«тайная вечеря» – величайшее творение Леонардо и одно из величайших произведений живописи всех времен – дошла до нас в полуразрушенном виде. Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452-1519) —итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель) изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Свой «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи составлял из сотен разрозненных записей, сделанных за многие годы. Картина «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи стала первой работой в истории живописи, где так органично и четко выражена перспектива, соединяя пространство и рисунок в единое целое.
В отличие от других великих художников прошлого Леонардо посвятил себя не только живописи больше того иные, явно далекие от живописи, занятия порой настолько завладевали его вниманием, что он и помыслить не мог взять в руки кисть. Живопись Леонардо называл наукою и законной дочерью природы. Однако величайшими творениями Леонардо да Винчи являются произведения живописи.
Фра Новеллара, ближайший друг Леонардо да Винчи, замечал, что занятия математикой настолько отдалили мастера от живописи, что один только вид кисти мог привести его в бешенство. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. В 14 лет Леонардо поступил учеником к живописцу и скульптору Верроккьо, у которого провёл 6 лет.
История «Святого Иеронима» пошла по второму пути. Вазари, Дж. После смерти Леони одна часть коллекции снова вернулась в Италию и до 1796г. М., 2000. Тела приобретают округлые формы. Ученый решил отказаться от узких средневековых улиц в пользу просторных дорог и площадей.
Кузин В. С. Психология живописи. Можжевельник за спиной девушки обыгрывает её имя (по-итальянски можжевельник – "джинепро", ginepro). Непонятно, почему свет падает не из окон, а откуда-то слева. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Нарисовать по-настоящему реалистичную картину оказывается совсем не просто. Эта работа выделяется среди картин Леонардо да Винчи своим светлым колоритом и чувством возвышенной безмятежности и гармонии.
Предоставив Леонардо полную свободу действий исправно платя ему, новые покровители не требовали от него определенных работ. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Группируя фигуры по три, заставляя одних подниматься, других склоняться, Леонардо да Винчи придал всему форму волнистой линии: точно от Христа исходит морской вал с поднимающимися и падающими волнами. – М., 2006. У Леонардо нет линии, есть только формы. Это дикое животное покорилось добру и любви, которым бог наполнил душу Иеронима.
На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Может быть именно этим она была столь дорога автору.
Даже медики в то время изучали анатомию «по случаю». Так была написана не только утраченная «Битва при Ангьяри», но и «Тайная вечеря», хотя исследования техники этого произведения еще не завершены. А у Леонардо – до 20-ти слоёв. На фоне таких реалий любая сказка покажется правдоподобной.
Голова святого чертами напоминает римские бюсты-портреты. Масштаб их славы можно сравнить только с работами Микеланджело.
Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Картина была заказана Леонардо да Винчи в 1481 году и предназначалась для украшения алтаря церкви Сан Донато Скопенто, находившейся вблизи Флоренции со стороны Порта а Сан Пьеро Гаттолино (в настоящее время Порта Романа). Виной тому отчасти сам великий да Винчи.
Затем они наносятся на бумагу слоями толщиной как раз менее 2 микрон каждый. Закончена работа над картиной "Леда". В большом зале синьории, ныне украшенном фресками Вазари, Микеланджело изобразил сцену, как пизанцы застают врасплох купающихся в волнах Арно флорентийских солдат, тогда как Леонардо да Винчи воспроизвел битву, происшедшую в 1449 г. между флорентийцами и миланцами у Ангиари, между Ареццо и Борго Сан-Сеполькро. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Плохо ли ты толок. Суждения.
«Мадонна в гроте» 1486 — полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви. Загадочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символисты – Теофиль Готье и Уолтер Пейтер Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а критик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Прежде всего, это некоторые практические советы, касающиеся подготовки инструментов. Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. Как и его предшественники, Леонардо тщательно выписывает детали – он прекрасно разбирается в геологии и ботанике, – и мы можем определить разновидности цветов и породы скал. Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора.
Он писал ее еще во Флоренции, обучаясь у Андреа Вероккио, по заказу папской церкви, но также как и «Поклонение волхвов» не завершил по случаю отбытия в Милан. В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Спишем некоторую часть такого феноменального явления на открытия в областях пропорций человеческого тела и анатомии в целом – (кстати угадайте, кому принадлежит значительная доля этих открытий) тем не менее использование мастером нового взгляда на живопись и революционной техники рисования очевидно. Известно, что подобные вуали, окутывающие все тело, а не только голову, носили беременные женщины. Он считал свою картину обвинительным актом.
Судьбы картин порой похожи на судьбы человеческие. Второй занимается изменениями цвета по мере удаления от глаза. руб. Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо.
Однако власть злого рока на этом не закончилась. Самая густая тень – падающая тень рядом. – картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. – С. 160. Непревзойденный мастер сфумато и светотени, Леонардо да Винчи вложил всю силу своих познаний в самые знаменитые произведения – «Мону Лизу» и «Тайную вечерю».
Они и так знают, что это за работа. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. относится создание шедевра великого мастера – картины Джоконда.
Но все они значительно твёрже талька. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Избранные произведения.
Рисунок на полу (сейчас уже неразличимый), развешанные на стенах го белены, кессонный потолок, пейзаж в глубине создают впечатление «естественной» перспективы в том большом зале, где была нарисована «Тайная вечеря». Но без этой простоты художники обходились тысячу лет. Картина вызывает много вопросов. Анатомия в основе изображения человеческого тела – это также было новинкой, такое практиковалось еще очень редко.
Возможно, Леонардо знал и теорию цвета Платона (429–347 годы до н. э. ) изложенную им в диалоге «Тимей» (360 год до н. э. ). Или все дело в том, что Леонардо вообще не любил доводить начатое дело до конца. Интересно, что порошок талька используют в основном из-за мягкости этого минерала. Луки – знаменитый союз художников и врачей Флоренции. В 2010 году с помощью рентгеновских лучей исследователи смогли изучить несколько полотен Леонардо, в том числе самую знаменитую картину Мастера – «Мону Лизу» (о самой картине будет рассказано в соответствующей главе). Леонардо, по-прежнему уделявший много времени научным занятиям, выполнил в Милане вместе с новым помощником Амброджо де Предисом уже упоминавшуюся выше копию Мадонны в скалах с помощью того же де Предиса он написал свою последнюю картину «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (1510, Париж, Лувр).
Примером такого картона может служить рисунок Леонардо да Винчи к портрету Изабеллы дЭсте. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в XIX в. возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккио. Название картины Мадонна с младенцем подсказывает нам сюжет. Такая иконография называется «Анна втроем» : название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих.
Краски для обогащения колорита наносили на просохший слой масляной живописи тонким лессировочным (прозрачным) слоем, причем таким образом, чтобы в создании общего живописного эффекта принимали участие не только все слои живописи, но и белый цвет грунта, который, просвечивая через краску, освещает картину изнутри. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т. е. Даже тот факт, что для портретов он выбирает почти исключительно позу анфас, объясняется теми же соображениями.
Высота лица (до корней волос) относится к вертикальному расстоянию между дугами бровей и нижней частью подбородка, как расстояние между нижней частью носа и нижней частью подбородка относится к расстоянию между углами губ и нижней частью подбородка, это расстояние равно золотой пропорции. С помощью этого приема «лепится» объем на плоском листе. Он писал: «Существует три вида перспективы. Чтобы написать картину «Святой Иероним» Леонардо занимался анатомией, вскрывая трупы. Он много рассуждает о способе выражение чувств, приводит собственные исследования. Такой прием позволил да Винчи подчеркнуть черты лица модели, передать атмосферу романтики и нежности. Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая.
Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки.
Второй вариант «Мадонны в скалах», почти повторяющий первую картину, был написан так же в Милане в 1506-1508 г. г. Художники раннего кватроченто, упоенные сверканием и блеском мира, воспроизводили все предметы яркими, пестрыми красками. А если у тебя получился как бы абсолютно однородный порошок, то всё – бросай пестик. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики.
Представления о «Тайной Вечере» дают оригинальный картон Леонардо да Винчи, этюды некоторых голов и хорошие копии учеников Леонардо да Винчи. Не больше, но возможно они ещё намного меньше.
Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира. И не только лица. Полны мольбы его глаза. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента.
В первую очередь Леонардо да Винчи был известен как художник. Кстати говоря, отец Леонардо тоже в последствии был женат четыре раза и преподнес своему первенцу (которого, кстати, так и не сделал официальным своим наследником) еще десять братьев и две сестры. В аудитории тут же родился вопрос: «А как же подделки. ».
Только количество этих слоёв сегодня от 2 до 6-ти. Французский король Франциск I, захвативший Милан в XVI веке, был в восторге от «Тайной вечери» и пожелал перевезти ее в Париж. Доска обрезана примерно на 20 см снизу, так что исчезли скрещенные руки молодой женщины (это известно из сравнения с сохранившимися подражаниями этой картине).
Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пластичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с традициями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе». Оказывается, есть методики и руководства для процесса измельчения в ступке. Таковы основные картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив.
Между 1476 и 1478 г. г. Несмотря на то, что Леонардо отправился в Милан в надежде на карьеру инженера, первым заказом, который он получил в 1483 г., было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия – Мадонна в гроте (Лувр атрибуция кисти Леонардо более поздней версии из Лондонской Национальной галереи оспаривается). Годы ее создания – 1490-1491. Благодаря этой технике линии на картине получаются слегка размытыми – такими, какими мы видим их в реальности, а не четко очерченными, как у средневековых художников. Веццози, А. Леонардо да Винчи: Искусство и наука Вселенной.
Почему же обязательно оптика. Кузин. – М., 2005. Подобная композиция придает картине поразительную динамику. Десять лет спустя, Леонардо приглашают в Милан, где он и остается работать до 1501г.
Человеческий глаз не способен различать подобные величины. Сегодня этот процесс сохранился в аптечном деле. Он сажает Мадонну изображенную взрослою женщиной, на колени святой Анны и заставляет ее склониться к Младенцу Христу, намеревающемуся сесть верхом на барашка. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым. Предупреждение Леонардо гласило: «Не знающим математику воспрещается читать мой труд».
В чем же каялся святой Иероним. Изображение как будто появилось само собой. Для рисования же всегда использовали другие минералы, которые имели характерные цвета. Дальше можешь тыкать в ступку хоть целый год – ничего визуально не изменится.
Видимо, все же нет.
С. 254. Леонардо да Винчи. Нижний кусок какой-то предприимчивый торговец использовал в лавке как столешницу. Леонардо да Винчи избрал момент, когда Христос произносит слова: «Один из вас предаст меня». В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы.
Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Того же времени и похожего уровня мастерства. Леонардо считал живопись ветвью прикладной науки. Икона была заказана монахами церкви имени св. Его Псалтырь – самый ранний известный нам образец многокрасочной – в три прогона – печати. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных.
Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Кстати, само название «Джоконда» так же имеет двойной смысл. Как вы думаете, встречались ли вы с веществами такой мелкости в реальной жизни. Начиналась она с рисунка на плотной бумаге в размер будущей картины. Об оттенках они не заботились. Рафаэль.
Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Нижний отводился под торговлю и оказание услуг. Одновременно Леонардо создает свою самую прославленную работу — портрет Моны Лизы Джоконды (1506—1510, Париж, Лувр). Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде возможно, она была передана самим Леонардо да Винчи французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Предположительно, моделью Леонардо была возлюбленная миланского герцога Чечилия Галлерани.
Содержание его рисунков самое разнообразное. Но здесь мои старания тщетны.
Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. В мастерскую, где работал Леонардо, началось настоящее паломничество. Кроме того им первым был применен принцип «воздушной перспективы» – изменение цвета в зависимости от глубины изображения. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Вздыбившиеся лошади перекликаются с теми, что поражают нас в ранней картине Леонардо "Поклонение волхвов", однако в данном случае они выражают не радость, а ярость: в то время как воины картины с ненавистью кидаются друг на друга, животные кусаются и брыкаются.
Известен целый ряд штудий одежд Леонардо, датированных 70-ми годами XV века. В центре композиции Леонардо (известной по его наброскам и копиям с очевидно законченной к тому времени центральной части) был расположен эпизод с битвой за знамя, где всадники яростно бьются на мечах, а под ногами их лошадей лежат упавшие воины. Рукопись, содержащую этот рисунок иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Многие писатели и художники писали о живописи. Правда, я удосужился ознакомиться с некоторыми текстами Леонардо касательно смешивания красок, алхимии и т. д.
Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. У них все блестит и сверкает. Спасаясь от смертельной опасности, они (может быть и против собственной воли) не могли надлежащим образом позаботиться о фреске.
Он писал масляными красками очень медленно, работа над картиной длилась годами. «Мадонна в скалах» – одна из первых живописных работ Леонардо. Из него, например, делают детские присыпки. У ног его лежит прирученный лев.
Полотно демонстрирует несомненное техническое мастерство художника. Ему пришло на ум попробовать исследовать множество картин из разных стран и времён. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам. В некоторых местах картины общая толщина всех слоев глазури равна 55 мкм, это значит, что мастер многократно наносил слой за слоем для достижения нужного эффекта. » И ещё сообщили, что частицы пигмента (красящего минерала) настолько малы, что их нельзя измерить «обычным способом». Может быть сам Леонардо был немного таким же как она: люди видели его всегда уравновешенным и дружелюбным, но никто точно не знал, что у него на уме.
Это свидетельство Ломаццо служит подтверждением тому, что художник использовал масло в настенной живописи. Однако, по сравнению с одной из первых его картин «Мадонна Бенуа», эта работа являет собой качественный прогресс в технике исполнения живописи. Долгие годы считали, что на картине изображен Лодовико Сфорца – миланский герцог, жених Беатриче дЭсте, но в начале ХХ в. когда частично был снят верхний красочный слой и удалось разобрать подписи на листе бумаги молодого человека. Тем же годом датирована и «Мадонна с гвоздикой», одна из самых значимых работ да Винчи. Как правило, нет.
Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таинство причастия. Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Вазари. В декабре 1499 года покинул Милан и Леонардо.
Эти виды называются линейная перспектива, перспектива цвета и перспектива исчезновения». В левой находится птичка щегол, которая является символом христианской души. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Соответствие моде может означать лишь то, что женщина относится не к самому бедному роду. Но одним из главных инструментов познания природы для него остается живопись, которую он неоднократно именует «Наука живопись». В этом случае получаются ошибки в пропорциях. Согласно художественным канонам Леонардо золотая пропорция отвечает не только делению тела на две неравные части линией талии (при этом отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части, это отношение приблизительно равно 1, 618).
В Париж часть работ попала благодаря Наполеону, остальная же часть «затерялась» у испанских коллекционеров и была обнаружена только в 1966 г. в архивах национальной библиотеки в Мадриде. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Luc) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. К концу жизни он становится «первым королевским художником инженером и архитектором» при Франсуа I, работает над архитектурным устройством замка Клу. При этом ученые не обнаружили на портрете ни мазков, ни отпечатков пальцев. Христос и ученики помещены в строгий интерьер, напоминающий трапезную монастыря: он сообщает, что один из них предатель. После того как Леонардо перестал над ней работать, ее обрезали по краям (видимо, приспосабливая под небольшое помещение), а затем и вовсе распилили на две части.
Туда же вниз устремлён взгляд Святой Анны – матери Марии. Вот таким образом аптекари стараются растолочь на совесть. Величина частиц порошкового талька имеет разброс как раз от 2 до 10 микрон. Кажется, все очень просто. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Он переписал драпировки на основании этих рисунков.
Это тонкий намек на имя девушки. Но среди них такие гениальные, как Мадонна с цветком – Мадонна Бенуа (1473-1478), Мадонна Лита (1485-1490), Тайная вечеря (1495-1497) и загадочная Мона Лиза Джоконда (1503), которую знают все. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины. «Поклонение волхвов» – знаменитый сюжет и до Леонардо обычно центральная часть картины вписывалась в воображаемый прямоугольник.
С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Живописание Леонардо да Винчи. Нет, они не были утеряны, все оказалось гораздо хуже: Леони взялся «приводить в порядок» многочисленные записи да Винчи, основываясь, естественно, на собственных принципах классификации и окончательно перепутав все страницы, отделив, где возможно, тексты от эскизов, а чисто научные, по его мнению, трактаты от заметок, касающихся непосредственно живописи. счастье, умиротворение.
Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Важнейший из общественных заказов Леонардо был также связан с войной.
На картине мы видим куст можжевельника, называемый джинепро. Здесь тоже библейский сюжет полон загадок. Ни один из них заказа не выполнил, ограничившись созданием картона. Возможно, в конце жизни Леонардо использовал самодельные очки. Как ученый, он значительно продвинул состояние знаний в области гражданского строительства, анатомии, гидродинамики, оптики. У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга.
Поклонение волхвов 1472-1477. В 20 лет да Винчи становится членом общества св.
Этим же периодом датирована одна из его первых самостоятельных работ «Мадонна с гвоздикой». Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание». НО.
Молодцы искусствоведы. Не говоря уже о знаменитой «улыбке Джоконды», таинственным и странным кажется многим даже «лунный» пейзажный фон, увиденный как бы с птичьего полета. Над полотном мастер работал, когда еще находился в мастерской Верроккьо. В Трактате о живописи также излагаются сведения о пропорциях. В 1482г.
Рисовал он тоже одной левой, причем медленно, бесконечно экспериментируя. Вся работа над картиной велась в строгой последовательности. «Дама с горностаем» 1490 — один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи изображающий молодую девушку с горностаем на руках.
Соблюдены все пропорции и законы композиции. Над окном, перед которым сидит Христос, вздымается дуга свода, а при распределении голов художник избежал прежнего однообразия. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Здесь его ждало множество интересных открытий. Однако, хотя уже на этой стадии он разработал общую схему композиции, достаточно четко представлял себе облик и характер действующих лиц, он отказался от традиционной техники фрески, требовавшей быстроты исполнения и почти не допускавшей правок.
Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком.
Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности.
Самой значительной живописной работой Леонардо в Милане стала стенная роспись Тайная вечеря (1495—1498, Милан, трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие). По левую руку от Христа — три апостола, охваченные сильнейшим волнением. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Счастливый и спокойный период работы Леонардо в Милане завершился драматически. Младенец, крещенный в последствие под именем Леонардо, родился, как записано в церковной книге, «в субботу, 15 апреля 1452 года от Рождества Христова» от внебрачной связи крестьянки Катерины и нотариуса, посла Флорентийской республики, мессира Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, потомка богатого почитаемого итальянского семейства.
Фантазёры. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие».
Получался так называемый «картон». До нас дошло лишь полтора десятка живописных произведений да Винчи.
sfumato – «затушеванный исчезающий как дым») – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Накладываясь друг на друга, эти слои создают многоцветную картинку. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Но эксперимент провалился: уже в XVI веке изображение начало разрушаться, а прорезание двери в стене, наводнения, неудачные реставрации, бомбежки во время Второй мировой еще сильнее испортили роспись. Пожалуй, самые примечательные из них «О живописи» (1435) итальянского гуманиста, архитектора, антиквара, математика и теоретика искусства Леона Баттиста Альберти, написанный по латыни и переведенный на итальянский и «Книга об искусстве или Трактат о живописи» (1437) флорентийского художника Ченнино Ченнини (1370–1440), представляющий собой своего рода пособие для художников.
Женский образ как бы соткан из света, который его окутывает, обтекает, пронизывает. Надо признаться, что для меня стали откровением слова некой замечательной женщины-искусствоведа, выступавшей однажды на канале «Культура» в программе «Академия». Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры.
Например, художнику удалось достаточно хорошо спроецировать оптикой изображение на холст. Впрочем, не стоит воспринимать проект в качестве проявления бездушной технократии. Эксперты утверждают, что обман зрения происходит за счет теней в уголках ее губ.
Там есть особенность – чем мельче размолото активное вещество, тем сильнее его действие на организм.
«Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 — портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи. Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие. Его картины остаются самыми загадочными произведениями искусства.
Мастер в 1506 г. вернулся в Милан. Однако к написанию картины он так и не приступил. В диапазон от самого светлого пятна до самого темного «лягут» все остальные градации светотени. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков.
При этом использовали или чернила или какую-нибудь прозрачную краску. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Получив уроки математики у фра Пачоли, Леонардо мог уверенно писать об этом предмете: «Как среди всех исследований природных явлений свет особенно восхищает очевидца так и среди всех великих функций математики именно несомненность ее доказательств в высшей степени совершенствует разум исследователя». Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление.
«Святой Иероним» – еще одна из ранних работ Леонардо. Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка оживляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). А затем довершили дело грубые реставрации и. солдаты Бонапарта. Уж не пользовались ли художники всякими оптическими штучками и в стародавние времена. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности.
Это значит, другими словами: для Перуджино, Боттичелли и Беллини решающее значение имело Евангелие страдания, христианское отречение от мира, как ни отличны друг от друга их Мадонны. В своем методе Леонардо не хотел следовать другим трактатам. Портрет Джиневры – первый портрет Леонардо, он писан маслом по деревянной доске. Неоконченный Св. Полуфантастический пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя».
Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. В 1483 году монастырь Святого Франциска заказал Леонардо алтарную картину, впоследствии получившую название «Мадонна в скалах» (ок. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Особенно его не устраивала техника фрески, требовавшая быстрого, без поправок исполнения. В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную, коснувшись и фрески.
А после этого быстро охладевал к работе. Но лупа – это не микроскоп. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Во втором случае, чтобы связующее вещество красок не впитывалось в грунт, его покрывали дополнительным слоем клея. Он больше привязывал наблюдаемые явления к неким общим философским законам. Правда, цветная полиграфия существовала уже во время Леонардо да Винчи. Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под покровительство Лодовико Сфорца (1452 – 1508), который содержал армию, тратил огромные средства на проведения пышных празднеств, покупку произведений искусств.
Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Марии 16 лет, как в Писании. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Это размытость (не резкость) некоторых предметов на картине.
Здесь он занялся научными исследованиями изучал полет птиц, пытался разработать модель летательного аппарата, но в 1501 году получил заказ от церкви Сантиссима Аннунциата написать алтарный образ «Святая Анна с Марией и младенцем Христом». Это не просто портрет женщины. «каждый слой глазури имеет толщину 2 мкм, что в 50 раз тоньше человеческого волоса. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. / В. С.
Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи инструменты и поместья он завещал ученикам. Нет более углов. Все спуталось в дикий клубок. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Следующий этап работы -- перенесение рисунка на грунт.
Написана она маслом с применением новых приемов объемного моделирования фигуры. Интересы сошлись в одном. С. 39-44.
Возможно, один из них и послужил прототипом для головы Иеронима – ведь это было время, когда заново открывали античное искусство, когда раскопки велись по всей Италии. На картине мы видим также лошадей, бредущих без всадников, что, возможно символизирует природу, ещё не подчинённую человеком. Недавно Лувр потратил 5, 5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил.
Для этого не всегда используются камни. Двенадцать апостолов, чьи одеяния напоминают классическую скульптуру, располагаются за столом без строгой симметрии, но образуют группы по трое два эмоциональных потока устремлены к центру, где учреждающий евхаристию Христос предстает «мотором» действия. Не случайно Рафаэль написал своего Платона на фреске «Афинская школа» (1508–1511) в папских покоях Затикана для папы Юлия II используя Леонардо в качестве модели. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства.
Это были слова и ноты «Ангельской песни». К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Французский период был самым счастливым в его жизни. От времени эта картина да Винчи значительно пострадала, но различимыми остались широко расставленные огромные глаза нарисованного на ней существа. Художник отказался от сохранявшихся канонов в изображении Богоматери. Герои связаны между собой с помощью поз и жестов.
Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль (середина 1470-х годов, Британский музей) демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение. – М., 2000.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. С. 82-83. Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды. С помощью сфумато, светотеневой моделировки, смягчены контуры фигуры.
Без этого все блики не запомнить и не воспроизвести своим воображением. К мягкости стремятся и краски. Не получается у них так нарисовать – «секреты мастерства» утеряны. Пейзаж изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин).
Леонардо да Винчи справился с этими трудностями гениальнейшим образом. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо да Винчи, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. Подобной ограниченной точности не встречается больше ни в одной работе Леонардо. Идеи Леонардо да Винчи, как инженера, значительно опередили свое время. «Портрет Джиневры де Бенчи» (1473 – 1474) пронизан меланхоличным настроением.
Никак не определить. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Франциска в 1483 году.
В середине 1480-х годов Леонардо написал картину Дама с горностаем (Краковский музей), которая, возможно, является портретом фаворитки Лодовико Сфорца Чечилии Галлерани. Микеланджело. Борются люди и кони. Несколько позже парная к ней фреска «Битва при Кашине» была заказана Микеланджело.
Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Таким образом, появились две коллекции рукописей и рисунков. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Сегодня самая главная разгадка секретов Леонардо да Винчи должна принадлежать химикам.
Однако монахи из Сан-Донато выплатили за картину «Поклонение волхвов» два аванса, так что наверняка им хотелось получить заказ для своей церкви. Трактат Леонардо был не первым трудом, где была предпринята попытка научно объяснить теорию цвета и ее применение в живописи, но знание Леонардо классической литературы помогло ему привнести в свою работу теоретический анализ Аристотеля (384–322 годы до н. э. ), который писал «О восприятии и воспринимаемом» и «О цветах» (около 350 года до н. э. ) задолго до Возрождения. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Для него началась пора беспокойных скитаний.
1459-1537) и Алессио Бальдовинетти (ок. Подобно Иисусу и апостолам они изучая Священное Писание, подчиняют ему свою жизнь им. В правой части композиции изображена конная битва, смысл которой остаётся пока неясным. В этот период художник создает «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа») (ок.
Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Возможно, мода на неоплатонизм властвовавшая в ту эпоху во Флоренции так же сыграла роль в решении да Винчи уехать в достаточно академичный и прагматичный Милан, который больше отвечал его духу. Казалось бы, что «Тайная вечеря» должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе.
Переводы, статьи, комментарии. как иллюстрация к записям в одном из дневников. Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением.
Леонардо же стал компоновать фигуры по принципу пирамиды. В источниках оно не фигурирует под названием Иоанн Креститель: Вазари говорит об «ангеле» из медичейских коллекций, приписывая его Леонардо и в его описании эта картина очень напоминает Иоанна Крестителя. К тому же времени относится и необычно решенный женский портрет — «Дама с горностаем» (1488—1490, Краков, Музей Чарторыйских). Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня».
Все различные элементы картины, казалось бы, противоречивые, сливаются воедино, создают впечатление целостное и сильное. Сама работа представляет собой огромную композицию, которая может занимать целую стену. Складки одежд Марии и Ангела мягко и естественно облегают тело, не скрывая очертания фигуры, что тоже было новаторством во времена Леонардо. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований.
Мышцы аскетичного, худого лица, рук и плеч напряжены, твердо стоит нога на большом камне. Рембрандт. Для этого его накалывали иглой по всему контуру и границам теней. Леонардо увлекается научными изысканиями иногда обращаясь к живописи. «Мадонна в скалах» (1483 – 1484, Лувр, Париж и второй вариант) – знаменитая картина Леонардо написана в Милане. Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя» Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных.
Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива. В 1495 г. Леонардо приступил к работе над «Тайной вечерей» (площадь 4, 5 8, 6 м). Самое светлое пятно – это блик света на боку кувшина. Подумайте только: один микрон – это одна тысячная миллиметра. Большая часть теоретических трудов да Винчи посвящена изображению человеческих эмоций. Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно.
И вот пример: огромное плечо «Антеи» Пармиджанино (около 1537), маленькая голова «леди Дженовезе» Антониса Ван Дейка (1626), огромные ноги крестьянина на картине Жоржа де Ла Тура. Иногда пигменты извлекают из растений или даже насекомых, но частички красящего вещества присутствуют неизменно. Расположение учеников (4 группы по три человека) симметрично относительно центра – Учителя, но не между собой, что и создает ощущение живого движения, но в тоже время ощущается определенный ореол одиночества вокруг Христа.
Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Анна с Марией и младенцем Христом» (1500 – 1510) – одна из тем творчества Леонардо, к которой он неоднократно обращался. Любовь вечная, жертвенная, как цепи гор, проходит из поколения в поколение, через прошлое к будущему. Уже в марте 1503 года Леонардо получил от флорентийского правительства ответственный заказ — ему было поручено написать на стене главного зала Палаццо Веккьо большую батальную композицию «Битва при Ангиари». Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году и путешествие картины по США в 1962-м и многократное цитирование, в том числе в искусстве.
Уделял он внимание и рукам. «Благовещенье» 1475 — картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией. Леонардо изобразил на ней Христа и окружавших его апостолов за большим накрытым столом.
Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмущаются, гневаются. Леонардо да Винчи. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами.
Легкая дымка светотени — «создательницы выражения на лицах», чуть сгущающаяся в уголках губ и у глаз, сообщает ясному, спокойному лицу Моны Лизы одухотворенность и рождает знаменитую улыбку, которую скорее чувствуешь, чем видишь, которая может неуловимо меняться даже при разном освещении картины. Поразительное явление Божественного Младенца привело в смятение толпу.
В оригинале сохранилось только пятнадцать его картин. В переводе с итальянского «sfumato» означает «затушёванный», в буквальном значении слова – «исчезающий», будто дым. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Даже с помощью лупы вы не сможете увидеть что-то размером в 30 микрон. 1478).
В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Получается, что, если даже пигмент наносился так тонко и равномерно, что его частицы расположатся точно в один слой, то они не должны быть размером больше чем 2 микрона (микрометра, мкм). Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации. Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок.
В 1506 Леонардо получает приглашение в Милан от Людовика XII Французского (1462-1515). Он совершенствует технику сфумато, доводя ее до невиданного ранее совершенства. Они сделаны в технике монохромной темперной живописи (коричневая краска и подсветка свинцовыми белилами) кончиком кисти по тонкому льняному холсту. Главное уже находиться в фокусе. Здесь предел такой – если ты можешь на глаз различить отдельные частички – работай дальше. Это изображение самой идеи мира и безмятежности.
Одна из знаменитых работ Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (другое название — «Портрет Цецилии Галлерани») датируется 1490 годом. Леонардо да Винчи» (1901) продолжил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо. «Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения.
Создание каждой новой картины Леонардо рассматривает как эксперимент – причем эксперимент во всех областях, начиная с трактовки сюжета и заканчивая применением новых материалов и новой техники живописи. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. «Витрувианский человек» — общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг. Мадонна кормит младенца грудью.
Вместе со своим учителем он работает над «Крещением Христа» (1472-1475). Все люди, что собрались вокруг Марии с Младенцем, находятся в движении. Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета). был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Рукописи попали к Понпео Леони, придворному скульптору испанского королевского дома.
(находится в экспозиции Британской Национальной галереи, Лондон). Как несложно догадаться, верхний ярус предназначался для высших слоев общества. Судя по всему, он также заинтересовался гравюрой на меди.
Его легче всего размолоть. Может быть, художник просто очень внимательно и тщательно прорисовал то, что видит. Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились.
А тот задумчиво сжимает в руке символ будущих мук Христа – цветок, напоминающий крест. С другой стороны, это слово созвучно итальянскому «giocondo», т. е.
У тебя больше нет критерия, которого ты должен достичь. Первые свои произведения Леонардо создавал темперой на досках, грунт был тонированный. Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги. Большее количество не оправданно для современной техники. По этому нисходящему пути трансформируется и эмоциональное содержание.
Там цветное изображение также раскладывается на одноцветные слои. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Модель повернута вправо, а не влево, соответственно расположен также источник света. Сложно и громоздко.
Леонардо делал читателям строгое предупреждение, перефразируя Аристотелевскую надпись на дверях его академии: «Не знающим геометрию вход воспрещен». Портрет Джиневры деи Бенчи и Мадонна Бенуа (Санкт-Петербург, Эрмитаж), которой предшествовала серия крошечных набросков Мадонны с Младенцем, вероятно, являются последними картинами, законченными во Флоренции. Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Вот замечательный пример – картина Ян Ван Эйка, которая называется «Портрет Четы Арнольфини». Во время обучения Леонардо у Верроккьо флорентийские художники уже писали по холсту -- достаточно вспомнить аллегорические картины Боттичелли, созданные для Медичи.
Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». У Леонардо все полно движения. Первая самостоятельная работа Леонардо, написанная, видимо, когда он еще не покинул мастерскую Верроккьо, — это довольно большая композиция «Благовещение» (1475—1480, Флоренция, Галерея Уффици) влияние учителя еще сказывается в облике Мадонны, характере пейзажа с томными силуэтами кипарисов, тщательности, с которой прописаны рельефы небольшого мраморного стола, но по сравнению с работами флорентийских мастеров этого времени картина кажется немногословной, а пространственная пауза, разделяющая персонажей, создает атмосферу значительности события. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики.
Они легли в результате объемными складками. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Иероним извлек занозу, после чего человек и царь зверей стали неразлучны. Каюсь, с химией у меня туго. Леонардо придумал и изготовил такие машины, как крутильный станок на несколько веретен, прокатный стан, волочильную машину, станки для нарезки винтов, приспособления для шлифовки оптических стекол, устройство для насечки напильников, камерные шлюзы, водоподъемные машины различных конструкций, рессорный (пружинный) автомобиль, домкрат, будильник, паровую пушку, пирамидальный парашют и многое другое. Пейзаж изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин).
Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Работа не была закончена. И наконец, знаменитый эффект сфумато. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа.
Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину. Этот человек изображен кающимся. Но этого нельзя было сделать. Создание «Тайной вечери» стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени.
Также обращает на себя внимание отсутствие в живописи белил, за исключением тех случаев, когда писались белые одежды или драпировки. Вместе с тем композиции в целом весьма устойчивы и сохраняют равновесие., которой он достиг к концу XV века. Леонардовская трактовка перспективы, которую он разделил на три «вида», требует понимания законов перспективы уменьшений. Через год, в течение которого Леонардо доверялось лишь очищать холсты, растирать краски и заниматься другими подготовительными работами, Вероккио начал знакомить своего ученика с традиционными приемами живописи, гравюры, архитектуры и скульптуры.
Это значит, что размолоть их до такой мелкости ещё труднее. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Не смотря на то, что к 1476г. Эта картина выставлена в Эрмитаже.
Также в записях Леонардо упоминаются линзы, то есть обычная лупа. В 1472г., Леонардо вносят в «Красную книгу» гильдии св. Чезаре Борджиа считали величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищали его упорство и недюжинный талант полководца. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая то как будто соблазнительно улыбается вам, то словно холодно и бездушно смотрит вдаль однако никто не отгадал улыбки Джоконды, никто не истолковал ее мыслей.
Благодаря фронтальному принципу изображения главный источник света находится в левой части картины, подобно естественному освещению трапезной. Это детали герба Бембо, поклонника Джиневры, что подчеркивает связь между ними (Бембо был послом во Флоренции). Еле заметны, еле уловимы переходы. «Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными. Как известно итальянская портретистка развилась из медали.
Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. В 1478 году Леонардо да Винчи написал картину «Мадонна с цветком» (другое ее название «Мадонна Бенуа»), которая сейчас выставлена в Эрмитаже. Прежде всего, новшество заключалось в том, как располагались фигуры на картине. – спросит пытливый читатель. Если вам кажется, что Мадонна улыбается, то это не так.
Так или иначе, но его записи вообще-то трудно сопоставить с теми выводами, которые были сделаны выше. Вполне возможно, что именно это состояние и отражено в улыбке Моны Лизы: умиротворение и спокойствие будущей матери. «Мадонна Литта» 1495 — сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. Ведь жажда знаний в Средние века считалась грехом. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами».
Леонардо открывает свою мастерскую. Недоуменно, как бы отказываясь поверить услышанному, разводит руками Иаков Старший. Главная из них открылась сравнительно недавно. В этой технике были воспроизведены некоторые рисунки мастера. Будет красиво, но с действительностью не совпадёт. Он предлагал большие деньги тому, кто найдет способ переправить эти фрески во Францию.
Возможно, заказчикам не нравились его композиции – они были слишком новаторскими, слишком дерзкими.
Картина Вероккио Крещение (Уффици) также не датирована, хотя предположительно может быть помещена в первую половину 1470-х годов. Картина, как известно, не была окончена. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Надпись на картине сделана зеркальным способом.
Однако, эта работа осталась незавершенной: да Винчи умер в 1519г., в возрасте 67 лет. Чтобы закрепить его, след угля обводили карандашом, пером или острым кончиком кисти. Это и понятно. Богородица ли она вообще. Фон выполнен в едином тоне – окно в темной стене, которое не позволяет увидеть небо.
Через два года, мастер возвращается в родную Флоренцию, где пишет свою легендарную фреску «Битва при Анджиани». Там конечно краски ещё не те, что сегодня, но всё-таки – три слоя. Вот только он не собирался каяться в том, что хочет проникнуть во все земные тайны. А никакой увеличительной техники у Мастера не было. Если для наглядности провести линии по тем точкам, которые имеют прямое отношение к перспективе фрески, получится почти идеальная геометрическая сетка, «нити» которой выстроены под прямым углом друг к другу.
В центре изображена Мадонна с младенцем без каких-либо намеков на нимбы и сияние над головами. Сплошным воплем о прощении является Иероним. Там же располагались важнейшие элементы транспортной инфраструктуры. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями.
Обратите внимание на композицию, на распределение на картине светлых и темных пятен. В этом он тоже может сравниться лишь с его современником Микеланджело. Потом переносил рисунок на доску и делал подмалевок.
Но всему есть предел. Боттичелли изображал Венеру в виде монахини, в виде скорбно-печальной христианки, точно готовящейся уйти в монастырь, чтобы пострадать за грехи мира. Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта сфумато. До Леонардо практически никто так не изображал человека, как мы его видим на картине «Святой Иероним». «Мона Лиза» 1515 — конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи. Он прожил там до 1499. Все части тела будто живые, еще немного и они начнут двигаться.
Хорошо ли. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Два дерева в центре – пальма и каменный дуб – служат осями, вокруг которых закручивается спираль всей композиции, как бы вставленной слева – между фигурой старца, погружённого в задумчивость и справа – фигурой юноши (он указывает на Мадонну с младенцем). Проникая из глубины, свет постепенно смягчается в прозрачном покрывале, затем снова сгущается в складках одежды, между прядями волос и наконец разливается по лицу и рукам, позволяя почувствовать, как бьётся под прозрачной кожей горячий ток крови. Портрет Джиневры деи Бенчи (около 1478 г., Вашингтон, Национальная галерея) – возможно, первая картина Леонардо, написанная самостоятельно.
Значит, для достижения подобного результата Художнику следовало закрепить свою голову в зажим и работать кисточкой с бешеной скоростью. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Он отодвигает одной рукой плащ, перекинутый через плечо, а другую отводит назад, размахиваясь, чтобы ударить себя в грудь камнем. Никогда не изображал он отречение и муки.
Как удавалось Леонардо наносить такие слои краски – загадка. Конечно, название картин Леонардо да Винчи на английском языке звучит иначе, как и на итальянском, языке самого художника. На картине нет ни одной похожей позы – каждый человек выражает свое особенное чувство, но все вместе они движутся в общем порыве. Вполне возможно. Подобные занятия, скажем так, не поощрялись церковью, вот таким образом вскрытия производились по ночам и тайно. Все тело отражает данное душевное движение. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх.
С другой стороны, он был очень практичен. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Луки, гильдии художников, все еще продолжая работать в мастерской Вероккил до 1476г.
Рисунок Леонардо – Витрувианский человек – также является знаковым. В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы.
М., 2000. Оказалось, что художники Эпохи возрождения (1415 века) рисовали с такой реалистичностью, которая без применения оптики просто недостижима. Символическое переплетается с эмоциональным, а идеальное – с реальным. Самое мелкое, с чем вы могли иметь дело, это тальк. Рассеянно смотрит он на зрителя, правой рукой придерживая грудь матери.
За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieur de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. М., 2001.
Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. Ореол знания, которое пока еще не доступно его последователям. В личности Леонардо да Винчи, выдающегося живописца, скульптора, строителя, военного и гражданского инженера, ученого изобретателя, наиболее полно воплотился сформулированный мыслителями итальянского Возрождения идеал «homo universale» — человека, чьи творческие возможности многообразны и почти безграничны. Если так, то Леонардо наверняка ощущал свое родство с Иеронимом. Образ Джиневры, определенно, скрывал тайну, душевные переживания.
Первая датированная работа (1473 г., Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Но и в теперешнем своем состоянии она производит сильнейшее впечатление и остается одним из величайших памятников итальянского Возрождения. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Но это была грация элегическая.
Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур.
Результаты экспериментов часто погибали. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Вот таким образом, считает Ломаццо, многие его работы осыпались со стен. Леонардо был знаком с этими работами.
Ведь источник света солнышко, а оно перемещается. Пластически высечены контуры. И главное, не подделка ли это.
И опять, работая над «Поклонением волхвов», Леонардо отказывается повторять сложившиеся каноны и создает абсолютно новую и необычную композицию. В XV веке подобных учебников просто не существовало. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину. В дальнейшем австрийские и французские солдаты как будто соперничали между собой в вандализме по уничтожению этого сокровища. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Во главу угла ставились практичность и гигиена.
Над чарующим пейзажем взор улавливает вдали расплывающиеся горы, выступающие на небе подобно облачкам. Её прическа и одежда – по флорентийской моде того времени, вместо традиционного красного платья и синего плаща (так она была одета и в более ранних работах самого Леонардо). Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне.
Челябинск, 1998. В отличие от «Мадонны Бенуа», «Мадонна Литта» говорит о радостном чувстве материнства. «Св. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление.
Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше.
Да Винчи много внимания уделил комфорту обитателей города. Обращенный к небу указательный палец его правой руки – ещё один мотив, связанный с иконографией этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. Взгляд этот и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела исполнены глубокого и загадочного смысла.
Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени. В работе над ней принимал участие ученик художника – Амброджо де Предис. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма».
В 1491 году Леонардо да Винчи пишет картину «Мадонна Литта», которая выполнена в стиле эпохи Высокого Возрождения. Леонардо также интересовал рисунок волос. Тушевка производилась темперой или маслом. Безусловно, эти рисунки предназначались для чисто исследовательских целей, однако они поражают своей красотой и сходством с набросками архитектурных проектов в том, что и на тех и на других изображены перегородки, разделяющие части внутреннего пространства. Леонардо покинул город. Мы постарались вкратце рассказать о них.
Иногда, прежде чем закончить картину в цвете, всю живопись подготовляли в так называемых «мертвых красках», то есть холодными, светлыми, малоинтенсивными тонами. Практически это зависит от того, что думаем мы сами, глядя на ее изображение. В это же время появляются первые заметные работы да Винчи, принесшие ему известность: набросок тушью «Пейзаж Санта-Мария дела Неве» и «Благовещение». Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый. Полагают так же, что Леонардо стал моделью для бронзовой скульптуры Давида и изображения Архангела Михаила.
Так Шеффер (ученик Гутенберга) уже в 1457 году использовал цветные краски – синюю и красную – при печатании. Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям» – и здесь действительно неясно все. Собрал разрозненные части архиепископ Лиона, кардинал Жозеф Феш, а после его смерти папа Пий IX выкупил «Святого Иеронима» для собрания Ватиканской пинакотеки.
Леонардо начал с разработки общей идеи композиции и образов отдельных персонажей в серии композиционных набросков, великолепных этюдов к головам отдельных апостолов и даже словесного описания происходящего события. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение.
Но в том-то и дело, что блики на металле, это не просто светотень. Но открылась ли. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Она ещё девочка и весело играет с ребёнком. «Тайная вечеря» 1495 — эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. Сколько микрон достиг.
Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль (середина 1470-х годов, Британский музей) демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. В Милане Леонардо начинает писать «Трактат о живописи», работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена. Согласно легенде, опасный хищник занозил лапу и страдал от невыносимой боли.
Но проведенный в 2006г. Леонардо прежде всего интересовала подвижность человеческого лица, поскольку, по его мнению, она отражает «движения души человека, а именно – его мысли и чувства». Такой размер считается целесообразным.
хранилась в библиотеке Милана. Полуобнаженное тело святого написано со знанием мельчайших деталей анатомии. Краски медленно таяли (в течение приблизительно шестидесяти лет), пока не исчезли совсем. Коленопреклоненная Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя.
О чем думает Мона Лиза. Сзади видны ветви можжевельника (по-итальянски – ginevra) и подернутый влажной дымкой пейзаж.
Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. К 1514 – 1515 гг. Леонардо изучал полет птиц и спроектировал летательный аппарат тяжелее воздуха (орнитоптер), однако пришел к выводу, что такой аппарат летать без достаточно мощного двигателя не может. Все это часто использовал Леонардо». / Леонардо да Винчи.
«Мадонна Бенуа» не имеет каких-либо мелких деталей на фоне, в ней четко видно только две фигуры, которые полностью заполняют собой пространство. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка.
Только ему, своему лучшему ученику, Вероккио доверяет завершение своих работ. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. / Дж. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Надо сказать, что совершенно все краски и сейчас и раньше делаются на основе пигментов.
1483, Париж, Лувр). В гармонии, достигнутой таким путем, заключается величие и значение картины. Поза ее выглядит не вполне естественно. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену.
Да Винчи закончил картон (тоже утраченный) и написал на стене картину. Даже руки ее уложены таким образом, словно уже готовы качать младенца. Но даже и в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление. Ну и главная деталь, которую позже автор доведет до совершенства в своей «Джоконде» – улыбка.
Это похоже на поток бурлящей воды, что так любил рисовать Леонардо. Самый ранний его рисунок – пейзаж окрестностей Флоренции. Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). С. 225. Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401 – 1466), отца Лодовико Сфорца.