Т. 1–2 Альберти Леон Баттиста. Умер Леон Баттиста Альберти 25 апреля 1472 года в Риме. Леон Баттиста Альберти (итал. Leon Battista Alberti 18 февраля1 1404 (1404), Генуя— 25 апреля2 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Альберти, Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) – (1404 – 1472 г. г. ) – итальянский ученый, теоретик искусства, литератор, архитектор эпохи Раннего Возрождения.
Переводы на русский язык: Альберти Леон Баттиста. Нынешний фасад появился в результате переделки инициированной Альберти Леоном Баттиста. Леон Баттиста Альберти (итал. Уже в двадцать четыре года Леон Баттист Альберти получил звание доктора кононического права.
Леон Баттиста Альберти (итал. Leon Battista Alberti 18 февраля3 1404 (1404), Генуя— 25 апреля4 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Леон Баттиста Альберти — один из наиболее одаренных людей своего времени — архитектор, живописец, поэт, музыкант, теоретик искусства и ученый. Многие постройки Леона Баттиста Альберти в дальнейшем стали примером для других зодчих, а так же постройками, которые диктовали определенные каноны в архитектуре.
Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti 18 февраля 1404 (1404), Генуя— 25 апреля 1472, Рим)— итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Альберти Леон Баттиста – теоретик искусства отказался от средневекового видения мира искренне восхищался античной классикой. Леон Баттиста Альберти (итал. Leon Battista Alberti 18 февраля 1404 (1404), Генуя— 25 апреля 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. В 20-е годы Леон Баттиста Альберти написал свои первые работы, в 1425 комедию «Филодокс» а в 1428 «Деифира».
Леон Баттиста Альберти (1404 — 1472 гг. ) заслужил его многими своими свершениями, в первую очередь своим дарованием зодчего и неумирающими трудами по теории архитектуры и искусства. Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti 18 февраля1 1404 (1404), Генуя— 25 апреля2 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Ровно 610 лет назад родился итальянский философ (а также писатель, гуманист и в целом — учёный) Леон Баттиста Альберти, ставший, по сути дела, виднейшим теоретиком эпохи Возрождения.
Леон Баттиста Альберти появился на свет в Генуе 18 февраля 1404 года. Трактат Леона Баттиста о живописи (1436) также стал первой книгой в данной области, рассматривает теорию так же серьезно, как технику. Леон Баттиста Альберти родился 18 февраля 1404 года в Генуе.
1404—72)—деятель раннего итал. Тирану Римини, знаменитому Сиджизмондо Малатеста пришла в голову мысль сделать эту старинную церковь фамильным храмом мавзолеем. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти.
Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Вазари и др. ), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистические «демонстрации» с изображением ландшафтов. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков.
Он получил всестороннее образование. Отсюда разнообразие композиционных приемов и форм даже в зданиях культового назначения. Двор палаццо имеет прямоугольную форму с аркадой по двум сторонам. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия». «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций.
Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика, теория архитектуры, живописи и ваяния – таков круг его творческих интересов, включавший также литературу и архитектурную практику. И хотя его постройки там создавались одновременно с флорентийскими, они характеризуют более значительный, более зрелый и более классический этап в его творчестве.
Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к разумному, устремлённому к добру существованию. В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum).
Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». Живопись охарактеризована Альберти как «проекция линий и цвета на поверхность». Главное предназначение человека Леон Батиста Альберти видел в творчестве. В равной степени он учился владеть оружием, ездить верхом и играть на музыкальных инструментах по всем правилам искусства, как и увлекался науками и свободными искусствами и занимался изучением труднейших вещей», — рассказывает старинный биограф он продолжает свою характеристику так: «Он был человеком столь многосторонним, что едва ли остался чужд какому-либо из свободных искусств».
1-10, 1452, опубликован в 1485 на латинском языке русский перевод – «Десять книг о зодчестве», 1935 – 1937) стали первыми со времён античности трудами по теории искусства. После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441. Вслед за Альберти сходные положения выскажет Леонардо да Винчи в заметках, посвященных проблеме человека, а полтора века спустя, на исходе культуры Возрождения им даст художественное воплощение Шекспир в трагедии «Гамлет». Гармония—принцип не только его теории архитектуры, но и концепции человека.
его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. В трактатах «О семье» (Delia famiglia, 1432— 1441 изд. Он развивал в зодчестве античные мотивы. По окончанию университета (1428 г. ) провел несколько лет в должности секретаря кардинала Альбергати, часто посещал Германию и Нидерланды. Альберти системно изложил математические основы учения о перспективе.
От его внимания не ускользают и такие второстепенные вещи, как культивирование ценных пород лошадей, тайны женского туалета, код шифрованных бумаг, форма написания букв. В них Альберти, опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы художественной практики Возрождения, как центральная перспектива и ордерная система. Трактат "О статуе" написан, вероятно, в 1453 г. В трактате "О живописи" (1436 г. ) дано первое научное описание перспективы. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной.
Перестройка (1450-1461 гг. ) готической монастырской церкви была предпринята герцогом Малатеста в ознаменование его военных подвигов.
В нем Альберти впервые представил эстетику архитектуры. Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи. В 50-60-е гг.
Альберти родился в Генуе в 1404 г., умер в Риме в 1472 г. Происходил из знатной флорентийской семьи изгнанной из родного города получил образование в Падуе и Болонье.
Брагина Л. М., Итальянский гуманизм. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum). Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности.
По иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. При всем несовершенстве исполнения заложенные в его постройках идеи выражали устремления эпохи и оказали сильнейшее влияние на развитие архитектуры Возрождения. Вернулся в Рим после реставрации папской власти в сентябре 1443 с того времени главным объектом его научных интересов стали архитектура и математика.
Такое методическое требование было новаторским шагом. Альберти написал «Застольные беседы». В организацию пространства церкви Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие римской базилики Максенция.
Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». 1450). После римского восстания. (Народный итальянский язык – Прим.
Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Albert. Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным.
Аннунциаты во Флоренции, авторство знаменитого флорентийского палаццо Ручеллаи. Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти переработал эту тему, придав фасаду новый художественный смысл и пластическую выразительность. Согласно письменных источников (Дж. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). Оригинальная концепция человека, основанная на идее гармонии, принадлежит Альберти.
художниками. Leon Battista) (14 февраля 1404, Генуя — 25 апреля 1472, Рим) — итальянский философ, архитектор, художник, теоретик искусства. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Наиболее значительное из литературных сочинений Альберти – имеющий практическую направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн.
Характер — категория не только психологическая, но и социальная. Леон Баттиста Альберти весьма много внимания уделял семейным устоям. Л. Б. Он оставил следующим поколениям образцы творческой и научной этики. Немного позже были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат «Три книги о живописи», который Альберти посвятил скульптору Брунеллески. Одаренность и разностороннее образование позволили ученому внести значительный вклад не только в литературу, теорию искусства и архитектуру – Леон Баттиста также занимался изучением проблем педагогики и этики, математики и картографии.
Альберти уменьшил ширину ветвей креста по отношению к средокрестию. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой). Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
В проекте церкви Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, Альберти одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу древнеримских периптеров. В числе их есть рисунок моста св. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.
Человек мудр и обладает чувством собственного достоинства. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Человек исключительной образованности, подлинный «uomo universale», Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. Человек познает законы природы благодаря разуму. Как архитектор Альберти тяготел к смелым решениям, много сделал в разработке теории пропорции.
Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451-1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церквей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. Человек может развить свои природные способности и сам творить свою судьбу. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире.
Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения. Указывая на необходимость рационального анализа и отбора при худож. Это отражало новое гуманистическое понимание искусства и отвечало миропониманию самого Альберти — идеального олицетворения гармоничного человека Ренессанса.
Членения главного фасада в ином масштабе многократно повторены в интерьере. и римских источников, опыта совр. Альберти пробовал себя в роли художника и скульптора, но в итоге остался теоретиком. В нем счастливо сочетались тонкое эстетическое чувство и способность разумно и логично мыслить, опираясь при этом на опыт, почерпнутый от общения с людьми, природой искусством, наукой, классической литературой.
Недостроенная верхняя часть главного фасада над раскрепованным антаблементом была задумана с оригинальными кривыми полуфронтонами над боковыми нишами и высоким, с полукруглым завершением, окном-нишей в центре (такое завершение церковных зданий было широко распространено в Северной Италии, особенно в Венеции). Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг. ), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г. ), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг. ), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг. ) в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена) в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг. ) и Сант Андреа (нач. Этот трактат был первым в серии возрожденческих трактатов об архитектуре. 1848) идеи гражданственности, столь характерные для гуманизма предшествующего поколения, отступают и совсем сходят на нет перед всем, что объемлет собой понятие «интересы семьи».
Леон Баттиста Альберти родился 14 февраля 1404 года в Генуе. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д, Эсте, Федериго де Монтефельтро). В роли архитектора Альберти оказал значимое влияние на стиль эпохи Высокого Возрождения. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах.
Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472 гг. ) итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель. В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души». 1-3, 1433-37, кн. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.
Вся его жизнь и творчество были, по словам его анонимного биографа, «примером того, что человек может сделать из себя все, что пожелает». Все это вместе взятое придает сформированному образу черты величия. Он дал правильное методическое направление обучению рисунку.
«Он делился всем, что имел, знал или мог, — пишет его первый биограф.
Позже Альберти сам написал несколько литературных произведений. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло дЭсте, Федериго де Монтефельтро). По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Общественные здания, театры, школы и др., должны быть доступны всем.
Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. ", а Полициано, упоминая Альберти, предпочитал "молчать, нежели сказать о нем слишком мало". Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo). Подобно античному Витрувию, Альберти написал большой труд «Десять книг о зодчестве» (1452 г. ), включающий в себя его теорию архитектуры, а также сведения по математике, механике, оптике. Здесь им были написаны его трактаты о скульптуре и живописи, а также его лучшие гуманистические сочинения на итальянском языке – "О семье", "О душевном спокойствии", которые сделали его общепризнанным теоретиком и ведущей фигурой нового художественного движения. Таким образом, высшее общество пространственно отделено от бедных кварталов. 27). по проекту Альберти – яркий пример светской архитектуры того времени.
Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Параллельно Альберти была начата работа над трактатом «Della famigliа» («О семье»). тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Значение Леона Баттиста Альберти (1404–1472) — гуманиста, поэта, теоретика искусства и архитектора для мировой культуры невозможно переоценить. После амнистии 1428 г. поселился во Флоренции, но долгое время жил в Риме при папском дворе.
В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. В молодости ему пришлось пережить болезнь, бедность, жестокую вражду родственников. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д, Эсте, Федериго де Мон-тефельтро). Альберти оправдал эти слова своей деятельностью и хочется в связи с этим повторить слова, сказанные о нем его старинным биографом: «он являл собою пример того, как человек может сделать из себя все, что только пожелает».
Он наглядно излагает их на примере пирамиды. На фасаде дана как бы его «идеальная схема», показывающая отношения между ордерным каркасом и заполняющей его, но также «работающей» стеной (рис. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.
Альберти родился в Генуе. Такой прием был связан с задуманной Альберти системой перекрытия центрального нефа церкви легким деревянным цилиндрическим сводом, а боковых нефов — скатными кровлями, торцы которых были скрыты за полусегментами фронтонов. Как и Брунеллеско, Альберти был великим новатором в зодчестве. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире.
Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуне) и пределах ее власти над человеком. Ответственность за моральное совершенствование имеющее как личное, так и общественное значение, Альберти возлагает на самих людей.
н. Tempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие римского Пантеона на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе). Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Творение себя самим, физическое совершенство – становятся целью, как и духовное. Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал "гармонической личности".
Это отчетливо видно в диалогах, написанных на вольгаре «Домострой» и «О семье». Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия». В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. 1844) и «Домострой» (De iciarchia, 1470 изд.
ему иск-ва, высказал ряд оригинальных идей, касающихся худож. АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста (1404–1472 гг. ) – филолог-моралист, политик, теоретик искусства, архитектор, скульптор, художник, поэт, археолог, математик и атлет. В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. В остальном все это произведение само по себе красиво, замысловато и является разрешением трудной задачи и Леон-Баттиста обнаружил для того времени немалую смелость, выведя свод этого хора так, как он это сделал.
В связи с этим семья по Альберти рассматривается как база хозяйственной деятельности. Он изобрёл вуалевую сетку («reticolato» или «velo»), она разделена на маленькие правильные четырёхугольники и, будучи помещена между глазом и предметом на месте плоскости изображения, дает возможность наметить любую точку предмета в определённой петле и перенести её, таким образом, на соответствующую квадратную сетку плоскости черчения». Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини.
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Учился у известных гуманистов Гаспарино да Барцицца и Франческо Филельфо, затем в Болонском университете (1421—28), по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Сам Альберти писал своему другу — великому архитектору Филиппо Брунеллески: «.
Есть эпохи, ломающие человека, подминающие и разлагающие его личность. Десять книг о зодчестве. Викентьева). Альберти должен был продолжить начатое готическими мастерами. Первоначальное образование Леон Баттиста получил в Падуе, в школе известного гуманиста педагога Гаспарино да Барцицца, а после смерти отца в 1421 году уехал в Болонью, где изучал в университете каноническое право и посещал лекции Франческо Филельфо по греческому языку и литературе. Человек, включённый в мировой порядок, оказывается во власти его законов— гармонии и совершенства.
По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Это можно увидеть в работах таких мастеров как Андреа Мантеньи, Пьероделла Франческа, Антонелло да Мессина и других известных мастеров. Примерно в 50-60-е гг.
В несколько статичную концепцию «божественного человека» Альберти внес динамизм: исходя из требований природы, он делал вывод о необходимости активного творческого отношения к миру. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. Человек познает законы природы благодаря разуму.
В своем учении он наиболее цельно выразил идеал гармонической личности. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. В первом трактате (О живописи) Альберти излагает принципы построения перспективы, не утратившие своей актуальности и по сей день. Например, в четвертой книге Альберти дает рекомендации по выбору места для строительства города, определению конфигурации городского плана из оборонительных соображений, рассуждает о загородных и городских дорогах, о каналах, реках и гаванях. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.
Возрождения, архитектор, теоретик иск-ва, литератор. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. По теории Альберти вся ответственность за нравственное совершенствование, независимо от значения (общественное или личное) возлагается только лишь на самих людей. На службе у пап Евгения IV и Николая V Альберти принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443-49. ) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства.
Только гармоничное сочетание всех факторов ведет к совершенству произведения. Позже составил трактат О принципах составления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. Альберти был сторонником использования разговорного итальянского языка в литературе – большинство своих произведений он написал на вольгаре (народной латыни), что сделало его идеи популярными среди разных слоев населения.
творчества. Около 1450 года по его проекту была выполнена деревянная модель и в дальнейшем он очень внимательно следил из Рима за ходом строительства, которое вел местный мастер – миниатюрист и медальер Матгео деПасти. Особое внимание было уделено уравновешенности общей композиции и отсутствию диссонансов. В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок. Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески – «Три книги о живописи».
Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности.
Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. К одним из последних его произведений относятся диалог на вольгаре «Домострой» (1470 г. ) и математический трактат «Трактат о шифрах» (1466 г. ). В философских эссе А. «Автопортрет универсального человека», «О доблести и славе» и др. Среди первых литературных опытов Альберти – латинския комедия «Филодокс» (1424, опубликована в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологического гуманизма.
Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан Франческо в Римини.
М., 1935, I, стр. Человек широко образованный и разносторонне одаренный, прославился прежде всего своими трактатами «О статуе» (De statua изд. Трехчастность членений фасада является одновременно и основой строения интерьера, ритмического чередования больших и малых капелл, образующих повторяющиеся группы.
В самом деле, если бы Леон-Баттиста избежал этого приема, было бы лучше и, хотя его очень нелегко осуществить, он все же некрасив ни в малых, ни в больших вещах, да и не может хорошо удастся. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Хотя в Болонье Альберти попал в блестящий круг литераторов, собиравшихся в доме кардинала Альбергати, эти университетские годы были для него тяжелыми и неудачливыми: смерть отца резко подорвала его материальное благополучие, тяжба с родственниками из-за наследства, незаконно ими отторгнутого, лишала его покоя, чрезмерными занятиями он подорвал свое здоровье.
Он понял необходимость обогатить практику искусства опытом науки, приблизить науку к практическим задачам искусства». Ростовцев Н. Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе, М., «Просвещение», 1980 г., с. 26. По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Альберти объединил все потенциальные понятия человека с таким понятием как virtu (способность, доблесть).
Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви Сан Себастьяно. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором он создал ряд юридических сочинений: «Понтифекс», «О праве» и диалоги «О спокойствии души». Альберти.
1568) и особенно «Десятью книгами о зодчестве» (De re aedificatoria libri X, 1436—43 изд. Трактаты Альберти «О живописи», «О скульптуре», написанные в 1434–1435 на латыни и позднее вышедшие в итальянском переводе, представляют собой первую научно обоснованную теорию искусства эпохи Возрождения. Интерес к гражданской и этической тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубликован в 1890), «Теодженио» (около 1440, опубликован в конце 15 века).
А. — автор теоретических трактатов по проблемам изобразительного искусства и архитектуры («О статуе», 1435 «О живописи», 1435—36 «О зодчестве», начат ок.
Романтрактат «Мом» (до 1450, опубликован в 1520) – едкая сатира на правителя в стиле Лукиана. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.
Только от свободной воли человека зависит выбор между добром и злом. Альберти не принадлежал к любимцам фортуны. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников.
Выдающийся мыслитель и талантливый писатель Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. И основной мотив его этики—противоборство человека и Фортуны. Эту принадлежность писатель толкует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала.
Общество гуманист видит как гармоничное единство всех его слоев и этому должна оказывать содействие деятельность правителей. Альберти удалось изложить в рамках единой теории не только эстетический идеал архитектуры, но и принципы правильного соотношения размеров: высоты строения с расположенным перед ним пространством, соразмерности главного здания города (которым в те времена являлся собор) с остальными постройками.
Он занимался изучением проблем математики и картографии. Альберти известен и как автор фундаментальной архитектурной теории, которая обладает исключительным сходством с аналогичной теорией римского архитектора Витрувия ( век до н. э. ). В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450-1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок.
Универсальный человек раннего Возрождения» (1969), в которой показана как связь эстетики Альберти с его научными взглядами, так и нерасторжимость связи всей деятельности Альберти с гуманизмом эпохи Возрождения. Основная цель Альберти — устранение противоречий между базиликальной и центрической частями здания (Брунеллеско также стремился к этому, но в обеих его базиликах плоские перекрытия главного нефа и ветвей трансепта не дали решения задачи) — достигнуто однонефной композицией и применением крестовокупольной системы. Он считал ее основной ячейкой всего режима общественных порядков. В трактате «О зодчестве» он показал идеальный город, превосходный по разумной планировке и внешнему виду зданий, площадей и улиц.
Для достижения подобных результатов он советует художникам изучать природу Изображая человеческие фигуры, художнику необходимо помнить о пропорциях и соразмерности отдельных частей тела, которые должны соответствовать по величине, характеру и цвету ибо «если на картине голова будет слишком большой, грудь слишком маленькой, рука чересчур широкой, нога слишком пухлой, а корпус чересчур одутловатым, то общее впечатление будет однозначно ужасным». Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Большую часть своей жизни Альберти уделил литературе – первые его произведения, комедии «Деифира» (1428 г. ) и «Филодокс» (1425 г. ), были написаны еще в период учебы в Болонье.
«Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius).
Эрудиция и талант Альберти позволяют поставить его в один ряд с такими выдающимися личностями, как Леонардо да Винчи (1452–1519) и Микеланджело (1475–1564). Наиболее серьезной переделке подверглась верхняя часть фасада. В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. Способности человека. Труд у таких людей шел об руну с вдохновением и творческими стремлениями. 1-3, 1435-36), «О статуе» («Della statua», около 1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн. Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту Альберти (около 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею античный ордер использован на фасаде церкви Санта-Мария Новелла (1456-70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в церкви Сан-Панкрацио, 1467).
Леон Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. В своих действиях он руководствуется принципами меры. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности.
Способности человека. Среди архитектурных экспериментов Альберти по созданию нового типа церковного здания выдающееся место занимает построенная по его проекту церковь Сан Себастьяно в Мантуе.
Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города. 4, 1441 опубликован в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубликован в 1890, 1960, 1964). Выступил как архитектор-практик.
Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды. Наряду с размышлениями о живописи и подробным объяснением сути перспективы, Альберти описывает в трактате критерии художественной оценки картин. В то же время он показывал всеобщую испорченность людей, нарушение ими естественного порядка, оскорбление справедливости и закона, подрыв вселенской гармонии.
Его занимали вопросы семейных устоев, морали, этики, психологии, права и политики. В Мантуе возвел две церкви: Сан-Себастьяно (1460 г. ) и Сант-Андреа. После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 153.
Развивая античные идеи «свободных искусств» («Artes liberalis»), Альберти переводит искусство из разряда чистого ремесла в область науки. Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого Альберти (1430-е годы).
Однако здесь этот прием более органичен и теснее связан с композицией всего здания. К концу 1440 х годов внутри церкви были закончены мемориальные капеллы Сиджизмондо и его жены Изотты.
«. По видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Такая схема изображенная посредством квадров песчаника, которыми облицован фасад, отнюдь не дает натуралистического воспроизведения действительной конструкции она вольно передает ее тектонический смысл в формах античного ордерного языка. Выступил как архитектор-практик. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим.
По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Несмотря на неудачу, Леон Альберти сумел разработать новый способ определения глубины. Леонардо Ольшки, История научной литературы на новых языках: литература техники и прикладных наук от Средних веков до эпохи Возрождения, Том 1, Сретенск, МЦИФИ, 2000 г., с. 44. Благоприятные общественно-политические условия создают почву для расцвета характеров, а характеры могучих и одаренных людей дают своему времени великие творения во всех или некоторых областях знания и искусства. Вся жизненная среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребностям личности, семьи, общества в целом.
Внутри она имеет шесть прекраснейших капелл из коих одна, посвященная св. И. Л. Интересы и познания этого «универсального» ученого были разносторонними и глубокими. Особое предпочтение гуманист отдавал труду архитекторов.
Этот принцип соблюден и при определении размеров главного карниза высота его до выносной плиты, включая поддерживающую часть с модульонами, пропорциональна размерам ордера верхнего яруса, а выносная плита соразмерна высоте всего здания (здесь так же, как и в Колизее, при довольно большом выносе карнизной плиты применена система конструктивных модульонов, заделанных в стену и подпирающих плиту). Исполнителем проектов и моделей Леон-Баттисты был флорентинец Сильвестро Фанчелли, рассудительный зодчий и ваятель, построивший по воле Леон-Баттисты с удивительным умом и старанием все те произведения, сооружением которых Баттиста руководил во Флоренции а для мантуанских построек – некий флорентине Лука, который с тех пор обосновался в этом городе и в нем умер, оставив, по свидетельству Филарете, свое имя семье деи Луки, живущей там и поныне.
Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452) и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. 1472 г. купол относится к 1763 г. ) в Риме Альберти приписывают без достаточных оснований палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V. Палаццо Ручеллаи во Флоренции — одно из первых архитектурных произведений Альберти, представляет собой следующий шаг в развитии типа дворца, все более отличавшегося (особенно в своем облике) от средневекового городского жилища и все более приближающегося к жизненному укладу и вкусам разбогатевшей флорентийской буржуазии.
Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. В ряде трактатов обобщил опыт искусства своего времени, обогащённый достижениями науки. Все это существенно изменяло традиционную крестово-купольную систему византийских храмов. Альберти написал аллегорически-сатирический цикл «Застольные беседы». Способности человека. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
Он полагал, что этим семья лишает себя хорошей репутации. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой».
Вся городская площадь разделена на отдельные зоны. Основной акцент он делает на контурах, построении композиции и оттенках. С 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатура (своего рода нотариуса) при папской курии. Ордер помог и убедительному выражению масштаба здания при включении его в ансамбль неширокой улицы.
Его личное человеческое величие было поистине титаническим.
252). Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена. При этом немало внимания уделялось математике, механике, графологии и криптологии. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. «Искусство жить постигается в деяниях», – подчёркивал Альберти.
Альберти, Десять книг о зодчестве, М., Том II, «Издательство Всесоюзной академии архитектуры», 1937 г. с. 48. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков.
Говорят, что он же сделал проект дома и сада для тех же Ручеллаи на улице делла Скала. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). Флоренцийский палаццо Ручеллаи, возведённый в 1446-1451 гг.
Многогранность его интересов – яркий пример широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения. В нем он также затрагивает вопросы градостроительства. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Оставшись в Мантуе после отъезда папы, Альберти в 1460 году закончил модель новой церкви, строительство которой было поручено флорентийскому архитектору Луке Фанчелли, находившемуся при мантуанском дворе.
А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470). В 1443 кардинал Просперо Колонна поручил ему поднять со дна моря затонувший корабль. Альберти отстаивал такие отношения человека и общества, при которых интерес отдельно взятой личности согласуется с интересами прочих людей. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить этот монументальный объем тяжелой полусферой (не осуществлен).
В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций. Над трудом "О зодчестве" (основанном на произведении Витрувия) Альберти работал до конца жизни изданный посмертно в 1485 г., он стал первой печатной книгой об архитектуре.
В возрасте 24 лет Альберти получил степень доктора в области права в университете города Болоньи — одном из крупнейших научных центров того времени. В 20 лет он написал комедию «Филодокс», затем увлекся естественными науками и математикой. Со студенческими годами связано начало увлечений Альберти математикой и философией. Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. И есть прогрессивные эпохи, когда воля и энергия человека расцветают. Это не механическое соответствие, а диалектическое взаимодействие.
Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии. Назовем также заслуживающую внимания работу Джоан Гейдол «Леон Баттиста Альберти. Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius).
На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе – первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Он ведет наблюдения за влажностью воздуха отчего рождается гигрометр.
Ироничное восприятие реальности человеческих деяний, характерное для этих работ, не поколебало глубокой веры гуманиста в творческую мощь человека, призванного обустраивать мир по законам разума и красоты. В этом отношении истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте. Его полотен и скульптур сохранилось мало.
Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттиста Альберти". Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Альберти принадлежит заслуга введения в архитектуру многоярусной ордерной композиции, большого ордера (возможно, отчасти предвосхищенного Брунеллеско в его палаццо ди Парте Гвельфа), античных по деталям порталов и др. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo).