Равно как и остальные четыре сивиллы, Ливийская, выполненная Микеланджело в 1511 году, безупречно вписывается в грандиозный ансамбль бесценных произведений Сикстинской капеллы.
Дерево, масло. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.
Для мастера это было единственным средством выразительности. Средний пояс, обрамленный светлым карнизом, включает в себя сцены библейской легенды о сотворении мира и сцены из жизни Ноя. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
И этому оно учит и нас. И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия. 25, 26. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. 122-125. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. 161.
Холодные, светлые краски так подобраны, что от соприкосновения с ними пластическая форма обретает еще большую рельефность. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Самой известной из них была Дельфийская Сивилла, предсказывавшая судьбы в Дельфах, в храме Аполлона. Уже современники мастера расходились во мнениях относительно идейного толкования этих фигур.
Пейзажные элементы сведены почти на нет, пространство строится на основе одних пластических объемов. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.
И только в тех случаях, когда это необходимо. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Как литературный персонаж сивилла появляется в средневековой литературе и иконографии, символизируя интуитивное постижение высшей истины и будущего. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Бальмонт и Брюсов тоже обращались в своем творчестве к древнегреческим вещуньям. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. И тогда полностью раскрываются ее красоты.
Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Илл. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка.
Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Илл.
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Илл. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. 173.
И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Недаром они украшали пилястры. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. То, что стремится к освобождению и то, что мешает, сливается воедино и явление предстает зрителю как бы внезапно остановившимся в то великое мгновение, когда решающие силы жизни подымаются друг на друга. 166, 167.
Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
«Я знаю это мимовольное наколдовывание (почти всегда – бед. ) Но слава богам – себе. 116-119. А в росписи потолка Сикстинской капеллы мастер идет еще дальше, находя для пластического антропоцентризма адекватные ему формы живописного выражения. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole).
Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Вместе с Леонардо Микеланджело закладывает основы для нового стиля, стиля Высокого Возрождения. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Всякое же описание оборачивается педантизмом и в то же время создает неверное представление, словно члены тел упорядочивались согласно определенным предписаниям, в то время как характерно здесь именно взаимное перетекание формального замысла и убедительно выраженного психологического момента.
Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника.
Илл. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Илл.
Сигналы о неотвратимо надвигавшемся кризисе культуры Возрождения становились все более явственными, уже вырисовывались контуры грядущей феодальной реакции. Эти фигуры как бы вырастают из пилястров боковых поясов и находят себе логическое продолжение в светлых поперечных членениях среднего пояса. 92, 93, 94.
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение.
Поверхность тела он трактует более обобщенно избегая излишних, дробящих плоскость членений. А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. Как и его начальник, оказался в опале. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора.
Илл. Вазари прямо пишет:. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду.
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Илл. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях.
Его гений искал более широкого поля деятельности. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане.
Этот принцип цикличности, новый для ренессансного искусства, уже намечен в фигурах рабов в статуях гробниц он получает дальнейшее развитие. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. 33, 34.
Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. По одной из версий предания, Аполлон отмерил этой сивилле столько лет жизни, сколько песчинок поместилось у неё в горсти. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Илл.
В этих юношах Микеланджело лишний раз показал сколь неисчерпаемой была его фантазия при изображении обнаженного тела. Она напоминает мощную лавину. Мы находим здесь оттенки розового, лилового, бледно-желтого, светло-синего, зеленого, серого. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Тем самым ей отводится центральное место. 175, 176.
Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. В ответ на категорический отказ разгневалась и тут же сожгла шесть книг.
Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). И результаты были самыми плачевными. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. 10, 11, 12.
Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.
Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Диаметр 120 см. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. 80. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Они ассоциировались с библейскими пророками.
Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Фигура погружается в сон. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо.
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Если для Гераклита мир как целое есть вечная борьба противоположностей, то у Микеланджело мы сталкиваемся с такой художественной концепцией, в которой противоречие между стремящейся ввысь душой и не выпускающим ее из своих объятий телом перерастает из дуалистического конфликта в образ совершенной целостности. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. К этому присоединилась неудача с проектом мраморного фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции, над которым Микеланджело проработал с 1516 по 1520 год, когда из-за отсутствия средств был разорван контракт. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ).
Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. И здесь его постигает страшный удар. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). В этом плане микеланджеловская статуя как нельзя лучше отвечала тому центральному в ансамбле города месту, которое ей отвела авторитетная комиссия.
Арсенал его технических приемов был безмерно богат. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема.
Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). А потом стал я замечать, что Сырожа пытается всех настроить против меня. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Основным мотивом росписи он решил сделать человеческую фигуру, вписанную в строго упорядоченное архитектурное обрамление. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.
Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. 174. И как ни высоко склонны мы расценивать его старческие работы исполненные уже по достижении семидесятилетнего возраста и поражающие глубиной замысла и высочайшей одухотворенностью, в них все же не найти былого мастерства, былой верности глаза и точности руки. 106, 113.
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.
Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. За оставшиеся три ей незамедлительно заплатили столько, сколько просила с самого начала. 149.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Матвеев охотно предоставил ему место переводчика в Посольском приказе.
Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Когда был я маленьким мальчиком и учился в школе, был у нас в классе мальчик Сырожа. Илл. В частности, настоял на описи ее фонда. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой.
Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Беспрецедентное влияние на последующее развитие западного искусства оказали работы великого мастера. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству.
Дослужился до чина русского посланника в Китае. Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк). Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Он побежден. Только при этой точке зрения микеланджеловское Положение во гроб открывает свой наиболее выразительный пластический аспект.
171.
Но она в основном рассчитана на фронтальное восприятие и на восприятие под углом справа, куда повернуто лицо Давида и куда направлен его взгляд. И здесь невольно напрашивается сравнение с его живописью, в которой пространство существует лишь как вместилище для пластических тел. Эта совсем необычной формы лестница подобна потоку лавы, вытекающему из узкого дверного проема. 48-55. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
Микеланджело полностью подчиняет его форме. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Если не считать статуи апостола Матфея, то все произведения первого периода, при ярко выраженном драматизме их замысла, связаны с той фазой эпохи Возрождения, когда вера в безграничные возможности человека еще не была поколеблена. Маньеристы, широко использовавшие отдельные архитектурные мотивы из проектов и построек Микеланджело, наивно думали, что великий мастер был их единомышленником.
Античная пластика научила Микеланджело приемам художественного обобщения и помогла ему преодолеть ту аналитическую, порою несколько мелочную манеру, которой придерживалось большинство кваттрочентистских мастеров. 17, 18, 19, 20. Вторым живописным произведением Микеланджело, выполненным в конце 1504-начале 1505 года, был не дошедший до нас картон для фрески в Зале Совета флорентийского Палаццо Синьории.
Илл. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Главную роль в создании этой рукописной книги, вне сомнения, сыграл выдающийся деятель своего времени Артамон Сергеевич Матвеев (1625 – 1682). Но в этой незаконченности есть свое большое очарование.
В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Италия. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок).
Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя».
Это человек действия (vir activus). Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель.
86-91. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
Юноши даны в самых разнообразных позах и положениях раскрывающих совсем неожиданные по своей красоте аспекты, в которых пластика тела выступает с особой осязательностью. – а я то единственный не запоганился. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.
Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Это, конечно, не так. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. 99, 101, 102.
Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса. Над росписью Сикстинского потолка Микеланджело проработал около четырех лет, с мая 1508 до октября 1512 года. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают.
До Сикстинской капеллы Микеланджело, считавший себя в первую очередь скульптором, практически не работал в технике фрески. В них мощные пластические формы вступают в явное противоречие с религиозным содержанием, на котором лежит какой-то специфический контррефэрмационный налет. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир. В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется.
Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Сидящая на низком постаменте Мария прижимает к себе младенца Христа, как бы оберегая его от врагов. Петра.
Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Но все усилия напрасны. Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению».
Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Петра. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Трудность своего характера осознавал и сам художник.
Илл. Илл. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Не себя боюсь, я своих стихов боюсь», – признавалась она. Именно она украшает боковую часть свода потолка капеллы. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса.
При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. В самом раннем варианте проекта Микеланджело еще находился под влиянием Джулиано да Сангалло.
Чтобы подчеркнуть гигантское усилие скованного раба, Микеладжело выбрал тот момент, который как раз предшествует освобождению. Подобно грозовым тучам проносятся они над нами, поражая своим величием и монументальностью. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Они называли Микеланджело divino (божественным).
Приобретенное сокровище спрятали в подземелье Капитолийской горы. Этот овал, как свидетельствует гравюра Дюперака, должен был быть заполнен расходившимися из центра лепестками, которые, пересекая друг друга, образовывали динамичный узор, создававший иллюзию расширения овала. Действительность не оправдала их надежд. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю.
177, 178. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя».
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. 160. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Илл.
109, 111. 5, 6. Илл. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов.
И этой же цели служит цвет. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Ранние 30-е годы – важный рубеж не только в творчестве Микеланджело, но и в истории всей Италии. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет». В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
Петра со стороны апсид. В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo).
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность. Этому его научила скульптура. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Все это придает его архитектуре величественный характер.
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. 7, 8.
Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Илл. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. В ней много усеченных слов и вводных речений, расстановка предложений отличается большой сложностью, широко применяются переносы строк.
И снизошла ко мне истина великая и свет небесный. Но все-таки по два алтына в день ему назначили. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон.
Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
Илл. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Вот со всеми в классе у него гармония, а со мной нет. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
Илл. Он победил. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. «Старец Захария, который, разыскивая в книге что-то, чего найти не может, стоит, опершись на одну ногу и подняв другую, — пишет Вазари, — а так как увлечение поисками того, чего он не находит, заставляет его стоять в этом положении, он забывает о тех неудобствах, которые оно ему доставляет.
По-видимому, это была статуя Вакха. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Илл.
Иной характер и иной темперамент воплощены в фигуре Джулиано, также лишенной и намека на портретную трактовку. Статуя осталась незаконченной. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Петра, с чем папа был полностью согласен.
Затем оно было перенесено на прочих предсказательниц. Илл. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны.
Они падают на последний период жизни мастера, когда после смерти Антонио да Сангалло Микеланджело был назначен в 1546 году главным архитектором собора св. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Тело Христа поддерживают Мария Магдалина, Богоматерь и Иосиф Аримафейский, в образе которого Микеланджело дал свой автопортрет. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям.
16. В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость». Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Он должен думать о смерти. Зато вид группы справа мало удачен.
С обычным для него искусством развертывает Микеланджело фигуру в пространстве, заменяя прямую ось слегка изогнутой, что позволило ему полностью выявить богатую пластическую жизнь тела. Петра. Илл.
В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Илл. Микеланджело отказывается от контрастной светотени, от четких контурных линий, от бурных контрапостных мотивов. Да поможет мне Бог». Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами. При этом движение лишено всякой скованности.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). 184. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере.
Он даже не дотрагивается до нее. 36. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Кроме Микеланджело. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания.
За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Впрочем, то был лишь слабый отголосок былых успехов. Но этим роль античного наследия не была исчерпана.
Поначалу борьба со строптивым отцом. Илл. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе.
Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
Илл. Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». 185, 186. 86-88. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными.
Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора.
Илл. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него.
С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. «Трудно даже сказать, как я жаждал, чтобы вы были здесь со мной и могли хотя бы составить себе представление о том, что в состоянии придумать и сотворить один-единственный великий человек. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов.
41. В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
Возрождение. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Однако и здесь царит дух отчужденности. 38. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному.
13, 14, 15. Оно обогатило его представления о человеческой фигуре и воочию показало ему, какие гигантские возможности таит она в себе для скульптора. Все более отрывавшиеся от ремесленной среды художники постепенно превращаются в придворных мастеров, целиком зависевших от прихотей двора и церкви.
В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Наступили новые времена, к власти пришли совсем новые люди, по своему образу мышления глубоко враждебные светской культуре Возрождения. Илл.
Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Так, церемониймейстер папского двора Бьяджо да Чезена, при посещении Сикстинской капеллы в декабре 1540 года вместе с Павлом III, открыто порицал художника за обилие обнаженных фигур, а четыре года спустя бессовестный и циничный Пьетро Аретино упрекал Микеланджело в неверии и распущенности, утверждая в одном из писем, что его фреска более подходит украшать баню, нежели папскую капеллу. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. 164. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Илл. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
Художник охотно принял это предложение. Илл. Этому движению придан вращательный характер и у зрителя не остается сомнения, что связками и гроздьями могучих по своей комплекции тел управляет какая-то выше их стоящая сила, которой они не могут противодействовать.
Таков, несомненно, был его основной замысел. Пейзаж пустынен и гол. 109-112, 116-119.
В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Ряд современных ученых склоняются толковать их в плане учения новоплатоников о теле как темнице души. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское.
Для того чтобы у зрителя создалось впечатление о грандиозном величии божества, Микеланджело сознательно делает фигуру бога-отца настолько большой по размеру, что она едва помещается на отведенном ей поле. У многих современных западноевропейских исследователей, находящихся под прямым влиянием эстетики экспрессионизма, существует тенденция подымать на щит самые поздние творения Микеланджело и объявлять их высшей точкой в художественном развитии мастера. 2. Знаю Сырожу, часто по телевизору показывают, да и вы его наверное видели. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена.
Жизнь сложилась трагически. Этому миру естественных чувств Микеланджело противопоставляет тот высший свет, где повержена Правда и где царят Измена, Коварство, Навет и Лесть. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее существенным изменениям.
Илл. Три года напряженнейшей работы пропали даром. 134. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Как свидетельствуют все старые источники, никакого специального архитектурного образования он не получил.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Одни хотели придать этому храму, учитывая его исключительно большое значение для всего католического мира, традиционную форму базилики, другие ратовали за центрально-купольное решение. Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства.
Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. 170.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Большое внимание Артамон Сергеевич оказывал и библиотеке учреждения, которым руководил. Даты его жизни точно неизвестны. После кончины Алексея Михайловича был объявлен чернокнижником и сослан в Сибирь.
Кое-какие сведения сохранились и о переписчике Иване Верещагине. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
Илл. Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы. Илл. Илл. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи.
Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. В борьбу включился и Микеланджело. 119, 111.
Илл. 56-71). 23, 24. Свои ранние детские годы Микеланджело провел в Сеттиньяно, где его отец имел небольшое имение.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Илл. В правой части фрески он ограничивается унылой горизонталью пустыни, подчеркивая тем самым, что этот пейзаж служит местом горестного изгнания. В постройках Микеланджело, писали они, мы видим искаженной любую деталь согласно случаю и произволу. Его искусство учило многому.
Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Любая деталь здесь столь необычна, что ей трудно подыскать сколько-нибудь близкую аналогию в античной и ренессансной архитектуре. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению.
Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Это предназначенные для украшения гробницы Св. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.
С такими настроениями тема гробницы была ему внутренне сродни, так как она во многом перекликалась с его мыслями о смерти, которые никогда его не покидали. Пользуясь исключительно итальянским карандашом, он достигает поразительной мягкости в переходе от света к тени и совсем особой дымчатости, так что все формы кажутся как бы окутанными тончайшей воздушной пеленой. Прожил до 18 февраля 1564 года. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Смена власти больно ударила по нему.
Илл. 163. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. В этом разрыве с идеалами молодых и зрелых лет, с идеалами Ренессанса и проявился во всей своей трагической обнаженности тот глубочайший кризис, которым отмечены последние десятилетия жизни Микеланджело. Напряжение усиливается эффектным колоритом, построенном на контрастном сочетании холодных лиловых, голубых и теплых оранжевых оттенков. Илл.
Ежедневно ему надлежало переписывать на александрийской бумаге два листа текста. 169.
И в ней мастер смело порывает с традицией. И была у нас с Сырожей взаимная неприязнь и недопонимание. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).
Микеланджело и в живописи мыслил как скульптор вот таким образом фреску потолка Сикстинской капеллы он «заселил» сотнями скульптурных образов, дремавших в его душе. 114, 115. Микеланджело представил сивиллу девушкой светлой с европейской внешностью.
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Илл. К числу таких рисунков относятся Распятие в Лондоне, Пьета в Музее Гарднер в Бостоне, Святое семейство в собрании герцога Портландского, картон Богоявление в Лондоне.
Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Не везде это проявлено в равной степени. К примеру, Салтанов убедил царя, что варит «олифу самую добрую», хотя другие художники втихомолку обижались: у них получалось не хуже. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo).
131, 132. 110, 112. Он достигает этого благодаря четкости и ясности основных архитектурных членений, образующих как бы каркас всей росписи.
Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Неслучайно именно ее скульптура установлена в Летнем саду. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).
И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота.
Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
Илл. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Илл. Это та самая Кассандра, чьи слова сбывались, но вначале им никто не верил. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
Илл. При этом основываются главным образом на чисто формалистическом анализе архитектурных работ Микеланджело. Он избегает детализированной характеристики места. Илл.
130. 79, 142. Он первым в русской художественной практике использовал живопись «по тафтам» – «иконы-картины, частью писаные, частью составленные из разноцветных шелков». Микеанджело создал Ливийскую капеллу в 1511 году, когда и все остальные сивиллы. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад.
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. При любой оказии он отправлял новому царю послания, боролся за свое доброе имя. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. В этой связи следует решительным образом отмести неверное толкование статуи рядом ученых, которые, снижая трагизм микеланджеловского замысла, трактуют статую как изображение засыпающего, либо медленно пробуждающегося от сна юноши. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II.
135, 139. Именно он предложил перевести повествование о сивиллах (к сожалению, первоисточник нам не известен), а затем внимательно следил за процессом работы. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Илл. В итоге все же вернулся в Москву, где погиб во время стрелецкого бунта.
Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Илл.
И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Необыкновенно экспрессивный образ. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
Существует легенда, что в нее был влюблен сам Аполлон, который и наградил ее даром прорицания. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. И когда, поднявшись по лестнице, посетитель входит в зал, то тут мгновенно наступает разрядка. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. 145.
Илл. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. 89-91.
Завораживает зрителя своей грандиозностью. Однако судьба Италии в целом была столь горестной, что лучшие ее умы не могли не думать с тревогой о том, что творилось в стране и что ожидало ее в будущем. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. 151.
Кстати, в «Книгу о сивиллах. » он не вошел. Илл. Но школярская учеба не привлекала мальчика. В обоих эпизодах поражают собранность и лаконизм живописного языка, свидетельствующие о непрестанном совершенствовании мастера.
Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Фригийская сивилла «вида была старческого» и всегда имела при себе обнаженный меч. А тут с месяц назад узнаю что от ПИДЕРАСТ, за щеку берет и жопа у него больная. Илл. По мере приближения к алтарю фигуры становятся все более крупными за счет понижения иллюзорных консолей, на которых располагаются троны. Европия предстает в златотканом наряде.
Илл. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Первые два месяца Микеланджело посвятил подготовительным работам, созданию предварительных набросков. Тревога и волнение отразились на его лице. У него почти получилось, да вот школа закончилась, да и разбежались все.
Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. В действительности оно так и получилось.
Воинственный Юлий II мечтал сделать из Рима столицу мира и основать огромное церковное государство, которое могло бы управлять вселенной. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. С тех пор туда допускались лишь жрецы-толкователи.
В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Илл. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Галерея Уффици. Илл. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. И всюду Микеланджело выходил победителем.
150. Илл. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Илл.
Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. И здесь бог изображен в активном действии. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.
И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
Но плата за обеспеченность художника была дорогой. В каком тяжелом душевном состоянии пребывал Микеланджело, когда он работал над Страшным судом, с особой наглядностью свидетельствует одна деталь этой фрески.
Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. е. уважением классической традиции).
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. В марте 1549 года, когда в флорентийской церкви Сан Спирито была выставлена копия с римской Пьета Микеланджело, неизвестное лицо, охваченное негодованием, поспешило уведомить своего друга: Говорят, что эта скульптура восходит к изобретателю всяческих свинств, больше заботившегося об искусстве, чем о набожности, к Микеланджело Буонаррото.
136. Его рука сгибается к плечу. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Илл. 159.
32. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Илл. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. 167. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника.
Написано 5 августа 1922 года. Была она среднего роста и весьма черная и всегда носила в руке масличную ветвь. Илл.
(Дан. Прежде всего он ставит себе задачей вытянуть по вертикали всю архитектурную композицию интерьера, чтобы он казался более стройным и высоким. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Такой ее и изобразил Микеланджело.
140, 141. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.
Подобно всем большим людям и Микеланджело имел много врагов, тем более, что он сам давал к этому повод. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Но роспись обладает и другим аспектом.
В отличие от кваттрочентистов он уже не воспроизводит точно природу, а извлекает из нее те элементы, которые отвечают выношенной им идее прекрасного. 126. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Ева послушно следует слову творца. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы.
Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. В виде исключения Мантенья и Мелоццо да Форли решились создать иллюзорную декорацию, углублявшую плоскость живописного изображения с помощью перспективы. Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм.
По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Они утратили волю. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. 158, 159.
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. 3, 4. И это приводит к трагической разобщенности образов. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою).
В ее стихотворении ощутима перекличка с «Метаморфозами» Овидия, где автор вкладывает в уста одной из сивилл вдохновенное: «Мои жилы иссякнут, мои кости высохнут, но голос, голос – оставит мне судьба». Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха». Илл. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Илл.
Недаром его любимым материалом была бронза. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Жизнь Микеланджело была трудной.
Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Слева мы видим райский сад.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Два года спустя, 24 октября, он жалуется своему другу Фаттуччи, что его силы слабы и что он стар.
162. Особенно сильное впечатление оставляют рисунки с изображениями распятого Христа, в которых трагический финал евангельского повествования перерастает в символ человеческого страдания и горя. Впечатление, что ему, бедолаге, приходилось тяжелее всех.
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Увы, на обороте бумаги значится недружелюбная резолюция: «Писать без лености, с прилежанием». И это понимает только один человек – апостол Петр. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.
Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. « мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них». Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. В таком теле ее и изобразил Микеланджело.
Это полное отсутствие сервилизма, высоко развитое чувство собственного достоинства и прирожденный демократизм, восходящий к лучшим пополанским традициям Флоренции. Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального».
107, 108. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Илл. Ливийская сивилла олицетворяет мудрость, красоту и движение, опять-таки то самое вечное движение, которое рождается волею Творца и которое затем гений художника подчиняет себе, замкнув в рамки совершеннейшей композиции. Фигуры сражающихся кентавров так тесно взаимосвязаны, что в корне исключена возможность выделения какого-либо одного звена.
Этот русский боярин ратовал за сближение с Западом и даже свой дом обставил по-европейски. 46.
Для достижения гармонии он должен был стремиться к точности, ясности и особой упорядоченности художественного языка. Илл. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. А воля художника была поистине безмерна.
Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. И он верил в безграничные возможности человека, которого он рассматривал как венец творения. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу.
Илл. Например, деревянная модель собора св.
Это помогало ему сохранять чувство целого. Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги.
Этот жест символизирует молчание. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Недаром на фресках Микеланджело это фигуры одного ряда.
Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Вторая ключевая фигура – молдавский боярин Николай Спафарий-Милеску (1625 – 1709), знавший девять языков. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. 21, 22.
Ливийская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. В 1515-1516 годах копировавшие картон молодые художники разрезали его на отдельные куски, которые в дальнейшем погибли. Илл.
Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Пожалуй, никто не воплотил силу и величие пророческого дара так, как это сделал Микеланджело на своде Сикстинской капеллы. Илл. В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана».
В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Сделал он это для того, чтобы нейтрализовать перспективное сокращение боковых дворцов: размещенные под косым углом, они воспринимаются в перспективе как стоящие параллельно друг другу. Внезапно раздался крик: мы пропали. Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости.
По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. В некоторых источниках, относящихся к 1703 году, его жена именуется вдовой. Сивилла – представительница тех, кто боролся со служащими язычества.
Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным. Илл. 155, 156. Петра.
183. Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми. Это два составных звена единой архитектурной концепции.
Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. 39.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Главную ценность в его жилище представляли книги по разным отраслям знания. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов.
Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Напомним, своим появлением «Книга о сивиллах, колика быша к киим имяны и о предречениих их» обязана уже упоминавшемуся здесь «западнику» Матвееву – человеку, которому были близки идеи грядущего века Просвещения. По мнению историков иноземец-полиглот «умел просить и получать».
Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Таким представил его и Микеланджело. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Она рассчитана на обход по дуге, причем с каждой новой точки зрения раскрывается абсолютно новый аспект, редкостной красоты и пластической выразительности.
Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе, неподалеку от Флоренции. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой.
Илл. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила».
Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Практическую работу по перестройке собора мастер начал с укрепления оставшихся в наследство от Браманте четырех подкупольных столбов.
На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. 75-78.
Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы.
Эпоха Возрождения на редкость богата выдающимися мастерами, но она все же не выдвинула художника, равного Микеланджело. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Такой метод работы отличался от приемов, практиковавшихся кваттрочентистскими скульпторами, которые обычно двигались по кругу, равномерно обрабатывая глыбу со всех сторон. 97, 98. Согласно греческой мифологии, кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в городе Кумы (Италия).
Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. В них есть такая выразительность, равную которой можно найти лишь в поздних рисунках Рембрандта. По одной из теорий, первоначально «Сивилла» — личное имя одной из пророчиц, впервые этот персонаж, по свидетельству Плутарха, упоминается у Гераклита.
Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Илл. Моисей восседает в торжественной позе.
Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Микеланджело изобразил святое семейство в рост, чего обычно избегали кваттрочентистские художники. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность».
Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.
Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Илл. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Илл. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа.
Тем, что по большому счету русское общество было подготовлено к ее восприятию. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению.
47. Илл. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие.
Известно, что Микеланджело преклонялся перед творениями Брунеллески известно также, что он очень высоко ставил Браманте, хотя тот и принадлежал к враждебной ему в Риме партии. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Он стал эмигрантом, вращаясь в Риме в кругу таких же эмигрантов-республиканцев, каким был и он сам.
Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим.
Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать.
182, 187, 188, 189. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Египетская сивилла, предпочитавшая красные одеяния (в них художник ее и нарисовал), предсказала сожжение храма Изиды. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня.
Мастер достигает этого более высоким рельефом и таким смелым приемом, как перерезывание верхней линии обрамления головой Богоматери. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Он действует только словом. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Илл.
Труд прекрасно оплачивался. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей.
С одной стороны — замкнутая линия, с другой — ломаная и подвижная. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Гете в 1787 году. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Илл. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Он стал уже высекать статую св. Таков и образ могучей Дельфийской Сивиллы.
И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год.
Илл. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.
И эти членения воплощают те героические силы, которые имманентны массе, а не привносятся в нее извне и которые упорядочивают ее и формуют. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Илл. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Тот же принцип контрастности повторяется в отдельных членах. Поддерживаемый живописцем Франческо Граначчи, его близким другом и единомышленником, он поступил в 1488 году в мастерскую известного живописца Доменико Гирландайо, где пробыл около года.
И я только бесплодно теряю время. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. 81-84.
К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Согласно Варрону, слово Сивилла переводится как «божья воля». Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Илл. Его мировоззрение приобретает трагический характер.
это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Петра (Музео Петриано). Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции.
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Илл. В результате они предстают зрителю трагически одинокими.
Илл. Работал ежедневно, «окромя воскресных дней и великих праздников». Это Марина Цветаева. Илл.
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Тут столкнулись два сильных характера. К тому же фигуры обладают столь ярко выраженной статуарностью, что это препятствует их объединению в живописные группы. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий.
Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). 37. Илл. Но созданные ими образы, если их сравнивать с микеланджеловскими, лишены подлинной монументальности и внутренней динамики. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.
Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Она была противницей каких-либо идолов. Это были тяжелые годы.
Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Не обходилось и без напористой саморекламы.
Их он терпеть не мог и не щадил. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. 146-148.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. На самом же деле между ними лежала бездна. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. 179-181. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).
Но как раз этого не произошло. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни.
Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня.
Когда Папа спросил: почему. Европейская сивилла пользовалась в России особым расположением. Но какой ценой.
Флоренция. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. 174.
Здесь она была призвана символизировать свободу республики. 155. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Илл.
Кстати, в его личной библиотеке имелось немало книг античных философов и поэтов. Здесь все построено на контрастах. «Не стану молчать, но объявлю замысел Отца», – провозглашала ясновидящая после того, как ее посетило зрелище пленения турками Царьграда. Особенно выразительна правая фигура. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе.
Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.
Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.