«мадонна с младенцем» – один из трёх шедевров Лукаса Кранаха Старшего, хранящийся в Пушкинском музее.
В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Считается, что здесь сказалось увлечение художника фотографией, однако современники смеялись над этой манерой Дега, приписывая ему «неумение» уложиться в размеры полотна.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. А. С.
Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве.
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Чтобы увидеть шедевры мирового уровня многие стремятся попасть в заграничные музеи.
Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Картина «Адам и Ева. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время.
В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Наше собрание обладает шестью картинами этого разностороннего, странного мастера, который соединил в себе все достоинства и недостатки искусства своей родины: трогательную поэзию, большую искренность и в то же время какую-то грубость, склонность к карикатуре, а часто и небрежный дилетантизм. Продолжатель дела отца —Лукас КранахМладший (1515–1586).
Пейзаж, вкоторый помещена Богоматерь смладенцем имеет символическое значение: источник— утоление духовной жажды, скала— твердость веры. Сочиненный Кранахом (весьма характерный для Германии) гористый пейзаж с рекой на заднем плане также имеет иносказательный смысл: гора и скалы – символы духовного возвышения, непоколебимой твердости веры. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Кранах Старший немало преуспел в карьере.
В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером.
Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. А могли бы отметить и в США и в России.
Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. Известно, что у художника было еще три дочери. Больше всего посчастливилось Эрмитажу с Лукасом Кранахом, современником Дюрера, пережившим его на многие годы и бывшим любимым художником саксонских герцогов, а также одним из первых адептов Лютера. Мадонна здесь представлена не столько в божественном, сколько в человеческом величии.
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Впрочем, в историю немецкой культуры Кранах Старший вошел все же не столько как придворный портретист саксонских курфюрстов, сколько как портретист Мартина Лютера (к сожалению, ни одного портрета Лютера нет на московской выставке). 1530, Вена, Музей истории искусства).
Картинная галерея, Берлин. Здесь он работал почти до конца жизни, заведя большую мастерскую со множеством учеников, которые помогали ему в выполнении самых разнообразных заказов. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. ПушкинаГосударственный музей изобразительных искусств имени А. С.
На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии замком и горами. Основатель династии —Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный художник саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь.
Постарались романтики: не то чтобы заново открывшие Кранаха (его не настолько забыли – он просто надоел), но взглянувшие свежим глазом, они увидели в пионере лютеранства, с которым Гете к тому же состоял в дальнем родстве, подлинно национальное начало. Пушкина оценить одно из крупнейших художественных собраний зарубежного искусства.
Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей.
Не просто иллюстрировал его сочинения. Кронах покинул еще молодым— подмастерьям полагалось провести пару лет встранствиях, чтобы набираться опыта ирекламировать свой талант. Венера, 1529. Источник молодости, 1546. Взгляд удлиненных глаз Богоматери печален и задумчив — она знает, что должна потерять сына.
В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Одежда Мадонны соответствует одежде немецких аристократок. Путь Кранаха к Лютеру был в некотором смысле предопределен.
Он посвящен постоянной экспозиции музея и знакомит с искусством Древнего мира и живописью старых мастеров. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара.
Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Конечно, нам трудно понять, как можно было в одни и те же годы написать эрмитажную Мадонну с младенцем под яблоней и фриденштайнскую Аллегорию Ветхого и Нового Заветов.
Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини.
К источнику, принадлежащему Венере и Купидону, приезжают пожилые женщины, которым даруется преображение они купаются и выходят из него молодыми и прекрасными. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера.
А. С. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Они дружили.
Лувр, Париж. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы.
Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Будучи одним из самых зажиточных горожан Виттенберга, он неоднократно избирался бургомистром этого городка в Саксонии.
Словом идеи Реформации Кранах получил из самых первых, дружеских рук. Прямым намеком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Для них он написал портреты.
Но тут на помощь интерпретатору должны прийти протестантская этика и дух капитализма. Вошел в городской совет и дважды избирался бургомистром. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход.
Дерево, масло, 3822 см. Кроме того, картина походит на кадр, не сумевший вместить всё происходящее. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник.
Угловатость в жестах, промахи анатомии легко поставить на счет малого знакомства художников с нагим человеческим телом и, во всяком случае, эти недочеты не мешают проявиться силе соблазна Венериных чар. Год спустя художник скончался в Веймаре. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Одним из первых среди немецких художников он начал писать картины на античные и мифологические сюжеты с изображением обнаженного женского тела. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.
С годами Кранах Старший, обзаведясь, помимо основного, сопутствующими предприятиями душеспасительного назначения – пивоварней с кабаком (а где еще, по-вашему, должны собираться интеллектуалы. ), аптекой (в рассуждении сэкономить на красках собственного производства) и типографией с книжной лавкой (не только для своих граверных нужд – там, собственно и был впервые отпечатан лютеров перевод Нового Завета на немецкий), – стал городским богатеем. Так репрессированные еще в сталинские годы Кранахи наконец-то реабилитированы. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. Самой известной «балетной» картиной художника считаются «Голубые танцовщицы», которые сегодня находятся на втором этаже Пушкинского музея.
Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).
В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Слева от Мадонны виден пейзаж с горным озером и небольшим замком на скале. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное.
Легендарная мастерская, просуществовавшая целое столетие (семейный бизнес унаследовал сын, Лукас Кранах Младший, потом внук, Августин Кранах, а после – правнук ЛукасIII и последний), работала на пределе мощностей, держа по дюжине подмастерьев единовременно и не гнушалась никакими заказами. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Пушкина выпустил образовательный видеокурс для глухих и слабослышащих посетителей. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. С другой стороны – комичное в своей дидактической прямолинейности сочинение, буквально иллюстрирующее основные положения лютерова учения и устрашающее зрителя при помощи босховской (Кранах бывал в Нидерландах с дипломатической миссией и явно знал живопись Босха не только по гравюрам) чертовщины и соответствующих цитат, для вящей убедительности пущенных по низу картины.