Мадонна в скалах (иногда встречается вариант Мадонна в гроте) – название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее. «мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картинЛеонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. Иногда встречается название картины Мадонна в гроте. В эксклюзивном интервью газете "Великая Эпоха", он дает объяснение шедевра Леонардо да Винчи, "Мадонна в скалах". «мадонна в скалах» (итал. La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее.
Леонардо внёс нечто иное и в освещение. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства.
Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота. Этот тезис подтверждает и картина Рафаэля Санти «Мадонна со щеглёнком». Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Теплый свет первой картины сменился мертвенным светом во второй. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Франциска.
Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Неудивительно, что дело закончилось склокой. Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки.
Пятна света в картине отвечают художественному замыслу – они не только указывают нам положение источника освещения, но также выделяют ключевые точки, на которые должен обратить внимание зритель, «лепят» объём. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями.
Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Благодаря формату, напоминающему окно, зритель вовлекается в картину.
Так картина была передана королю Франции Людовику XII и оказалась в Лувре.
Картина является станковой, её размер 199122 сантиметра. Как они ошиблись. При сходной композиции у картин разный колорит. Мы можем различить пирамиду, объединяющую четыре фигуры. Но вместо алтарного образа изображающего Рождество Богородицы, он написал Деву Марию в гроте с архангелом Уриэлем и двумя младенцами: Иисусом и Иоанном Крестителем.
Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе Воскресшие боги. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки.
Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. В качестве ваятеля Леонардо да Винчи работал над памятником для Франческо, великого основателя династии Сфорца, женившегося на дочери последнего представителя предшествующего правящего рода Милана – Висконти. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья.
Однако Леонардо был не из тех, кто может работать по указке. Нет более углов. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов. В Мадонне в гроте стиль Леонардо достигает своей полной зрелости.
Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Вопреки сложившемуся обычаю фигуры располагаются крестообразно, все они указывают на четыре направления пространства. Он неудачно экспериментировал с красками и написал фреску не по сырой штукатурке, а по масляной. Христос вообще напоминает старичка, который изображает младенца.
Спустя примерно три столетия это полотно оказалось в Англии. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Однако из разницы в цветовой гамме парижского и лондонского полотен историки считают злополучную застежку или ликом Святой Троицы или камнем Апокалипсиса. Это было создание великого художника и великого ученого вместе. Если говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. Живопись выполнена масляной краской на деревянной панели.
руб. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». У них все блестит и сверкает. В мире существуют две работы с таким названием и обе они написаны рукой Леонардо. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане.
Он как молчаливый свидетель и живое напоминание о трагичности сюжета. Когда конфликт был улажен, Леонардо написал для братства (изменив некоторые детали) ее копию. Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию. Уделял он внимание и рукам.
Это своеобразное, длящееся состояние, свободное от внутренней скованности. В то же самое время он работал во всех областях искусства: следил за укреплением Миланской крепости, построил в дворцовом парке павильон и баню для герцогини. Все резкие, пестрые краски изгнаны с его картин, никогда не прибегает он к помощи золота, контуры сглажены, жесткий рисунок уступает место мягкому, прозрачному, волнующемуся.
К сожалению величайшее произведение Леонардо ждала плохая участь. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Именно архангел находится в самом тесном контакте со зрителем.
Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Она написана на религиозный сюжет и относится к историческому жанру. Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью-то невидимую голову. » Так описывает леонардовскую «Мадонну в скалах» Дэн Браун в бестселлере «Код да Винчи». Композиция произведения построена в виде пирамиды. В картине прекрасно передано всё разнообразие фактур имеющих место в композиции.
Итальянцы называют их «Мадонна в скалах». Со всей серьёзностью он смотрит на Иоанна, всецело вверяя тому судьбу людей. Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта.
Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Все спуталось в дикий клубок. Скорее всего, Леонардо не желал расставаться с первой (как он считал, лучшей) за предложенную весьма небольшую сумму и с помощью Амброджо де Предиса сделал копию, полагая этот вариант куда менее ценным, – недаром писалась она на доске, неудачно использованной для другой картины.
Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет». Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды.
После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году1. И не только лица. Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Для него началась пора беспокойных скитаний. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики.
Ярче всего освещены фигурки Иисуса и Иоанна – двух главных персонажей картины. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Художник выбрал угол зрения чуть сверху над изображаемыми объектами.
Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта. Так что первая картина в самом деле так и осталась у него, а монахи стали судиться с художниками и тяжба эта длилась много лет.
И в пещере – глубокая тень, как под водой. Время её создания приходится на 1483-1486 годы. Борются люди и кони.
Скалы на выходе из пещеры испещрены выбоинами, разломами, верхушки их ясно видны. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Абсолютно оригинально задуман у Леонардо и пейзаж. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. Обе картины были написаны на досках, но в XIX веке первый вариант был перенесен на холст.
Леонардо также интересовал рисунок волос. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемо мягким» и понимает, кто был на Луне до него. Все они объединяются также расположением и направлением взглядов. Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа.
Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Именно в их мастерской начал работать Леонардо, когда прибыл в Милан. Композиция произведения построена в виде пирамиды. У Леонардо нет линии, есть только формы. Тяжба между автором и заказчиками длилась почти 20 лет.
Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Для того, чтобы с большой точностью изобразить каждую травинку, Леонардо отвёл немалое количество времени на зарисовки различных видов растительности и скальных образований. Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков. Что на самом деле означает этот жест, который, по общему мнению исполнен любви и желания оградить ребенка от будущих несчастий, – лишь одна из множества загадок «Мадонны в скалах».
«Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков.
Ярко освещённые лица людей являют собой довольно резкий контраст с окружающей средой – это единственное, что с ней не сливается. Считается, что это первый большой заказ, который он получил в Милане. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.
Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Венчает их фигура Марии, напоминая купол. Весной 1500 г. он отправился в Венецию.
Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Во флорентийском искусстве такой формат символизировал подобие окна.
Но это была грация элегическая. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Происходит чередование ритма светлого и тёмного во всех элементах картины (лики детей – драпировки освещённая часть пространства – масса неосвещённых скал вокруг светлого лика Марии тень освещённое пятно уравновешивается большой массой тёмного сверху и т. д. ). Одно время даже считалось, что всю картину под руководством Мастера писал Амброджо.
Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Архангел поддерживает Христа, обхватив за спинку.
Тёплый камертон говорит нам о том, что рефлексами на тёплых предметах будут холодные оттенки, а в холодных цветах обязательно будут присутствовать тёплые оттенки. В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис. Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» в настоящее время находится в Париже в галерее Лувра. За это время художник успел продать картину и она оказалась во Франции.
Свет распространяется сообразно этому размещению. Произведение очень хорошо сохранилось, не считая потемнения красок.
Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера. «Мадонна в скалах» украсила часовню лишь спустя двадцать лет – и это был второй вариант картины.
Рентгеновское и инфракрасное исследования выявили также много других авторских поправок к картине. Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели.
У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году. По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души».
Потом мы находим его на службе у Чезаре Борджиа в качестве военного инженера, укрепляющего для него города Романьи. Там находится застежка плаща, которая «абсолютно случайно» закрывает верхнюю часть тела точно посередине. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков.
В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Красота и блаженство – все у него от мира сего. Здесь же впервые будет выставлен «Спаситель мира».
Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. В картине практически нельзя найти резких цветовых контрастов, все цвета сближенные, со множеством рефлексов, с использованием дополнительных цветов для расширения гаммы красок. Пластически высечены контуры.
К мягкости стремятся и краски. По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души». Никогда не изображал он отречение и муки.
Однако в то время художники не работали над такими полотнами «для себя» и вряд ли Леонардо стал бы писать большую картину, не имея на нее заказа (размер картины 199 х 122см). Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов.
Богородица ли она вообще. Направление движения справа налево и снизу вверх – от младенца Христа к архангелу, деве Марии, затем взгляд уходит в пространство, что достигается благодаря применению воздушной перспективы. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Тела приобретают округлые формы. Он знал все и все любил, так как великая любовь есть дочь великого познания. Если на одной картине соединено несколько фигур, то она распадается на перпендикулярные полосы, точно незримые пилястры разделяют фигуры.
Картина предназначалась для алтаря часовни Иммаколата (непорочного зачатия). Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis). Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами.
И в пещере – глубокая тень, как под водой. Другое её название – «Мадонна в гроте». В лице младенца Иисуса, уже видна мудрость. В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах».
Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака.
Композицию пейзажа можно охарактеризовать как «пространство – бесконечный простор». Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба.
Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Картина, как известно, не была окончена. Леонардо превращает эту композицию в духе профилей барельефа в объединенную единством группу. Считается, что принадлежит исключительно кисти Леонардо картина, находящаяся в Лувре. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив.
Преобладает тональный колорит.
Об оттенках они не заботились. От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков. Источник освещения легко прочитывается. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота.
Еле заметны, еле уловимы переходы. Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию. Здесь окончательно преодолеваются кватрочентистские традиции. Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии и синие в лондонской).
Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. В своей работе я буду анализировать картину, которая находится в Лувре, так как к её происхождению вопросов не возникает. Некоторые исследователи считают, что изначально Леонардо планировал написать поклонение младенцу Иисусу.
Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Вторая картина обитает в Лондоне, она на восемь сантиметров ниже парижской версии. Такая беспощадная и сухая наука как геометрия, предлагает нам посмотреть в центр работы итальянского художника. Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков. Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера.
В первую очередь это лики собравшихся. Леонардо применяет исключительно круглые предметы, сосуды, мягкие подушки изогнутые кувшины. Действующие лица полностью лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений. Затем мастер «ударяет» по самым светлым частям одежд Марии и Уриила. Все тело отражает данное душевное движение.
Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Несмотря на огромную натуралистическую точность его деталей (ср. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины.
Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Сердце Девы Марии, которое является практически реликвией для миллионов католиков. Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий.
Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок.
У Леонардо все полно движения. Если говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. Это символизирует передачу духовной «власти» над людьми Иоанну. Ножка Христа на первой картине просто неуклюжая, на второй сделалась уродливой.
В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Следуя по ним, один из астронавтов попадает в кратер, наполненный туманом голубоватого оттенка. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». По какой причине была написана вторая картина – остается только гадать. В качестве примера стоит рассмотреть такой повтор, как скала под водой и часть скалы за спиной Уриила.
Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Содержание его рисунков самое разнообразное. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию.
Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты. Мастер решает освещение пейзажа через тональные обобщения и локальное наложение тона. Леонардо покинул город.
До сих пор идет спор, какую часть этой второй картины написал Леонардо. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Но только на картинах Леонардо да Винчи рука, ранее костистая и жесткая, получает теплую, чувственно вибрирующую жизнь.
Преобладает тональный колорит. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея.
Он изобразил Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.
Одежда девы Марии имеет гораздо более глубокий тон и цвет, чем окружающие детали пейзажа.
На освещённой части одежды прописаны с особым тщанием, говоря о таланте рисовальщика. Марию Леонардо рисует молодой девушкой, лицо которой также говорит нам о её мудрости. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Во втором варианте Иоанн обзавелся куда более «общим» лицом, которое больше подходит девушке, нежели крошечному мальчику.
Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением.
В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Он прожил там до 1499.
О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки.