Краски под слоем пыли наверняка ярче, чем кажутся нам сейчас. Париж. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Морщины были ее безошибочным паспортом. Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»14. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо.
После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в «Отель Джоконда»). Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Леонардо и Салаи были вместе 25 лет.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало — образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Дело в том, что Лувр был закрыт на техническое обслуживание и все подумали, что кто-то снял картину, чтобы сфотографировать или почистить. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. К тому же он доверял профессионалам.
Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Но затворницей Мона Лиза не была. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Есть ещё одна экзотическая версия. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. У да Винчи несомненно был такой недостаток, часто он затягивал работу над своими произведениями, откладывал из-за чего работа длилась слишком долго.
Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
Однако возможна и другая причина — работа по-прежнему оставалась незаконченной. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.
Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Как выглядит «Мона Лиза». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения.
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Стиль изображения улыбки был характерен как для Леонардо да Винчи, так и для других живописцев той эпохи, таких как его учитель Андреа дель Верроккьо. «Мо на Ли за» («Джоко нда») полное название— Портре т госпожи Ли зы Джоко ндо, — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505года.
Время шло – картина не появлялась. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. На самом деле, запертая в бетоне за тройным слоем пуленепробиваемого стекла, она кажется настолько же большой, как любой заключенный преступник. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Объект, украденный Перуджиа, написан на прямоугольнике доски тополя высотою всего 77 см – «даже менее размера современного телеэкрана. », по пресловутому замечанию американцев в 1950-х.
И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Джоконда— не портрет.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Картина была в Швейцарии или Аргентине. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии.
Потом разошлись по всему миру. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Никто не знает, кто обрезал картину. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Дерево, масло.
Контейнер открывают один раз в год, чтобы проверить саму картину и работу кондиционера. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
А еще – техника. А само изображение покрывает толстая броня. Именно этот анонимный автор и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. Но каких только мнений не существовало по поводу идентификации модели. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Доска (тополь), масло. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс.
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Потребовалась неделя для обыска всех помещений Лувра, но единственным, что удалось найти, была рама от картины, обнаруженная под лестницей. Франциск I является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики.
Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. О матери Леонардо почти ничего не известно. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года Краков, Национальный музей) изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро и портрет музыканта (около 1485 года Милан, Амброзианская библиотека). 77 x 53 см. Еще первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника.
Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Это единственный портрет, который безоговорочно приписывается кисти Леонардо, хотя на нем нет ни его подписи, ни даты создания картины. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. В 1800 году Первый консул Французской республики генерал Бонапарт украсил ею свою спальню во дворце Тюильри. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном.
Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda). S fumato — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы.
Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». По-французски картина именуется «La Joconde», а по-итальянски — «La Gioconda», то есть «легкомысленная женщина». Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. В 1956 году один душевнобольной посетитель музея плеснул в «Мону Лизу» кислотой.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Прошли целые сутки, прежде чем администрация узнала о пропаже.
Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Через два года в Италии картина была найдена. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо и руки и плечи. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Она расположилась на фоне пейзажа.
С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Где любовь, там и ревность. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.
Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Произведение это известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.
Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. «Джоконда» впала в полное забвение.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Возрождение. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Италия. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе.
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её.
Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Мона Лиза» (1503-1519). «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Поиски полиции были безуспешными. Голова слегка повернута. В лице её мягкость, человечность, одухотворённость.
В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, легким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». На раме он заметил отпечаток пальца. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и ее плавного обобщенного силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. В произведениях великих мастеров запечатлено все самое лучшее, на что способен человеческий гений. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Сначала было высказано предположение, что картину мог забрать музейный фотограф. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Похитителем оказался итальянец, который отвез «Мону Лизу» в Италию. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Но она ли на картине.
Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: «Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. », что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Что за юноша.
Критик Уолтер Патер в своем эссе 1867 года о да Винчи выразил свое мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция.
Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо.
Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Таков был его способ выражения «совершенства природы». Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Он имеет не одно, а несколько названий.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Это ученик великого художника по имени Салаи. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу».
Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. А. С. Пушкина в Москве. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Безмятежное лицо выражает уверенность женщины в том, что она всегда будет привлекательной». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук».
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Где-то между 1503 и 1506-м.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет.
Назревала большая европейская война. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса.
Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Что вы видите перед собой.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. Лувр. золотых экю. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. С полотном также экспериментировали Казимир Малевич, Фернан Леже, Рене Магритт и Сальвадор Дали. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
В последний раз «Мона Лиза» покидала Лувр в 1974 году, когда экспонировалась в Японии. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». придумал загадочную улыбку Джоконды. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. () Джоконда— не портрет. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Леонард был арестован.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Так он и спал на картине больше двух лет.
Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника. Эта загадка практически решена.
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Бельгиец Пьере был его секретарем. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было с многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Мне показалась такая реакция странной. Но прежде всего привлекает облик самой Моны Лизы — ее необычный, как бы неотрывно следящий за зрителем взгляд излучающий ум и волю и едва уловимая улыбка, смысл которой как бы ускользает от нас, — эта неуловимость вносит в образ оттенок неисчерпаемости и бесконечного богатства. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Не было ее и у реставраторов.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Мона Лиза улыбается, но почему. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства.
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Около 1503 года Леонардо приступил к работе над портретом Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо.
Она сберегается в Лувре. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Всё это происходило с ней, но сохранилось лишь как отдалённое звучание флейты, отражаясь только в изящном овале лица, в томных очертаниях век и положении рук». Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Немецкие газеты платили той же монетой.
Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Картина написана маслом на доске из тополя. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. «Джоконда» – не портрет. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды.
Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. В ХХ ст. До него никто не видел в ней никакой тайны. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Через два года Винченцо Перуджа, похититель знаменитого творения Леонардо, предложил «Мону Лизу» галерее Уффици за сто тысяч долларов. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному».
Однако такая техника чрезвычайно трудоёмка – нанеся всего несколько штрихов, мастер откладывал работу на довольно долгое время, давая краскам просохнуть. Только вот женщин там вы не найдете. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов.
Дэн Браун пишет, что в 1911 году картина была похищена из Лувра. Разразился страшный скандал. Или, возможно, не самой знаменитой, ведь в 1911 году Мона Лиза не была всемирно известной. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». В Италии картина экспонировалась до тех пор, пока не была возвращена в столицу Франции. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. До него никто не видел в ней никакой тайны.
Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Небольшой по размерам портрет не очень красивой и скромно одетой женщины не первой молодости. Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Существует мнение, что таким образом Леонардо подчеркивал более темную сторону бытия. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Считается, что одни только губы своей героини художник рисовал целых десять лет. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет.
Только чувство утраты рождает любовь. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать.
До сих пор никто не осмелился протереть картину из опасения повредить ее. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. В настоящее время принято решение о том, что «Мона Лиза» больше никогда не покинет стен Лувра — риск похищения или порчи картины слишком велик. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Принадлежит к позднему периоду его творчества. Картина был убрана на реставрацию, которая продлилась несколько лет.
В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением.
Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. То есть разобраться в этом механизме. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна.
Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Голова слегка повёрнута10. Вам еще надо было доехать до Лувра, чтобы увидеть ее. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Прошло 24 часа, прежде чем кто-то заметил ее отсутствие. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Были допрошены сотни людей.
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи.
Прием живописи именуемый сфумато (героиня романа «Код да Винчи» Софи Невё называет его «туманным»), благодаря которому окружающий мир предстает перед зрителем как будто в легкой дымке, является главной отличительной чертой живописных полотен Леонардо да Винчи. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Увлечение Леонардо объясняется другим. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». 76х53 см.
Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах Леонардо да Винчи, созданных им в первые годы пребывания в Милане. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета.
Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. «Джокондомания» охватила Америку. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером.
Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах дает понятие о противоречивости ее переживаний. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Родился в семье нотариуса. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье.
Ее перевели в покои министров. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Так как красочный слой Моны Лизы покрыт тонкой вуалью трещин, которые могут образовываться на поверхности такой картины от старения их рисунок было сложно подделать. Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство.