На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого.
Картина «Адам и Ева. Немецкий художник и график эпохи Возрождения большую часть жизни работал в Виттенберге при дворе саксонского курфюста Фридриха Мудрого и его преемников. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты.
Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
Свои картины он помечает гербом, дарованным курфюрстом, — изображением крылатой змеи. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. В позднем периоде творчества художнику лучше всего удавались изображения с небольшим числом фигур и жанровые сцены, такие как картина «Мезальянс». Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Источник молодости, 1546. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни. Мастер немецкого Возрождения Лукас Кранах Старший тем не менее очень современная фигура. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Когда Иоганн Фридрих позрослел, для него выбрали будущую жену – четырнадцатилетнюю Сибиллу Клевскую, дочь герцога Иоганна III Миротворца.
Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Размер портрета 55 x 36 см, дерево, масло. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж.
Художник переезжает в Виттенберг и создает здесь большую мастерскую. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника.
Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Получив азы художественного образования у отца, также художника, Кранах в первые годы XVI века предпринял путешествие по Дунаю и его притокам, прибыв через Нюрнберг в Вену, где сблизился с кругом гуманистов. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного).
Год спустя художник скончался в Веймаре. Впрочем, делалось это из самых благих побуждений — чтобы придать портрету хоть какое-то ощутимое сходство с объектом.
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Дерево, масло, 3822 см.
Интересно, что, когда в 1550 г. курфюст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку, верный своему воспитаннику до конца, Кранах следует за ним сначала в Аугсбург, а затем в Веймар. Художник изображает Голгофу в необычном ракурсе. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов.
Размер доски 108 x 119 см, дерево, масло. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Размер картины художника 53 x 42 см, холст, масло возможно картина была обрезана. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии.
Искусствоведы продолжают спорить. Именно это ставит Кранаха Старшего в один ряд с такими величинами, как Альбрехт Дюрер иГанс Гольбейн. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. В 2008 году одна из них, принадлежащая франкфуртскому музею Штедель, устроила небольшой скандал в Лондоне. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Он с малых лет находился на попечении Лукаса Кранаха.
Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Солидное годовое жалованье в 100 гульденов — в два раза больше, чем у университетского профессора, — предполагает, что мастер не только пишет портреты своих покровителей, но и работает, как сказали бы теперь, над визуальным решением двора: декорирует интерьеры замка, оформляет турниры и свадьбы, консультирует портных насчет дизайна костюмов. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Судя по производительности и популярности, это был Энди Уорхол эпохи Ренессанса.
Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Венера, 1529.
Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.
Приблизительно в 1500–1504 годы находился в Вене, где сблизился с гуманистами, а с 1505 — при дворе курфюрста Саксонского в Виттенберге. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время.
Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Портрет «Молодая женщина» написан мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим после 1530 года. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Недостатки картин Кранаха искупаются понятностью его сочинения и привлекательностью наивно-поэтического понимания природы.
Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).
Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Лувр, Париж. Картина «Мадонна с младенцем под яблоней» написана мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим в 20-х годах 16 столетия в период расцвета своего таланта.
«Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски. Главным требованием его самого к своему искусству была чистота и основательность работы. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз.
А затем перемешанный со Средневековьем немецкий Ренессанс закончится и уступит место маньеризму, переходящему, в свою очередь, вбарокко с его бесконечным vanitas и memento mori. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Картина «Мезальянс» создана художником Лукасом Кранахом Старшим после 30-го года 16 века.
Частое обращение к образу Венеры, для трактовки которого характерны тонкие изящные линии, свидетельствуют о влиянии на Кранаха итальянского стиля. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. За все время существования мастерской Кранахов было создано около 5 тыс. Отвратительное приобретает у Кранаха самые разные формы — от обглоданной тушки на блюде в сцене пикника и отрезанной головы Олоферна до уродливых старческих тел в небольших сатирических картинках, посвящённых продажной любви.
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Размер картины художника 42 x 49 см, дерево, масло.
Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Там художник создает мастерскую, с 1519 многократно становится членом Городского совета и бургомистром.
В своих живописных и гравюрных работах Лукас Кранах старался не отступать от требований заказчиков картин – знати и богатых бюргеров. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Пейзаж, вкоторый помещена Богоматерь смладенцем имеет символическое значение: источник— утоление духовной жажды, скала— твердость веры.
На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Известен как замечательный мастер портретного жанра. Иоганн Фридрих являлся сыном брата курфюрста Фридриха Мудрого, Иоганна Постоянного. Портрет изящной молодой женщины в роскошном наряде является подтверждением манерного стиля поздних работ художника. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
1530, Вена, Музей истории искусства). Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход.
Принцесса, впоследствии курфюрстина Сибилла стала музой Кранаха. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов.
Картинная галерея, Берлин. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. Лукас Кранах отправился с посольством к отцу невесты и написал её портрет.
В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен.
Для них он написал портреты. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Имеет также другое название «Расплата». Является парной картиной к портрету жениха Иоганна Фридриха Саксонского. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане.
Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Главной фигурой дунайской школы был Альбрехт Альтдорфер— считается, что именно онсоздал первый вистории европейской живописи чистый пейзаж избавленный отчеловеческих фигур. Вот таким образом сегодня под его картинами часто указывается: «Лукас Кранах и мастерская».
Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Принцесса Сибилла Клевская, 1526, Государственное художественное собрание, Веймар Портрет принцессы Сибиллы Клевской или иначе картину «Принцесса Сибилла Клевская в наряде невесты» художник Лукас Кранах написал в 1526 году.
Сочетание золота, розового и зеленого в мужской одежде тогдашнего модного покроя с многочисленными прорезями производит впечатление своеобразного орнамента. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.
Например, завивающиеся складки набедренной повязки Спасителя или беспокойный рисунок стелющегося по земле одеяния Девы Марии. Известно, что у художника было еще три дочери. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Лукас Кранах живо интересовался итальянским искусством и тщательно пытался перенять опыт работы с перспективой и светотенью. Художник писал её в виде Саломеи, Юдифи, Дианы и богини любви Венеры. Работы позднего периода творчества Лукаса Кранаха наполнены манерными фигурами, облаченными художником в яркие аристократические одежды или рыцарские доспехи (в картинах на аллегорические и мифологические сюжеты). Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации.