Картина Леонардо да Винчи Вакх: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Леонардо да Винчи как художник. – Эпоха Возрождения. – Классическая древность и дух нового времени. – «Иоанн Креститель». – «Вакх». – «Джоконда». – Значение «Тайной вечери» в истории искусства.
Не менее замечательны работы Леонардо да Винчи в области гидростатики и гидродинамики. Он поражен тем, что его предательство известно Христу. Указующий жест Вакха Леонардо перенял от древнеримских статуй. Он взял с собой тома своих научных рукописей, множество рисунков и несколько картин.
Леонардо да Винчи обладал весьма солидной научной подготовкой. Его творчество очень незамысловато и принадлежит к тому роду поэзии, которая в Италии называется «poesia buriesca». Целый ряд его сонетов направлен против Беллинчиони. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839—1900).
«Есть дар пророчества в вакхическом безумье» : голоса целого мира, его законы, его судьба говорят устами такого безумца, опьяненного божественным напитком Диониса.
В примечании Ренье указывает на то, что ответ г-жи сестры не совсем согласен с грамматическими правилами русского языка: нужно было сказать: «добро, господин», «dobro, gospodin». Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто). Леонардо да Винчи еще более чужд идеалам и формам классической древности, нежели его гениальный соперник. В течение семи лет жизни в Милане Леонардо мало занимался живописью. Фактически картина нарисована кистью, а не написана.
Однако результатом подобного минимализма вовсе не стало уничтожение живописности. Он был, без сомнения, отличный математик и, что весьма любопытно, он первый в Италии, а может быть и в Европе, ввел в употребление знаки (плюс) и – (минус). «Это чудо, – говорит он, – это вещь скорее божественная, чем человеческая».
«Наш Моро, – пишет Беллинчиони, – поступает, как сокол, который неподвижно держится на крыльях, выжидая счастливого мгновения, а потом быстро спускается на жертву». И действительно, Леонардо достиг совершенства. «Я -Дионис Громозвучный, – говорит он о себе, – дочь Кадма, Семела, от Зевса, с ним сочетавшись любовно, меня родила».
Не так отнесся к своей задаче Леонардо. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей и тем, для кого эти предметы – профессия. Здесь, впрочем, вполне подтверждается положение, гласящее, что искусство, как бы ни были идеальны его задачи, всегда тесно граничит с жизнью: жизнь конца XV и начала XVI веков давала совсем иной материал, нежели эпоха Перикла и Фидия. Картина художника Леонардо да Винчи, первоначально названная «Святой Иоанн в изгнании» со временем получила другое, более распространенное название «Вакх» или «Бахус». Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине.
В конце своей жизни Козимо сделал еще более, основав «платоническую» Академию, этот центр итальянского классицизма. non desso. По словам одного из старинных биографов, под генеалогическим древом фамилии Винчи было сделано примечание, гласившее, что из девяти братьев Леонардо ни один не отличился «ни умом, ни мечом», а вот таким образом имена их не были удостоены упоминания.
не нужно пускать туда угрей, ни тунцов и ни щук также ибо они пожирают других рыб". Благодаря щедрости Козимо были вынуты из архивной пыли такие сокровища, как наилучшие списки материалистической поэмы Лукреция «О природе вещей», естественноисторических сочинений Плиния и некоторых произведений Цицерона. Людовико Моро, т. е. Людовико Сфорца, по прозванию Шелковичное Дерево, оказался в разных компилятивных сочинениях Людовиком Мавром.
Леонардо вынужден покинуть город и в течение нескольких лет переезжает с места на место, подолгу нигде не задерживаясь. В 1502 г. он оказывается во Флоренции и начинает работать над созданием картины «Мона Лиза». В 1506 г. король Людовик XII приглашает Леонардо в Милан в качестве придворного живописца, а в 1513 г. Леонардо переезжает в Рим по приглашению брата Папы Льва X. Последние годы жизни Леонардо провел во Франции при дворе короля Франциска I, сменившего на престоле Людовика XII. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 г. Поскольку живописных работ из-за своей универсальной увлеченности разного вида занятиями Леонардо создал сравнительно немного, скорбеть приходиться не только о незавершенных замыслах, но и о каждом утраченном творении. Это был убежденный любитель сонета. Вот почему, кроме прозвища «Моро», Беллинчиони дает ему иногда другое прозвище, Ermellino, что значит Горностай. дядя его Людовико был смуглого цвета и потому имел прозвище Мавра (di Моrо), носил волосы в виде длинной гривы (la zazzera lunga), спереди почти до бровей.
Мощные мазки кисти, намечающие волосы, довольно необычны для Леонардо и, возможно, являются поздним дополнением. Эти объяснения мало чем отличаются от современных. От подобных диспутов один шаг до полного индифферентизма и скептицизма.
По его теории, всякое отраженное движение слабее того, которое его произвело. Вакх — взглянуть окрест, постичь тайны природы. Как далека эта точка зрения от взглядов величайшего механика древности Архимеда, который, по словам Плутарха, потому мало писал о механике, что считал это знание гораздо более низким, чем математика ибо «низко все, что имеет непосредственное практическое значение», тогда как наука должна быть, по мнению древних, сама себе целью. Одно из своих стихотворений он начинает словами: «из всего, что видишь, делай сонеты». Сохранился итальянский сонет, следующим образом характеризующий детство и юность Леонардо и его отношения с женщинами, заменившими ему мать: «Он был первым зерном драгоценного ожерелья и это зерно, без сомнения, оказалось самого чистого жемчуга, так как все три жены Пьеро гордились им, как своим собственным».
Последователи Аристотеля перепутали даже то, что он сказал и более всего им понравилась его «энтелехия» – нечто вроде современного понятия о потенциальной или скрытой энергии, но только весьма смутное, неопределенное и почти непонятное. точно взяты из трактата о живописи, написанного самим Леонардо.
К важнейшим библиографическим источникам, по которым можно восстановить некоторые очень важные черты итальянского Ренессанса конца XV в., надо отнести книгу под названием «J Sonetti» Пистойа (Антонио Каммелли), комического поэта (1440 -1502 гг. ), который в своих стихах часто передает политические события своего времени. Личность художника, его «я» постоянно выступает наружу. Известно только, что после первой женитьбы Пьеро, состоявшейся в том самом 1452 году, когда родился Леонардо, Катарина прекратила почти всякие отношения с обольстившим ее синьором и даже вышла замуж за какого-то крестьянина. Рыбы должны быть из тех, что не мутят воды, т. е. Впрочем, Уэвель был одним из первых, сделавших исключение для Леонардо да Винчи.
Опуская некоторые другие характерные уподобления Беллинчиони, мы подходим в сонетах к прямым указаниям на истинный смысл прозвища Моrо. По одному из них детьми Леды были сыновья Кастор и Полидевк (Диоскуры) и дочери Клитемнестра (будущая царица Микен, супруга Агамемнона) и Елена Прекрасная вышедшая замуж за Менелая, который занял после смерти Тиндарея трон спартанского царя и ставшая причиной Троянской войны. Со многими из них Пистойа находился в личных отношениях.
Исходя из этих начал, Леонардо нарисовал чертежи «практического фехтования», которые подарил учителю этого искусства, Борри. Это Вакх-мечтатель, опершийся о мрачную скалу.
Опыт показал ему, что шар, брошенный о землю, никогда (вследствие сопротивления воздуха и неабсолютной упругости) не поднимается на ту высоту, с которой он брошен. «Леда» Леонардо стоит стыдливая, опустив глаза и гибкие, змеистые линии ее тела извиваются с высоким утонченным изяществом настоящим супругом лебедь почти по-человечески охватывает ее крылом, а маленькие близнецы, вылупляющиеся из яйца подле, даже и выглядят-то по-птичьи искоса тайна первобытных времен, глубокое родство между человеком и животным, смутное язычески-философское чутье единой и всемирной жизни нигде не выразились с такой мастерской изобретательностью и не обнаружили так вещей догадки столь проницательного и вдумчивого вместе гения». «На гладкой плоскости, – говорит Леонардо, – трение равно четверти веса движущегося по ней тела». Не менее чем Козимо сделал для развития наук и искусств другой Медичи, Лоренцо, получивший прозвание Великолепного, как нельзя более подходящее к его гордой, надменной, но умной фигуре, о которой можно получить понятие по бюсту, выполненному Верроккьо или одним из его учеников.
Он внимательно изучил Архимеда, которого часто цитирует и старался пойти далее. На той же картине можно видеть портрет Беатриче, оба на коленях, с детьми впереди. Вазари не находит слов, чтобы похвалить эту картину. Но по университетам нельзя еще судить о состоянии знаний. Это дерево Физбы и есть шелковичное дерево, Моrо, т. е. в данном случае Людовико Сфорца.
Еще в раннем детстве проявились выдающиеся художественные сособности Леонардо и в 1470 г. он поступает в мастерскую известного художника Андреа дель Вероккио. Через два года, в 1472 г. Леонардо принимают во флорентийскую Гильдию художников. В 1481 г. Леонардо в качестве военного инженера поступает на службу к правителю Милана Лодовико Моро. Он отодвигается от стола. Шкура и посох могут быть объяснены как атрибуты Крестителя, ягоды же и лавровый венок — символы античного бога вина. Необходимо ознакомиться с тогдашней торговлей, промышленностью, военным искусством. Возможно, одной из этих работ и является «Портрет девушки» хранящийся ныне в Парме. Так, Людвиг Шеффлер в своем этюде о Микеланджело, сравнивая произведения этого гораздо более чем Леонардо да Винчи приближающегося к древним грекам художника с классическими образцами, пишет, что отличительной чертой искусства времен Возрождения является «индивидуализм» или, если угодно, субъективизм.
Начиная со щита, расписать который заказал некий крестьянин. Наивность и непосредственность античной жизни исчезают при этом абсолютно, но зато появляется внутренняя «демоническая» борьба.
Леонардо да Винчи стоял абсолютно в стороне от школьных физических и механических теорий. Нередко ему это удавалось. Аристотель смутно сознавал закон, высказанный гораздо позднее Галилеем и вполне научно обоснованный дАламбером, по которому то, что выигрывается в скорости, теряется в силе и наоборот но в сочинениях Аристотеля закон этот только чуть-чуть угадывается, а именно сказано, что длинное плечо рычага «преодолевает большую тяжесть», так как «более длинный радиус движется сильнее (следовало сказать, наоборот, движется медленнее), чем более короткий». Но Дионис «не чужд Арея» и когда мы видим, что войско бежит с поля сражения, объятое внезапным страхом, это значит, что его гонит Дионис, вселившийся в войско противника и вдохновивший его своим безумно воинственным экстазом.
Это касается как технологической стороны картины (никакой самый изощренный анализ с применением последних достижений науки и техники не обнаружил мазков кисти, «гладкопись» живописной поверхности — абсолютна), так и содержательной. В таком воззрении было много преувеличенного и неточного. В работах других художников, копировавших «наблюдение» Леонардо, он встречается настолько часто, что становится «расхожим жестом».
Неудивительно после этого, что Леонардо опередил Кулона в опытах над трением – одной из главных причин «ослабления» и прекращения движения. Леонардо справился с этими трудностями гениальнейшим образом.
Действующее лицо спрашивает: «Сасо stai, Madonna sestra. » – «Как поживаешь, госпожа сестра. ». По свидетельству того же неутомимого Вазари, молодой Леонардо, вознамерившись создать настоящую «страшилку» (выражаясь современной упрощенной лексикой), не погнушался собрать ящериц, сверчков, змей, летучих мышей и других тварей и, «сочетая их по-разному», так написал голову чудовища, что перепугал отца. А это действительно было чудом. Еще в детстве, когда он бродил, сопровождаемый вскормившими его нимфами, по зарослям леса, «шум подни-мался в лесу необъятном». Отношение между этими величинами, говорит Леонардо, может быть выражено с желаемым приближением, но не совершенно точно.
С тех пор, говорит легенда, шелковичное дерево дает кроваво-красные плоды. Когда картон с изображением Богоматери, Святой Анны и Христа был выполнен, он привел в изумление не только художников. «При восстановлении равновесия животное находится в состоянии покоя». При этом Арифметика говорит о нем, как «о Дереве, которое обессмертила Физба».
Впрочем и с нею он был в дружбе. Моrо – значит «шелковичное дерево». Вскоре после того Катарина умерла, а Пьеро взял маленького Леонардо в свой дом, где он воспитывался на попечении у первой мачехи, Альбиеры ди Джованни и, главное, бабушки – матери отца – Лючии, которая в нем души не чаяла. Продолжает рассказ о мастерс-Леонардо другой знаток его творчества – В. П. Дух нового времени, бьющий ключом во всех работах Леонардо, достигает высочайшего совершенства в идеальнейшем из его произведений – «Тайной вечере».
Ее ответ гласит: «Dobra, gospodina». Существуют разные варианты мифа. Во всяком случае источников, сообщающих об этом, практически нет. «В лице Мадонны, — восторгается Вазари, — было явлено то простое и прекрасное, что своей простотой и своей красотой и может придать ту прелесть, которой должно обладать изображение Богоматери».
Людовико Сфорца, сын Франческо Сфорца, миланский герцог при дворе которого Леонардо да Винчи провел около двух десятков лет, носил прозвание «Моrо». Родился в семье нотариуса. Кроме «Джоконды» и «Мадонны со Святой Анной» во Францию с Леонардо отправился и «Иоанн Креститель», странная картина, загадки которой и сейчас мучают ученых.
Леонардо максимально ограничил себя в цвете. Он не наслаждается, а ищет наслаждений и жадный взор его устремлен в беспредельное пространство. В истории науки долго держался взгляд, высказанный, между прочим известным английским писателем Уэвелем, автором «Истории индуктивных наук», согласно которому весь продолжительный период времени между Архимедом, с одной стороны и Коперником и Галилеем – с другой, считался почти бесплодным. Вследствие этого шелковичное дерево часто именуется деревом Физбы. То была Италия не только Рафаэля, но и Чезаре Борджиа.
Правда, ученый-художник не сумел выработать тех основных начал гидростатики, которые впоследствии были найдены Паскалем но он весьма близко подошел к ним, не уступая в ясности своих воззрений Галилею. Изображенный тут же распятый Христос сделан другим художником». О матери Леонардо да Винчи сохранилось мало сведений.
Спокойное величие и простота во всем, даже в одеянии, характеризуют этого апостола. Но при этом он решительно меняет содержание самого образа, придавая Иоанну не просто живые человеческие черты, но даже такие, которые явно не свойственны каноническим представлениям о Предтече. Иногда он, подобно Архимеду, готов воскликнуть «эврика. » иногда, наоборот, недоволен своим объяснением и пишет: «falso.
Множество стихотворений у него, как и у Беллинчиони, написаны жаргоном Буркиелло, «alia burchiellesca». По правую руку от Иоанна сидит Иуда. Загадочная полуулыбка Вакха (так же как и Иоанна, так же как и Джоконды) делает непонятным смысл его внутреннего состояния, а значит, оставляет за ним право находиться в поле универсальности, то есть потенциально содержать множество смыслов. errato. », а порою даже встречаются восклицания вроде «чертовщина. » О невозможности вечного движения он пишет: «Первоначальный импульс должен рано или поздно израсходоваться, а потому в конце концов движение механизма прекратится». Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Достаточно напомнить, что в итальянских университетах разбирались серьезнейшим образом вопросы вроде следующего: «Из какого вещества – материального или нематериального – состояла одежда ангела, благовествовавшего Святой Деве». Леонардо да Винчи (1452-1519) родился в селе Анкиано, неподалеку от города Флоренция.
Вместе с тем были возведены на надлежащее место почти забытые в начале XV века итальянские гениальные поэты Данте и Петрарка, как бы вновь открытые с тех пор, как явилось (1481 год) первое флорентийское издание «Божественной Комедии», давшее новый неисчерпаемый запас сюжетов для живописи и скульптуры. В университетах того времени механику изучали по Аристотелю. Он основывается на теоретических и опытных данных.
Выдержаны не только характеры действующих лиц, но даже их костюмы. Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения. Тут проявился весь гений Леонардо как в замысле, так и в исполнении. О самом себе Беллинчиони иногда говорит, что он счастлив под тенью Шелковичного Дерева.
В одном из первых сонетов, четвертом, Людовико Сфорца сравнивается с соколом. «Перспектива, – говорит Леонардо, – есть руль живописи. Стихами его надо пользоваться с большою осторожностью.
Удивляться ли после этого тому, что Леонардо с его впечатлительной натурой с юности имел склонность к механике и технике и называл даже механику «раем математики, так как в ней пожинаются плоды того, чему учит математика». Тициан в своей «Вечере в Эммаусе» воспроизвел только позу, данную Леонардо Христу, но даже не приблизился к идеальному совершенству выражения. Действительно, того имеет этот двойной смысл. Есть до 15 копий, принадлежащих крупным художникам. Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма.
Вся жизнь, как лес, трепещет и шумит от дыхания Вакха. Он понял, что наиболее драматический момент тайной вечери наступает, когда Иисус говорит своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Размер картины 177 x 115 см, дерево, масло.
Так и следовало изобразить человека, который, по словам Игнатия, не только лицом, но и жизнью и характером «походил на Христа, как будто был его близнецом от одной матери». Этот простой опыт убедил Леонардо в невозможности создать силу из ничего и расходовать работу без всякой потери на трение и т. п.
Леонардо да Винчи был незаконным сыном флорентийского нотариуса синьора Пьеро да Винчи. Третья строка – сплошная непристойность – русскими словами в итальянском начертании. Это прозвище «Громозвучный» хорошо передает его мистическую натуру: трепет жизненных форм и крушение всяких индивидуальных границ при его приближении.
По этому поводу Беллинчиони изливается в напыщенно-восторженных сонетах: плачет Феб и горюет Купидон, так как новорожденный похитил у них первенство в красоте, славе и силе, Эней и Дидона не радовались так, как «дерево Физбы в одном из своих потомков». Это первая попытка определить так называемый коэффициент трения.
Действительно, английскому историку пришлось ознакомиться с писателем конца прошлого века Вентури, который представил все главные научные положения Леонардо да Винчи, крайне изумившие Уэвеля. Она разделяется на три части: 1) укорачивание линий и углов 2) ослабление окраски предметов находящимся между глазом зрителя и предметами слоем воздуха 3) ослабление контуров». На одном из блистательных представлений в Павии, «новых Афинах» того времени, семь свободных искусств на разные лады воздают хвалу своему покровителю Людовико Сфорца. Мудрый прорицатель Тиресий противопоставляет дары Диониса дарам прозаически полезной Деметры.
Точные науки не были, однако, забыты в особенности медицина с анатомией и математика стояли высоко и, в свою очередь, содействовали развитию скульптуры и живописи. Если в «Иоанне Крестителе» и «Вакхе» выразились болезненные стороны его эпохи, а в «Джоконде» Леонардо запечатлел лучшие из своих личных порывов, то в «Тайной вечере» он сделал много больше. Зевс, представший перед ней в облике лебедя, был столь обходителен и ласков, что красавица не устояла. Будучи незаконнорожденным, Леонардо имел, кроме того, последовательно трех мачех – законных жен Пьеро можно было бы вот таким образом предполагать, что детство Леонардо прошло не особенно радостно но на самом деле вышло наоборот.