«мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи.
Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Появился на свет он 15 апреля 1452 года неподалеку от Флоренции, в небольшом городке Винчи (отсюда его имя). Италия.
Философский очерк в двух книгах. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. М. Карасёвой. – 318 с. Ульянов О. Г.
С начала 80-х гг. Обе эрмитажные картины написаны на один и тот же сюжет, но Мадонна Литта (начало 1480-х гг. ) коренным образом отличается от Мадонны Бенуа и знаменует наступление нового этапа в итальянской живописи. Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью.
Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Прямая зависимость Мадонны Бенуа от берлинской картины не вызывает сомнений. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери.
По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. И, наконец, символика.
Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Да Винчи активно работает над собственными проектами в разных сферах (например, над подводным колоколом, летательным аппаратом и др. ), однако Сфорца не проявляет к ним никакого интереса. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. Преображает его одухотворённая радость и любовь. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники.
Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно.
Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. В 1502 г. его берет к себе на службу военным инженером и архитектором Чезаре Борджиа. Из коллекции генерала Корсакова». Как бы там ни было, после переезда их с отцом во Флоренцию (1469) Леонардо устраивается подмастерьем в мастерскую Андреа дель Верроккио, одного из наиболее известных флорентийских живописцев того периода.
Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. Леонардо был сыном зажиточного нотариуса и крестьянки (многие биографы считают, что внебрачным) и воспитывался с малых лет отцом. Отсюда возникло название картины. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо.
Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. – М. : Директ-Медиа, 2009. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. Один сюжет решён художником по-разному. Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты.
Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке». Возрождение. «Мадонна с младенцем» – одна из тех картин Леонардо да Винчи, появление которых ознаменовало новый этап искусства Ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения.
Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для "Благовещения". В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». – М. : ТЕРРА, 1997. Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно. Мир и тишина царят в картине. Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А.
И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени.
Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто.
В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков. Париж. Такой прием способствует равновесию между локальными в пятнами цвета. с англ. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.
Цветок с четырьмя лепестками намекает на форму грядущего распятия. Но зритель чувствует затаенную нежность взгляда, обращенного к сыну. А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. Художник верно передает своеобразие детской фигуры. В семье ходило предание, будто картина была куплена у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани, где Сапожниковы имели крупный рыбный промысел.
Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. Мальчик нежно приник к ней. Книга I. – М. : Детская литература, 1989.
С левого плеча Марии на колени спадает сине-зеленый плащ, подбитый коричневым бархатом. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Лицо мадонны показано не полностью.
Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют. Это символ распятия. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Помимо произведений, являющихся общепризнанными шедеврами («Поклонение волхвов», «Тайная вечеря», «Святое семейство», «Мадонна Литти», «Мона Лиза»), да Винчи оставил после себя порядка 7000 не связанных между собой рисунков, листов с записями, которые были после смерти мастера сведены воедино его учениками в несколько трактатов, дающих представление о мировоззрении Леонардо да Винчи.
Вместо традиционного для мадонны красного платья и синего плаща, на ней – зеленовато-голубое платье с коричневатыми длинными рукавами, низкий вырез его отделан золотой каймой и скреплен большой брошью из горного хрусталя (подобные украшения часто встречались в произведениях Верроккьо и его мастерской). Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи.
В Мадонне Литта исчезает жанровость, столь ясно ощутимая в более раннем произведении. Мадонна изображена приёмом сфумато. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии. – 235с. – 4-е изд. Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций.
1452 – 1519 / Пер. Мир Леонардо. – 192 с. : ил. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Н. Воскобойников.
– 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы». Лувр. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым.
В возвышенных и одухотворенных образах он утверждает как величайшую человеческую ценность чувство материнской любви. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». – М. : Искусство, 1970.
биография Леонардо да Винчи связана с Миланом, работой у герцога Людовика Сфорца в качестве живописца, скульптора, военного инженера, устроителя празднеств изобретателя разнообразных механических «чудес», которые прославили его хозяина. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. По-детски сосредоточенно он пытается ухватить лепестки цветов, которые подносит ему мать и внимательно рассматривает их. Ему так хочется дотянуться до цветка. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.
Жизненная правда Леонардо да Винчи — это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщенностью, нежели в его более ранних работах, — той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения. – 55с.
Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». Это и смуглость и золотистость волос. Вып. Буквально с первых полотен («Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов») он заявил о себе как великий художник, а дальнейшее творчество лишь увеличивало его славу. – М. : Детская литература, 1971.
«Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Леонардо вновь вернулся, казалось бы, к примелькавшемуся символу. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями.
Своё прозвание картина, следы которой терялись до XIX века, получила по последним владельцам— российской художественной династии Бенуа. На мысль о дарении наводит и другой знак – предполагаемая звезда Вифлеема в левой руке Богоматери, наводящая на мысль о дарах волхвов. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).
Леонардо повторил и трехчетвертной поворот обеих фигур и девически юный облик матери и тип крупноголового младенца, очень близкого к изображению нагого ребенка на рисунке Верроккьо, выполненном черным мелом (Флоренция, Уффици). Последний этап биографии Леонардо да Винчи связан с Францией, куда он в январе 1516 г. переезжает по приглашению короля Франциска I. Поселившись в замке Кло-Люсе, он получил официальное звание первого королевского художника, архитектора и инженера, стал получателем крупной ренты. – М. : Просвещение, 1976. 77 x 53 см.
Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось на его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы.
Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик. Высокий открытый лоб мадонны венчает сложная прическа из косичек и локонов. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет.
В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. Сценка, запечатлевшая момент познания, в картине важна не только для раскрытия идейного содержания – она способствует более логичной и естественной композиционной связи фигур.
Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). «Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров.
Только с годами улыбка эта приобретает оттенок горечи, которой еще нет в Мадонне Литта. В семье ходило предание, будто картина была куплена у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани, где Сапожниковы имели крупный рыбный промысел. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы.
– 380 с. Богат Евг. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Эта прелесть материнства – основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Во всем мире знаменита своей загадочной улыбкой Мона Лиза одна из немногочисленных картин величайшего художника итальянского возрождения Леонардо да Винчи. Темпера не давала таких возможностей. Она заложена и в сюжете и в композиции картины.
Отмечалась выше и круглоликость Марии. Больше никакое чувство не отражено на её лице. Её одеяние сочетается с причудливой горной цепью на заднем плане. В лице мадонны нет той конкретности, близкой к портретному началу, которая характерна для облика юной матери в Мадонне Бенуа. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Третий план – окна как духовныеочи.
С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. – М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи.
Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца. – 254 с. Вазари Дж.
Любовь земная и небесная смешаны в этом образе. Благовещение (Annunciazione, Annunciation) – было создано в 1472 – 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью.
Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения.
Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. «Мадонна Бенуа» – не исключение. 2 мая 1519 г. великий «универсальный человек», окруженный учениками, умер похоронили его в расположенном неподалеку королевском замке Амбуаз.
Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав изображенных довольно условно. Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». – М., 1977. «Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. 7.
Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Сделан он, без всякого сомнения, с натуры. Дерево, масло. Колорит картины очень сдержан: тёмные одежды Марии с проблескамикоричневого и бронзового, далее – ещё более тёмный фон.
В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате.
Через несколько лет (в 1476 или 1478 г. ) у да Винчи появляется собственная мастерская. Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. – М. : Молодая Гвардия, 1982.
Вверху с овалом. Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой.
Они создают впечатление совершающегося таинства. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. – М., 2003. Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет. Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство).
Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. Т. 3. «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») – была закончена, очевидно, в то время, когда художник переехал в Милан. – (Библиотека искусства). Интрига с авторством картины тоже давно разрешена.
Как писал сэр Кеннет Кларк, "силуэты черных деревьев на фоне бледного вечернего неба создают эффект, который в детстве заставлял нас чувствовать одновременно и поэтичность и близость природы". По композиции картины различны. – М. Искусство, 1998. Изображение фона ломает традицию кватроченто.
Эрмитажа, Л. 1963. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию.
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Мастер Леонардо да Винчи.
«Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось.
sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен.