие есть перлы его гениального таланта". В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя.
Так, в невменяемом состоянии и в полном мраке прошли последние годы жизни художника. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов).
К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Интерес к личности поэта не оставлял Врубеля всю жизнь. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен.
Забелу-Врубель. Он всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства» и много рисовал. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
Она поражает разнообразием этнического состава. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Главным организатором "Мира искусства" был энергичный инициативный С. Дягилев, душой и теоретиком – Александр Бенуа ядро "Мира искусства" составляли художники К. Сомов, М. Добужинский, Е. Лансере, Л. Бакст, а позже В. Серов.
Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Сквозь безумие проглянул гений». Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
Какое-то время Михаил Александрович страдал бредом, слуховыми галлюцинациями. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром121. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Он чувствовал в себе какое-то болезненное влечение к личности Лермонтова и его гениальным созданиям, особенно поэме «Демон», героя которой Врубель изобразил несколько раз. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Единственным утешением оставалась музыка. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Вскоре после ее окончания художник обрел семейное счастье. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. Да ведь до них несколько верст.
В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Может быть, в закладе. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в расположенном на слиянии рек Иртыш и Омь городе Омске. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Надежда Ивановна Забела-Врубель скончалась 20 июня 1913 года после концерта, ей было 45 лет. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.
Врубель жениться на Е. Х. Врубель доказывает это в своём творчестве такими шедеврами, как «Гамлет и Офелия» (1883), «Демон сидящий» (1890). Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
Вессель. Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.
Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). В знаменитой картине "Демон сидящий" (1890, ГТГ) Врубель пишет "молодую, уныло-задумчивую фигуру" среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Тот обед 28-летнего Врубеля стоил всего два рубля.
«. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Благодаря этой добрейшей души женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь. Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии.
Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил". Федорова. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.
Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». В 1876 году Врубель остался на втором курсе ещё на один год, аргументируя это в письме отцу необходимостью упрочить познания и повысить оценки. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Там произошло его последнее возвращение к жизни.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. А глаза были материнские – карие. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Зрелище было более чем необыкновенное: на фоне примитивных холмов Кирилловского за моей спиной стоял белокурый, почти белый блондин, молодой, с очень характерной головой, маленькие усики тоже почти белые.
В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Итак, Врубель в Киеве должен был руководить реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви, кроме того, написать на стенах ее несколько новых фигур и композиций взамен утраченных и еще написать образа для иконостаса.
Рождается ощущение первозданности. После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. В его даровании раскрылись универсальные возможности. А в образе Младенца есть сходство с их дочкой. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Хозяин, даже не взглянув на рисунок, поднял скандал. Демон низринут в ущелье среди скал. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Он сблизился с "мирискусниками" (хотя А. Бенуа всегда критически относился к его живописным новациям), много выставлялся – на выставках "Мира искусства", венского Сецессиона и пр.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Брюсова. Забелы и др. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал". Художник показал своего первого, так называемого "Демона (сидящего)" уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
Врубель писал картины на темы pyc. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Те, кто видел историю его болезни, свидетельствуют: все было очень страшно. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год150. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.
Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11.
Из рассеянного и легкомысленного студента он превратился в фанатика своей работы. Тогда он переехал в Москву. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Н. А. Дмитриева писала: «Эта ранняя академическая работа— одна из самых колдовских у Врубеля. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Тех миров, которые видели они, мы не видим. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. " Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название "Демон поверженный" (1902). Именно здесь он написал одни из самых известных своих работ: Египтянка, Купава, Мизгирь, Волхова и т. д.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Род.
Глубокое проникновение в поэзию М. Ю. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Лермонтовского Демона он воспринимал как духа, соединяющего мужские и женские облики. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. "Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца, – вспоминал И. Е.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить.
Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки.
Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». В нем поднимался богоборческий бунт. В 1896-м году состоялась первая персональная выставка художника. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Круг жизни замыкался. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Пришлось даже пойти в гувернеры. (1884, ГРМ).
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». К сожалению, большая часть работ художника, созданных в Венеции была утеряна, поскольку для Врубеля творческий процесс всегда был важнее, чем продвижение своих работ. С сентября 1889 г. Михаил Врубель живет в Москве и вместе с Валентином Серовым и Константином Коровиным работает в мастерской в доме Черненкона. В 1895 г. становится членом Московского товарищества художников и принимает участие в 3-й выставке объединения. В 1902 г. у художника появились первые признаки психического расстройства. В конце 1905 г. у Врубеля резко ухудшилось зрение и в феврале 1906 г. он полностью ослеп. Скончался Михаил Александрович Врубель 14 апреля 1910 г. Большая коллекция работ живописца экспонируется в Государственной Третьяковской галерее. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Сильное, грозное произведение. «Демона сидящего» московская публика увидела в 1890-м году. Художник Л. Ковальский, в то время ученик киевской рисовальной школы, рассказывал впоследствии, как он впервые встретился с Врубелем вскоре после прибытия того в Киев.
Вдохновенную речь на похоронах произнес А. Блок, назвав художника "вестником иных миров". Прошение было удовлетворено157. Не вошли в издание Кушнерева следующие иллюстрации: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня. » (второй и третий варианты), «Тамара в гробу» (второй вариант), «Голова Демона» (второй вариант), «Голова Тамары», «Летящий Демон». Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). К этому же времени относятся интересные автопортреты.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. – Но. продолжение. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым.
Алпатов: "Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина "К ночи" (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его "Пан" (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова "Царевна Лебедь" (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. К «Демону» Врубель выполнил более 20 рисунков (считая варианты), но помещено было только 11: «Летящий Демон» – заставка (черная акварель), «Верблюды с ужасом глядели» (черная акварель), «Несется конь быстрее лани» (черная акварель, белила карандаш, первоначальный эскиз Домик Лермонтова), «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя» черная акварель, белила), «Летящий Демон» – заставка (черная акварель местонахождение оригинала неизвестно), «Демон у стен монастыря» (черная акварель), «Демон и Тамара» («Люби меня. » черная акварель, белила), «Тамара в гробу» (черная акварель, белила), «Ангел с душой Тамары и Демон» (черная акварель), «Голова Демона на фоне гор» (черная акварель, белила), «Монастырь на Казбеке» (черная акварель). Это было последнее воспринятое его рассудком событие.
Переселение было внезапным, почти случайным. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место.
Но летом 1884 года художник остался в чужом городе без всяких средств. Иллюстрации М. А. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Но с какой радостью ему вернули акварель, когда он принес долг. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Ладно идите.
Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Врубель провел в Венеции около полугода.
Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть.
К началу 1904 года он почти умирал. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте.
В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем.
Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова.
красиво. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».
Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта, хотя собственно художественным творчеством занимался мало16. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись.
М. А. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов.
Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. "Хоронили Врубеля на Новодевичьем кладбище. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.
Они пишут акварелью натурщицу в обстановке "ренессанс". Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Она подлинно монументальна. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые.
Он критически относился к современному искусству. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Прогрессирующая душевная болезнь помешала завершить труд. Причем "все, что ни сделал Врубель, было классически хорошо", – писал художник А. Головин. За свои высказывания Врубель получил славу высокомерного человека, хотя выглядел скромным и стеснительным.
Но кризис прошел, его поместили в частную лечебницу доктора Ф. А. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Жизнь и творчество Михаила Врубеля стали легендой еще при жизни. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников.
Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Этот выдающийся деятель искусства заполнил своими мыслями, убеждениями и композициями до конца не сформировавшийся духовный мир Михаила.
Неожиданно заболел ребёнок – маленький Саввочка, только начинавший говорить. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74.
Работу над «Демоном поверженным» Врубель продолжал прямо на выставке. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст.
Вессель. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Скончался он в 1910 году, когда ушли из жизни Вера Комиссаржевская и Лев Толстой, тоже кумиры своего времени.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. С самого рождения мальчик болел и через два года умер.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. И впервые стал выставляться Врубель. Работа не привела к улучшению. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах.
В некоторой близости к этой картине – "Гадалка" (1895), произведение глубоко психологическое. Так и было поначалу. "Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Кроме того, что оно наполнено необычайным по накалу трагизмом, какой-то запредельной романтикой, которая лежит за границей жизни, здесь Михаил Александрович применил весь свой опыт и мастерство живописи, что бы воплотить необычайную даже для того времени задумку – написать демона.
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Учениками П. П. Чистякова были очень разные художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и В. А. Серов.
В течение полувека не находилось художника, который бы хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в Москву. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий».
Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Врубель проводил много времени в соборах и музеях, впитывая в себя опыт великих деятелей эпохи Возрождения. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста.
Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Реакция была самой разноречивой – от восторгов до негодования и страха. Вся цветовая композиция приведена в единство. Отец художника Александр Михайлович Врубель был военным юристом, в прошлом строевой офицер, участвовал в Крымской кампании и боевых действиях на Кавказе. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Ведь столько блестящих надежд. » Нет прямых свидетельств душевного состояния художника в то время – он не любил откровенничать, – но достаточно очевидно, что он переживал не только денежный кризис.
На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Благородный образ Воскресения, лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба Ангел с кадилом и свечой и, наконец, Надгробный плач, потрясающий силой трагического чувства.
Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Произведение удалось. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Из-за службы отца семья часто переезжала. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Спустя 4 года его отец вновь женился – на Е. X.
В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. В Надгробном плаче, который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека двадцатого столетия. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
Представители рода Врубелей (от польск. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Синими искрами загораются стекла пенсне. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. – Ничего нельзя понять, – пожала плечами она.
Перенос выработанных при создании священных изображений художественных приёмов на прямо противоположную тему, по П. Ю. Климову, был абсолютно логичным и естественным для Михаила Александровича и свидетельствует о направлении его исканий52. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании).
Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Тех миров, которые видели они, мы не видим".
Особенно примечательна акварель Голова Демона. Блестяще образованный, всегда со вкусом одетый, Врубель был принят везде. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Арцыбушева и С. И.
У будущего художника не было родного гнезда и связанных с ним воспоминаний. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Если бы не литература и искусство – тянулись бы дни полковой жизни монотонно. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Прежде чем написать свои ощущения, я познакомилась с жизнью автора и историей персонажа. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
И свою картину художник сначала назвал Сатир. Тем не менее, он властен и величав. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве.
А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Это вот, эти копны сена.
Все его интересы были за университетскими стенами. музей русского искусства, Киев).
В колорите картины – контрасты. Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Эта картина была задумана ещё в Киеве. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.
Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». В 1905 году Врубеля избрали академиком живописи. Савву похоронили на Байковой горе. В мае 1903 года Врубели доехали до Киева и остановились в гостинице. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым.
Однако рождение и смерть сына Саввы сильно ударило по психике Врубеля.