Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты » идеального» главного и центрально — купольного храма, оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие современного ему архитектурного стиля. Эпоха, в которой жил Леонардо да Винчи делится на две части: Ренессанс (начинается с XV века) и Высокий Ренессанс (художественный стиль, развившийся в конце XV – начале XVI веков).
Самыми известными работами раннего периода являются также «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), написанная примерно в 1478 г. (сейчас она храниться в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге) и «Поклонение волхвов» (1481-82 гг. ). Он отодвигается от стола. Их некоторое время изучали.
У Леонардо нет линии, есть только формы. Жил он в это время у деда.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат.
Но, однако, с появлением именно его картин изобразительное искусство вышло на новый уровень. Эта работа ясно показывает, что да Винчи уже владеет определенными знаниями в области биологии и геодезии, поскольку растения и сам грот выписаны с максимальной реалистичностью. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. В 1478 году Леонардо да Винчи написал картину «Мадонна с цветком» (другое ее название «Мадонна Бенуа»), которая сейчас выставлена в Эрмитаже.
Источником мифотворчества стали его записные книжки, где он зарисовывал и описывал как собственные технические идеи, так и то, что он обнаружил в трудах учёных-предшественников или дневниках путешественников, «подсмотрел» у других практиков (часто с собственными усовершенствованиями). Мальчика назвали Леонардо. Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи создaет роспись «Тайная вечеря» (1495-97 из-за особенностей примененной Леонардо да Винчи техники — масло с темперой — сохранилась в сильно поврежденном виде в 20 в. реставрирована) высокое этическое содержание росписи выражено в строгих математических закономерностях её композиции, подчиняющей себе реальное архитектурное пространство, в предельно ясной системе жестов и мимики персонажей. Борются люди и кони.
Не в том дело, что он заставляет руки широким жестом покоиться на талии и тем придает и этому произведению форму пирамиды и не в том, что место жестко очерченных контуров занял мягкий, скрадывающий все переходы полусвет. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в Трактат о живописи, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху так надо взлетать с плоскости эти лестницы служат ногами». Итальянский гений, область его знаний и умений поистине не знала границ. Нет более углов. которые будут определять последующее развитие западной культуры. Христос – центр композиции, вокруг которого собирается буря эмоций. как иллюстрация к записям в одном из дневников.
Вот таким образом живопись следует рассматривать не как ремесло, не как искусство, но как науку. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. Это особенно заметно на вторых планах картин, в пейзажах имевших вспомогательную роль. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан.
Знаменитую «Мону Лизу» Л. да Винчи написал примерно в 1503-1506 гг. Расположение учеников (4 группы по три человека) симметрично относительно центра – Учителя, но не между собой, что и создает ощущение живого движения, но в тоже время ощущается определенный ореол одиночества вокруг Христа. Взрослея, мир приближается к пониманию гениальных пророчеств. Даже руки ее уложены таким образом, словно уже готовы качать младенца. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер.
Художник, скульптор, архитектор – он был естествоиспытателем, механиком инженером, математиком, сделал много открытий для последующих поколений. Соблюдены все пропорции и законы композиции. «Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде», — писал Леонардо. Из всех наук Леонардо более всего интересовали анатомия и военное дело. Леонардо покинул город. Леонардо считал живопись ветвью прикладной науки.
Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Если для наглядности провести линии по тем точкам, которые имеют прямое отношение к перспективе фрески, получится почти идеальная геометрическая сетка, «нити» которой выстроены под прямым углом друг к другу. Об оттенках они не заботились. Однако Герцог Милана Лодовико Сфорца не принял смелую схему. Когда родился Леонардо, ему было около 25 лет.
И назвал этот переворот в живописи «пропастью очертаний». В 1516 г. по приглашению Франциска I уехал во Францию, где скончался. Леонардо прежде всего интересовала подвижность человеческого лица, поскольку, по его мнению, она отражает «движения души человека, а именно – его мысли и чувства». Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Одна из них идет от литературы и искусства, от гуманитарного знания.
Так юноша очутился в знаменитой художественной мастерской того времени. Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи)567, хотя никаких свидетельств этого не существует, другие же считают, что у Леонардо не было близких отношений вообще никогда и ни с кем и он, вероятнее всего, был девственником, абсолютно не интересуясь этой стороной жизни и отдавая предпочтение занятиям науками и искусством. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте.
К Леонардо очертанию предметов добывали в картине решающее значение. Леонардо рискнул писать фигуру своего ангела и пейзаж недавно открытыми масляными красками. Десять лет спустя, Леонардо приглашают в Милан, где он и остается работать до 1501г. После смерти мастера его ученик Франческо Мельци из разных фрагментов рукописей составил «Трактат о живописи». Однако эти факты можно объяснить иначе.
Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и «божественно пел импровизации». Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов.
Изобразить душевные движения всех двенадцати апостолов – людей, различных по возрасту, темпераменту, общественному положению, - и не впасть при этом ни в однообразие, ни в преувеличения – такова была необычайно сложная задача, поставленная перед Леонардо да Винчи. Может быть именно этим она была столь дорога автору. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Несмотря на свою гениальность и неповторимость, человеческие принципы и идеалы всё же не обходят и его. Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Это относится и к изображению растений: можно не только отождествить их с определенным видом, но и увидеть, что Леонардо знал о свойстве растений поворачиваться к солнцу. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. В портрете "Монны Лизы" или "Джоконды" (около 1503, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. Умер Пьеро да Винчи в 77 лет (в 1504 г. ), за свою жизнь имел четырех жен и был отцом десяти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родился, когда ему было 75 лет).
Те же черты он развивает в картине «Мадонна в скалах» (1483—1494, Лувр, Париж), а в монументальной фреске «Тайная вечеря» (1495—1497, монастырь Санта-Мария делле Грацие в Милане) трактует мифическую сцену последней трапезы Христа с учениками как потрясающую по своей убедительности и силе человеческую трагедию, когда верные своему учителю люди узнают, что среди них находится предатель. Тягу к знаниям же, различным изобретениям, проявил в нём астроном П. Тосканелли.
Рукописи попали к Понпео Леони, придворному скульптору испанского королевского дома. Анна с Марией и младенцем Христом" (около 1500-1507 гг. ), "Иоан Креститель" (около 1513-1517 гг. ) и другие. Все спуталось в дикий клубок. Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора. Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в XIX в. возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка.
Однако многие работы да Винчи так и остались незаконченными это относится как к живописи, так и к научным разработкам (например, он не опубликовал ни одного серьезного научного трактата, хотя и собирался это сделать). У Леонардо было много друзей и учеников. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды.
Однако уже в следующем – XVII – веке пути искусства и науки разойдутся. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. В 20 лет да Винчи становится членом общества св. Этим же периодом датирована одна из его первых самостоятельных работ «Мадонна с гвоздикой».
Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Одно — это чудесное леонардовское сфумато. Тем же годом датирована и «Мадонна с гвоздикой», одна из самых значимых работ да Винчи.
Прежде всего, это некоторые практические советы, касающиеся подготовки инструментов. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием.
Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым. Призрачный пейзаж на заднем плане «Моны Лизы» подчеркивает общее мистическое звучание полотна. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам. В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж.
Кстати говоря, отец Леонардо тоже в последствии был женат четыре раза и преподнес своему первенцу (которого, кстати, так и не сделал официальным своим наследником) еще десять братьев и две сестры. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти.
Примечательна запись в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). В первую очередь Леонардо да Винчи был известен как художник. «Тайная вечеря» знаменует одну из вершин в развитии всего европейского искусства. «Дымчатая светотень» Леонардо, его знаменитое «сфумато» – это нежный полусвет с мягкой гамою тонов молочно-серебристых, голубоватых иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия сама становится как бы воздушной. Во Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо Битва при Ангьяри (, не закончена известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени.
В миланский период в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" (около1495-1497 гг. ). Подобной ограниченной точности не встречается больше ни в одной работе Леонардо. Леонардо да Винчи – итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил его проза вот таким образом— образец разговорного языка интеллигенции XV века и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля. В ней есть несколько слабых моментов, например, слишком резкое перспективное сокращение здания слева или плохо разработанное в перспективе масштабное соотношение фигуры Богоматери и пюпитра.
Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах. Луки, гильдии художников, все еще продолжая работать в мастерской Вероккил до 1476г.
Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Сейчас же он воспринимается многими как изобретатель «всего на свете». Тела приобретают округлые формы. Возможно, черпая вдохновение у своего друга Луки Пачоли (ок. Ореол знания, которое пока еще не доступно его последователям.
Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Леонардо же находился в беспрерывном творческом поиске. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времениисточник не указан 1334 дня. Нарисовав Христа и одиннадцать апостолов, Да Винчи долго не мог окончить образ Иуды.
По правую руку от Иоанна сидит Иуда. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии.
Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. «Живопись – это философия художника», – считал Леонардо да Винчи. Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Однако власть злого рока на этом не закончилась.
Луки – знаменитый союз художников и врачей Флоренции. В портрете Монны Лизы ("Джоконда", около 1503 г. ) воплотил возвышенный идеал женственности и обаяния.
Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Все части тела будто живые, еще немного и они начнут двигаться. Эта подборка эстетических взглядов художника сыграла огромную роль в теории искусства. По легенде, увидев работу ученика, Верроккио сказал, что «его превзошли и отныне все лица будет писать только Леонардо».
Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. В работе над ней принимал участие ученик художника – Амброджо де Предис. В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо Битва при Ангьяри (1503-1506, не закончена известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини». Все должно подчиняться целостной гамме тонов.
В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем». В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы. Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо всецело посвятить себя живописи. В 1491 году Леонардо да Винчи пишет картину «Мадонна Литта», которая выполнена в стиле эпохи Высокого Возрождения.
«Научись прежде прилежанию, чем быстроте», — советует Леонардо. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Здесь, забывая даже о пище, художник работал, не покидая кисти, с восхода солнца до тех пор, пока совершенная темнота не делала работу положительно невозможной. Леонардо писал картину в трапезной зале монастыря Санта-Мария делле Грацие. Еще и другие острые, тонкие, прямо вверх поднимающиеся или перпендикулярно вниз опускающиеся предметы должны усилить впечатление вертикальности, образуя резко прямые углы с лежащими на земле предметами, при воспроизведении которых так же тщательно избегаются всякие волнистые линии.
Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Главная из них открылась сравнительно недавно.
В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в Крещении Верроккьо, после 1470, Благовещение, около 1474, – оба в Уффици так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Она покоится на восприятии и наблюдении, на математике. В творчестве Леонардо да Винчи уже вполне отчетливо обозначились две важные тенденции.
Интересы сошлись в одном. Леонардо первый покончил с нерушимостью, самодостаточной властью линии. Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни— колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве.
У них все блестит и сверкает. Для него началась пора беспокойных скитаний. Картина, как известно, не была окончена. Христос покорен своей судьбе исполнен сознания жертвенности своего подвига. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Леонардо да Винчи оставил след и в анатомии. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях.
Пластически высечены контуры. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. Это давало ему возможность создать цельную композицию. И ему открылась неустойчивость, текучесть видимого мира.
Вечно меняющаяся природа в Китае считалась воплощением мирового закона, тогда как в Европе законы бытия аллегорически передавались в библейских сюжетах. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в живописном тосканском городке Винчи. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов).
Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. Однако, эта работа осталась незавершенной: да Винчи умер в 1519г., в возрасте 67 лет. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.
Историк живописи Вазари приписывает Леонардо да Винчи гомосексуальные наклонности. Его называли чародеем, служителем дьявола итальянским Фаустом и божественным духом. Сфумато — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Luc) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. Только ему, своему лучшему ученику, Вероккио доверяет завершение своих работ. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Кстати, само название «Джоконда» так же имеет двойной смысл.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов1.
В Париж часть работ попала благодаря Наполеону, остальная же часть «затерялась» у испанских коллекционеров и была обнаружена только в 1966 г. в архивах национальной библиотеки в Мадриде. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. История зарождения эпохи итальянского ренессанса.
Художник задумал показать тот момент, когда Иисус говорит, что кто-то из учеников предаст его.
Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. После занятия Милана французами в 1796 г. трапезная была превращена в конюшню испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур.
тончайшие психологические нюансы и переходы. Кое-что из сотворённого ими прочно вошло в жизнь современников, а что-то так и осталось на чертежах и манускриптах: уж слишком далеко вперед смотрел мастер. Между ними не только нет конфликта и противостояния, но. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon).
Так, были созданы принципы анатомического рисования. Размеры фрески составляли 4, 5 м на 8, 6 м и размещалась она на высоте 3 м от пола. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. Он поражён тем, что его предательство известно Христу.
Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Ныне в замке Клу от первоначально задуманного великим Леонардо плана осталась только двойная винтовая лестница, остальная же архитектура замка многократно переделывалась последующими династиями французских королей.
В их основе лежит один и тот же творческий процесс. Большая часть теоретических трудов да Винчи посвящена изображению человеческих эмоций. Это не просто портрет женщины.
Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). Вторая идет от научного познания природы. Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккио.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Ученый первым описал сердце как мышцу и попытался создать протез клапана аорты. Археолог, метеоролог, астроном, архитектор. Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу Андреа Верроккио. Фон выполнен в едином тоне – окно в темной стене, которое не позволяет увидеть небо. Французский период был самым счастливым в его жизни.
Он изобразил тот момент, когда Христос сказал: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня», как психологический взрыв. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Леонардо решил изобразить нечто «страшное».
Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. У Леонардо все полно движения. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. По словам Вазари (историка искусства того времени) он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей.
Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Помимо всего этого он не щадил своего времени вплоть до того, что рисовал вязи из веревок с таким расчетом, чтобы можно было проследить от одного конца до другого все их переплетение, заполнявшее в завершение всего целый круг. Важным компонентом картины является пейзаж, как бы тающий в холодной голубой дымке.
В это время была создана картина Мадонна с Младенцем и св. На шестом месте находится Варфоломей. К остальным Мадоннам эпохи эта картина относится так же, как портрет Джиневры де Бенчи к франкфуртской головке девушки Боттичелли. Леонардо изобразил на ней Христа и окружавших его апостолов за большим накрытым столом. В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieur de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме.
1615, Лувр, Париж). Отец, не имевший на тот момент других наследников, пожелал взять сына в свой дом и дать надлежащее образование. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них.
Родился в Тоскане в 1452 году, умер во Франции в 1519 году. Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, был Битва при Ангиари (не сохранился). напротив имеется счастливый союз. Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба.
Группируя фигуры по три, заставляя одних подниматься, других склоняться, Леонардо да Винчи придал всему форму волнистой линии: точно от Христа исходит морской вал с поднимающимися и падающими волнами. Пейзаж изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. Масштаб их славы можно сравнить только с работами Микеланджело. Но и этот труд он не успел завершить. Рукопись, содержащую этот рисунок иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека».
Дневники Леонардо содержат не только чертежи, но и глубокие философские размышления. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (), алтарный образ Св. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат "Св. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан.
Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане.
Этот портрет (он находится в Лувре) является дальнейшей разработкой типа, появившегося у Леонардо ранее: модель изображена по пояс, в легком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев и создал т. н. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Леонардо да Винчи – великий художник эпохи Возрождения.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренциистолько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу.
Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. До 1506 г. Леонардо да Винчи работал во Флоренции.
В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. В произведениях Леонардо пейзаж предстает важной частью не только композиции, но и духовной атмосферы произведения. Леонардо часто приходил рано утром в монастырь, бегом взбирался на свои леса.
Все средства использованы для того, чтобы привести глаз к фигуре Христа: основные цвета одежды (красный и синий), силуэт, выделяющийся на фоне окна. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
В них он раскрывает основы нового, реалистического искусства. Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». В оригинале сохранилось только пятнадцать его картин.
После смерти Леони одна часть коллекции снова вернулась в Италию и до 1796г. Ему суждено было очень скоро затмить прославленного учителя Жизнь и творчество Леонардо да Винчи оставило колоссальный след не только в искусстве, но и в науке и технике. В 1466г. С точки зрения техники живописи, «Мона Лиза» до сих пор считается непревзойденной. «Трактат о живописи», составленный после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. 1445–1517), для книги которого О божественной пропорции (1509) Леонардо Винчи сделал несколько иллюстраций, он выстроил композицию фрески по системе пропорций, аналогичной соотношениям музыкальных интервалов эта идея впоследствии легла в основу творчества архитектора Андреа Палладио.
1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. После «грунтовки» панели Леонардо наносил фон, а затем принимался слой за слоем выписывать детали. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Технология создания картины на дереве невероятно сложна.
Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Он принес в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида и написал на щите фантастического дракона. Творчество Леонардо да Винчи открыло качественно новый этап в истории пейзажа. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики.
В этом заключается метод сфумато. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов.
Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Леонардо очень знамениткак художник. Практически каждый человек хотя бы раз видел его картину «Мона Лиза», которая так же называется «Джоконда». В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Дело в том, что и в искусстве Леонардо вел себя как экспериментатор.
Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. Правда, пришли они к идеям Леонардо с отставанием на века. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция 1500 — Мантуя и Венеция 1506, 1507-1513 — Милан 1513-1516 — Рим 1517-1519 — Франция). Он много рассуждает о способе выражение чувств, приводит собственные исследования.
Непревзойденный мастер сфумато и светотени, Леонардо да Винчи вложил всю силу своих познаний в самые знаменитые произведения – «Мону Лизу» и «Тайную вечерю». Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг. Леонардо также интересовал рисунок волос. Но это была грация элегическая. Но проведенный в 2006г.
Через некоторое время она разрушилась. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Искусство у него занимает место философии и науки.
У них общий метод и общие цели.
Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651). Однако, по сравнению с одной из первых его картин «Мадонна Бенуа», эта работа являет собой качественный прогресс в технике исполнения живописи. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи.
Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Для самого Леонардо да Винчи искусство и наука были связаны неразрывно.
Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект.
Поскольку расположение тринадцати человек по одну сторону стола несколько неестественно их прямое сопоставление поднимает эмоциональный накал, а уходящая в глубь перспектива (комната изображена в виде трапеции) создает эффект выталкивания фигур на зрителя. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение.
Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Здесь Леонардо выступает новатором и в области синтеза живописи и архитектуры. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. До Леонардо линия на картине четко ограничивала предмет изображения, по сути дела, представляли собой раскрашенный рисунок. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований.
В «споре искусств» его симпатии были целиком на стороне живописи, которую он понимал как универсальный язык, способный выразить всю полноту жизни. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Как и почти все его проекты в этой области, он не был осуществлен. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка — душа живописи.
Нет, они не были утеряны, все оказалось гораздо хуже: Леони взялся «приводить в порядок» многочисленные записи да Винчи, основываясь, естественно, на собственных принципах классификации и окончательно перепутав все страницы, отделив, где возможно, тексты от эскизов, а чисто научные, по его мнению, трактаты от заметок, касающихся непосредственно живописи. К сожалению, большая часть замыслов Леонардо не была реализована при жизни мастера. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат.
Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына2. Единственный автопортрет Л. да Винчи написал в 1514 г. В 1515 г. он создал одну из последних картин – «Святого Иоанна Крестителя».
Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Спокойное величие и простота во всем, даже в одеянии, характеризуют этого апостола. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36–1488).
Согласно рассказам современников, он написал левую фигуру ангела в картине Верроккьо Крещение (ок. Не смотря на то, что к 1476г. «Будь у меня подходящий материал. » – вздыхал Леонардо.
Так до конца никто и не смог разгадать загадочный взгляд Джоконды, её улыбку. Его картины подражают духу времени, настроениям эпохи Возрождения: Тайная вечеря. Богородица ли она вообще. Чтобы найти работу для сына, отец привез его во Флоренцию. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Несмотря на увлечение математикой, он продолжал заниматься живописью. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. К мягкости стремятся и краски. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Начавшийся сбор металла был прерван и конная статуя так и не была отлита.
Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. Он привнес в пейзажи одухотворенность, свойственную его мадоннам. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок.
Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием.
При помощи иллюзионистических средств Леонардо расширил реальное пространство зала в область живописного пространства, с высоким столом, за которым сидят Христос и апостолы. Лодовико Сфорца считался самым ненавистным тираном в Италии, но Леонардо решил, что Сфорца будет для него лучшим покровителем, чем Медичи, правившие во Флоренции и невзлюбившие Леонардо. Первая датированная работа Леонардо (1473, Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. В 1472 г. Л. да Винчи принимают в гильдию живописцев. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12) «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (около 1500-07), завершающая поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонической пирамидальной композиции «Иоанн Креститель» (около 1513-17), где слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве Леонардо да Винчи серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с «Потопом» итальянский карандаш, перо, около 1514-16), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Пьеро не стал искать специалиста и поручил работу сыну. Именно Леонардо впервые ввел на свои полотна сфумато – дымку, связанную с рассеянием света в воздухе. Конь – грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модельутверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом». Не так отнесся к своей задаче Леонардо.
Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Вне зависимости от того, был ли сюжет светским или религиозным, пейзаж, обнажающий «кости земли», постоянно встречается в творчестве Леонардо. Симон, сидящий против Варфоломея, - величавый мудрец, проникнутый христианским милосердием.
Существует легенда о начале пути великого художника. Уделял он внимание и рукам. Идеи Леонардо да Винчи, как инженера, значительно опередили свое время.
Леонардо создал множество проектов, в том числе новаторский проект крепости с низкими, расположенными концентрическими кругами тоннелями с амбразурами.
Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Он совершенствует технику сфумато, доводя ее до невиданного ранее совершенства. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики и писал темперой. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения.
Еле заметны, еле уловимы переходы. Леонардо разбирался в этом как никто другой. В портрете Моны Лизы или Джоконды (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. Леонардо подчеркивает, что «опыт является общей матерью искусства и науки».
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах — в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться.
Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Он прожил там до 1499. Леонардо внёс нечто иное и в освещение.
Иаков-старший охвачен ужасом. Вполне возможно. Все это – Леонардо да Винчи.
В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. У Леонардо обе эти тенденции пока еще мирно уживаются. Одна из знаменитых работ Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (другое название — «Портрет Цецилии Галлерани») датируется 1490 годом. Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своей природе тождественны. Это изображение самой идеи мира и безмятежности.
Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Основная причина заключалась в дефиците или отсутствии необходимого сырья. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением.
Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник инженер и архитектор короля». «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Впервые в истории батальной живописи Леонардо показал драматизм и ярость битвы. В этом он тоже может сравниться лишь с его современником Микеланджело. Да Винчи был новатором своего времени.
Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Среди первых работ Л. да Винчи называют рисунок «Вид долины Арно», картины «Благовещение» и «Портрет Джиневры де Бенчи». счастье, умиротворение. Фигура Иуды (четвертый справа от Христа) передвинута со своего обычного места с внешней стороны стола его изображение вместе с остальными апостолами еще более усиливает драматизм происходящего. Иногда эксперимент приводил к неудаче.
Вместе со своим учителем он работает над «Крещением Христа» (1472-1475). Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Талант Леонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет: Верроккьо получил заказ написать картину Крещение Христа (Галерея Уффици, Флоренция), второстепенные фигуры должны были писать ученики художника. В отличие от «Мадонны Бенуа», «Мадонна Литта» говорит о радостном чувстве материнства.
Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан. Все тело отражает данное душевное движение.
Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Сам художник на первых этапах своей жизни видел себя скорее инженером, чем живописцем. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). Это была величайшая личность эпохи Возрождения.
Секреты «Моны Лизы» не ограничиваются тайной модели и загадкой ускользающей улыбки. В 1472г., Леонардо вносят в «Красную книгу» гильдии св. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья. Иначе обида выйдет неловкая, лишенная заманчивость, деревянными.
Чем дальше в прошлое отступает эпоха Леонардо да Винчи, тем больше растет его слава. Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картину Битва при Кашине.
К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ Святая Анна и Мария с младенцем Христом (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции и Иоанн Креститель (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. Мона Лиза – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506, Лувр, Париж). Многочисленные записи Леонардо, эскизы и чертежи после его смерти оказались рассеянными по всей Европе и были собраны сравнительно недавно (часть из дневников художника утеряна безвозвратно). У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим.
В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Тайная вечеря неоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои). Вполне возможно, что это стало своеобразной местью да Винчи за то, что папа Сикст IV отклонил его кандидатуру при выборе художника для росписи Сикстинской капеллы Ватикана в Риме. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Примерно в 1476 г. он написал фигуру ангела в картине своего учителя «Крещение» и это сразу привлекло к юному художнику всеобщее внимание.
Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. Леонардо представляет собой пример исторической личности, превращённой массовым сознанием в образ «мага от науки». В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. Фаддей изумлён и поворачивается несколько к соседу. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи инструменты и поместья он завещал ученикам.
Ему позировала жена флорентийского купца Франческо ди Бартоломео. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Через два года, мастер возвращается в родную Флоренцию, где пишет свою легендарную фреску «Битва при Анджиани». Сама работа представляет собой огромную композицию, которая может занимать целую стену. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
И не только лица. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества.
Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Вокруг этого полотна роятся столько мистификаций, волнений и просто сплетен, сколько не удостаивалось ни одно другое полотно мира.
В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Как известно итальянская портретистка развилась из медали.
И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью.
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Вполне возможно, что именно это состояние и отражено в улыбке Моны Лизы: умиротворение и спокойствие будущей матери. Примерно в возрасте 4, 5 лет Леонардо взяли в дом отца и в документах того времени он назван незаконным сыном Пьеро.
Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы.
Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил.
Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. В 1495 Леонардо приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4, 5 8, 6 м). Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка.
Равновесие между ними нарушится в пользу науки. Создание Тайной вечери стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам.
Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Сейчас трудно сказать, догадывался ли кто-нибудь из них, что имеет дело с будущим гением. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа.
Когда Пьеро было за 30, он переехал во Флоренцию и обосновал там свое дело. В это же время появляются первые заметные работы да Винчи, принесшие ему известность: набросок тушью «Пейзаж Санта-Мария дела Неве» и «Благовещение». Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление.
Но открылась ли. Менее года понадобилось художнику для этого произведения, которое было вполне закончено в начале 1498 года. Века спустя по гениальному проекту застроили новый город – Лондон.
Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы или «Джоконда». К концу жизни он становится «первым королевским художником инженером и архитектором» при Франсуа I, работает над архитектурным устройством замка Клу.
1459-1537) и Алессио Бальдовинетти (ок. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505 имели грандиозный успех.
Рисунок Леонардо – Витрувианский человек – также является знаковым. Его картины остаются самыми загадочными произведениями искусства. руб.
Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. О матери Леонардо почти ничего не известно: в его биографиях чаще всего упоминается некая молодая крестьянка Катерина. Это открытие Леонардо имело для всей следующей живописи огромное значение. Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. был убежден, что оно функционирует по тем же законам.
Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий.
Анна с Марией и младенцем Христом (около, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции и Иоанн Креститель (около, Лувр, Париж), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. Голова ее образует вершину пирамиды, бедра которой составляют склоненные спины поклоняющихся Младенцу волхвов. С другой стороны, это слово созвучно итальянскому «giocondo», т. е. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи, Леонардо да Винчи понимал её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе.
К отцу Леонардо будто бы обратился крестьянин. Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг. Творчество выступало для него как бесконечный поиск и решение все новых проблем. В центре композиции Леонардо (известной по его наброскам и копиям с очевидно законченной к тому времени центральной части) был расположен эпизод с битвой за знамя, где всадники яростно бьются на мечах, а под ногами их лошадей лежат упавшие воины.
С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Младенец, крещенный в последствие под именем Леонардо, родился, как записано в церковной книге, «в субботу, 15 апреля 1452 года от Рождества Христова» от внебрачной связи крестьянки Катерины и нотариуса, посла Флорентийской республики, мессира Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, потомка богатого почитаемого итальянского семейства. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. «Мадонна Бенуа» не имеет каких-либо мелких деталей на фоне, в ней четко видно только две фигуры, которые полностью заполняют собой пространство. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Никогда не изображал он отречение и муки.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Военные сооружения и общественная работа. Хотя природа Леонардо никогда не становилась единственным «сюжетом» картины, он проложил путь к выделению пейзажа в самостоятельный жанр. Леонардо да Винчи родился в семье далеко не бедной, его отцом был богатый нотариус. Художник в нем неотделим от ученого и науки. Именно сфумато создает влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук».
Написана она маслом с применением новых приемов объемного моделирования фигуры. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т. е. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа. Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. хранилась в библиотеке Милана. А затем довершили дело грубые реставрации и. солдаты Бонапарта.
Отец женился повторно – и снова вскоре остался вдовцом. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Таким образом, появились две коллекции рукописей и рисунков. «Витрувианский человек» — общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх.
С появлением авиации самая заветная мечта великого флорентинца стала реальностью. Тем не менее оставленные им записи имеют огромное теоретическое и практическое значение. Соответствие моде может означать лишь то, что женщина относится не к самому бедному роду.
Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Силы художника были на исходе и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Мона Лиза (Джоконда) самое известное из его живописных творений – это воплощение женской красоты и женской же загадки.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В 1495 г. Л. да Винчи начал работу над «Тайной вечерей» в монастыре Санта Мария деле Грацие в Милане. Будучи во Франции, Леонардо отходит от художественной практики.
Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Содержание его рисунков самое разнообразное. От этого открытия – один шаг до идеи механизации ручного труда. В частности, неудачным оказался состав красок для «Тайной вечери».
Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda).