Но в тот период как художник Леже не представлял собой ничего интересного. Фернан Леже — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, художник-модернист и основоположник тубизма. Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот (1956—1960), выполнены мозаики в Молодёжном центре в Корбей-Эсон (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968). Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот (1956—1960), выполнены мозаики в Молодежном центре в Корбей-Эсон (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968). В 1908 году Леже поселился в интернациональной колонии художников и литераторов «Ля Рюш», где в то время проживали Архипенко, Шагал, Лоранс, Робер Делоне, Сутин, Макс Жакоб, Гийом Аполлинер, Блез Сандрар.
Фернан Леже – французский художник, скульптор, мастер декоративного искусства и один из пионеров кубизма. Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма. Стараниями его второй жены Нади Леже и его друзей, был основан мемориальный музей художника в городе Бьо.
В середине ХХ века Леже имел успех и как художник декоративно-прикладного искусства и как скульптор. Как почти все успешные французские художники того времени, в 1900-м году Фернан Леже отправился в Париж, где работал чертёжником у другого архитектора. Благодаря его жене, Наде Леже и друзьям был основан мемориальный музей художника в Бьо.
В 1914—1916 Леже воевал на фронте в саперных войсках. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе.
не видела настоящих картин. Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»). Вернувшись с войны, я стал изображать то, что почувствовал на фронте». Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме.
Но Надя осталась в оккупированном городе. Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать. Эта склонность к современной реальности, по возвращении Леже во Францию, приобретает политический и социальный характер (он вступает во французскую компартию). В «Обнаженных в лесу» (1909-1910, Отгерло, музей Крёллер-Мюллер), по словам самого художника, он «особенно боролся за объем» фигуры мощно переплетаются их отрывистый ритм, объединенный холодным светом, утверждает пластический порядок, «противоположный импрессионизму».
Обучался профессии архитектора в Канне (1897—1899), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, а также в свободной студии Школы изящных искусств и в Академии Жюлиана. В его работах рубежа 1900-1910-х годах натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объёмам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом («Обнажённые в лесу», 1909-1911 годы, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства. Гены родственников воплотились и в профессии: Натали — успешный искусствовед, модельер. Наконец, фигура человека приобретает значение архетипа в монументальном «Механике» (1920, Оттава, Нац.
системы («Диски», 1918 год, Национальный музей современного искусства, Париж) в некоторых работах разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм урбанистической среды («Город», 1919 год, Музей искусств, Филадельфия). Начинает работать над серией «Ныряльщики».
«. «Строители» (1950, там же) представляют другую сторону рабочей жизни, – труд они воспевают социальную эпопею тяжелого человеческого труда в более реалистичной манере.
В 1918—1920 художник приближается к абстракционизму: дискообразные, прямоугольные, параболически очерченные фигуры смыкаются в оптически подвижные композиции имитирующие технические системы (Диски, 1918, Париж, Национальный музей современного искусства Деревянная трубка, 1918, Париж, частное собрание). Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Фернан Леже считал, что он следует традициям французских импрессионистов, однако переосмысливает их искусство в связи со своим художественным восприятием мира. Канвейлера (который в следующем году заключит с ним эксклюзивный контракт) он участвует и в выставке «Бубнового валета» в Москве.
После службы в армии он поселился в знаменитой художественной колонии «Улей», где и началась его дружба с лидерами европейского авангарда. Что сказать. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия.
Монастырь монастырем, а нужно было бороться за свою мечту. В созданных в это время композициях Листья и раковины, Натюрморт с тремя ключами и других предметы как бы разбросаны по полотну и в то же время незримо поддерживают друг друга. А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью.
Стремясь к современному синтезу искусств, Леже в 1925 сотрудничал с архитектором Ле Корбюзье, создал мозаики и витражи церквей в Асси (1949) и др., панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952). Художник всегда говорил, что хочет «расцветить» повседневную жизнь. Фернан Леже родился в Нормандии, в городе Аржантане. Недаром ключевыми чертами характера Нади были упрямство и упорство. Мастер выполнил всего один заказ — монументальную стенную роспись для Дворца открытий. Опыт Народного фронта (1936) оставляет в нем глубокий отпечаток и переориентирует его в сторону больших реалистических сцен. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Вместе в тем, в его работах этих лет можно обнаружить влияние Делоне, например, в «Свадьбе» (1911, Париж, Нац.
Огромное впечатление на Фернана Леже в 1907 году произвела посмертная выставка Сезанна. ».
Художник создает теперь динамическое пространство (круговая композиция), обновляет иконографию (растительный и животный мир, минералы) и устанавливает новые связи между мотивами (соединение шнуром или витой лентой). В период с июля 1915 по декабрь 1916 он делает серию набросков (Бьо, музей Фернана Леже), взятых из жизни, свидетельств повседневной жизни его сотоварищей на фронте. В 1923-1926 годах Фернан Леже, объединяя пуризм, кубизм и суперреализм, создал серию композиций, которые построены по строго механической схеме из вертикально срезанных плоскостей (Зонтик и шляпа-котелок, Гармонь и др. ). Причем в этот период его изображение почти вплотную приближается к абстрактному искусству.
Обучался профессии архитектора в Кане (1897-1899 годы), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, в свободной студии Школы изящных искусств у Ж. Л. 1952 В феврале женится на Наде Ходосеевич, с 1942 года бывшей слушательницей его Академии, а затем его ассистенткой. Вот таким образом путь в искусство для Леже оказался достаточно длинным. Этот плодотворный период увенчан большой «Композицией с двумя попугаями» (1935-1939, Париж, Нац.
Центр Помпиду), которую сам художник считал антитезой «Городу» (1919). "Не повторяйте меня, — говорил художник, — берите от меня, что хотите и идите дальше. 1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато дАсси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Леже обращался также к керамике и коврам иллюстрировал книги, работал в театре и кино. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). Мечта о Париже, словно путеводная звезда, всегда вела Надю по правильному пути. В 1936-1937 он делает декорации и костюмы К «Триумфу Давида» для Гранд-Оперы (музыка Риети, хореография Лифаря) и украшает праздник Профсоюзов на Зимнем велодроме, а также пишет композицию «Передача сил» для дворца Открытий по случаю Всемирной выставки в Париже.
В 1932—1935 преподавал в академии Гранд Шомьер. Кроме того, он учится в академии Жюлиана, продолжая работать у архитектора и фотографа. Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным.
В это же время, с 1949, в Бьо вместе со своим бывшим учеником Роланом Брисом Леже экспериментирует с керамикой, мозаикой и витражом, стремясь достичь оригинальной выразительности, где царят его идеи монументальности, цвета и контраста (мозаика для фасада ц. в Асси, 1949 витражи для ц. в Оденкуре, 1951 и для ц. в Курфевре, Швейцария, 1954, а также для университета в Каракасе, 1954 скульптуры, мозаики и керамика для компании «Gaz de France» в Альфортвиле, 1955). музей современного искусства), где ровно окрашенные круги весело контрастирующих цветов (воспоминание о хроматических кругах Делоне) соответствуют движению шатуна и «Город» (1919-1920, Филадельфия, Музей искусства), в котором Леже более лирично воспевает городской мир – динамическое чередование острых планов, полная независимость цветов, введение трафаретных букв преобразуют банальный мир в грандиозное видение, где присутствуют и маленькие силуэты людей. музей современного искусства, Центр Помпиду) и в некоторых городских пейзажах с их более цветными деталями и музыкальными переходами планов еще сезанновских по происхождению («Крыши Парижа», 1912, Бьо, музей Фернана Леже).
Именно они помогли ей добиться желаемого. Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). Усиливаются праздничность, нарядность, характерные для народного искусства. Прием наложения прозрачных цветовых зон поверх контурного рисунка уподобляет такие композиции витражам (Большой парад, 1954, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма).
Эта творческая сторона жизни доставляла Наде большую радость. Человеческое тело рассматривается как вещь. Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку.
Уже в первых своих концептуальных произведениях Фернан Леже использовал элементы, которые впоследствии стали основой почти всех его композиций, - напоминающие детали механизмов усеченные конусы, разобщенные объемы и видоизмененные, деформированные руки с плотно сомкнутыми пальцами. Он исследовал тему контрастов объемов и цветов, создавая конструктивные композиции с криволинейными и трубчатыми фигурами (серия «Контрасты форм», 1913). ". Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно.
Но его поездка в СССР так и не состоялась. Не боюсь признаться: меня сформировала война. 2 августа 1914 Леже уходит на фронт. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». Лекция «Современная живопись» в Брюсселе.
Таковы картины «Диски» (1918, Национальный музей современного искусства, Париж), «Деревянная трубка» (1918, частное собрание, Париж). «Ныряльщики на желтом фоне» (1941- 1942, Нью-Йорк, Музей современного искусства) положили начало серии картин на тему «люди в пространстве» и перевернули еще фронтальную основу «Композиции с двумя попугаями». музей ван Аббе «Натюрморт с рукой», 1927, Эссен, музей Фолькванг). Именно вот таким образом он уговаривал своих друзей-архитекторов включать в дизайн интерьеров и росписи (стоит напомнить, что до того, как стать художником, Леже учился на архитектора и затем некоторое время работал чертежником у одного парижского зодчего). Металлические конструкции громоздятся на фоне неба.
Его дарование максимально проявилось в монументальных работах — таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р. П. Кутюрье. Художник стремится к созидательному искусству, «понятному для всех, без тонконстей», к созданию «больших сюжетов», где главное – человеческая фигура. После третьей поездки в Нью-Йорк (сентябрь 1938 – март 1939 отделка квартиры Нельсона А. Рокфеллера Младшего), Леже в октябре 1940 покидает Францию для добровольного пятилетнего изгнания в США, где читает курс лекций в Йельском университете.
Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Однажды девочка даже «почти доехала» до города любви: собралась в дорогу в старых башмаках, ободранном платье и корочкой хлеба.
1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». музей современного искусства, Центр Помпиду).
Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война». Мэг «Красный и черный корень», керамика, Чикаго, Художественный институт). Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Ей пришлось жить в заброшенном вагончике и трудиться по ночам, занимаясь черной работой.
В станковых композициях этих лет очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками («Адам и Ева», 1935-1939 годы, Художественный музей, Дюссельдорф и др. ). Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. Центральную для своего творчества тему труда и отдыха рабочих он воплощает в монументальных, лапидарно- обобщённых по характеру, мажорных по звучанию образах (Строители, 1951, ГМИИ). Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс).
После двухлетнего обучения архитектуре в Кане (1897-1899), в 1900 Фернан Леже приезжает в Париж и поступает рисовальщиком к архитектору. Надя была неразлучна с мужем до его последнего вздоха, служение же таланту художника продолжалось и после его смерти.
Но рисунки голодной деревенской малютки впечатлили всех — Надя была зачислена на курс. Но она не покинула Париж. В 1935 Леже во второй раз едет в Соединенные Штаты вместе с Ле Корбюзье (первая поездка состоялась в 1931, Нью-Йорк и Чикаго) в Музее современного искусства и Художественном институте впервые проходят его выставки.
Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк» изданного Териадом. Надя мечтала показать мужу свою далекую родину. Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо). 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве».
Так, «Ваза для фруктов на столе» (1909, Миннеаполис, Институт искусств) показывает безупречное владение приемами Сезанна, а «Швея» (1909, Париж, Нац. Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Фернан Леже (1881 – 1955) писал не только картины – он также расписывал частные интерьеры, церкви, выставочные павильоны, зал Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и даже круизный лайнер.
В его живописи послевоенного времени преобладают образы рабочих, сцены труда и досуга людей из народа (Строители, 1950, Бьо, Национальный музей Фернана Леже Досуги, 1948—1949, Париж, Национальный музей современного искусства). Она согласилась. Пряталась, меняла имена и внешность — и ни разу не пожалела, что осталась во Франции.
В 1914-1916 годах Леже был на фронте, получил отравление газом под Верденом. Став вдовцом, семидесятилетний мастер неожиданно сделал Надежде предложение. Леже сформулировал и активно пропагандировал положения эстетики техницизма, доказывая необходимость поисков живописных аналогов индустриального окружения. Беглянку остановил знакомый постовой на станции. Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы.
В его работах рубежа 1900—1910-х натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объемам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом (Обнаженные в лесу, 1909—1911, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер Свадьба, около 1910—1911, Париж, Национальный музей современного искусства). При содействии операторов он в 1924 году снял свой фильм Механический балет. Получил отравление газом под Верденом, после длительного лечения вернулся к творчеству. Преодолев множество трудностей, она открыла на юге Франции Музей Фернана Леже. Обогащенный опытом военных лет, Леже с 1918 возвращается к фигурации, сначала изображая человека как робкое дополнение машины («Буксир», 1918, частное собрание варианты – 1920, Гренобль, Музей изящных искусств и 1923, Бьо, музей Фернана Леже), а затем уже на равных с машиной («Типограф», 2-е состояние, 1919, Мюнхен, Новая пинакотека).
Его знаменитый фильм Механический балет (1924) стал классикой киноавангарда. Жерома и Г. Феррье и в академии Р. Жюлиана.
Теперь она звалась мадам «Ходасевич-Леже». Среди поздних монументальных работ – мозаики и витражи для церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Верхней Савойе (1947-1949 годы), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951 год), панно для зала заседаний в здании ООН в Нью-Йорке (1952 год), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954 год). В Америке появляется и тема велосипедистов, трактованная с сильным народным привкусом («Большая Жюли», 1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также тема конфликта между природой и отбросами городских агломераций («Прощай, НьюЙорк», 1946, Париж, Нац. В годы войны художник переезжает в США и преподает в Йельском университете. По эскизам Леже оформлен музей его имени в Бьо (1956-60), выполнены мозаики в Доме культуры молодёжи в Корбей-Эсоне (1965-66), витражи в Институте М. Тореза в Париже (1960) и др.
Благодаря этой дружбе Надя во многом определила международные культурные связи СССР в тот период. В Париж. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. Бокье ушел на фронт, Леже был вынужден уехать в Америку. Это был пик творчества художника.
В 1920 произошло знакомство Леже с пуристами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье), положившее начало дальнейшему сотрудничеству, а также с основателями группы Стиль Мондрианом и Ван Дусбургом. Посе- лившись в «Улье» (Ла Рюш) около 1908-1909, Фернан Леже подружился с Делоне, Максом Жакобом, Аполлинером, Морисом Рейналем и особенно с Блезом Сандраром, который посвятит ему свою знаменитую поэму «Конструкция». О родном селе Надя тоже не забывала, отправив в 1972 году туда часть своих мозаик. Похоронен на местном кладбище.
Здесь, обратившись к темам спорта и цирка, он открыл новую пластическую тему – человеческая фигура, парящая в пустоте, словно в состоянии невесомости («Ныряльщики на жёлтом фоне», 1941 год, Институт искусств, Чикаго). Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль). В1920 году Леже познакомился с Озанфаном и Ле Корбюзье, основателями пуризма. В том же 1912 проходит первая персональная выставка Леже в гал.
Настоящий мужчина. Новые стимулы для творчества Леже обрел, поселившись на улице Пассаж-де-Данциг в отеле Ля Рюш (Улей). Фернан ЛЕЖЕ (Fernand Leger) 1881, Аржантан, Орн — 1955, Жиф-сюр-Иветт, Эссонн. Существование современного человека-творца гораздо сложнее и насыщеннее, чем жизнь людей предшествующих веков. Но и это не все: для полноты охвата темы в экспозиции демонстрируются ранние экспериментальные фильмы Леже, его эскизы ковров и шпалер, театральные костюмы и декорации. Однако его проекты не привлекли организаторов Всемирной выставки в Париже в 1937 году. И вселил в ее душу надежду на будущее.
В станковых композициях 1930-х очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками (Адам и Ева, 1935—1939, Дюссельдорф, Художественный музей Композиция с двумя попугаями, 1935—1939, Париж, Национальный музей современного искусства). О нем много писали и сам он читал лекции. В школе Леже ученикам предоставлялась полная свобода. музей современного искусства, Центр Помпиду), чья общая композиция взята из «Акробатов и музыкантов» 1945 (Париж, гал.
Сказано — сделано. Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями. Корень, бывший прежде излюбленным мотивом соединению предметов, сам становится темой картины («Черный корень», 1941, Париж, гал.
Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше. Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна.
В 1963 году она привезла в Москву работы мужа. Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. В период 1930-х Леже много путешествовал.
В 1933 году вместе с Ле Корбюзье Фернан Леже ездил в Грецию, где принял участие в Международном конгрессе современной архитектуры. С увлечением оформлял Леже массовые праздники, а также делал декорации, украшал дома. В других работах того же времени разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм современной урбанистической среды (Город, 1919, Филадельфия, Музей искусства На палубе буксира, 1920, Париж, Национальный музей современного искусства). «Effort modeme». Поселившись в 1908 году в колонии художников «Улей», Леже сблизился с монпарнасской группой мастеров кубизма «Золотое сечение».
Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. После смерти Леже усилиями вдовы, художницы Нади Леже (урождённая Ходасевич 1904-1982 годы) и друзей были созданы его музеи в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Ивете. Именно это и произошло с Надей: ее жизнь снова озарилась, мечта стала еще более осязаемой. Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника.
1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. После этого смелого эксперимента Леже заявляет: «Появляется совершенно новый лиризм трансформированного предмета, пластика будет строиться на этих новых фактах, на этой новой истине». Перед посадкой на корабль в Марселе он наблюдает купание молодых докеров в порту: «Эти ныряльщики привели в действие все остальное – акробатов, велосипедистов, музыкантов».
Однако, парадокс: вагон с ее творениями месяц долго простоял на запасных путях. Потом художника увлекла монументальность образов. Присутствует на освещении церкви в Плато дАсси. Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. Однако в браке уже давно наметился разлад.
В 1924 совместно с А. Озанфаном, М. Лорансен и А. Экстер открыл свободную художественную школу, а в 1929 — Современную академию (совместно с Озанфаном). Но ее мечтам не суждено было сбыться — после ее смерти дом купил Зураб Церетели. Лето 1947 года проводит в Нормандии. Ночная Америка с ее огнями приводят художника в восторг он вводит в своих картинах разделение цвета и рисунка, создавая таким образом «гибкую поверхность» («Цветные ныряльщики», 1942-1946, Бьо, музей Фернана Леже). На самом же деле он помог Леже осознать свое призвание к стенной живописи и его влияние будет заметно в больших абстрактных композициях, созданных в 1924-1925 и названных самим художником «стенными миниатюрами» («Стенная композиция», 1924, Бьо, музей Фернана Леже).
Ему предложили только один заказ – грандиозную стенную роспись Передача энергии для Дворца открытий. гал. ) и позднее в «Человеке в свитере» (1924, Париж, частное собрание). Когда в феврале 1952 года один французский художник спросил у Нади, правда ли, что она выходит замуж за Фернана Леже, она с гордостью ответила: – Я выхожу замуж за труд. В живописи Фернана Леже, к которой он возвратился в 1927 году, начали появляться увеличенные персонифицированные детали (здесь сказалось несомненное воздействие кинематографа). Ретроспективная выставка в Лионском музее.
Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Главной темой его искусства стали человек, его труд, отдых и увлечения, тема строительства как единения, в которых отразились созидательность и масштабность видения художника («Строители», 1950 «Досуги», 1948-49 «Большой парад», 1954). Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». В 1920–1930-е годы художник принимал участие в осуществлении многих архитектурных проектов. Человек и предмет зачастую в произведениях художника уравниваются и взаимозаменяемы.
Картина «Джоконда и ключи» (1930, Бьо, музей Фернана Леже) стала для Леже очень «рискованной» с точки зрения контрастов предметов. Такие картины, как «Листок остролиста» (1930) и «Бабочки и цветы» (1937, частное собрание) посвящены растительному и животному миру. Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго. Зато абсолютно новые черты появляются в «Женщине в голубом» (1912, Базель, Художественный музей): ровно окрашенные геометрические и круговые формы, перераспределяя тему в чисто пластической композиции, уже находятся на грани абстракции. Таким образом, до 1923 Леже параллельно разрабатывает темы города, работы и отдыха фигура помещается в пейзаж («Оживленный пейзаж», 1921, Париж, частное собрание) или, с оттенком лиризма, в сложный интерьер («Большой завтрак», 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Женщина и ребенок в интерьере», 1922, Базель, Художественный музей). Он окончил городской колледж, затем, по настоянию матери, церковную школу в Теншебре.
Леже Фернан (Lйger) (1881-1955), французский художник, мастер декоративного искусства. С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене. «Турист» (1954, Бьо, музей Фернана Леже), как и более ранняя «Поездка за город», свидетельствуют об успехах этого непосредственного искусства, чьи упрощенные знаки понятны без труда и вместе с тем достаточно полно передают тему произведения.
В конце 1940—1950-х художник смог осуществить свои мечты о массовом, общедоступном искусстве в крупных монументальных работах: мозаики и витражи для церкви в Плато-дАсси (1947—1949), мозаики для крипты памятника американцам в Бастони (Бельгия, 1951), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), витражи для церкви в Курфевре (1954), настенная роспись здания Газ де Франс в Альфорвилле (1955). Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. В этом новом воззрении все получает организованность. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Грабовский вернулся в Варшаву, оставив жену и ребенка без средств к существованию.
В композициях 20-х гг. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). В 1924-1927 предмет занимает в его живописи главенствующее положение.
Много работал также в области керамики, гобелена, прикладной графики. Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура Цветок-солнце. Урбанистическая среда трактуется в виде проекций реальных форм на разноцветные плоскости («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия «На палубе буксира», 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). Вернувшись в послевоенную Францию, Леже вступил в Коммунистическую партию.
Тогда неопластицизм казался ему «полным освобождением, необходимостью, противоядием». Наконец, большая композиция «Механические элементы», 1924, Париж, Нац. Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. Прямолинейные и асимметрические архитектурные формы служат фоном для городских видов и для изображений человеческих фигур, они являются тем общим знаменателем, который позволяет напомнить о том, что с 1921 Леже поддерживал отношения с художниками голландской группы «Де Стейл», ван Дусбургом и Мондрианом, тексты которых были в 1920 опубликованы гал. Лицо, его пластическая ценность — шар, сфера без выпуклых или вогнутых элементов. На основе этих зарисовок будет написана картина «Солдат с трубкой» (1916, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия) и монументальная композиция «Солдаты играющие в карты» (Оттерло, музей Крёллер-Мюллер), созданная в конце 1917, когда художник был госпитализирован, после отравления газов на фронте в Вердене.
Надежда Ходасевич-Леже умерла в 1982 году, дожив до 80 лет. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. музей современного искусства, Центр Помпиду). У меня краски живые, - говорил он – Я хотел добиться чистых, локальных тонов, чтобы красный был очень красным, голубой – совсем голубым. Этот прием будет в двух последующих работах Леже (J954): одна из них – это «Большой парад» (Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма) на тему цирка, этой «страны движущихся кругов» (этой теме была посвящена и ранняя композиция «Цирк», 1918, Париж, Нац.
Завершением этой темы стало величественное «Чтение», второстепенные детали которого трактованы гораздо более сдержанно (1924, Париж, Нац. «Развлечения», начатые в 1943 в США, перерастают в картину «В честь Давида» (1948-1949, Париж, Нац. В дальнейшем Леже всё более тяготел к ясно выраженной сюжетной основе. Вернувшись в освобожденную Францию, Фернан Леже вступил в коммунистическую партию. Выставка получилась довольно представительной – 170 произведений из Музея Соломона Гуггенхайма и Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке и внушительное число архивных материалов.
Темой его композиций делаются различные механизмы, машины и люди в городе (Механик в цехе, Акробаты в цирке, Двое рабочих на лесах, Город и др. ). Я приближаюсь к индивидуализации персонажей». Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. Гвоздем Салона стало полотно Фернана Леже Обнаженные в лесу, над которым он работал целых два года (1909-1911). В 1922 году художник сказал следующее: «Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью.
Нос, глаза, рассматриваются как вещи, как вещи моделируются и также разрешаются". Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. Начало Первой мировой войны, служба в саперных войсках, а потом отравление газом, лечение в госпитале на несколько лет прервали активную творческую работу и стали для Леже годами глубоких размышлений.
Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». В 1927 году у супругов родилась дочь Ванда. «Самое прекрасное — иметь цель, чтобы она сияла, тянула и чтобы ее изо всех сил добиваться», – будет говорить она много лет спустя.
Выставка Сезанна в Осеннем салоне в 1907 еще больше ускоряет развитие художника, который напишет: «Сезанн научил меня любви к формам и объемам и заставил меня сосредоточиться на рисунке». Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта. Жил в Париже.
Эти произведения покорили публику на выставке Независимых. И с огнем в глазах рассказывала об этом сокурсникам. С эффектом композиции крупного плана (навеянного кинематографом) сочетается простота конструктивной строгости в этом синтезируются влияния группы «Де Стейл», Баухауза, русского конструктивизма и пуризма, хотя сам Леже и оспаривал влияние пуризма на его живопись («Аккордеон», 1926, Эйндховен, Гор.
Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. Но в тот день, когда Надя праздновала новоселье, началась Вторая мировая война. Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. Мэг) а вторая – «Поездка за город» (Сен-Поль-де-Ванс, фонд Мэг). В живописи 1913-1914 годов механоморфные фигуры выявлены чёткими чертёжными линиями и условной штриховкой (серия «Контрасты форм», 1913 год и др. ). 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж.
Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт. Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. Этот факт научил меня большему, чем все музеи мира. А потом неожиданно увлекся кубизмом и уничтожил почти все свои старые полотна.
Четыре года Надя ходила по острию ножа, участвуя в движении Сопротивления. На Надю он сначала не обратил особого внимания. Интерес к современным теориям механики воплотился в творческом методе мастера, который сам художник называл «динамическим механизмом». с чётким контуром, выделяющим геометризированные формы, яркие, локальные цветовые зоны, Леже эстетически осмысливает облик индустриального города, находит гармонию между человеком и миром современной техники (Город, 1919, Музей искусств, Филадельфия). До села «доехали» не все полотна, а часть из них потом и вовсе украли из музея. В композиции связка ключей является ведущей.
Очень хочется верить, что правнучка Надежды Леже доведет до конца свой замысел и мы будем знать больше не только о Фернане Леже, но и о той, чьей жертвенности и упорству он так многому обязан. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938 год). Стремление стать большой художницей помогает ей преодолеть эту нелегкую полосу в жизни.
Так, значительную сумму, полученную от Грабовского на покупку теплой однажды, Надя истратила на выпуск журнала об искусстве «LArt Contemporain». 1940—1945 Живёт в эмиграции, в США. Почти по Чехову, только — «В Париж. 1950 завершает картину «Строители».
Монумеигальные работы. музей современного искусства. «Джоконда и ключи» связана с «Марией-акробаткой» (1933, частное собрание) и «Адамом и Евой» (1935-1939, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия) – в том же недифференцированном пространстве, но гораздо более обширном, противодействуют абстрактные элементы и фигуры, прекрасно демонстрируя принцип «двух противоположных тем», сформулированный Леже. К этому времени относится ряд крупных работ монументального плана: оформление зала физической культуры на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), живописное панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже (1937), оформление профсоюзного празднества на парижском Зимнем велодроме (1937), росписи апартаментов Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938). Вскоре к фамилии художницы прибавилась еще одна. Его композиции – это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства.
Последний французский период (1945-1955). Не боюсь признаться: меня сформировала война». Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли выставка в галерее Каре. Французский художник.
Выставляется в галерее Поля Розенберга. Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Во многом благодаря этому Фурцева стала одной из самых элегантных дам СССР. В 1940-46 жил в США. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине».
Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. В 1945 году он вновь возвращается во Францию. Темой композиций художника становятся люди в городе, а также машины и механизмы. Учился в архитектурной мастерской и в Школе изящных искусств в Париже (1903-05). Из его первых опытов сохранилось несколько картин, созданных в 1904-1905 под влиянием импрессионизма («Сад моей матери», 1905, Бьо, музей Фернана Леже) или фовизма (пастозный «Автопортрет», Париж, частное собрание). Забавно, как на нас иногда влияют статьи из журналов. Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом.
В живописи 1913—1914 механоморфные фигуры выявлены четкими чертежными линиями и условной штриховкой (серия Контрасты форм, 1913 14 июля, 1915, Бьо, Национальный музей Фернана Леже). С увлечением сотрудничал Фернан Леже с кинематографистами, участвуя в 1921 году в создании фильма Колесо (режиссер Абель Ганс) и др. Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой. Помимо ключей и механических элементов, в композиции присутствуют спичечный коробок, на котором ясно видна этикетка-рыба и, конечно, стилизованное изображение Джоконды.
Фернан Леже получил среди друзей прозвище тюбист (игра слов tube-tubiste – труба-трубист), а известный критик Метценже писал: Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Он мечтал о том, чтобы картины стали своеобразной противоположностью стене. Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»). Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург.
Живя во Франции, Ходасевич-Леже никогда не забывала о своих корнях. Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. Французский художник, скульптор, грабит и керамист.
Две картины главенствуют в этом «механическом» периоде: «Диски» (1918, Париж, Гор. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Вы должны сами почувствовать, когда вам крикнуть: "К черту Леже. Многие из включенных в экспозицию работ раньше никогда не покидали своих мест. Его привлекла эстетика «математического лиризма», проблемы синтеза искусств, пропагандируемые пуристами.
В его работах последнего десятилетия преобладают образы рабочих, сцены труда изображения праздников («Большой парад», 1954 год, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Так, уже после смерти обрели жизнь монументальные замыслы великого художника, который, постигнув основы конструктивного ритма, сделал ощутимым пространство, полное ясности и гармонии. С 1909 примыкал к кубизму.
Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. В Марселе он долго не садился на пароход, надеясь, что она все-таки одумается и приедет. В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. Выставка в галерее Тейт, Лондон.
Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами».