И хотя сам Фернан Леже – французский живописец и скульптор, представителькубизма и абстракционизма, не так уж повсеместно известен русским, многие, кто посещал Эрмитаж, наверняка видели и запомнили его картины. Предполагается, что эта картина Фернана Леже будет продана за 65 млн, что станет новым абсолютным рекордом цены для работ художника. Фернан Леже получил много заказов на монументальные произведения, стал оформлять не только светские здания, но и храмы и наконец осуществил свою давнюю мечту – объединил в одной огромной картине Большой парад разные изобразительные средства.
Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. Преодолев множество трудностей, она открыла на юге Франции Музей Фернана Леже.
Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше.
Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Пейзаж, пересекаемый, разрываемый автомобилем и скорым поездом, пущенным во всю скорость, утрачивает свое описательное значение, но выигрывает в значении синтетическом». Присутствует на освещении церкви в Плато дАсси. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе.
Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). 1950 завершает картину «Строители». "Город" – одна из его наиболее примечательных картин в этом плане. В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. Человеческое тело рассматривается как вещь. Фернан Леже родился в Нормандии, в городе Аржантане.
В1920 году Леже познакомился с Озанфаном и Ле Корбюзье, основателями пуризма. Для групповых посещений от 10 человек тариф – 5. Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П. Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913–1914). В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж). И вселил в ее душу надежду на будущее. Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Французский художник, скульптор и мастер декоративно-прикладного искусства, Фернан Леже создал свой собственный вариант кубизма, основанный на эстетике машинных форм. Музей художника открылся в 1960-ом году.
Французский художник. В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. Под влиянием Пикассо и Брака, с которыми Леже познакомился в 1910 году, начинает экспериментировать с кубистическими приемами живописи. 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку.
Нос, глаза, рассматриваются как вещи, как вещи моделируются и также разрешаются". В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. В дальнейшем Леже всё более тяготел к ясно выраженной сюжетной основе.
Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Он мечтал о том, чтобы картины стали своеобразной противоположностью стене. Это был его незаконченный проект для Ганноверского стадиона-велодрома. 1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато дАсси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура».
Таковы картины «Диски» (1918, Национальный музей современного искусства, Париж), «Деревянная трубка» (1918, частное собрание, Париж). Я приближаюсь к индивидуализации персонажей». Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. Огромное впечатление на Фернана Леже в 1907 году произвела посмертная выставка Сезанна.
Однако его проекты не привлекли организаторов Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Его дарование максимально проявилось в монументальных работах — таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). Его знаменитый фильм Механический балет (1924) стал классикой киноавангарда.
В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств.
Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма. Вы должны сами почувствовать, когда вам крикнуть: "К черту Леже. Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. Принимает участие в Осеннем салоне.
Картина находилась всё это время в коллекции музея Пегги Гуггенхайм в Венеции. Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным.
Урбанистическая среда трактуется в виде проекций реальных форм на разноцветные плоскости («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия «На палубе буксира», 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). Эти произведения покорили публику на выставке Независимых. Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). В своих картинах. Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады.
После службы в армии он поселился в знаменитой художественной колонии «Улей», где и началась его дружба с лидерами европейского авангарда. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника. С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму.
Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. А потом неожиданно увлекся кубизмом и уничтожил почти все свои старые полотна.
Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. Отказываюсь от сделок с общепринятым вкусом, от серости палитры, от мертвых поверхностей заднего плана. Вдова Фернана Леже, Надя Ходасевич и друг артиста, Жорж Бокье (Georges Bauquier), выстроили на купленном участке музей.
Участие Леже в первой мировой войне повлияло на стиль его последующих работ. В 1945 году он вновь возвращается во Францию. Главной темой его искусства стали человек, его труд, отдых и увлечения, тема строительства как единения, в которых отразились созидательность и масштабность видения художника («Строители», 1950 «Досуги», 1948-49 «Большой парад», 1954). Эта творческая сторона жизни доставляла Наде большую радость. Начиная с 1910, Леже – активный участник салона des Independants.
Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. Благодаря последним разработкам в области ядерной физики, которые стали применять при исследовании картин, учёные сначала подтвердили сомнения в подлинности одной из картин Фернана Леже, а затем и вовсе выяснили что картина является подделкой. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». На южном фасаде растянулась огромная яркая мозаика (400 м2), представляющая собой творчески переработанное видение Фернаном Леже игр с мячом и велоспорта.
Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой. В 1932-1935 годах Фернан Леже преподавал в Академии Большой хижины и с помощью своей ученицы – белорусской художницы Нади Ходасевич, которая в свое время брала уроки у Казимира Малевича, начал вести свою собственную студию.
С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»).
Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». Лицо, его пластическая ценность — шар, сфера без выпуклых или вогнутых элементов. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»). В коллекции можно увидеть образцы его, удивительной по красоте и странной по тематическому выбору, керамики, например "Идущий цветок" (La fleur qui marche), "Женщины и попугай" (Les femmes au perroquet).
С увлечением сотрудничал Фернан Леже с кинематографистами, участвуя в 1921 году в создании фильма Колесо (режиссер Абель Ганс) и др. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях.
Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Создавая мозаику, керамику и гобелены, он также использовал принципы конструктивизма. Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме. Не боюсь признаться: меня сформировала война.
Родился в 1881 году во Франции, в Аржантане. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. "Не повторяйте меня, — говорил художник, — берите от меня, что хотите и идите дальше. Участие Леже в первой мировой войне повлияло на стиль его последующих работ. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. Строгий художник, Фернан Леже увлекается этой затрагивающей биологию глубинной стороной живописи, которую предчувствовали Микеланджело и Леонардо. Леже обращался также к керамике и коврам иллюстрировал книги, работал в театре и кино.
Официальное открытие Национального Музея Фернана Леже (Muse national Fernand Lger) состоялось 4 февраля 1969 года. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно.
Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. Четыре года Надя ходила по острию ножа, участвуя в движении Сопротивления. В композиции связка ключей является ведущей. Это событие стало одним из главных новостей в мире искусства последнего времени. Отдыхая в тени деревьев, можно посмотреть на монументы, созданные по эскизам Фернана Леже. «эстетики машинных форм» и «механического искусства».
Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт. А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. На самом деле она их просто не понимала: ее французского едва хватало, чтобы спросить дорогу у случайного прохожего. Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго. Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным.
Его ранние картины ("Обнаженные в лесу", "Сидящая женщина") написаны в стиле кубизма. Он окончил городской колледж, затем, по настоянию матери, церковную школу в Теншебре. Гвоздем Салона стало полотно Фернана Леже Обнаженные в лесу, над которым он работал целых два года (1909-1911). Билет со скидкой стоит 4.
Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Выставка в галерее Тейт, Лондон. Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр.
После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими мастерами, как А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц, Делоне, М. Шагал и Х. Сутин. Причем в этот период его изображение почти вплотную приближается к абстрактному искусству. При содействии операторов он в 1924 году снял свой фильм Механический балет. Похоронен на местном кладбище. Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства.
Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). Не боюсь признаться: меня сформировала война. В школе Леже ученикам предоставлялась полная свобода. В 1910 он познакомился с П. Пикассо и Ж. Браком.
Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Строгое здание было возведено по проекту французского архитектора с русскими корнями Андрея Светчина (Andr Svetchine). Темой композиций художника становятся люди в городе, а также машины и механизмы. Некоторые из них становятся его друзьями.
О нем много писали и сам он читал лекции. Его привлекла эстетика «математического лиризма», проблемы синтеза искусств, пропагандируемые пуристами. Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Мастер выполнил всего один заказ — монументальную стенную роспись для Дворца открытий. Входные билетыОбычный взрослый билет стоит 5, 50. Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства.
Французский художник. В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». Это был пик творчества художника.
Леже Фернан (Lйger) (1881-1955), французский художник, мастер декоративного искусства. Темой его композиций делаются различные механизмы, машины и люди в городе (Механик в цехе, Акробаты в цирке, Двое рабочих на лесах, Город и др. ). Родился в 1881 году во Франции, в Аржантане.
На полотне показано огромное строящееся здание, причем изображение сверху и снизу как бы срезано границами рам и это создает ощущение бесконечности пространства. Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию.
Вспоминая о прошедших годах, он говорил: «Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью. В композициях 20-х гг. Лето 1947 года проводит в Нормандии. В 1990 музей расширился, увеличив свою площадь в два раза. Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета.
По эскизам Леже оформлен музей его имени в Бьо (1956-60), выполнены мозаики в Доме культуры молодёжи в Корбей-Эсоне (1965-66), витражи в Институте М. Тореза в Париже (1960) и др. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Вокруг музея был разбит чудесный сад под руководством Анри Фиша (Henri Fisch), который также работал для Национального Музея Марка Шагала, Фонда Маг (la Fondation Maeght), Музея Пикассо в Антибе.
Он исследовал тему контрастов объемов и цветов, создавая конструктивные композиции с криволинейными и трубчатыми фигурами (серия «Контрасты форм», 1913). 1940—1945 Живёт в эмиграции, в США. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли выставка в галерее Каре. Выставляется в галерее Поля Розенберга. Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать.
Его композиции – это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. Они больше не похожи на механизмы и напоминают образцы наивного народного творчества, например глиняные игрушки, самодельные куклы. Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). Фернан Леже получил много заказов на монументальные произведения, стал оформлять не только светские здания, но и храмы и наконец осуществил свою давнюю мечту – объединил в одной огромной картине Большой парад разные изобразительные средства. После смерти первой жены – Жанны рядом с ним рука об руку шла его ученица, белорусская художница Надя Ходасевич, картины и наброски которой всегда вдохновляли его.
Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью. Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. Центральную для своего творчества тему труда и отдыха рабочих он воплощает в монументальных, лапидарно- обобщённых по характеру, мажорных по звучанию образах (Строители, 1951, ГМИИ).
В Марселе он долго не садился на пароход, надеясь, что она все-таки одумается и приедет. Фернан Леже получил среди друзей прозвище тюбист (игра слов tube-tubiste – труба-трубист), а известный критик Метценже писал: Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление.
В годы войны художник переезжает в США и преподает в Йельском университете. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Металлические конструкции громоздятся на фоне неба. Сад вокруг дома должен был служить пейзажем к его полихромным скульптурам. Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами).
Он начал свою творческую карьеру как архитектор, работал в одном из архитектурных бюро в Кане, а затем – получил должность чертежника в строительной фирме в Париже. Но в тот день, когда Надя праздновала новоселье, началась Вторая мировая война. С увлечением оформлял Леже массовые праздники, а также делал декорации, украшал дома.
Однако этим планам не суждено было сбыться. Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль). В середине ХХ века Леже имел успех и как художник декоративно- прикладного искусства и как скульптор.
Начиная с 1910, Леже – активный участник салона des Independants. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта. В 1923-1926 годах Фернан Леже, объединяя пуризм, кубизм и суперреализм, создал серию композиций, которые построены по строго механической схеме из вертикально срезанных плоскостей (Зонтик и шляпа-котелок, Гармонь и др. ). Здесь же находится его "Джоконда с ключами" – полная противоположность классической "Джоконды" Леонардо да Винчи серия картин "Строители" (Les constructeurs), посвящённая труду рабочих несколько образцов импрессионизма руки Фернана Леже.
Потом художника увлекла монументальность образов. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать.
Но она не покинула Париж. Мечтая увидеть свои работы на улицах, сделать искусство общедоступным, Леже обратился к монументальным росписям и проектам для кино и театра. Новые стимулы для творчества Леже обрел, поселившись на улице Пассаж-де-Данциг в отеле Ля Рюш (Улей).
Стремясь к современному синтезу искусств, Леже в 1925 сотрудничал с архитектором Ле Корбюзье, создал мозаики и витражи церквей в Асси (1949) и др., панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952). Пряталась, меняла имена и внешность — и ни разу не пожалела, что осталась во Франции. Интерес к современным теориям механики воплотился в творческом методе мастера, который сам художник называл «динамическим механизмом». Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями.
Надя мечтала показать мужу свою далекую родину. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. Вскоре художник ушёл из жизни, но, к счастью, продолжило жить его творчество. Ретроспективная выставка в Лионском музее.
Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура Цветок-солнце. Но его поездка в СССР так и не состоялась. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». В 1940-46 жил в США.
Человек и предмет зачастую в произведениях художника уравниваются и взаимозаменяемы. с чётким контуром, выделяющим геометризированные формы, яркие, локальные цветовые зоны, Леже эстетически осмысливает облик индустриального города, находит гармонию между человеком и миром современной техники (Город, 1919, Музей искусств, Филадельфия).
Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк» изданного Териадом. У него появилась возможность посещать Лувр и знакомиться с творчеством известных мастеров. Французский художник, скульптор, грабит и керамист. Сначала он был только личной инициативой Нади Ходасевич и Жоржа Бокье, но потом стал национальным. На Надю он сначала не обратил особого внимания. Его ранние картины ("Обнаженные в лесу", "Сидящая женщина") написаны в стиле кубизма. О нем много писали и сам он читал лекции.
Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. В этом новом воззрении все получает организованность. "Город" – одна из его наиболее примечательных картин в этом плане.
С 1909 примыкал к кубизму. Французский художник, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т. н. Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Участие Леже в первой мировой войне повлияло на стиль его последующих работ. Вот таким образом путь в искусство для Леже оказался достаточно длинным.
В живописи Фернана Леже, к которой он возвратился в 1927 году, начали появляться увеличенные персонифицированные детали (здесь сказалось несомненное воздействие кинематографа). Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. Учился на архитектурном факультете в Каннах, затем в парижской Школе декоративного искусства и в Академии Жюлиана. ".
1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Учился в архитектурной мастерской и в Школе изящных искусств в Париже (1903-05). Но ее мечтам не суждено было сбыться — после ее смерти дом купил Зураб Церетели. Ранее считалось, что полотно является частью картин художника из серии Контрасты форм. Не боюсь признаться: меня сформировала война». Эта игра гармоний и ритмов достигается сопоставлением цвета переднего плана и фона, главных линий композиций, расстояний и различий между предметами».
Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война». В 50-ые годы талантливый художник Фернан Леже (Fernand Lger) купил дом в небольшом городке Биот, чтобы привести в порядок свои многочисленные работы. 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. За годы эмиграции Фернан Леже создал около 120 картин, но большинство из них – это переосмысление мира собственных рисунков и живописных полотен, привезенных в эмиграцию.