Давид был одним из лучших живописцев революции, а затем, с установлением империи, посвятил свой талант изображению событий наполеоновской эпохи. Член Национального конвента, цареубийца, неоклассический художник, рисующий исторические сцены (Рим, Греция, наполеоновская Империя), Давид – один из редких для того времени великих французских мастеров. Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают Давида эмигрировать из Франции. Отдельной главой творчества Давида было его отношение к Наполеону Бонапарту – художник был его поклонником с их первой встречи.
Портрет Наполеона был написан Давидом, когда в живописи господствовал период классицизма. Давид рисовал Наполеона, когда тот был еще генералом в 1797. На блоке фрагмент картины Жака-Луи Давида «Наполеон на перевале Сен-Бернар».
«наполеон на перевале Сен-Бернар»— большая картина Жака-Луи Давида, написанная им в 1801 году и открывающая собой эпоху романтизма в европейской живописи1. Событие такого масштаба не могло пройти незамеченным и Наполеон за несколько месяцев до коронации заказал картину, отображающую все величие этого действия, у художника Жака-Луи Давида. На однойиз марок фрагент картины Давида «Наполеон в 1814 году». На одной из марок картина Давида «Коронация Наполеона и Жозефины» (есть вариант на золотой фольге).
«наполеон на перевале Сен-Бернар»— большая картина Жака-Луи Давида, написанная им в 1801 году и открывающая собой эпоху романтизма в европейской живописи. Одна из самых известных картин Давида — это портрет Наполеона, генерала победоносной итальянской кампании.
Попав в тюрьму сразу после падения Робеспьера, он снова начинает рисовать. Конь вздыблен, кругом крутые горные овраги, снега, дует сильный ветер и царит непогода. Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным.
Луций Юний Брут — легендарный основатель республиканского строя в Риме, возглавивший восстание римлян против царя Тарквиния Гордого (VI в. до н. э. ), — приговорил к смерти двоих сыновей за участие в монархическом заговоре. Глаза внимательно вглядывались в даль, словно озирая позиции неприятеля.
Художник сделал беглый профильный набросок головы Наполеона, написав под ним: «Генерал великой нации». Отныне все знали его как живописца, «чей гений предвосхитил революцию». К 1791 г. Давид написал эскиз картины «Клятва в Зале для игры в мяч» и приготовил для неё огромный холст размером пять с половиной на девять с половиной метров. В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г» (1807 г. ) Давид создал очередной миф — блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата. Он бросил треуголку в кресло, раскланялся с Давидом. Давид в сущности не очень интересовался точными обстоятельствами похода.
Друэ, А. Л. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. Давид Жак Луи (David, Jacques-Louis) (1748-1825 гг. ), французский художник, выдающийся представитель неоклассицизма. Где тут думать о прекрасном беспорядке красочных нитей, непосредственности движений. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. Тем не менее художник вновь избрал сюжет, созвучный современности: сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (их мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), звучало в тогдашней Франции как призыв к гражданскому миру.
Однако за два года он успел выполнить в красках только головы некоторых депутатов и был вынужден отказаться от работы: многих участников клятвы в ходе дальнейших событий революции объявили «врагами народа» и они эмигрировали или были казнены. Бонапарт считал, что полотно должно отражать его характер, а не демонстрировать внешность. Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. Пятая версия, созданная Давидом, оставалась в его мастерских вплоть до смерти художника.
На этот раз Наполеон не колебался в выборе сюжета и вскоре после победы при Маренго Давид получает точное указание написать полководца «спокойным на вздыбленной лошади». В настоящее время картина находится в Национальном музее во дворце Мальмезон. Классицизм. Однако огромная, перегруженная фигурами картина вызвала у зрителей лишь насмешки.
«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей. И почти весь этот фон заполнен огромной фигурой всадника. В 1789 г. Давид становится страстным революционером. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр). Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля».
Франция. Мелкие уколы самолюбия чередовались с прямыми унижениями. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). В полной мере использовал Давид в этом произведении и цветовой эффект.
Потом он надел мундир и занял место на помосте. -- коран запрещает изображение людей. В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр). Давид вместе с учениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами». Масштабы Альп как будто малы в сравнении с величием Наполеона.
Наконец еще один решил попытать счастья. Почти не коснувшись стремян, он вскочил в седло и, сильно рванув поводья, поднял коня на дыбы.
Картина поражает своей зрелой и поистине виртуозной техникой исполнения. Преклонение Давида перед новым героем не смогло вдохнуть жизнь в его живописное воплощение.
Сделав быстрый рисунок, Давид начал писать. Мотивы декора и архитектуры в искусстве ампира повторяли во многом не только римские образцы, но и древнеегипетское искусство, в связи с египетским походом Бонапарта. На перевале было холодно, дул сильный резкий ветер (его как раз в полной мере использовал Давид в качестве одного из главных элементов в своем композиционном построении), Наполеон, ехавший на муле, кутался в серый армейский плащ и был мрачен — еще трудно было предвидеть успешность такого маневра. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. (фр.
Да и вообще писать папу римского великая честь» Но в итоге Папа Римский позировал Давиду. Он был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-1794 гг. ), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. Это был очень символичный момент. Этот знаменательный момент и изобразил Давид на своём знаменитом полотне. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». И это последнее является очень существенным обстоятельством.
Давид изучает античную скульптуру в только что открывшемся Музее Пио-Климентино в Ватикане. Полотно представляет собой огромный холст. Он голосует за смерть Луи XVI, монтаньяр и член Комитета общественной безопасности.
Давид отверг вычурный стиль рококо, характерный для художников предшествующего поколения и возглавил движение, выступавшее за возврат к классическим идеалам. В центре картины женщины в «Горациях» они безмолвствуют, в «Бруте» же бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев. Картина была показана на выставке. Ещё в 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства». Полотно «Коронование., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года.
Пий VII категорически отказался позировать Давиду. Он задумал это большое полотно как живописный монумент прославления полководца, как композицию, являющуюся своего рода символом восхождения Наполеона к вершинам мировой славы. «Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции.
На них крупно написаны имена: «Bonaparte», ниже и, как бы полустертое от давности времен, слово: «Annibal» и еще ниже, у края картины: «Karolus Magnus». Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. «Праведное небо. Написанный за один сеанс (Наполеон вообще не любил позировать и считал, что точное сходство не важно для грядущих поколений), этот портрет проникнут чувством живого увлечения художника своей моделью. В 1812 г. Давид передает Наполеону для его кабинета в Тюильри портрет в полный рост. Бонапарт, однако, не являлся.
Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». Вернувшись во Францию, Давид оказался во главе течения, ставшего реакцией на "вольности" рококо и стремившегося выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени общественным настроениям.
В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. Выяснилось, что генерал попросту забыл о данном обещании. Давил принялся за работу.
По его словам, он хотел «изобразить античные нравы с такой точностью, чтобы греки и римляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям».
Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Давид, уверявший после 9 термидора, что Робеспьер обманул его ожидания и что отныне он «будет привержен только принципам, а не лицам», не выполнил своего намерения. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. «Сабинянки» не могли насытить его искусство, давно и накрепко сросшееся с реальной действительностью.
Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Лицо его при этом оставалось абсолютно бесстрастным. Брут сидит в одиночестве, отдельно от своей жены и дочерей, зная: его поступок – лучшее, что он мог сделать для своей страны, – но все же напряженные ноги и пальцы на ногах выдают его внутреннее смятение.
В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. как в далекие века, которые даже римлянам казались древностью, произошла великая распря между римлянами и сабинянами. Наместник бога на земле станет позировать богоотступнику и цареубийце, кровожадному монтаньяру. Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту.
В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Всем была памятна его первая победа под Тулоном в декабре 1793 г., когда огонь руководимой им батареи обратил в бегство английский флот и тем самым вынудил тулонских мятежников сдаться революционным войскам его называли «генерал Вандемьер», ценя в нем смелость, с которой он в один из осенних дней 1795 г. (13 вандемьера) расстреливал в Париже роялистов, применив артиллерийские орудия в условиях городских улиц восхищались его военным талантом, побеждавшим участников антифранцузской монархической коалиции на полях Италии. Говоря о знаменитой картине «Бонапарт на привале Сен-Бернар», написанной в 1801 году, стоит заметить, что до него Давидом в 1797 г. был начат другой портрет, отличающийся большей жизненностью и драматической выразительностью (портрет остался незаконченным).
Рисунок везде одинаково точен так же, как и формы, почти иллюзорные по выпуклости объемов. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. Брюссель. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.
Пыль, комья земли полетели в глаза зрителям жеребец бешеным аллюром метался в разные стороны, неожиданно останавливался, пытаямь сбросить всадника через голову и снова карьером несся вперед. Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. Приступая к основной работе, Давиду пришлось убедиться, что работа предстоит еше более запутанная, чем можно было предположить. Провозглашённый в 1804 г. императором Наполеон назначил Давида «первым живописцем». Жан Поль Марат, один из наиболее фанатических лидеров французской революции, был близким другом Давида.
ход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1800 г. ) художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию. На следующий день делегат от народа Гиро предложил написать картину о гибели Марата, друга простого народа.
После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме (1775-1780 гг. ) и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Холст, масло. Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. 1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме. Следующим государственным заказом Давида стала картина «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789 г. ).
Как скучала кисть Давида по возвышенному и героическому. Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. Ярко-красный плащ Наполеона, отчетливо выделяющий его голову и направление руки, замечательно контрастирует с глубокими темно-серыми тонами пейзажа и серебристо-белым цветом коня. Для работы над картиной «Клятва Горациев» (1784 г. ) Давид уехал в Рим. Художнику предстояло запечатлеть событие, послужившее причиной её начала.
В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Обещал приехать в мастерскую в ближайшие дин. Личностью Наполеона Давид был покорен сразу и достаточно глубоко. Этот набросок маслом на холсте (совсем недавно, в 1953 г., вошедший в собрание Лувра) принадлежит к лучшим портретам молодого Бонапарта. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности.
Жироде, Ж. Б. Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). Декор был нередко перегружен арабесками, пальметтами, фантастическими мотивами из этрусского искусства и военной атрибутикой римского происхождения (доспехами, щитами, мечами, венками, геральдическими орлами и т. п. ). «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» — так называется картина французского художника Жака Луи Давида. Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Славу Давиду принесла картина "Клятва Горациев" (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом.
В 1795—1799 гг. Каждое такое оформление являло собой синтез искусств: изобразительного, театрального, музыкального, поэтического, ораторского. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии». Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия.
Винкельмана. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Картина Жака-Луи Давида, французского художника-живописца, написанная им в 1801 году. Во время войны римлян с городом Альба-Лонга (VII в. до н. э. ) они одолели в бою трёх лучших воинов противника (тоже братьев — Курпациев), что принесло римлянам почти бескровную победу. В 1804 г. Наполеон назначил Давида "первым художником". Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником.
Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов. Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). Художник просил генерала подарить ему хотя бы одни сеанс, он должен написать портрет.
Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Художники, создающие произведения в стиле ампир, черпали свое вдохновение в элементах античного орнамента, но они (в отличие от классицизма) ориентировались в основном на греческую, а не римскую античность. На втором плане — трёхпролётная аркада в каждую из арок вписана одна или несколько фигур. Бонапарт вошел, не обратив внимания на всеобщее смятение, два офицера его сопровождали. Полученная Давидом первая премия на Римском конкурсе в Академии давала ему право на совершенствование мастерства в Италии в качестве пенсионера Французской академии в Риме.
«Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Королевский музей изящных искусств. Давид разделял идеалы Французской революции и принимал активное участие в политической жизни. Брут безмолвно сидит в густой тени колоннады.
Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. Наполеон просит его увековечить великолепие имперского режима в гигантских композициях. Двое Горациев погибли в бою. В этом полотне почти повторена композиция «Клятвы Горациев», но все акценты смещены.
Картина была настолько велика, что не помещалась в ателье. Но результатом его первого визита к Давиду явился замечательный эскиз, сделанный с натуры. Во время создания работы Давид столкнулся с массой трудностей. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. Сам ли Давид решился на столь явную лесть или (что более вероятно) ему были подсказаны свыше имена полководцев, чей славный пример вдохновлял Наполеона при его переходе через Альпы, но так или иначе, он поместил их в своей картине.
Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Композиция портрета была готова в его воображении, он даже успел набросать ее на холсте. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. На них лежит печать официального заказа. Вскоре после возвращения из итальянского похода молодой полководец впервые посетил мастерскую Давида.
Для архитектуры ампира характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность (триумфальные арки, колонны, дворцы). Пока Давид приготавливал краски и обсуждал с адъютантом детали костюма, в котором собирался писать генерала, Бонапарт внимательно разглядывал «Брута». Давид вернулся к себе, воодушевленный мыслью о будущем портрете. Если в «Портрете Потоцкого» был известный разрыв в трактовке человеческой фигуры и коня, то здесь этого нет, художник достигает удивительного единства живописной манеры. В действительности этот горный переход выглядел более прозаично.
«И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников. Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). Бонапарт согласился, хотя без особой радости. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Пудреные волосы оттеняли загорелое лицо.
«Брут» был выставлен в Салоне 1789 г. вскоре после штурма Бастилии. 165 x 128 см. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю.
Турецкого посла тоже пришлось уговаривать, чтобы он согласился позировать. С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев».
Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Задача настолько велика, что он завершает лишь Коронацию Наполеона (1806-1808 гг. ) и Распределение Орлов, две картины с реальными деталями на грандиозном плане. Давид был также активным участником революционных событий. Художник послал ему несколько записок.
Он не пожелал принимать корону из чьи-либо рук, кроме своих. Приказания и исправления продолжали тревожить Давида. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини.
Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Назавтра ученики по указанию Давида соорудили помост в ателье. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали.