Фернан Леже умер летом 1955 года. На фронте Фернан Леже рисовал даже в траншеях. Параллельно с экспериментами в кубизме, Фернан Леже занимался керамикой, дизайном одежды и ковров, книжными иллюстрациями, работал в декоратором в театре и в кино.
Фернан Леже – французский художник, скульптор, мастер декоративного искусства и один из пионеров кубизма. С началом Первой мировой войны Фернан Леже переехал в США. Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии в семье животновода. Фернан Леже умер в 1955-м году.
Жозеф Фернан Анри Леже (фр. Как почти все успешные французские художники того времени, в 1900-м году Фернан Леже отправился в Париж, где работал чертёжником у другого архитектора. В 1930-х годаз Фернан Леже много путешествовал.
Фернан Леже — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, художник-модернист и основоположник тубизма. Жозеф Фернан Анри Леже (фр. Joseph Fernand Henri Lger 1881—1955)— французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии. Фасад здания музея украшает огромная, 400 кв м, композиция из керамики, созданная по проекту самого Фернана Леже. Жозеф Фернан Анри Леже (фр.
1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато дАсси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Его дарование максимально проявилось в монументальных работах -- таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. «Развлечения», начатые в 1943 в США, перерастают в картину «В честь Давида» (1948-1949, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду) вводит в строгую плоскостную композицию уже индивидуальные черты.
В годы войны художник переезжает в США и преподает в Йельском университете. Французский художник, скульптор, грабит и керамист. В старости Леже не раз выражал недовольство созданными образами: «С возрастом горизонты расширяются, знания пополняются. Вместе в тем, в его работах этих лет можно обнаружить влияние Делоне, например, в «Свадьбе» (1911, Париж, Нац.
Зато абсолютно новые черты появляются в «Женщине в голубом» (1912, Базель, Художественный музей): ровно окрашенные геометрические и круговые формы, перераспределяя тему в чисто пластической композиции, уже находятся на грани абстракции. По некоторым атрибутам (одежда инструменты, жесты) можно понять, что все они принадлежат к широким слоям народа (рабочие, крестьяне, обыватели). Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме. Леже обращался также к керамике и коврам иллюстрировал книги, работал в театре и кино. Корень, бывший прежде излюбленным мотивом соединению предметов, сам становится темой картины («Черный корень», 1941, Париж, гал.
Написанная в госпитале картина «Игра в карты» (1917, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), в которой фигуры солдат уподоблены механизмам, стала одной из первых манифестаций темы техники в современном мире – основной для творчества Леже последующих полутора десятилетий. Опыт, полученный на войне, привел художника к убеждению, что его искусство должно быть обращено к простым людям. Вместе с Блезом Сандраром он принял участие в создании фильма Абеля Ганса «Колесо» (1921), а двумя годами позже спроектировал декорации к фильму «Бесчеловечная» Марселя ЛЭрбье. Его привлекла эстетика «математического лиризма», проблемы синтеза искусств, пропагандируемые пуристами. Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником.
Канвейлера (который в следующем году заключит с ним эксклюзивный контракт) он участвует и в выставке «Бубнового валета» в Москве. В 1910 он познакомился с П. Пикассо и Ж. Браком. В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции.
С 1909 примыкал к кубизму. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. Обучался профессии архитектора в Кане (1897-1899 годы), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, в свободной студии Школы изящных искусств у Ж. Л. Жил в Париже.
«эстетики машинных форм» и «механического искусства». Выставка Сезанна в Осеннем салоне в 1907 еще больше ускоряет развитие художника, который напишет: «Сезанн научил меня любви к формам и объемам и заставил меня сосредоточиться на рисунке». Мастер выполнил всего один заказ -- монументальную стенную роспись для Дворца открытий. Последний французский период (1945-1955). Элементы, прежде неподвижные, оживляются их изображение больше не фронтально, они словно плавают в пространстве. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк» изданного Териадом.
Этот факт научил меня большему, чем все музеи мира. «Effort modeme». Центр Помпиду), которую сам художник считал антитезой «Городу» (1919). В том же 1912 проходит первая персональная выставка Леже в гал.
Художник создает теперь динамическое пространство (круговая композиция), обновляет иконографию (растительный и животный мир, минералы) и устанавливает новые связи между мотивами (соединение шнуром или витой лентой). Однако ни школы, ни направления в искусстве он, как и Шагал или Пикассо, не создал. «Именно на войне я открыл для себя французский народ», – говорил он. Напряженная игра контрастами цвета, формы, линий, соседствующих предметов изображений предметов с их формами в видимой действительности и т. п. достигает в работах Л. почти пределов живописных возможностей, чем создается особый (иногда почти мистический) эстетический эффект. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе. За счет подобного художественного контекста тривиальные вещи повседневности и фигуры рабочих и крестьян (не говоря уже об абстрактных формах, которые органично входят во все композиции Л. ) приобретают особую значимость и выразительную силу.
Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. В 1899 году Леже переехал в Париж, где поначалу работал чертежником у архитектора, потом служил во втором Версальском саперном полку. В дальнейшем Леже всё более тяготел к ясно выраженной сюжетной основе. Paris, 1965 Schmalenbach W. Leger. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода».
Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»). Участвовал в Первой мировой войне, которая дала толчок его восприятию человека в качестве некой незначительной детали огромной социальной машины (военной машины, в данном случае). Тем не менее их условный изоморфизм (упрощенно схематизированная роботовидная форма человека определенной социальной принадлежности) создает в картинах Л. какую-то ирреальную (только им присущую) атмосферу предельно эстетизированного антропо-технизированного статического мира величавого спокойствия и красоты. Металлические конструкции громоздятся на фоне неба.
Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. Его знаменитый фильм Механический балет (1924) стал классикой киноавангарда.
Урбанистическая среда трактуется в виде проекций реальных форм на разноцветные плоскости («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия «На палубе буксира», 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). Центральную для своего творчества тему труда и отдыха рабочих он воплощает в монументальных, лапидарно- обобщённых по характеру, мажорных по звучанию образах (Строители, 1951, ГМИИ).
Из его первых опытов сохранилось несколько картин, созданных в 1904-1905 под влиянием импрессионизма («Сад моей матери», 1905, Бьо, музей Фернана Леже) или фовизма (пастозный «Автопортрет», Париж, частное собрание). В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909-1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910-1911, Национальный музей современного искусства, Париж). 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства.
«Турист» (1954, Бьо, музей Фернана Леже), как и более ранняя «Поездка за город», свидетельствуют об успехах этого непосредственного искусства, чьи упрощенные знаки понятны без труда и вместе с тем достаточно полно передают тему произведения. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Не боюсь признаться: меня сформировала война». Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938).
Темой композиций художника становятся люди в городе, а также машины и механизмы. музей современного искусства), где ровно окрашенные круги весело контрастирующих цветов (воспоминание о хроматических кругах Делоне) соответствуют движению шатуна и «Город» (1919-1920, Филадельфия, Музей искусства), в котором Леже более лирично воспевает городской мир – динамическое чередование острых планов, полная независимость цветов, введение трафаретных букв преобразуют банальный мир в грандиозное видение, где присутствуют и маленькие силуэты людей. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы.
После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими мастерами, как А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц, Делоне, М. Шагал и Х. Сутин. Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. Две картины главенствуют в этом «механическом» периоде: «Диски» (1918, Париж, Гор. Прямолинейные и асимметрические архитектурные формы служат фоном для городских видов и для изображений человеческих фигур, они являются тем общим знаменателем, который позволяет напомнить о том, что с 1921 Леже поддерживал отношения с художниками голландской группы «Де Стейл», ван Дусбургом и Мондрианом, тексты которых были в 1920 опубликованы гал.
В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли выставка в галерее Каре. На основе этих зарисовок будет написана картина «Солдат с трубкой» (1916, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия) и монументальная композиция «Солдаты играющие в карты» (Оттерло, музей Крёллер-Мюллер), созданная в конце 1917, когда художник был госпитализирован, после отравления газов на фронте в Вердене. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур.
Оперируя равномерно окрашенными плоскостями и монотонными, «техническими» ритмами, художник воспроизводил в своем творчестве, которое уподоблял производству, образ «машины» («Композиция», 1918 «Композиция», 1924). В 1920-е годы Леже, так же как Пикассо и Брак, обратился к неоклассицизму. Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью. На самом же деле он помог Леже осознать свое призвание к стенной живописи и его влияние будет заметно в больших абстрактных композициях, созданных в 1924-1925 и названных самим художником «стенными миниатюрами» («Стенная композиция», 1924, Бьо, музей Фернана Леже).
То же самое касалось и цвета, это он частично перенял у французских импрессионистов. Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. В станковых композициях этих лет очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками («Адам и Ева», 1935-1939 годы, Художественный музей, Дюссельдорф и др. ).
Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). В 1940-46 жил в США. музей современного искусства, Центр Помпиду) и в некоторых городских пейзажах с их более цветными деталями и музыкальными переходами планов еще сезанновских по происхождению («Крыши Парижа», 1912, Бьо, музей Фернана Леже). Обогащенный опытом военных лет, Леже с 1918 возвращается к фигурации, сначала изображая человека как робкое дополнение машины («Буксир», 1918, частное собрание варианты – 1920, Гренобль, Музей изящных искусств и 1923, Бьо, музей Фернана Леже), а затем уже на равных с машиной («Типограф», 2-е состояние, 1919, Мюнхен, Новая пинакотека). Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо).
Причем в этот период его изображение почти вплотную приближается к абстрактному искусству. Вернувшись в послевоенную Францию, Леже вступил в Коммунистическую партию. На самом деле он увлекался не самими объемами, а раскрытием их внутренней сущности. Я приближаюсь к индивидуализации персонажей». Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно.
Эта склонность к современной реальности, по возвращении Леже во Францию, приобретает политический и социальный характер (он вступает во французскую компартию). 2 августа 1914 Леже уходит на фронт. Поселившись в 1908 году в колонии художников «Улей», Леже сблизился с монпарнасской группой мастеров кубизма «Золотое сечение». Картина «Джоконда и ключи» (1930, Бьо, музей Фернана Леже) стала для Леже очень «рискованной» с точки зрения контрастов предметов.
Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Мэг) а вторая – «Поездка за город» (Сен-Поль-де-Ванс, фонд Мэг). В его работах рубежа 1900-1910-х годах натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объёмам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом («Обнажённые в лесу», 1909-1911 годы, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Перед посадкой на корабль в Марселе он наблюдает купание молодых докеров в порту: «Эти ныряльщики привели в действие все остальное – акробатов, велосипедистов, музыкантов». 1950 завершает картину «Строители». Среди поздних монументальных работ – мозаики и витражи для церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Верхней Савойе (1947-1949 годы), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951 год), панно для зала заседаний в здании ООН в Нью-Йорке (1952 год), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954 год).
музей ван Аббе «Натюрморт с рукой», 1927, Эссен, музей Фолькванг). Лит. : Fernand Leger. Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо). New Haven, 1983. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». 1940—1945 Живёт в эмиграции, в США.
Выставка в галерее Луи Каре, Париж. музей современного искусства, Центр Помпиду).
В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. Стремясь к современному синтезу искусств, Леже в 1925 сотрудничал с архитектором Ле Корбюзье, создал мозаики и витражи церквей в Асси (1949) и др., панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952). Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. В 1914-1916 годах Леже был на фронте, получил отравление газом под Верденом. Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника.
В живописи 1913-1914 годов механоморфные фигуры выявлены чёткими чертёжными линиями и условной штриховкой (серия «Контрасты форм», 1913 год и др. ). Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. «.
Это куклы, манекены или роботы, составленные из стандартных элементов (наподобие целлофановых кукол середины XX в., собранных для подвижности из отдельных членов, скрепленных резинками, нитками, проволокой): рук, ног, голов, копны волос, торсов, грудей и т. п. При этом четко прописаны границы соединения отдельных членов. Это был пик творчества художника. гал. ) и позднее в «Человеке в свитере» (1924, Париж, частное собрание). Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». музей современного искусства, Центр Помпиду), чья общая композиция взята из «Акробатов и музыкантов» 1945 (Париж, гал. Монумеигальные работы.
Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. В1920 году Леже познакомился с Озанфаном и Ле Корбюзье, основателями пуризма. Таким образом, до 1923 Леже параллельно разрабатывает темы города, работы и отдыха фигура помещается в пейзаж («Оживленный пейзаж», 1921, Париж, частное собрание) или, с оттенком лиризма, в сложный интерьер («Большой завтрак», 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Женщина и ребенок в интерьере», 1922, Базель, Художественный музей).
Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. В плане художественно-стилистических исканий творчески пережил увлечения кубизмом, футуризмом, наивным искусством, конструктивизмом. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене. Он исследовал тему контрастов объемов и цветов, создавая конструктивные композиции с криволинейными и трубчатыми фигурами (серия «Контрасты форм», 1913).
Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. Завершением этой темы стало величественное «Чтение», второстепенные детали которого трактованы гораздо более сдержанно (1924, Париж, Нац. Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта.
В период с июля 1915 по декабрь 1916 он делает серию набросков (Бьо, музей Фернана Леже), взятых из жизни, свидетельств повседневной жизни его сотоварищей на фронте. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. В 1924-1927 предмет занимает в его живописи главенствующее положение. Присутствует на освещении церкви в Плато дАсси. Л. Б., В. Б. Леже Фернан (Lйger) (1881-1955), французский художник, мастер декоративного искусства. Фактически лучшие произведения Л. предстают своеобразными «иконами» XIX-XX вв.
Принимает участие в Осеннем салоне. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. После службы в армии он поселился в знаменитой художественной колонии «Улей», где и началась его дружба с лидерами европейского авангарда. Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно.
В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. Вернувшись с войны, я стал изображать то, что почувствовал на фронте». Леже относился к радикальным кубистам и, следуя канонам стиля, разлагал на простейшие элементы все, что можно было разложить. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа).
Здесь, обратившись к темам спорта и цирка, он открыл новую пластическую тему – человеческая фигура, парящая в пустоте, словно в состоянии невесомости («Ныряльщики на жёлтом фоне», 1941 год, Институт искусств, Чикаго). Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Среди многочисленных произведений, созданных им в эмиграции, серии «Акробаты», «Велосипедисты», «Танцоры». В работах этого времени человеческая фигура, которая прежде сводилась к простому знаку, стала занимать центральное место («Большой завтрак», 1921 – 1922, Музей современного искусства, Нью-Йорк). По эскизам Леже оформлен музей его имени в Бьо (1956-60), выполнены мозаики в Доме культуры молодёжи в Корбей-Эсоне (1965-66), витражи в Институте М. Тореза в Париже (1960) и др.
Некоторые из них становятся его друзьями. Главной темой его искусства стали человек, его труд, отдых и увлечения, тема строительства как единения, в которых отразились созидательность и масштабность видения художника («Строители», 1950 «Досуги», 1948-49 «Большой парад», 1954). В Америке появляется и тема велосипедистов, трактованная с сильным народным привкусом («Большая Жюли», 1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также тема конфликта между природой и отбросами городских агломераций («Прощай, НьюЙорк», 1946, Париж, Нац. Наконец, фигура человека приобретает значение архетипа в монументальном «Механике» (1920, Оттава, Нац. Наконец, большая композиция «Механические элементы», 1924, Париж, Нац. В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. В композициях 20-х гг. Жерома и Г. Феррье и в академии Р. Жюлиана. Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П. Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913–1914).
Таковы картины «Диски» (1918, Национальный музей современного искусства, Париж), «Деревянная трубка» (1918, частное собрание, Париж). Едет в Польшу для участия во всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве. Лето 1947 года проводит в Нормандии. с чётким контуром, выделяющим геометризированные формы, яркие, локальные цветовые зоны, Леже эстетически осмысливает облик индустриального города, находит гармонию между человеком и миром современной техники (Город, 1919, Музей искусств, Филадельфия). Не было у него и прямых последователей, кроме его жены Н. Леже.
1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». В это же время, с 1949, в Бьо вместе со своим бывшим учеником Роланом Брисом Леже экспериментирует с керамикой, мозаикой и витражом, стремясь достичь оригинальной выразительности, где царят его идеи монументальности, цвета и контраста (мозаика для фасада ц. в Асси, 1949 витражи для ц. в Оденкуре, 1951 и для ц. в Курфевре, Швейцария, 1954, а также для университета в Каракасе, 1954 скульптуры, мозаики и керамика для компании «Gaz de France» в Альфортвиле, 1955). системы («Диски», 1918 год, Национальный музей современного искусства, Париж) в некоторых работах разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм урбанистической среды («Город», 1919 год, Музей искусств, Филадельфия). Но если человеческое тело предстает в живописи как сентиментальная или экспрессивная ценность, то в фигурных композициях (картинах) невозможно уже никакое развитие.
Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. ЛЕЖЕ, ФЕРНАН (Lger, Fernand) (1881–1955), французский художник, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т. н. 1881-1955.
музей современного искусства. Уравнивание предметов природного мира, продуктов человеческой деятельности и фигур самих людей на основе их исключительно цвето-формного звучания открыло перед искусством XX в. необычайно широкие творческие перспективы, которые в полной мере и осваиваются с тех пор самыми разными художественными практиками и творческими личностями. В 1925 году художник, разделявший принципы пуризма с его «инженерным» подходом к задачам нового искусства исполнил росписи павильонов, построенных Ле Корбюзье и Робером Малле-Стевенсом для Международной выставки декоративных искусств в Париже. Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. Художник стремится к созидательному искусству, «понятному для всех, без тонконстей», к созданию «больших сюжетов», где главное – человеческая фигура. Так, «Ваза для фруктов на столе» (1909, Миннеаполис, Институт искусств) показывает безупречное владение приемами Сезанна, а «Швея» (1909, Париж, Нац.
Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше. Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. Этот плодотворный период увенчан большой «Композицией с двумя попугаями» (1935-1939, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать.
Рокфеллера в Нью-Йорке (1938 год). В дальнейшем сюжеты его произведений становятся всё более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере в своих станковых произведениях. Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»). Кроме того, он учится в академии Жюлиана, продолжая работать у архитектора и фотографа.
«Джоконда и ключи» связана с «Марией-акробаткой» (1933, частное собрание) и «Адамом и Евой» (1935-1939, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия) – в том же недифференцированном пространстве, но гораздо более обширном, противодействуют абстрактные элементы и фигуры, прекрасно демонстрируя принцип «двух противоположных тем», сформулированный Леже. С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. Эти произведения покорили публику на выставке Независимых. После этого смелого эксперимента Леже заявляет: «Появляется совершенно новый лиризм трансформированного предмета, пластика будет строиться на этих новых фактах, на этой новой истине». Выставка в галерее Тейт, Лондон. В его работах последнего десятилетия преобладают образы рабочих, сцены труда изображения праздников («Большой парад», 1954 год, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). С эффектом композиции крупного плана (навеянного кинематографом) сочетается простота конструктивной строгости в этом синтезируются влияния группы «Де Стейл», Баухауза, русского конструктивизма и пуризма, хотя сам Леже и оспаривал влияние пуризма на его живопись («Аккордеон», 1926, Эйндховен, Гор.
К острому ощущению машинизации (или даже машинной природы) общества его приводит и активизировавшийся в послевоенные годы технический прогресс, который отнюдь не воспринимался им негативно. Такие картины, как «Листок остролиста» (1930) и «Бабочки и цветы» (1937, частное собрание) посвящены растительному и животному миру. После двухлетнего обучения архитектуре в Кане (1897-1899), в 1900 Фернан Леже приезжает в Париж и поступает рисовальщиком к архитектору. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война». Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой.
Сам Л. дал и конкретные импульсы к широкой реализации его принципов не только в живописи. Тогда неопластицизм казался ему «полным освобождением, необходимостью, противоядием». Опыт Народного фронта (1936) оставляет в нем глубокий отпечаток и переориентирует его в сторону больших реалистических сцен. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье).
Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт. Леже работал и в театре: он создал декорации и костюмы к балетам «Каток» (1922) и «Сотворение мира» (1923). Фигуры на его полотнах геометризированные, но не расчленены на составляющие.
Посе- лившись в «Улье» (Ла Рюш) около 1908-1909, Фернан Леже подружился с Делоне, Максом Жакобом, Аполлинером, Морисом Рейналем и особенно с Блезом Сандраром, который посвятит ему свою знаменитую поэму «Конструкция». В 1936-1937 он делает декорации и костюмы К «Триумфу Давида» для Гранд-Оперы (музыка Риети, хореография Лифаря) и украшает праздник Профсоюзов на Зимнем велодроме, а также пишет композицию «Передача сил» для дворца Открытий по случаю Всемирной выставки в Париже. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». «Ныряльщики на желтом фоне» (1941- 1942, Нью-Йорк, Музей современного искусства) положили начало серии картин на тему «люди в пространстве» и перевернули еще фронтальную основу «Композиции с двумя попугаями». Этот прием будет в двух последующих работах Леже (J954): одна из них – это «Большой парад» (Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма) на тему цирка, этой «страны движущихся кругов» (этой теме была посвящена и ранняя композиция «Цирк», 1918, Париж, Нац.
Много работал также в области керамики, гобелена, прикладной графики. После смерти Леже усилиями вдовы, художницы Нади Леже (урождённая Ходасевич 1904-1982 годы) и друзей были созданы его музеи в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Ивете. Во время Первой мировой войны Леже служил в инженерных войсках, постоянно делая зарисовки всего увиденного. В 1945 году он вновь возвращается во Францию. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию.
Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль). В композиции связка ключей является ведущей. Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства. Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Выставляется в галерее Поля Розенберга.
1881-1955) Известный французский художник, внесший существенный вклад в искусство XX в. С 1900 г. жил в Париже, профессионально занимался искусством, находился в центре художественной жизни европейского авангарда (см. : Авангард) начала столетия. В живописных сериях «Диски», «Пропеллеры», «Цирк» Леже пришел к наиболее созвучной, по его мнению, современности «машинной эстетике». В «Обнаженных в лесу» (1909-1910, Отгерло, музей Крёллер-Мюллер), по словам самого художника, он «особенно боролся за объем» фигуры мощно переплетаются их отрывистый ритм, объединенный холодным светом, утверждает пластический порядок, «противоположный импрессионизму». «Строители» (1950, там же) представляют другую сторону рабочей жизни, – труд они воспевают социальную эпопею тяжелого человеческого труда в более реалистичной манере. Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы».
N. Y, 1976 De Francia P. Fernand Leger. После третьей поездки в Нью-Йорк (сентябрь 1938 – март 1939 отделка квартиры Нельсона А. Рокфеллера Младшего), Леже в октябре 1940 покидает Францию для добровольного пятилетнего изгнания в США, где читает курс лекций в Йельском университете. Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями. На раннем этапе создавал полуабстрактные живописные композиции из объемных элементов, близкие к тем, которые в России в то же время писали кубофутуристы (см. : Кубофутуризм).
В 1935 Леже во второй раз едет в Соединенные Штаты вместе с Ле Корбюзье (первая поездка состоялась в 1931, Нью-Йорк и Чикаго) в Музее современного искусства и Художественном институте впервые проходят его выставки. Ночная Америка с ее огнями приводят художника в восторг он вводит в своих картинах разделение цвета и рисунка, создавая таким образом «гибкую поверхность» («Цветные ныряльщики», 1942-1946, Бьо, музей Фернана Леже). Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета.
Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Учился в архитектурной мастерской и в Школе изящных искусств в Париже (1903-05).
Мэг «Красный и черный корень», керамика, Чикаго, Художественный институт). Ретроспективная выставка в Лионском музее. Движение и время вообще не интересуют Л. Он создает предельно статичные, уравновешенные композиции, в которых пространство и ритм возникают исключительно за счет структурной организации ярких цветных (часто локальных цветов) плоскостей и обобщенно-упрощенных форм предметов и человеческих фигур. Похоронен на местном кладбище. Художник отрицал связь своего творчества с сюрреализмом, однако сочетание в его картинах того времени подчеркнуто пластичных фигур с условной, «безвоздушной» средой свидетельствует об обратном («Открытка», 1932 – 1948). С началом Второй мировой войны Леже переехал в США, где вел преподавательскую деятельность, много времени посвящая станковой живописи. Интерес к современным теориям механики воплотился в творческом методе мастера, который сам художник называл «динамическим механизмом». Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». Три Музыканта, 1944. Отдых (1948-1949). Акробат и его партнер – 1948. Строители, 1950. Туристы, 1954. 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало, благодаря усилиям его семьи и друзей был создан ансамбль мемориального музея Леже в Бьо.
(точнее — этапа технического прогресса в доэлектронный период) ибо в них с предельно возможной для живописи силой осуществлена эстетизация самого духа машинно-механической цивилизации, ее романтизация.