Лучано да Лаурана – (итал. Существует предположение, что Лучано — родственник скульптора Франческо Лаурана. Лучано да Лаурана также выходец из Далмации, работавший как архитектор инженер и художник, принадлежит к числу наиболее своеобразных и тонких мастеров Италии в рассматриваемую эпоху. Лучано де Лаурана (Luciano Laurana 1420, Врана возле Задара, владение Венеции — 1479, Пезаро, Италия) — итальянский архитектор эпохи кватроченто, главный строитель ренессансной резиденции Федериго да Монтефельтро в Урбино, которая вдохновляла, среди прочих, Браманте. По предположениям, Лучано – родственник скульптора Франческо Лаурана.
Ключ к разгадке дает одно изречение Леонардо и, в особенности, урбинские «ведуты» Лучано да Лаурана (рис. Лучано да Лауранавыходец из Далмации, работавший как архитектор инженер и художник, принадлежит к числу наиболее своеобразных и тонких мастеров Италии в рассматриваемую эпоху. Существует предположение, что Лучано— родственник скульптора Франческо Лаурана.
Лаурана Лучано (Laurana), настоящее имя Луциян изВраны (Lucijan Vranjanin) (между 1420 и 1425- 1479) итальянский архитектор.
Вопросами градостроительства Леонардо занялся впервые также в первый миланский период своей жизни (около 1483 — 1485 годов). Вентури). Плодом долгих занятий Леонардо и Пачиоли геометрией явился ученый труд последнего «О божественной пропорции», содержащий теорию «золотого сечения» и освещение некоторых вопросов применения геометрических пропорций в искусстве. В 1468 г. Лаурану назначили главным архитектором урбинского дворца. Картина не была закончена. 62).
48).
Начиная с Микеланджело и Палладио «большой ордер» вообще становится излюбленным мотивом европейской архитектуры. Как Урбинский дворец, так и оригинальный палаццо Префеттицие в Пезаро (резиденция Сфорца) отличаются изысканной резной и живописной отделкой интерьеров. Представителем этого периода был Донато Браманте, строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. И хотя на данный момент определить авторство тех или иных деталей дворца сложно (первоначальная структура датируется сред невековыми временами), считается, что Лаурана создал внутренний двор и входной фасад, оба известны своими идеальными пропорциями.
Эти улицы предназначены для застройки дворцами знати и богачей. Его слова вызывают сильное волнение среди его учеников, отражающееся в выражении их лиц, жестах и движениях. Луциян из Враны, Lucijan Vranjanin) Лучано (около 1420—25, Задар или Врана, Хорватия, — 1479, Пезаро, Марке) итальянский архитектор. Эта грандиозная идея запечатлена у него на листах 15, l 6 и 37 манускрипта В (рис. Молодой Лаурана, несомненно изучал сплитский дворец Диоклетиана, римские античные памятники Пулы в Истрии.
Для того чтобы восстановить в своем воображении ренессансный облик площади Аннунциаты, нужно только отвлечься от конной статуи Фердинанда Медичи и двух фланкирующих ее фонтанов, которые прибавлены уже в эпоху барокко и которые придают площади определенное направление известную динамику, несвойственную площадям Ренессанса. 1470-х гг. ), Неаполе (после 1472, в качестве специалиста по военному делу), в Урбино (146672), где создал наиболее значительное своё произведение Палаццо Дукале (завершено в 1563), сочетающее черты замка и городского дворца. Так трагически завершился самый плодотворный период творческой жизни гениального мастера. Маттео Банделло, писатель, живший в Милане в то время, когда Леонардо работал над «Тайной вечерей», оставил нам яркое свидетельство, характеризующее работу Леонардо. Лицо это считают его собственным изображением. Один из рисунков Леонардо (манускрипт В, лист 21) изображает план и общий вид центрического храма, по композиции напоминающего церковь Сан Себастьяно, построенную в Мантуе архитектором Альберти (рис.
Лаурана (Laurana собств. Каждый из учеников и каждая группа ярко охарактеризованы (рис. Его интересует и дом Адриана в Тиволи и античный театр в Вероне и многое, многое другое. Корни и основы его творчества следует искать не только в Италии, но и в античных памятниках и живых традициях зодчества Далмации и Истрии. 30). Как один из наиболее классических примеров напомню план площади Сантиссима Аннунциата во Флоренции.
49, 50), северного и восточного наружных корпусов дворца, примыкающих к внутреннему двору. 69, 70, 72).
57). Луциян из Враны, Lucijan Vranjanin) Лучано (около 1420—25, Задар или Врана, Хорватия, — 1479, Пезаро, Марке) итальянский архитектор. 32).
Работал в Мантуе (до 1465), Пезаро (1465, 1466 и с сер. Он выдвигает идею создания гофрированных стен и предлагает новые типы башен, в которых высокие оборонительные качества сочетаются с выразительностью абсолютно новых, создаваемых им архитектурных форм (Атлантический кодекс, лист 43, оборот, «а»). Он указывает, что центрический план многоугольной формы целесообразен только при расположении города на равнине и приводит формы планировки в других случаях. Петра, собираясь, по его словам, «поставить Пантеон на своды храма Мира» (рис. Для стиля Л., мастера Раннего Возрождения, характерны изысканно-простые композиции, соединяющие регулярность флорентийского ордерного зодчества середины 15 в. с живописной свободой.
По стопам Брунеллеско шел и Альберти, построивший в Ман-туе церковь Сан Себастьяно на основе плана в форме греческого креста (1460 год) и Джулья-но да Сангалло, который возвел в Прато небольшую церковь Санта Мария ин Карчери (1489 год), отличающуюся необычайной ясностью и целостностью композиции и чистотой форм (рис. 55).
«Итак, ты, подражатель такой природы, смотри и обращай внимание на разнообразие очертаний. Оно сохранилось в двух вариантах: один находится в Париже (Лувр), другой — в Лондоне. Исходя из объемной композиции хора флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, зарисовки которого мы у него находим (Атлантический кодекс, лист 265, оборот, «а»), Леонардо проектирует различные варианты подъемистого ребристого купола, сходного с флорентийским, окруженного похожими на апсиды световыми фонарями (Атлантический кодекс, лист 266). Тем большую ценность представляет трактат Аверлино для советской науки, стремящейся пролить свет на развитие зодчества раннего Возрождения.
В 1474 году в Пезаро спроектировал и начал возведение крепости Рокка-Костанца (закончена под руководством Керубино ди Джованни да Милано в 1483 году). относится создание проекта, наиболее радикальная перестройка и объединение частей старого дворца и укреплений (рис. Кроме урбинского дворца, Лаурану считают без достоверных оснований автором палаццо Префетиццио в Пезаро (Фабрицци, Виллих). 1470-х гг. ), Неаполе (после 1472, в качестве специалиста по военному делу), в Урбино (1466—72), где создал наиболее значительное своё произведение — Палаццо Дукале (завершено в 1563), сочетающее черты замка и городского дворца. Практическим является и предложенное им устройство огромной конюшни, которое он изложил в манускрипте В (лист 39).
Работал в Мантуе (до 1465), Пезаро (1465, 1466 и с сер. Мне очень нравится, если ты избегаешь уродливых вещей, как, например, длинных ног и короткого туловища, узкой груди и длинных рук бери вот таким образом меры суставов, а толщину, в которой очень изменчива изменяй также и ты» (Трактат о живописи, 270).
И тем не менее в архитектурной концепции Альберти есть идеи, предвещающие стиль барокко. Сходную форму имеет и храм изображенный на обороте листа 119 (рис. В фасаде церкви Сайт Андреа следует отметить прежде всего строгое подчинение всех пропорций принципу «золотого сечения», тому самому принципу, который несколько позднее друг Леонардо да Винчи, математик Лука Пачоли, объявил «матерью и царицей искусств». Лаурана (Laurana собств.
Лица Христа и апостолов почти все хорошо освещены свет падает на них откуда-то сверху. Одна из значительнейших его работ —«Мадонна в скалах» — давно, в 1483 году, заказанная Леонардо и его ученикам братьям да Пре-дис, была закончена еще в 1490 году. Но и в ее осуществлении Альберти не принял непосредственного участия. 25 — 27). Для стиля Л., мастера Раннего Возрождения, характерны изысканно-простые композиции, соединяющие регулярность флорентийского ордерного зодчества середины 15 в. с живописной свободой. Все площади также окружены каналами, через которые перекинуты широкие мосты.
49, 50, 51, 52, 53, 54). Опять начались празднества и увеселения, в которых протекала жизнь миланского двора. Лаурана (Laurana собств. В 465 г. он находился при дворе Сфорца в Пезаро и в том же году переехал в Мантую. По возвращении пап из «Авиньонского пленения» Рим все более и более стал делаться центром национальной итальянской культуры.
74). Луциян из Враны, Lucijan Vranjanin) Лучано (около 1420—25, Задар или Врана, Хорватия, — 1479, Пезаро, Марке) итальянский архитектор.
Чистота и ясность архитектурных форм, гармоничность пропорций, легкий и спокойный ритм колонн, арок и небольших пилястр в сочетании со светлым колоритом белого камня ордера и бледно-желтого кирпича стен придают двору серьезный изысканно простой облик, напоминающий произведения Брунеллеско. 19).
На других рисунках (Атлантический кодекс, лист 310 и Кодекс Три-вульцио, лист 21) Леонардо изображает надежную пространственную систему нервюр для перехода от пилонов к меридиональным ребрам купола. Деятельность Лучано да Лаурана, родом из Далмации, протекала главным образом в Умбрии. В 1466 году от Федериго да Монтефельтро он получил приглашение работать в его столице Урбино. Как и в Римини, фасад Сайт Андреа не вытекает органически из внутренней структуры здания.
Луциян из Враны, Lucijan Vranjanin) Лучано (около 1420-25, Задар или Врана, Хорватия, – 1479, Пезаро, Марке) итальянский архитектор. В эпоху кватроченто такими ослепительными потоками света, такими контрастами густых теней архитектура не оперировала. 1470-х гг. ), Неаполе (после 1472, в качестве специалиста по военному делу), в Урбино (1466-72), где создал наиболее значительное своё произведение – Палаццо Дукале (завершено в 1563), сочетающее черты замка и городского дворца.
Ведуты (ведуты приписываются не только Лауране, но также и Пьеро делла Франческа. 54). В 1465 г. он находился при дворе Сфорца в Пезаро и в том же году переехал в Мантую. Смелый эксперимент этот оказался неудачным.
Лаурана (наряду с другими художниками) приписываются 3 ведуты «идеального ренессансного города» (Национальная галерея области Марке, Урбино Государственные музеи, Берлин Художественный музей У. и Г. Уолтерс, Балтимор). Работы по возведению самого дворца начались с «палацетто Иолы», — так стали называть старую резиденцию после устройства в ее главном зале (на втором этаже) камина со скульптурным фризом и статуями Геракла и его жены Иолы, выполненными Франческо Лаураной (Франческо Лаурана (работал в 1458—1502 гг. ), далматинский скульптор, возможно, сотрудничавший с Л. Лаураной и в Неаполе (декор «арки Альфонса» в Кастельнуово). К северу от центрального двора была пристроена еще одна выступающая часть здания, с личными покоями владельцев, включившая вторую, существовавшую ранее постройку Кастелларе. католической реакции абсолютно отошли от гуманистических идей кваттроченто.
Он дает подробные указания, как размещать ремесленников: «Все ремесла и искусства, которые имеют в себе красоту и изящество, должны находиться на главных улицах, — говорит он, — и, наоборот, те, которые порождают грязь, следует располагать в местах укромных». С другой стороны, усилия и духовный авторитет папства в тех условиях все же способствовали сохранению национально-культурного единства Италии, несмотря на ее полную политическую раздробленность. Совсем другие принципы положены в основу площади Ренессанса.
Опыт с несколькими стойками, заделанными в основании и соединенными друг с другом вершинами, привел его к правильным выводам: «Каждый связанный с другими столб несет в восемь раз больше, чем если бы он стоял отдельно», — говорит Леонардо да Винчи. Фасад более всего напоминает палаццо Ручеллаи. Парижский вариант (рис. Петра в виде гармоничного по своим формам центрического купольного здания.
Он показал себя первоклассным инженером. Для стиля Л., мастера Раннего Возрождения, характерны изысканно-простые композиции, соединяющие регулярность флорентийского ордерного зодчества середины 15 в. с живописной свободой. 8).
Леонардо указывает, что в отличие от музыки, которая выражается в отношениях последовательных во времени звуков, гармоническая пропорциональность в живописи, а также и в архитектуре складывается из различных частей в единое время и в этой одновременности заключается сила ее воздействия по сравнению с искусством слова и искусством звуков. Замкнутые башни, опоясанные тягами, с круглыми бойницами и поясом навесных бойниц (машикули) завершаются парапетами, над которыми высятся купола.
Прежде всего присмотримся к плану палаццо Пикколомини. Гениальное произведение было изуродовано. Вторая группа его рисунков и заметок включает эскизы, служившие для развития той или иной архитектонической темы. Этот так называемый «большой ордер» служит еще одним связующим звеном между архитектурной концепцией Альберти и стилем барокко. Многие зафиксированные в ведутах приемы предвосхищают позднейшие варианты многоярусной ордерной композиции, например, дворцовых фасадов со сдвоенными пилястрами, осуществленных впоследствии в Риме (палаццо Канчеллерия и другие сооружения).
Верхний этаж палаццо, включающий один большой зал, опирается на широкую аркаду. Между тем Леонардо в сохранившейся записке, адресованной попечителям постройки собора (Атлантический кодекс, лист 270, «с»), настойчиво указывал, что для правильного завершения здания собора (которое он, следуя витрувианской идее сопоставления здания с человеческим телом, сравнивает с больным человеком) необходимо очень внимательно учесть закономерности первоначального замысла. Леонардо—теоретик и геометр—утверждает достоинства «божественной пропорции», в которой больше всего выражается гармония. Иной формы храм (лист ю8), хотя он также основан на квадратном плане, стоит на высокой платформе, поддерживаемой аркадами по колоннам и представляет собой сложную композицию из пяти восьмиугольных, покрытых куполами башен, соединенных переходами (рис. Другая композиция (манускрипт В, лист 24 — рис 67) своим сочетанием базилики с центрическим зданием очень напоминает о той конкретной задаче, которая была поставлена перед Браманте, когда ему было поручено пристроить новый хор к возведенному в 1472 году базиликальному готическому храму. В результате создается целостный образ центрического здания, пристроенного к базилике.
Из стены выделялись соли, что погубило масляную живопись и в настоящее время, несмотря на попытки реставрации, от «Тайной вечери» осталось лишь немногое. Если Аверлино зарисовывает и приводит в своем трактате архитектурные памятники античного Рима и древние мосты, а также и современную ему постройку — Банк Медичи в Милане, — возведенную Микелоццо (о которой мы знаем только по его рисунку), то у Леонардо мы также находим зарисовки древних сооружений порта в Чивита Веккиа. на это отвечает художник, что и у него те же самые обязательства в науке живописи, то есть выдумка и мера выдумка содержания, которое он должен изобразить и мера в написанных предметах, чтобы они не были непропорциональными» (Трактат о живописи, 25).
Формы этого храма носят характер ломбардской крепостной архитектуры. Все же главную идею интерьера Альберти можно почувствовать и теперь.
Он исследует систему боя башен головных укреплений миланского замка. Лаурано работал и как художник (парадные покои дворца в Урбино были украшены его картинами). Он исследует величину распора сводов (Кодекс Форстера II, лист 92) он изучает на опытах формы изгиба балок с различными пролетами (Атлантический кодекс, лист ЗЗ2, оборот) и, что самое удивительное исследует формы устойчивости и критические нагрузки не только одиночных стоек, но и связанных систем стоек (рис. Рисунки и заметки этого рода наиболее интересны для нас ибо в них вскрывается (как, например, при рассмотрении его рисунков вариантов купольных зданий) огромная работа его по осмыслению и дальнейшему развитию руководящих архитектонических идей его времени.
Будучи воспринимаемо со всех сторон, оно имело большое градообразующее значение. Сопоставляя типы центрических зданий, находящиеся в трактате Аверлино, с купольными композициями Леонардо да Винчи, мы видим, что у первого самые сильные образы заимствованы из недошедших до нас источников («Золотая книга»). Работал в Мантуе (до 1465), Пезаро (1465, 1466 и с сер. Работал в Мантуе (до 1465), Пезаро (1465, 1466 и с сер.
Кроме урбинского дворца, Лаурану считают без достоверных оснований автором палаццо Префетиццио в Пезаро (Фабрицци, Виллих). То же самое предчувствие барокко отразилось в композиции Пиенцской площади. Именно за приверженность ко всему греческому его трактат был осужден в XVI веке Вазари как «полуфантастический», т. е. не отражавший интересов позднего Возрождения, деятели которого под давлением феодально-.
Только лик предателя — Иуды — темный, мрачный, несмотря на то, что он сидит лицом к свету. 1470-х гг. ), Неаполе (после 1472, в качестве специалиста по военному делу), в Урбино (1466—72), где создал наиболее значительное своё произведение — Палаццо Дукале (завершено в 1563), сочетающее черты замка и городского дворца. В творчестве Лаураны многое остается неясным. Вазари рассказывает, что в дар Лодовико Сфорца, по прозванию Моро (моро — по итальянски — шелковичное дерево), Леонардо привез с собой «инструмент, который смастерил собственноручно, большей частью из серебра, в виде лошадиной головы, — вещь странную и новую, обладавшую гармонией большой силы и величайшей звучностью этим он одержал верх над всеми музыкантами, сошедшимися туда для игры на лире (рис.
Первый из них изображенный на листе 47 (Codice Magliabecchiano), возведен на квадратном плане и стоит на высоком стилобате с большим числом ступеней. Во всем огромном интерьере Альберти нет ни одной колонны. Однако в этот период градостроительные идеи Леонардо еще не вполне созрели.
Он позаботился о том, чтобы помещение это было чистым и опрятным. По предписанию Лодовико Моро, после окончания чумы, унесшей много жертв, он зарисовывает Милан, делает эскизы его плана и, очерчивая его круговой линией, стремится дать ему более правильную организацию (Атлантический кодекс).
Еще важнее впервые примененные Альберти высокие пилястры, которые, проходя сквозь три этажа боковых ниш, объединяют весь фасад в один большой этаж. Леонардо хорошо поясняют ход его творческой мысли. 66). Об этом свидетельствуют и остроконечные башни, фланкирующие входы, видные на рисунке.
Леонардо так же, как и античные зодчие внимательно отыскивает гармонические формы в самой основе создаваемого предмета и распространяет их на все его детали, создавая повторение части в целом и обеспечивая высокое гармоническое единство и выразительность художественного образа. собр. ).
Аверлино сохраняет в центре своего города площади неправильной формы, на которых он располагает дворцы правителя и епископа и дворец Синьории, не изменяя старой феодальной классовой структуры центра. Подобные рисунки интересны для нас, поскольку они правдиво отражают действительность. Этот переулок, вопреки тенденциям Ренессанса, выходит на самую середину площади, но он так узок, что, приближаясь по нему к площади, зритель видит только средний портал собора.
В последовавшие затем годы Леонардо создал ряд больших живописных работ. собр. ). Элементы Ренессанса ярко выражены и в оформлении отдельных фасадов. Готическая площадь случайна и асимметрична. Так, он пишет по этому поводу: «Стены двора должны быть в половину такими же высокими, как ширина двора это значит, что если двор будет в 40 локтей, то дом должен быть в 20 локтей высотой, а двор должен быть в половину ширины всего фасада» (Виндзор, 12585, оборот). 80 — 82). Работа рядом с таким выдающимся теоретиком архитектуры, как Альберти, произвела неизгладимое впечатление на воображение Лучано и он не стеснялся совершенствовать своё мастерство.
Софией и Сан Витале, по его мнению, не внесли ничего нового. Всеобщие меры, по его словам, должны соблюдаться в длине фигур, а не в толщине. Влияние Альберти определяет всю римскую архитектуру второй половины кватроченто. 29). Со вступлением на папский престол Юлия II центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии.
Работал в Мантуе (до 1465), Пезаро (1465, 1466 и с сер. Капитально перестроенная внутри, она вместила приемный зал, спальни, гардеробную и молельню герцогини и соединялась через зал дель Маньифико (или делле Велье) с тронным залом. Италии. Лит. : Rotondi P., II Palazzo Ducale di Urbino, v. 1—2, Urbino, 1950—51 (библ. ) Franceschini G., Figure del Rinascimento urbinate, Urbino, 1959. В просторном зале изображенном на картине, за большим столом, занимающим весь передний план, в кругу своих учеников — апостолов сидит Христос он изображен в тот момент, когда он только что произнес роковые слова: «Один из вас предаст меня» и на его печальном лице отражается сдержанное волнение человека, уже примирившегося с мыслью, что ему придется пострадать за свои убеждения.
Так Корсиньяно превратилось в Пиенцу и это был первый в Италии случай планомерной застройки города в широком масштабе. Но едва ли его можно назвать рабом классических форм его стиль определял итальянскую архитектуру на протяжении всего XVI века. Он остался верен себе.
И композиция и формы поражают своей законченностью. «Говорит поэт, — что его наука—вымысел и мера. собр. ).
Фасад же пиенцского собора явно вдохновлен декоративной кулисой Темпио Малатестиано. (Laurana собств. Аверлино в своих прогрессивных предложениях только передавал своему времени то, что он извлек из опыта минувших эпох из каких-то не дошедших до нас греко-византийских источников (по мнению автора —из книги филона Византийского о постройке городов-гаваней эллинистической эпохи) и только приспособлял их к требованиям своего времени.
Однако не только Аверлиио и Леонардо да Винчи, но даже и практичному Браманте не удалось осуществить своих замыслов. 24). Лучано ди Мартино да Лаурана (около 1425—1479 гг. ) происходил родом из местечка Врана, близ Задара. Ко времени работы Лаураны с 1468 по 1472 гг. Происхождение его, пови-димому, византийское. В связи с браком юного герцога Джан Галеаццо (племянника Лодовико Моро) с Изабеллой Арагонской, дочерью неаполитанского короля Альфонса, состоялись большие придворные празднества. Свидетельствуют о глубоком аналитическом подходе его к вопросам фортификации.
Главный вход в палаццо расположен, правда, незаметно — не с площади, а с улицы. Лучано ди Мартино да Лаурана (около 1425—1479 гг. ) происходил родом из местечка Врана, близ Задара. Эпоха кватроченто, это — эпоха перехода, борьбы и колебаний.
Готический собор не стоит на земле, а вырастает из нее. В 1472-1474 годах работал в Неаполе у герцога Ферранте специалистом по артиллерии. Это было трагедией для Леонардо. Кроме того, приходилось строить и триумфальные арки и легкие павильоны для празднеств. 14).
Все это отвлекало Леонардо от его основных работ. Таким образом, от простой рядоположности одинаковых элементов, свойственной раннему кватроченто, Альберти приходит к типичному приему развитого Ренессанса — к ритмическому чередованию, к группировке различных элементов. К построению Сайт Андреа было приступлено уже после смерти мастера в 1472 году, по его рисункам и моделям, а купол был возведен только в XVIII веке архитектором Ювара.
На 8 таких площадях он располагает приходские церкви, а остальные 8 заняты рынками. По бокам продольный и поперечный нефы сопровождаются капеллами. собр. ). Он указывает, что человек может быть пропорциональным и в то же время толстым и коротким или длинным и тонким или средним (кодекс G, лист 5, оборот). В 1468 г. Лаурану назначили главным архитектором урбинского дворца.
Классовая ограниченность мышления не позволила предшественнику Леонардо — Анто-нио Аверлино — сделать все логически необходимые выводы при создании им плана идеального города центрической композиции — «Сфорцинды», несмотря на то, что этот план был огромным шагом вперед им открывается по существу градостроительная наука эпохи Возрождения. Повидимому, Леонардо исходит от него как от прототипа и на нем строит свою композицию. Вентури). Вокруг рыночных площадей должны селиться ремесленники.
Капеллы различной величины: маленькие квадратные капеллы крыты куполами и открываются в главный неф узкими дверями с ними чередуются большие капеллы, крытые сводами и открывающиеся в главное пространство во всю свою ширину. 65). На рисунке, помещенном на обороте листа 23 манускрипта В (Париж), мы видим высокую башню, включенную в систему квадратных отсеков крепостных стен, по углам которых стоят башни меньшего размера.
Он намечает третье кольцо стен (которое и было создано в середине XVI века) и стремится заложить основы регулирования всей системы обводнения города. Вместе с тем в фасаде есть ряд типичных признаков классического стиля. 20). Оставшись в Павии еще долго после отъезда Франческо ди Джорджо, Леонардо делал зарисовки различных церковных зданий (манускрипт В, лист 55, «а») и крепостных сооружений. Санта Мария дельи Анджели.
Парадные покои были украшены картинами самого Лаураны, Пьеро делла Франческа и других. Лаурана (Laurana собств. Луциян из Враны, Lucijan Vranjanin) Лучано (около 142025, Задар или Врана, Хорватия, 1479, Пезаро, Марке) итальянский архитектор.
Лучано да Лаурано знаменитый итальянский архитектор, работавший во многих городах италии, одним из которых является Урбино. Самое значительное произведение Лучано да Лаурана – Палаццо Дукале (в Урбино), своеобразие которого заключается в совмещении черт укрепленного замка и дворца (типа флорентийского палаццо). Самообразование позволило ему стать на один уровень с лучшими архитекторами эпохи раннего Возрождения.
То, что мастеру не удалось закончить в Tempio Malatestiano (Темпио Малатестиано, церковь Сан Франческо в Римини, прозванная храмом Малатесты), то Альберти завершил здесь. 75 и 76).
1470-х гг. ), Неаполе (после 1472, в качестве специалиста по военному делу), в Урбино (1466—72), где создал наиболее значительное своё произведение — Палаццо Дукале (завершено в 1563), сочетающее черты замка и городского дворца. собр. ). Ибо именно он был духовным инициатором широких строительных планов по обновлению Рима. Портрет ее отождествляется с хранящимся в Кракове портретом «Дамы с горностаем», представляющим собой замечательное реалистическое произведение, предельно точно характеризующее утонченную, но властную натуру фаворитки, долго державшей в своих руках «горностая», т. е. владетельного князя, каким был Лодовико Сфорца. Здание, обозримое со всех сторон, требовало особой организации города.
План этого храма, построение которого точно изложено в трактате Аверлино, Леонардо да Винчи воспроизводит со всеми вспомогательными линиями, необходимыми для его построения по указаниям Аверлино (лист 107, оборот).
Аверлино, отобразивший на изваянных им в 1433 —1445 годах бронзовых дверях старой базилики Петра в Риме флорентийский церковный собор 1439 года и изваявший бюст последнего византийского императора Иоанна Палеолога, был проводником греко-восточной традиции в архитектуре раннего Возрождения. Это —первое крупное произведение Леонардо. И на этой средней линии должно быть на каждом локте по отверстию, куда дождевая вода стекает в ямы.
Там же он пишет: «Дороги М на 6 локтей выше, чем дороги pS.