Лука Лейденский, Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden), нидерландский живописец и гравёр эпохи Возрождения. Лукас ван Лейден, Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс (нидерл. Lucas van Leyden) (Лейден 1494— Лейден, 1533)— нидерландский живописец и гравёр. Лейден, Лукас ван (Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс, Лукас Якобс) (Lucas van Leyden, Lucas Hugensz (oon), Lucas Jacobsz (oon) (1489/1494, Лейден – 8. 08. 1533, там же) — нидерландский живописец и гравёр эпохи Северного Возрождения. Сохранилось семнадцать живописных работ Лукаса ван Лейдена, ещё двадцать семь известны из описаний Карела ван Мандера, а также по современным копиям или графическим работам Яна де Бишопа, выполненным в конце XVII века. Живописные работы Лукаса ван Лейдена ценятся не так высоко, как его графические работы, но он, несомненно, был одним из выдающихся нидерландских художников своего времени.
Лукас ван Лейден (еще называют Hugensz или Jacobsz) родился в Лейдене в 1494 (или 1489). Лукас ван Лейден, Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс (нидерл. В первые десятилетия 16 века в искусстве гравирования доминировали три художественных личности: Альбрехт Дюрер, Маркантонио Раймонди и Лукас ван Лейден. Тематика гравюр Лукаса ван Лейдена широка и многообразна. На одной из марок картина Лукаса ван Лейдена.
Он очень быстро стал первоклассным гравёром: самое раннее из известных произведений Лукаса («Магомет и монах Сергий») датируется 1508 годом. 1521, Лондон, Нац. Живопись Луки Лейденского весьма разнообразна по жанрам (религиозные композиции, портреты, сцены современной жизни). В начале творчества сложился как мастер резцовой гравюры на меди («Магомет и монах Сергий»), позже обращался к офорту и ксилографии.
Число приписываемых Луке Лейданскому живописных произведений относительно невелико главные среди них – 4 картины, описанные К. ван Мандером: «Богоматерь с Младенцем, святой Марией-Магдалиной и донатором» (1522, Старая пинакотека, Мюнхен), триптих «Страшный Суд» (1526, Городской музей Лакенхал, Лейден), триптих «Поклонение золотому тельцу» (около1530, Рейксмюсеум, Амстердам), триптих «Исцеление иерихонского слепца» (1531, Эрмитаж, Санкт-Петербург). На втором плане изображены замечательные по живости сцены охоты на оленя. Дева, кормящая грудью Младенца», «Св. Ван Лейден был одним из первых художников в нидерландском искусстве, кто стал писать гротескные и карикатурные жанровые сцены («Игроки в карты» «Молочница», 1510-14). Народные истоки (элементы карнавальности, красочность искренность и жизнелюбие) проявились и в поздний период творчества Луки Лейденского, когда он обращался к приёмам романизма (Исцеление иерихонского слепца, 1531, ГЭ).
Наблюдательность Лукаса ван Лейдена проявилась во всем. музей), обетная картина, написанная в память о Класе Дирке ван Свитене для ц. св. Смелым шагом на пути к реалистическому изображению действительности явился ряд выполненных художником гравюр (Коровница, 1510), жанровых сцен (Игра в шахматы, около 1508-10, Картинная галерея, Берлин-Далем) и портретов (мужской портрет, около 1521, Национальная галерея, Лондон). Этим же годом датируется атрибутируемая Лукасу ван Лейдену картина «Игра в шахматы», которая является одним из первых жанровых произведений в нидерландской живописи и содержит единственное изображение партии в курьерские шахматы.
Самая ранняя из его известных гравюр («Мухаммед и убитый монах», 1508) производит впечатление работы зрелого мастера. в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет. Вместо занимательных, насыщенных жизнью сценок, Лукас обращается теперь к образам античной мифологии и ренессансным аллегориям изображая холодные, манерные обнаженные человеческие фигуры («Марс и Венера», 1530).
Антоний»). Лукас был первым, кто отразил его. С другой стороны, знаменитый триптих «Страшный суд» (1526) демонстрирует, до каких высот он поднимался в живописи.
В следующем 1509 г. Лука создает один из самых известных своих листов «Давид перед Саулом». В портретах («Автопортрет», около 1514 года, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг «Мужской портрет», около 1521, Национальная галерея, Лондон) Лука Лейданский использует старонидерландскую схему погрудного изображения на нейтральном фоне, однако уделяет повышенное внимание энергичной лепке лица и психологич. Он очень быстро стал первоклассным гравёром: самое раннее из известных произведений Лукаса («Магомет и монах Сергий») датируется 1508 годом, тогда ему было приблизительно 14 лет, однако в этой работе не обнаруживается никаких следов незрелости. Где Лукас изучал искусство гравирования, неизвестно.
Антоний, 1511, Музей старинного искусства, Брюссель). В то же время там находился Альбрехт Дюрер. В 1514 г. Лукас стал членом лейденской гильдии художников. Pieterskerk) в Лейдене, преимущественно с закрытыми створками. С ранних лет он успешно работал в технике резцовой гравюры («Магомет с убитым монахом», 1508 «Давид и Саул», 1509 «Коровница», 1510 «Танец Магдалины», 1519 «Вергилий в корзине», 1525 и др., всего 168 листов), позднее использовал офорт и ксилографию. Народные истоки (элементы карнавальности, красочность искренность и жизнелюбие) проявились и в поздний период творчества, когда он обращался к приемам романизма («Исцеление иерихонского слепца»).
в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет. Народные истоки (элементы карнавальности, красочность искренность и жизнелюбие) проявились и в поздний период творчества Луки Лейденского, когда он обращался к приёмам романизма (Исцеление иерихонского слепца, 1531, ГЭ). Хьюберта. В 1521г.
Основная часть творческого наследия Луки Лейданского составляет печатная графика. В его погрудных портретах фон -- это нейтральная плоскость, что, однако, не означает пассивной архаизации тем больше внимания уделяется лицу портретируемого, которое дышит энергией, являя средоточие земного, лишенного всякой идеализации бытия (Автопортрет, ок. В двух своих шедеврах – гравюрах «Молочница» и «Ecce Homo» (последняя приводила в восхищение Рембрандта) – художник также многим обязан Дюреру. Учился у своего отца – Хуго Якопса и Энгелбректса.
Для того чтобы разместить здесь триптих Луки Лейденского, пришлось перенести работы Франса Халса (Frans Hals) в другой отсек зала. Где Лукас изучал искусство гравирования, неизвестно. Согласно Ван Мандру, как мальчик он только общался с другими молодыми художниками, такими как художники, стеклянные граверы и ювелиры и был заплачен Хиром ван Лочорстом (Йохан ван Локхорст Лейдена, который умер в 1510), золотой флорин в течение каждого из его лет в 12 лет для акварели Св. Он – пионер нидерландского жанрового офорта и гравюры («Игроки в шахматы», «Картёжники»). В более поздней картине на тот же сюжет (Игра в карты, ок. Ван Лейден был разносторонним художником.
Из небольшого числа сохранившихся живописных произведений Луки Лейденского одним из самых известных является триптих «Страшный Суд» (1526 год). Религиозные полотна художника характеризуют его как искусного колориста и тонкого мастера, способного подняться до высот истинного трагизма (триптих «Страшный Суд», 1527).
в Антверпене он познакомился с Альбрехтом Дюрером. Эрмитаж). Где Лукас изучал искусство гравирования, неизвестно. музей Исцеление иерихонского слепца, 1531, Санкт-Петербург, Гос. Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье.
Этот способ позволял сделать большее количество оттисков. К этому времени относится создание картины маслом «Св. Гравюры лишились одухотворенности изменилась их тематика. В его многочисленных гравюрах на дереве и металле можно заметить влияние Альбрехта Дюрера. Учился у своего отца – Хуго Якопса и К. Энгелбректса.
В 1514 году Лукас вступил в гильдию Святого Луки родного города Лейден. Созданный Лукой Лейденским выразительный автопортрет (около 1514, Музей герцога Ульриха, Брауншвейг) проникнут ярким утверждением народного бюргерского начала. В 1514 Лукас вошел в Гильдию Живописцев в Лейдене. Рисунок его стал сухим, линеарным, жестким. 1514, Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха Портрет тридцативосьмилетнего мужчины, ок. В начале творчества сложился как мастер резцовой гравюры на меди (Магомет и монах Сергий, 1508), позже обращался к офорту и ксилографии испытал влияние А. Дюрера и М. Раймонди.
галерея). Превосходный рисовальщик, ван Лейден любил изображать занимательные сцены из повседневной жизни. Его произведения с самого начала отличает высочайший профессионализм. Смелым шагом на пути к реалистическому изображению действительности явился ряд выполненных художником гравюр (Коровница), жанровых сцен (Игра в шахматы) и портретов (мужской портрет). 1508), написанный в свободной манере, нехарактерной для живописи той эпохи. Там же он встретился с Альбрехтом Дюрером (AlbrechtDrer), оказавшим огромное влияние на становление Луки Лейденского как живописца и графика. Уже с ранних лет Лукас ван Лейден проявлял большой интерес к живописи.
семейство», «Иродиада с головой Иоанна Крестителя», «Мучение св. В 1527 г. ван Лейден совершает поездку в Миддельбург, где знакомится с Яном Мабузе. В новом стиле создана гравюра «Вергилий, подвешенный в корзине». Позже он стал членом этой же гильдии в Антверпене (Antwerpen). интерпретации модели.
Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье. Например, гравюра «Коровница» (1510) является жанровым произведением в полном смысле этого слова. Полагают также, что он умер изнурённый непрерывной работой и это более вероятно, так как он оставил огромное количество произведений, среди которых, кроме вышеупомянутых, можно назвать «Портрет Максимилиана I», «Обращение св. Из ранних живописных опытов Лукаса заслуживает внимание его автопортрет (ок. Он был пионером голландской традиции жанра, как свидетельствуют его Шахматистов (Gemldegalerie, Берлин) – который фактически представляет различную игру, названную 39курьер – и его Карточные игроки (Национальная художественная галерея, Вашингтон), в то время как его знаменитый триптих Последнего Суждения о 1526-27 (Музей Lakenhal, Лейден, 1526–27 иллюстрация) показывает высоты, до которых он мог подняться как религиозный художник.
Влияние творчества великого немецкого мастера проявилось в более жесткой моделировке и в более выразительной трактовке фигур, но Лука Лейденский никогда не терял присущие только его стилю черты: высокие, хорошо сложенные фигуры в несколько манерных позах и утомленные лица. В небольших по формату произведениях бытового жанра («Игра в шахматы», около 1508-1510, Государственный музеи, Берлин) мастер создаёт острые драматические ситуации, демонстрируя разнообразие человеческих характеров такие сцены приобретают аллегорический и морализирующий характер. Настоящее имя – Лукас Эугенс Якобс. Для его таланта не было ничего более чуждого, чем условные, отвлеченные работы Маркантонио Раймонди, под влиянием которых он безжалостно отбросил все то, что составляло прелесть его ранних гравюр и абсолютно изменил свою технику.
Он очень быстро стал первоклассным гравёром: самое раннее из известных произведений Лукаса («Магомет и монах Сергий») датируется 1508 годом. Нидерландский художник и гравер Северного Возрождения. Это неудивительно, ведь во-первых, оба художника являются уроженцами Лейдена, а во-вторых, по оказанному влиянию на голландских художников 17-ого века, в частности на великого Рембрандта (Rembrandt van Rijn), «Страшный суд» Лукаса ван Лейдена называют «Ночным дозором» 16-ого века. Дюрер как никто оказал на Лукаса влияние, которое прослеживается, например, в серии гравюр «Страсти Христовы», созданной в том же году. в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет.
Родился в Лейдене, где провёл большую часть жизни. Губерт», вызвавшей всеобщее восхищение. А теперь обратимся к его графическим произведениям. Саул, будучи проклят Богом, время от времени впадал в ярость. К 1521 г. относится поездка ван Лейдена в Антверпен.
Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье. Вскоре он скончался. В них преобладают интерес к бытовым подробностям и маньеристическая стилизация. Вот такая преамбула к той эволюции, которую, как я сказал, проделал Лука Лейденский.
И хотя некоторые художники в Нидерландах, такие как Мабузе (Ян Госсарт), приобретают на время европейскую известность, она оказывается недолговечной и к концу XVI в. их начинают забывать в других странах. Они застыли в ожидании жуткого безмолвия.
Почти все гравюры Луки Лейденского подписаны инициалом «L» и около половины его работ датированы, включая знаменитую серию «Страсти Христовы» (1521). Умер художник в родном городе в 1533 году. Одной из наиболее известных работ Лукаса ван Лейдена является алтарный триптих «Страшный суд» (Het Laatste Oordeel), написанный им в 1526-27 г. За счёт использования светлых красок лучистых тонов, Лука Лейденский добился эффекта свечения на картине. На огромном триптихе художник изобразил пустынную разверзнувшуюся землю с воскресшими и вышедшими из могил мертвецами. Лука Лейденский (Lucas van Leyden) (1489 или 1494 – 1533), нидерландский художник и гравёр эпохи Возрождения.
Согласно книге Карла ван Мандера, художника и писателя, которого называли «нидерландским Вазари», Лука Лейденский родился в 1494 г., но ныне эта дата подвергается сомнению некоторыми исследователями. Брейгель Старший, Х. Гольциус, Рембрандт), так и итальянские (Андреа дель Сарто, Я. Понтормо) мастера. Подлинным шедевром Лукаса ван Лейдена является его знаменитый триптих «Страшный суд» (1526-1527, Лейден, Гор. При их изготовлении рисунок наносился стальным резцом (штихелем) на медные пластины. XV в., но в любом случае, он чрезвычайно рано развился, прожил недолго, умер в 1533 г. Он начинает несколькими годами позже Дюрера, но он моложе его и очень рано приобретает известность.
В образованные резцом бороздки тампоном втиралась краска, а затем рисунок с медной пластины отпечатывался под прессом на бумагу. музеи) и Игра в карты (ок. 1508 – 1510, Берлин, Гос. Мотивы для своих гравюр и картин он брал, перерабатывая их, у Маркантонио Раймонди. Лукас наслаждался большой репутацией в свое время и Джорджио Вазари (кто назвал его Лукасом ван Холландтом), даже оценил его выше Дюрера. Позднее Лукас обучался в мастерской лейденского мастера Корнелиса Энгельбрехтса (Энгебрехтса).
Рассказывают, что Дюрер специально приехал из Нюрнберга, чтобы познакомиться с коллегой. Трубят рога, верхом на коне Магдалина преследует затравленное собаками животное. Иаков и св. Учился у своего отца, лейденского живописца Хуго Якобса (около 1460 – между 1534 и 1538 годами) и у К. Энгелбректса.
В картинах Игра в шахматы (ок. Себастьяна», «Распятие», «Вознесение», «Бегство в Египет», «Иисус Христос, окружённый ангелами», «Человек, держащий стрелы», «Св. В более поздней картине на тот же сюжет (Игра в карты, ок. Учился у своего отца – Хуго Якопса и К. Энгелбректса. Художественная энциклопедия" « А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ЛЕЙДЕН ЛУКАС ВАНЛейден Лукас ванЛука Лейденский (Lucas van Leyden) (1489 или 1494 – 1533), нидерландский художник и гравёр эпохи Возрождения.
Художник и гравер Лукас ван Лейден (Лука Лейденский, 1489 или 1494–1533) был одним из самых значительных художников первой половины XVI столетия в Нидерландах. музеи) и Игра в карты (ок. Только в дни знаменательных событий створки алтаря раскрывались. В начале 17-ого века, в 1602 году, «Страшный суд» за внушительную сумму хотел приобрести император Рудольф II (Rudolf II), сын Максимилиана II (Keizer Maximiliaan II), но власти Лейдена не поддались искушению и триптих остался бесценным украшением города. Триптих удивительным образом пережил вандализм иконоборчества, был бережно сохранён во время немецкой оккупации Голландии вместе с полотном Рембрандта Ночной дозор (Nacht Wacht) и многими шедеврами других голландских мастеров: Яна Вермеера (Johannus Vermeer), Яна Стена (Jan Steen), Хендрика Аверкампа (Hendrick Avercamp)в сейфе, оборудованном в одной из заброшенных шахт по добыче известняка неподалёку от Мастрихта (Maastricht), в голландском местечке Синт-Питерсберг (Sint-Pietersberg). Этот подлинный шедевр является собственностью музея де Лакенхал (De Lakenhal)города Лейдена, но в музее в ближайшие два года будут производиться ремонтно-реставрационные работы, вот таким образом на это время «Страшный суд», переехал в Амстердам (Amsterdam), в Рейксмузеум (Rijksmuseum). Триптих занял одно из специально выделенных для него мест в Галерее Славы (Ere-Galerij) Рейксмузеума.
И очень неожиданный образ Давида — абсолютно нидерландский крепыш, чуть ли не увалень, с очень явно выраженным национальным началом в облике, скорей крестьянин, чем вдохновенный псалмопевец.
В 1527 году путешествовал (в сопровождении Я. Госсарта) по Зеландии, Фландрии и Брабанту. В поздний период творчества картины Ван Лейдена приобретают аллегорический смысл. В начале творчества сложился как мастер резцовой гравюры на меди (Магомет и монах Сергий, 1508), позже обращался к офорту и ксилографии испытал влияние А. Дюрера и М. Раймонди. Графическое наследие Лукаса ван Лейдена обширно, оно создало ему славу одного из крупнейших мастеров прошлого. Антоний, 1511, Музей старинного искусства, Брюссель). Созданный Лукой Лейденским выразительный автопортрет (около 1514, Музей герцога Ульриха, Брауншвейг) проникнут ярким утверждением народного бюргерского начала.
На протяжении двух лет шедевры нидерландской живописи «Ночной дозор» Рембрандта и «Страшный суд» Луки Лейденского будут находиться по соседству друг с другом. Работал преимущественно в Лейдене во время пребывания в Антверпене (1521-1522) познакомился с А. Дюрером (они обменялись рисованными портретами). А нидерландский вариант, так называемый романизм, безусловно вторичен. По своему мастерству Лука Лейденский не уступает Дюреру. Смелым шагом на пути к реалистическому изображению действительности явился ряд выполненных художником гравюр (Коровница, 1510), жанровых сцен (Игра в шахматы, около 1508-10, Картинная галерея, Берлин-Далем) и портретов (мужской портрет, около 1521, Национальная галерея, Лондон).
Иоанна», «Обрезание», «Св. 1508--1510, Берлин, Гос. Мастер начинал свою карьеру как гравер, создав подлинные шедевры, достойно соперничающие с произведениями Дюрера в филигранности работы и передаче тончайших нюансов светотени и воздушной среды («Голгофа», 1517 «Се человек», 1510). В картинах Игра в шахматы (ок. Но гораздо важнее не мелочи. Этим же годом датируется атрибутируемая Лукасу ван Лейдену картина «Игра в шахматы», которая является одним из первых жанровых произведений в нидерландской живописи и содержит единственное изображение партии в курьерские шахматы.
Полное имя этого гениального живописца – Лукас ван Лейден или Лука Лейденский (Lucas van Leyden). Этим же годом датируется атрибутируемая Лукасу ван Лейдену картина «Игра в шахматы», она является одним из первых жанровых произведений в нидерландской живописи и содержит единственное изображение партии в курьерские шахматы. Другие безучастно наблюдают или проявляют более активный интерес к происходящему. Мотивы для своих гравюр и картин, перерабатывая их, он брал у Маркантонио Раймонди. Но в последние годы жизни он был захвачен течением маньеризма и в графике и в живописи.
Его посещали припадки безумного гнева, во время которых он становился абсолютно неуправляемым и только игра Давида на псалтыре (на арфе, лире) могла успокоить этот гнев и привести Саула в чувство. Большинство его произведений составляют резцовые гравюры. Но это новое увлечение имело для Лукаса ван Лейдена самые пагубные последствия. Он прекрасно владел законами светотени, соотнося тон и расстояние на картине. Кому-то из воскресших быть перенесённым ангелами в левую часть триптиха, где, охваченные светом, они вознесутся на небеса к бесконечному счастью, а кто-то из них будет обречён на вечные страдания и муки, утащенный тёмными силами в правую часть триптиха и брошенный ими в пламя печи, в Геенну огненную. На внешних створках триптиха Лукас ван Лейден изобразил двух святых, покровителей города Лейдена – Петра и Павла. Алтарный триптих был написан по заказу детей Класа Диркса ван Свитена (Claes Dircksz van Swieten), в память о своём отце.
К творческому наследию Луки Лейданскогообращались как нидерландские (П. Живопись Луки Лейденского весьма разнообразна по жанрам (религиозные композиции, портреты, сцены современной жизни). Раймонди). Учился у своего отца, позднее-у К. Энгелбрехста.
Это красноречиво показывает его яркие образные полномочия, его изумительное умение как колорист и его ловкая и жидкая живописная манера. Сцены «Рая» (на обороте — апостол Петр) и «Ада» (на обороте — апостол Павел) расположены по сторонам от центральной сцены «Страшного суда», написанную в светлых тонах и оживленную большими зонами белого света.
Считается, что ван Лейден первым начал использовать для офортов медь вместо железа. В целом считается, что «итальянские» работы художника уступают другим его произведениям. Считается, что его учителем был отец, однако все работы отца утрачены. Павла».
Также Лукас одним из первых применил в гравюре воздушную перспективу. Екатерина», «Обращение св. Мотивы для своих гравюр и картин он брал, перерабатывая их, у Маркантонио Раймонди.