Лука Лейденский, Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden), нидерландский живописец и гравёр эпохи Возрождения. Лейден, Лукас ван (Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс, Лукас Якобс) (Lucas van Leyden, Lucas Hugensz (oon), Lucas Jacobsz (oon) (1489/1494, Лейден – 8. 08. 1533, там же) — нидерландский живописец и гравёр эпохи Северного Возрождения. Lucas van Leyden) (Лейден 1494 – Лейден, 1533) – нидерландский живописец и гравёр. Лукас ван Лейден, Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс (нидерл. Lucas van Leyden) (Лейден 1494— Лейден, 1533)— нидерландский живописец и гравёр.
Однако как превосходна готическая, южно-германская (или северо-итальянская. ) улица на его картине "Святой Вольфганг раздает голодающим жито". Корреджио и Грюневальд исходили из одного источника – их духовным отцом был Леонардо. Страдание Христа своим примером снимало остроту душевной боли. Художник изображает здесь излюбленный позднеготическими мастерами символический мотив (розовая беседка была символом рая), но в его интерпретации этот мотив не содержит ничего наивно-идиллического, как, например, у Лохнера.
Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье. в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет. По своему мастерству Лука Лейденский не уступает Дюреру. Этим же годом датируется атрибутируемая Лукасу ван Лейдену картина «Игра в шахматы», которая является одним из первых жанровых произведений в нидерландской живописи и содержит единственное изображение партии в курьерские шахматы. Почти все гравюры Луки Лейденского подписаны инициалом «L» и около половины его работ датированы, включая знаменитую серию «Страсти Христовы» (1521). Крупнейшим скульптором южной Германии конца 15 в. был один из самых ярких деятелей немецкого Возрождения — Тильман Рименшнейдер (1460—1531).
музей Исцеление иерихонского слепца, 1531, Санкт-Петербург, Гос. В новом стиле создана гравюра «Вергилий, подвешенный в корзине».
1450 г. «Мадонне» из церкви св. Им создан ряд превосходных гравюр на темы жизни Христа и Марии («Рождество Христово», «Поклонение волхвов», «Несение креста» и др. ). статуя мадонны с младенцем из раскрашенного дерева для алтаря церкви в Штерцинге, несмотря на традиционные готические детали (например изломанные складки одежды), несет в своем величавом и спокойном облике явно ощутимое чувство человеческого достоинства. Мотивы для своих гравюр и картин он брал, перерабатывая их, у Маркантонио Раймонди. Надгробие Шеренберга (1496—1499), выполненное из мрамора и песчаника (лицо раскрашено), в своем условном геральдическом обрамлении сохраняет, как и в трактовке одеяния епископа, еще немало готических пережитков.
Огромная торжественная картина исполнена особого, праздничного церковного пафоса. В сцене "Исцеления святым Вольфгангом больного", кроме первого в немецкой живописи толкового этюда нагого тела (в Нидерландах образцы "натуры" дал еще ван Эйк в изображениях Адама и Евы), поражает и тщательно нарисованный и проработанный intйrieur большой комнаты с каменными стенами, деревянным потолком и богатой готической кроватью.
1450—1518) для старой ратуши в Мюнхене. Наименование «Мастер амстердамского кабинета» граничит с местонахождением ряда гравюр художника. ), гравюры которого как на религиозные, так и на жанровые темы, например изображения влюбленных пар, отличаются большой тонкостью и эмоциональностью. Карел ван Мандер сообщает о том, что Лукас был неутомимым художником, который в детстве раздражал свою мать, так как он расходовал много свечей, рисуя долгие часы после наступления темноты.
Учился у своего отца, лейденского живописца Хуго Якобса (около 1460 – между 1534 и 1538 годами) и у К. Энгелбректса. Маврикий, второй главный персонаж картины. Подобной же мастерской руководил и другой ульмский мастер второй половины 15 в. — Йорг Сирлин (1425 —1491). Где Лукас изучал искусство гравирования, неизвестно. Этим же годом датируется атрибутируемая Лукасу ван Лейдену картина «Игра в шахматы», которая является одним из первых жанровых произведений в нидерландской живописи и содержит единственное изображение партии в курьерские шахматы.
Иоанна», «Обрезание», «Св. Губерт», вызвавшей всеобщее восхищение. 1514, Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха Портрет тридцативосьмилетнего мужчины, ок. В двух своих шедеврах – гравюрах «Молочница» и «Ecce Homo» (последняя приводила в восхищение Рембрандта) – художник также многим обязан Дюреру.
в городе Зелигенштадт недалеко от Франкфурта. В них преобладают интерес к бытовым подробностям и маньеристическая стилизация. Доминирует человеческая фигура, силуэт которой образует классический треугольник. В некоторых среднерейнских скульптурах уже с начала века проскальзывают черты простодушной и наивной правдивости чувства — например, в сложной многофигурной терракотовой группе «Оплакивание» из Дернбаха (ок. В небольших по формату произведениях бытового жанра («Игра в шахматы», около 1508-1510, Государственный музеи, Берлин) мастер создаёт острые драматические ситуации, демонстрируя разнообразие человеческих характеров такие сцены приобретают аллегорический и морализирующий характер.
Совсем в духе Мантеньи строит он крыльцо, на которое вышел св. В то же время там находился Альбрехт Дюрер. Реальная, опирающаяся на факты биография Матиса Нитхарта, начинается с 1504 года. В свою резиденцию в Галле он перенес мощи св. В сущности, элементы ее очень ограничены: алтарь с навесом и стена с окном и дверью.
Он очень быстро стал первоклассным гравёром: самое раннее из известных произведений Лукаса («Магомет и монах Сергий») датируется 1508 годом, тогда ему было приблизительно 14 лет, однако в этой работе не обнаруживается никаких следов незрелости. Этим же годом датируется атрибутируемая Лукасу ван Лейдену картина «Игра в шахматы», она является одним из первых жанровых произведений в нидерландской живописи и содержит единственное изображение партии в курьерские шахматы. Вольфганга в Сент Вольфганге работы тирольского живописца Михаэля Пахера был своего рода последним грандиозным созданием поздней готики, пронизанным в то же время новыми реалистическими исканиями. Интерес мастера к жизни сказывается во всем: в разнообразии типов, схваченных с натуры, в естественности жестов, которым он умеет придать всю требуемую религией величественность, в любовной передаче современных костюмов.
Современники чаще всего и называли его «мастер Матис из Ашаффенбурга», но нотариальный акт, документ, должный быть безукоризненно точным, говорит о «Матисе Нитхарте из Вюрцбурга». Петра – с известнейшей композицией мастера, сценой Чудесного улова (1444, Музей истории и искусства, Женева). Рименшнейдер не сумел преодолеть в своем искусстве позднеготическую традицию — она особенно сказывается в его алтарях, в частности в рельефах, лишенных пространства и объема, перегруженных утрированно подчеркнутыми деталями. В 1527 году путешествовал (в сопровождении Я. Госсарта) по Зеландии, Фландрии и Брабанту.
С другой стороны, знаменитый триптих «Страшный суд» (1526) демонстрирует, до каких высот он поднимался в живописи. Павла». Где Лукас изучал искусство гравирования, неизвестно. Лучшее произведение Шонгауэра-живописца—«Мадонна в розовой беседке» (1473, Кольмар, церковь св.
Вольфганга и св. Она имела широчайшее распространение и пользовалась большой популярностью в народе. Композиция картины восходит к симметричным построениям итальянского Ренессанса. Грюневальд представляет Христа в образе человека исполненного величавой кротости и терпения.
в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет. музей), обетная картина, написанная в память о Класе Дирке ван Свитене для ц. св. 1430 г. ), каменная раскрашенная группа «Благовещение» в церкви св. Будучи эпитафией, эта картина должна была примирить людей со смертью и скорбью.
1405 — 1410 гг. ), в пророках с гробницы архиепископа Фридриха фон Саарвердена в Кельнском соборе (1415 — 1420). К 1521 г. относится поездка ван Лейдена в Антверпен. Одним из живописцев, тяготевших к нидерландскому искусству, наряду с Шонгауэром был кельнский Мастер жизни Марии (назван так по серии картин в Мюнхене, работал между 1465 и 1490 гг. ), в утонченных исполненных лиризма изображениях которого отчасти продолжается традиция Лохнера. В целом считается, что «итальянские» работы художника уступают другим его произведениям.
Маврикий словно предлагает свою помощь, своё оружие. В более поздней картине на тот же сюжет (Игра в карты, ок.
В них сильно возрастают реалистические элементы используется множество живых впечатлений. Образ лишен гармоничности итальянских мадонн он кажется беспокойным и угловатым. Мотивы для своих гравюр и картин он брал, перерабатывая их, у Маркантонио Раймонди. Эразма и популяризировал культ святого. Вольфганг молится у алтаря. В начале творчества сложился как мастер резцовой гравюры на меди («Магомет и монах Сергий»), позже обращался к офорту и ксилографии.
Они проявляются также в уютной домовитости и простодушии «Дангельсхеймской мадонны», созданной тем же мастером (1470—1475). Смелым шагом на пути к реалистическому изображению действительности явился ряд выполненных художником гравюр (Коровница), жанровых сцен (Игра в шахматы) и портретов (мужской портрет). Также Лукас одним из первых применил в гравюре воздушную перспективу.
15 в. (по-видимому, в Эльзасе) работал Мастер Е. S. в Антверпене он познакомился с Альбрехтом Дюрером. Покровителем Галле считался св. Народные истоки (элементы карнавальности, красочность искренность и жизнелюбие) проявились и в поздний период творчества, когда он обращался к приемам романизма («Исцеление иерихонского слепца»).
Работал преимущественно в Лейдене во время пребывания в Антверпене (1521-1522) познакомился с А. Дюрером (они обменялись рисованными портретами). К творческому наследию Луки Лейданскогообращались как нидерландские (П. Яркий солнечный свет ударяет в косяки окон и вливается в комнату. Себастьяна», «Распятие», «Вознесение», «Бегство в Египет», «Иисус Христос, окружённый ангелами», «Человек, держащий стрелы», «Св.
Этому художнику приписывается большое число листов на религиозные темы и ряд жанровых сцен (часто любовных), алфавиты, гербы и т. д. Техническая сторона у него более разработана, но сами изображения носят преимущественно плоскостной, орнаментальный характер. В свете сохранившихся документов Грюневальд представляется человеком широкой эрудиции и многосторонней одарённости, типичным представителем интеллигенции эпохи Возрождения. Мы знаем о его жизни меньше, чем о ком-либо из его великих современников. Имя Грюневальда было найдено в труде «немецкого Вазари» — художника и автора жизнеописаний немецких живописцев — Иоахима Зандрарта и посвятившего «мастеру Матеусу из Ашаффенбурга», которого он дважды назвал «Матеус Грюневальд», целую главу своей «Немецкой Академии».
Значительное место в немецком искусстве 15 в. занимает скульптура. Гемессен работал над решением художественных проблем, поставленных итальянским Ренессансом, однако сила традиций и свойственное его индивидуальности острое ощущение действительности постоянно влекли его к разработке этих проблем в духе жанровых картин.
Достоверно неизвестно – был ли Грюневальд в Италии. Где Лукас изучал искусство гравирования, неизвестно. Сильное влияние на него имели монументальная простота, мощный размах фигур и широкая величавость одежды в итальянских картинах. Он очень быстро стал первоклассным гравёром: самое раннее из известных произведений Лукаса («Магомет и монах Сергий») датируется 1508 годом.
В «Мадонне» Мульчера, как и в его живописных работах, содержится оттенок простой и даже грубоватой жизненной правды. Учился у своего отца – Хуго Якопса и Энгелбректса. Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье. Дева, кормящая грудью Младенца», «Св. Полагают также, что он умер изнурённый непрерывной работой и это более вероятно, так как он оставил огромное количество произведений, среди которых, кроме вышеупомянутых, можно назвать «Портрет Максимилиана I», «Обращение св.
Основная часть творческого наследия Луки Лейданского составляет печатная графика. Статуи Адама и Евы (1491 — 1493 ныне перенесены с портала капеллы в Вюрцбургский музей) содержат в себе еще много готической угловатости и наивной экспрессии.
В 1521г. Он прекрасно владел законами светотени, соотнося тон и расстояние на картине. Позднее Лукас обучался в мастерской лейденского мастера Корнелиса Энгельбрехтса (Энгебрехтса). Шонгауэр занимает важное место в истории немецкой гравюры эпохи Возрождения. Ее общий характер, так же как и пройденный ею в 15 в. путь развития, близки к немецкой живописи этого времени.
в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет. Эта картина — одно из наиболее значительных произведений раннего немецкого Возрождения. музеи) и Игра в карты (ок. Большинство создающихся в это время статуй на порталах церквей (например, собора в Ульме), каменных, терракотовых или деревянных изображений мадонны или «Оплакивания Христа» (так называемых «Vesper-bilder»), а также надгробных памятников (например, архиепископа Конрада фон Дауна в Майнцском соборе) ничем не отличается от готической скульптуры предшествующего столетия и повторяет одни и те же традиционные схемы. Ряд изображений имеет ярко выраженный светский характер.
Правда, Пахер не решается осветить лучами самые фигуры, а в открытую дверь виден сумрачный пейзаж, противоречащий полуденному солнцу в окнах но подобные черты несоответствия были в то время неизбежными, мало того – они оставались неизбежными до самых дней Рембрандта32. Дюрер как никто оказал на Лукаса влияние, которое прослеживается, например, в серии гравюр «Страсти Христовы», созданной в том же году. Рассказывают, что Дюрер специально приехал из Нюрнберга, чтобы познакомиться с коллегой.
1521, Лондон, Нац. С ранних лет он успешно работал в технике резцовой гравюры («Магомет с убитым монахом», 1508 «Давид и Саул», 1509 «Коровница», 1510 «Танец Магдалины», 1519 «Вергилий в корзине», 1525 и др., всего 168 листов), позднее использовал офорт и ксилографию.
Самая ранняя из его известных гравюр («Мухаммед и убитый монах», 1508) производит впечатление работы зрелого мастера. Но в некоторых его поздних работах, созданных уже в 16 в., он отбрасывает готическую орнаментацию ищет спокойных ренессансных орнаментальных мотивов, пытается придать лицам ясное спокойствие (например, в надгробии епископа фон Бибра в Вюрцбурге) и явно выраженные портретные черты. ФАКТЫ БИОГРАФИИ. Опираясь на меч, св.
Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье. Автопортреты Мора свидетельствуют о резком возрастании самосознания нидерландского художника, но основа этого самосознания в большой степени определяется официальным признанием его успехов (Мор побывал в Риме, Англии, Испании, Португалии исполнял заказы Филиппа II и герцога Альбы). Брейгель Старший, Х. Гольциус, Рембрандт), так и итальянские (Андреа дель Сарто, Я. Понтормо) мастера. Георгия в Нидерлингене Симоном Лайнбергером в 1478—1480 гг.
Сцены «Рая» (на обороте — апостол Петр) и «Ада» (на обороте — апостол Павел) расположены по сторонам от центральной сцены «Страшного суда», написанную в светлых тонах и оживленную большими зонами белого света. В ходе XVI века в результате деятельности Босха, Квинтена и Яна Массейса, а также Лукаса ван Лейдена стремления подобного рода все более крепли и в середине столетия это привело к тому, что поучительные истории, являвшиеся сюжетом таких картин Гемессена, Реймерсваля, Артсена и Брауншвейгского монограммиста, как «Блудный сын» и «Призвание Матфея», стали изображаться разыгрываемыми в антверпенских лавках и публичных домах. Вторая и наиболее важная особенность скульптуры Германии 15 столетия заключается в том, что в ней проступают (главным образом к концу века) отдельные проявления непосредственного человеческого чувства, внимания художника к окружающей действительности и к живому образу человека.
Эрмитаж). Теми же чертами глубины, ясности и света отличается и другая "декорация" Пахера – в очень забавной сцене "Святой Вольфганг с чертом" (Аутсбург)30. К этому времени относится создание картины маслом «Св.
галерея). Вместе с Тем следует сказать, что к концу жизни мастера, оказавшего сильнейшее влияние на парадный портрет и Нидерландов и Испании (Санчес Коэльо, Пантоха де ла Крус), в его творчестве все большее место занимают мягко написанные задумчивые, по внутреннему своему строю бюргерские портреты (портреты Грэшама — Амстердам, Рейксмузей и Губерта Гольциуса—Брюссель, Музей). Из небольшого числа сохранившихся живописных произведений Луки Лейденского одним из самых известных является триптих «Страшный Суд» (1526 год). В портретах («Автопортрет», около 1514 года, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг «Мужской портрет», около 1521, Национальная галерея, Лондон) Лука Лейданский использует старонидерландскую схему погрудного изображения на нейтральном фоне, однако уделяет повышенное внимание энергичной лепке лица и психологич.
1508), написанный в свободной манере, нехарактерной для живописи той эпохи. Он очень быстро стал первоклассным гравёром: самое раннее из известных произведений Лукаса («Магомет и монах Сергий») датируется 1508 годом. Ван Лейден был разносторонним художником. Это алтари: Зерцало искупления (ок.
1435—1491) известный в истории искусства в первую очередь как выдающийся гравер. В 60-х гг. Созданная им в 1456—1458 гг.
Из ранних живописных опытов Лукаса заслуживает внимание его автопортрет (ок. Раймонди). Наряду с наукой его волновали проблемы религии, философии и общественного устройства.
Иаков и св. (он же Мастер 1466 г. ). Вследствие этого возникли новые проблемы. На его глазах прошло восстание «Башмака», Великая Крестьянская война, Реформация — первая революция в Европе, потрясшая сознание людей и весь феодальный мир и вместе с тем он стал свидетелем кровавых расправ с восставшим людом.
В картинах Игра в шахматы (ок. Этот город, ни разу не встречающийся в творческой биографии художника и следует, видимо, считать местом его рождения. В Вюрцбурге данных о родителях художника не обнаружено дату его рождения можно определить лишь приблизительно между 1475 и 1480 годами. Бенедикта по сторонам. «Teutsche Academie der Edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Kunste» и, по всей видимости, спутал Готхарта Нитхарта с другим художником, работавшим на рубеже XIV—XV вв.
Эпитеты «таинственный» и «загадочный» стали неотъемлемой принадлежностью имени Грюневальда. 1508--1510, Берлин, Гос. В 1527 г. ван Лейден совершает поездку в Миддельбург, где знакомится с Яном Мабузе. В правой руке у него атрибут — ворот с намотанными кишками, в левой золотой посох. Но благодаря низко взятому горизонту (совсем скрыть его за нижнюю черту картины, подобно тому, как это сделал Мантенья в своих мантуанских портретах, Пахер не решился) все кажется громадным ибо все нависает и давит. Обнаруживая несомненное знакомство с достижениями современной ему нидерландской живописи ван-эйковского периода, Виц энергично вводит элементы линейной перспективы (порой контрастно сочетающиеся с золотыми фонами), световоздушной среды (резкие тени), придает фигурам и даже мелким деталям типа камешков – в особенности во Встрече Иоакима и Анны – иллюзорно-трехмерную, стереометричную предметность. Подлинным шедевром Лукаса ван Лейдена является его знаменитый триптих «Страшный суд» (1526-1527, Лейден, Гор.
К концу 15 в. относится деятельность так называемого Мастера амстердамского кабинета (он же Мастер домашней книги) (Meister des Hausbuches. Куниберта в Кельне (1439). Благодаря сильно развитому у нидерландцев чувству реального, уже в XV веке создавались композиции на религиозные темы, обогащенные превосходными светскими по настроению жанровыми деталями. Деревянные скульптурные полуфигуры представлены в самых разнообразных и оживленных позах и, несмотря на ломающиеся угловатые складки одежд и обостренно резкую экспрессию лиц, они отмечены поисками многообразия индивидуальных человеческих обликов и характеров. Число приписываемых Луке Лейданскому живописных произведений относительно невелико главные среди них – 4 картины, описанные К. ван Мандером: «Богоматерь с Младенцем, святой Марией-Магдалиной и донатором» (1522, Старая пинакотека, Мюнхен), триптих «Страшный Суд» (1526, Городской музей Лакенхал, Лейден), триптих «Поклонение золотому тельцу» (около1530, Рейксмюсеум, Амстердам), триптих «Исцеление иерихонского слепца» (1531, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Он был прирожденным мастером натюрмортов и его созданная в 1551 году картина изображающая витрину мясной лавки (Коллекция произведений искусства Университета в Уппсале), положила начало этому новому жанру. Все лепится почти до иллюзии, но без оттенка наивного и навязчивого "кунстштюка", который портит картины Витца.
Магдалина и Екатерина (там же и в других собраниях) и св. Главная работа этой мастерской — место для хора в Ульмском соборе (1469—1474) — является одним из самых знаменитых и примечательных памятников немецкой скульптуры раннего Возрождения. На это указывает и его монограмма «M. G. N» (Mathis Gothart Nithart).
Показательно и другое — самое существо искусства Мора двойственно: он мастер острых психологических решений, но в них присутствуют элементы маньеризма (портрет Вильгельма Оранского, 1556, портрет И. Галлуса Кассель), он крупнейший представитель парадного, придворного портрета, но дает резкую социально окрашенную характеристику своим моделям (портреты наместницы Филиппа II в Нидерландах Маргариты Пармской, ее советника кардинала Гранвеллы, 1549, Вена и другие). «Поругание Христа» представляет собой редко встречавшийся до этого иконографический сюжет.
Его жизненный путь, как и его искусство, может служить одним из самых ярких выражений народных демократических тенденций в немецкой ренессансной культуре. Вскоре он скончался. Он – пионер нидерландского жанрового офорта и гравюры («Игроки в шахматы», «Картёжники»).
Мартина).
Екатерина», «Обращение св. семейство», «Иродиада с головой Иоанна Крестителя», «Мучение св. Родился в Лейдене, где провёл большую часть жизни. Показательно, что наиболее талантливый портретист того времени — Антонис Мор (ван Дасхорст, 1517/19 —1575/76) — оказывается связанным по преимуществу с аристократическими кругами.
Домашними книгами назывались книги, предназначавшиеся для определенной семьи. интерпретации модели. Алтарь св. Живопись Луки Лейденского весьма разнообразна по жанрам (религиозные композиции, портреты, сцены современной жизни). Знаменательно, что эту вещь художник подписал «Конрад Мудрый» (Sapiens), по-видимому, не просто латинизируя фамилию Witz, но уже в ренессансной манере претендуя на особый статус «художника-ученого».
В 1514 г. Лукас стал членом лейденской гильдии художников. Однако при всей своей строгости картины Пахера не лишены и жизненности. Св.
Мотивы для своих гравюр и картин, перерабатывая их, он брал у Маркантонио Раймонди. Антоний»).