Lucas Cranach der Jngere 4 октября 1515, Виттенберг — 25 января 1586, Веймар) — немецкий художник-живописец, сынЛукаса Кранаха Старшего. Lucas Cranach der Jngere 4 октября 1515, Виттенберг – 25 января 1586, Веймар) – немецкий художник-живописец, сын Лукаса Кранаха Старшего. Вторая книга – «Лукас Кранах Младший – биография» Стефан Рейна («Lucas Cranach der Jngere – Eine biografische Annherung» Stefan Rhein) – стала первой монографией о жизни этого замечательного художника.
Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der ltere)родился в 1472 г в семье художника Ганса Мюллера в небольшом городке Кронах.
В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. У художника имелось еще три дочери.
Шёнер»). Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Важнейшее значение для Реформации сыграли его «лютеранские алтари» (особенно триптих «Тайная вечера», а также сюжеты «Распятие», «Святое семейство» и др. ), а также его графические листы, в которых ярко высмеивается папство (гравюра «Проповедь Иоанна Крестителя», серия «Страсти Христовы и Антихристовы») и иллюстрации к изданию Библии Лютера, отпечатанной в личной типографии художника. Однако это приносит и неожиданные результаты.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. На заказ исполнялись портеры во весь рост, небольшие портреты, картины изображающие охоту курфюрстов. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504г.
Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. С одной стороны, он реализуется как самобытный автор религиозных полотен и алтарей, глубоко чувствующий природу и повлиявший на становление дунайской школы («Отдых на пути в Египет») с другой стороны, это автор психологичного монументального и малого портретов («Доктор Иоганн Куспиниан», портреты курфюрстов и реформаторов и др. ) наконец, это автор манерной светской живописи и особенно женских фигур особенного очарования и эротизма, создание которых было поставлено «на поток» («Венера с Амуром», «Саломея» и др. ) на заказ художник также писал сцены княжеской охоты и жанровые картины.
Лукас Кранах старший оставил нам большое художественное наследие, некоторые его картины встречаются в нескольких копиях или вариантах. Позже по просьбе Иоганна Фридриха уже очень пожилой художник присоединился к нему в Аугсбурге, прожил рядом несколько месяцев и после его освобождения в 1552 году сопровождал его в Веймар. Они активно участвовали в написании сюжетных картин и портретов, а работы подписывались печатью отца. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
Его портреты пользовались большой популярностью. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.
В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Дунайская школа живописи— направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века, для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, свобода фантазии, эмоциональность интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Известно, что у художника было еще три дочери. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд.
В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. В 1501году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.
Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. молодой человек отправился на Святую землю— Палестину.
Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного».
Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Особое место в ряду образов, созданных художником, занимают портреты Мартина Лютера и его сподвижника Меланхтона, считающиеся единственными их изображениями.
С 1504 года и до конца своих дней Лукас Кранах работал придворным художником при дворе герцога Фридриха, курфюста Саксонии. В 1493г. В основу созданного полотна легла следующая легенда.
Моделями Кранаха были саксонские курфюсты и члены их семей, вельможи, деятели церкви и науки («И. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Год спустя художник скончался в Веймаре.
Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Благодаря его мастерской, работы бесчисленно множились. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы.
В этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Священной Римской империи Максимилиану I в Нидерланды, где он пробудет до 1509года. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1.
В 1508г. Кранах выполнял обязанности художника-декоратора, писал портреты, алтари, занимался ксилографией, гравюрами, а также разрабатывал монеты. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Произведения, проданные на Sothebys и Christies. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Для них он написал портреты. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ).
Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии.
Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. В 1501г. После Лукаса Кранаха Старшего осталось огромное художественное наследие некоторые из его работ существуют в нескольких вариантах или копиях. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Например, «Охота на оленей» (1529 г, Вена, Музей истории искусств).
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны.
По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Помимо собственной огромной мастерской, у Лукаса Кранаха Старшего имелись лицензии на торговлю винами и разрешение на монопольную продажу лекарственных средств в Виттенберге, дарованное Фридрихом Мудрым. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину.
Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Екатерины».
Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Следует отметить, что Лукас Кранах был выдающимся портретистом своей эпохи. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). и вскоре переросло в тесную дружбу.