Ее избранником стал Жан-Батист Пьер Лебрен, посредственный художник, больше преуспевший в роли торговца картинами. Среди исторических сюжетов, которые предлагались в Академии живописи в царствование Людовика XIV для увековечения деяний Короля, фигурировал и такой: Король посещает мастерскую месье Лебрена. Виже-лебрен больше никогда не увидела свою покровительницу, сложившую голову на гильотине, а ее заграничное турне затянулось на долгих 12 лет. В Риме сложилась художественная манера Лебрена – холодновато величественная, декоративная, ориентированная на образцы Большой манеры римской школы.
Мы с Вами остановились на том моменте, когда Луиза Виже-Лебрен, покинула Францию. Подобные пассажи говорят об одном: с русским народом мадам Виже-Лебрен не общалась. В своих мемуарах Виже-Лебрен с восхищением отзывалась не только о красоте коронованной подруги, но и о ее моральных качествах.
Так же считается, что благодаря Мари Элизабет Луизе Виже-Лебрен в моду вошел матросский костюм, первые выкройки которого она сделала сама. Вычурные изломы рококо уступили место сельской простоте в духе Руссо и картины Виже-Лебрен с их здоровой красотой «попали в струю». В Петербурге Элизабет Виже-Лебренпровела 6 лет с лета 1795 года, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. Коллеги-завистники негодовали особенно старалась некая Аделаида Лабиль-Гийяр, считавшая, что Виже-Лебрен нахально отобрала у нее место лучшей художницы Франции. В дальнейшем Лебрен жил в Париже как пенсионер.
Заложенные Лебреном и деятельностью французских академий XVII века основы академизма получили развитие в дальнейшем. После убийства Павла Лебрен вернулась в Северную столицу. Отношения супругов становились все более прохладными и после пяти лет брака Виже-Лебрен с дочкой поселилась отдельно. К сожалению даже кисть такого превосходного мастера портрета, как Мари-Луиза Лебрен, не смогли остановить увядание, а попросту старение Екатерины.
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (фр. lisabeth-Louise Vige-Le Brun, урождённаяВиже, Лебренпо мужу16 апреля1755, Париж—30 марта1842, там же) — французская художница. «воспоминания госпожи Виже-Лебрен о ее пребывании в Санкт-Петербурге и Москве 1795 -1801 года». Альбер Лебрен (фр. Albert Lebrun 29 августа 1871 года, Мерси-ле-О, департамент Мёрт и Мозель, — 6 марта 1950 года, Париж)— французский политик, последний президент Франции в период Третьей республики (1932—1940).
Рисовал Лебрен и портреты, но не любил как их, так и пейзажи, считал их лишь методами улучшения мастерства художника. Произведения Лебрена получили статус официального образца французского абсолютизма и значительно повлияли на вкусы и мировосприятие, вероятно, двух поколений официальных художников на рубеже 17-18 веков в разных странах Европы. После освобождения Франции в 1944 Лебрен (чей второй президентский срок формально истекал в 1946) встретился с де Голлем и 9 августа признал его временным главой государства и своим законным преемником. Помыкавшись без денег, Виже-Лебрен снова уехала за границу — на этот раз в Англию. В 1842 году Элизабет Виже-Лебрен умерла в возрасте 86 лет.
Госпожа Лебрен не поверила участию наследника Александра в этом страшном покушении. Шарль Лебрен (фр. Шарль Лебрен (фр. Charles Le Brun, 24 февраля 1619, Париж — 22 февраля 1690, Париж) — французский художник и теоретик искусства, глава французской художественной школы эпохи Людовика XIV. Одна из русских гостей уговорила Виже-Лебрен написать мемуары, чтобы драгоценные детали прошлого не исчезли с ее смертью.
Лебрен, как кажется, был выше зависти и соперничества, столь часто присущих людям его профессии. Виже-лебрен писала: «Она, похоже, не могла понять, что люди посещают художника, чтобы позировать ему». Лебрен был довольно плодовитым композитором, но главные его сочинения— концерты для гобоя с оркестром, несомненно, предназначенные для исполнения во время собственных выступлений.
После освобождения Франции в 1944 году Лебрен (чей второй президентский срок формально истекал в 1946 году) встретился с де Голлем и 9 августа признал его временным главой государства и своим законным преемником. Переждав таким образомВеликую Французскую революцию, Виже-Лебрен вернулась во Францию по приглашениюНаполеонаи до1814г. Столкнувшись с отказом прежде покорной жены, Лебрен подал на развод и тут же женился на молоденькой любовнице. Альбер Лебрен (фр.
В дальнейшем Лебрен жил в Париже как пенсионер.
Лебрен редко писал портреты. За последующие годы Виже-Лебрён совершила два путешествия в Швейцарию и больше Франции не покидала. (Впоследствии во время своих путешествий художница станет членом Болонской, Санкт-Петербургской, Копенгагенской, Берлинской, Руанской, Женевской академий. ) В 1791 г. работы Виже-Лебрён были допущены на Салон, несмотря на её антиреволюционные убеждения. Став в 1660-х гг. Отец Луи был выходцем из простой рабочей семьи, самостоятельно сделавшим себе имя, добрым и веселым человеком (в отличие от жены Жанны – сварливого и крутого нрава) и дом их всегда был полон гостей.
Одной из его главных работ стали росписи дворца в Версале. И в этом немалая заслуга Лебрена. Однако что старшая дочь, что младший сын пошли в отца. музее в Стокгольме, музее Ашмола в Оксфорде и Школе изящных искусств в Париже. оказала, со своей стороны, определённое давление на французский художественный истеблишмент с тем, чтобы Виже-Лебрён была благополучно избрана в членыКоролевской академии живописи и скульптуры.
В возрасте всего трёх месяцев Элизабет отправили в деревушку Эпернон близ Шартра, где она росла на ферме под присмотром крестьянки до пяти лет, когда родители отдали девочку в пансионат св. Искусство эпохи Людовика XIV, которое служило воплощению официальной идеи, может показаться излишне помпезным, холодно официальным. Особая роль в убранстве залов версальского дворца принадлежала гобеленам и драгоценной мебели. Виже-Лебрён становится всё популярнее. В годы Первой мировой войны был на фронте имел офицерское звание и участвовал в битве под Верденом, а после войны стал министром «освобождённых территорий» (Эльзаса и своей родной Лотарингии) и сенатором.
Подлинным средоточием культуры Франции стал Версаль. Лебрен не признал своего низложения и не объявлял отставки. Один из основателей (1648), а с 1668 года ректор Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Он пишет картины «Муций Сцевола» (Макон, музей) и «Мадонна с мертвым Христом» (Париж, Лувр).
Европа быстро двигалась к новой войне. Помимо выполнения заказов, Виже-Лебрён много и с удовольствием писала автопортреты – зачастую в стиле различных художников, творчеством которых восхищалась. Помимо воли Сегье Лебрен покидает Рим и после краткого пребывания в Лионе (где он пишет, вероятно, «Умирающего Катона», Аррас, Музей изящных искусств), возвращается в Париж в 1646 и, по-прежнему находясь под покровительством канцлера, быстро расширяет свою клиентуру.
Художественная жизнь подвергалась строгой централизации. Лебрен не просто льстил своему сановному покровителю.
Канцлер восседает на медленно идущем коне, его сопровождают шествующие рядом пажи. Ученики Лебрена. Вместе со смертью Кольбера в 1683 году закончилось и правление Лебрена. Одной из его главных работ стали росписи дворца в Версале. Гости могли восхищаться фейерверком, балетом, музыкой, эффектом освещенной огнями воды. Лебрен, как рисовальщик и как колорист, не идет дальше «образцового владения канонами эклектизма».
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (тогда еще просто Виже) появилась на свет в 1755 году в Париже, в семье художника. Это событие породило неслыханный общественный резонанс – ведь в то время не принято было принимать в подобные учреждения женщин (поскольку там учили рисовать человека с обнаженной мужской натуры). Соединившись с группою нидерландцев, поселившихся в Париже и со своей стороны вырабатывавших статут подобной «академии», Лебрен добивается, при помощи канцлера Cerie, утверждение своего проекта Советом регентства и с этого момента (26 января 1648 г. ) парижская Академия живописи и скульптуры считается существующей.
Подобно кордебалету, они создают изящный антураж для главного героя. Подлинным средоточием культуры Франции стал Версаль. Но темто он и оказался пригодным для роли «первого живописца первого в мире государя».
Таким художником чаще всего был неутомимый Лебрен. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. — последнего польского короляСтанислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князяКонстантина Павловича) и других членов императорского семейства. В следующем году она умерла и была похоронена на кладбище в Лувесьене. Лебрен расписал в Версальском дворце целый ряд апартаментов, да и, собственно, почти все, что делалось там, создавалось по его эскизам — включая мебель, ковры, работу по дереву и металлу, вплоть до задвижек дверей. Один из основателей (1648), а с 1668 ректор Королевской академии живописи и скульптуры в Париже.
1661 год стал эпохой восхождения для Лебрена. Для плафонных росписей характерна богатая декоративная изобретательность – роспись часто взаимосвязана со стукковым украшением, но лишена резких перспективных сокращений (отель де ла Ривьер в Париже, 1653, ныне – Париж, музей Карнавале «Психея» в малом кабинете короля в Лувре, роспись не сохранилась «Галерея Геракла» в отеле Ламбер). Подлинный диктатор художественной жизни Франции второй половины XVII в., Лебрен руководил созданием декоративных ансамблей (росписи плафонов, картоны для гобеленов, эскизы садовой скульптуры, мебели и пр. ) Лувра, Версаля и др. Так, 17 августа 1661 года замок посетил король. C 1780-х гг.
Шарль Лебрен не только руководил Королевской Академией живописи и скульптуры (основана в 1648 году), определяя ее решения и руководя дебатами в ней, но стал в 1671 году также директором Королевского кабинета картин, то есть фактически — первым директором Лувра. Противником Лебрена выступал художник Пьер Миньяр, его конкурент и личный враг.
И в этом немалая заслуга Лебрена. Некоторые из них имели определенную «специализацию»: ван дер Мейлен был пейзажистом, Никасиус Бернартс и Питер Боэль анималистами, Моннуайе – мастером по цветам и листве, а Депорт – по фруктам. Он осмотрел дворец, были сожжены иллюминационные огни, сыграна пьеса Мольера. Шарль Лебрен, Ле Брен (Lebrun, LeBrun) (24. 2. 1619, Париж, – 12. 2. 1690, там же), французский художник, декоратор и рисовальщик. Гордость Марии-Антуанетты была уязвлена и она не захотела больше видеть Элизабет.
У него хватало и терпения и ума и расчета. Картина «Шатер Дария» была около 1673 продолжена четырьмя картинами на темы деяний Александра Македонского («Вход Александра в Вавилон» «Битва Александра с Пором» и др. Хитрые девизы, загадочные эмблемы, роскошные атрибуты, громоздкие трофеи твердят во всем это «стройном хаосе» о бесподобном величии одного избранника – полубога, соединившего в себе и благочестие, подобающее «христианнейшему» королю и счастливую победоносность Марса и просвещенное внимание к прекрасному Аполлона. Особенно выгодно отличаются декорационные работы Лебрена – будь то живопись, архитектуры, скульптура, мебель, шпалеры, фонтаны, сады – тем, что все у него крепко, стойко, мощно и, при всей своей грандиозности, не лишено успокаивающего чувства меры. Андрея», 1647, эскиз Нортгемптон, собрание Спенсера «Мученичество св. Этот компетентный и умный человек сосредоточил в своих руках огромную власть.
стиля Людовика XIV. Лебрен был мастером такого рода антреприз. Дважды он исполняет «майские картины» для собора Парижской Богоматери («Распятие св. Последняя мера, впрочем, не имела серьезных последствий и мало-помалу академии, основанные было в Лионе, Дижоне, Бордо, зачахли и замерли, чтоб воскреснуть уже в XVIII в. 2 О «Гобеленной мануфактуре» см. Огромные полотна (Париж, Лувр), которые служили эскизами для шпалер королевской мануфактуры, должны были, вероятно, занять место в цикле эпических картин несомненно лишь то, что их размеры не позволили найти им подходящее место и помешали реализации первоначального проекта.
Через три недели Фуке был обвинен в расхищении казны и арестован. Он и сам делал картоны для шпалер («Четыре стихии» «Времена года» «Месяцы» или «Королевские дома» «История короля»). Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. В 1795 г. Элизабет едет в Петербург, где ей покровительствует императорский дом и знать. К середине 1780-х годов мангеймские оклады Лебренов были в числе самых высоких (3000 гульденов), но им приходилось много отдавать другим членам оркестра за замещение их во время поездок. Умер Лебрен 22 февраля 1690.
Подобно кордебалету, они создают изящный антураж для главного героя. Однако луврский портрет канцлера Пьера Сегье заслуживает особого внимания.
Здесь он изучает антики (как документы эпохи и как и образцы пластики), произведения Рафаэля, Карраччи, Доменикино и, возможно, росписи Пьетро да Кортоны. Но гениальный художник не был в состоянии играть роль «министра искусства». (Le Brun, Charles) (1619-1690), французский художник и декоратор родился в Париже 24 февраля 1619. Если одни преданно следовали его урокам (Вердье, Уасс, Лишери), то другие вскоре освобождались от его влияния и утверждали свою собственную индивидуальность (Лафосс, Жувене, Булонь).
первым живописцем короля и директором королевской мануфактуры гобеленов, руководил созданием декоративных ансамблей в интерьерах Лувра, Версаля и др. исполнял плафоны (Зеркальная галерея в Версале, 1678 – 84 и др. ), картоны для гобеленов, эскизы для садовой скульптуры, мебели. Производство гобеленов, безворсовых ковров имело во Франции давнюю традицию. После обучения у Симона Вуэ Лебрен, будучи еще очень юным, стал придворным живописцем. Она заказала Виже-Лебрен портрет своих внучек Елены и Александры.
В то же время злые языки распускают сплетни о любовных связях художницы. С 1662 Лебрён контролировал все художественные заказы двора. Лебрен редко писал портреты. Художница окончательно переселяется в Париж (позднее, в 1820 г., она совершит последнюю поездку – в Бордо).
Среди них были Бодрен Ивар, Луи Лишери, Вердье, Тестелен, Уасс. Лебрен, Ле Брен (Lebrun, LeBrun) Шарль (24. 2. 1619, Париж, – 12. 2. 1690, там же), французский художник, декоратор и рисовальщик. Лебрен, как и многие его собратья, берется за эти заказы. В шествии канцлера и его свиты есть что-то театрализованное, словно подражающее «восточной» церемонии.
Сам король разделял и поощрял искусство Лебрена, в особенности после триумфальных торжеств 1660 года и завершения интерьеров Во-Ле-Виконт в 1661. С 1662 Лебрён контролировал все художественные заказы двора. В 1785 году встречались в Вене с Моцартами. Из всех художников своего времени Лебрен самый «благовоспитанный» он строг без педантизма, роскошен без чванства временщика.
Как и в случае с Греви, второй срок Лебрена продлился только год. Его карьера была стремительной и блестящей. ЛЕБРЕН, ШАРЛЬ (Le Brun, Charles) (1619–1690), французский художник и декоратор родился в Париже 24 февраля 1619. Та высоко оценила работу художницы и засыпала дополнительными заказами.
Луки, а несколько ранее – в Пармскую. Доброжелательный вельможа, милостиво взирающий на окружающих, ничего общего не имеет с подлинным канцлером Сегье, который вошел в историю как одна из самых зловещих фигур абсолютистского режима. К началу XVII века предприятие, основанное братьями Гобелен (отсюда само название «гобелен»), сильно разрослось, а с централизацией мануфактуры вступило в пору расцвета. Лебрен родился в семье малоизвестного скульптора. В живописи Л. (Кающаяся Магдалина, 1656 – 57 серия картин История Александра Македонского, 1660 – 68 все – в Лувре, Париж) нормативность классицистской композиции, проникнутой театрализованной патетикой, сочетается с декоративной пышностью барокко.
Он был очень богатым, но, как и жена, абсолютно не поощрял увлечения падчерицы. Продолжаются заказы на изображение королевы. В 1676 г. изданы, при его же участии, «Lettres patentes», дававшие возможность основывать в провинциях академии, находившиеся в зависимости от столичного органа. Удивительно, что при этом Лебрен оставался также хорошим живописцем. Законодателем «большого стиля» был Шарль Лебрен, обширный круг деятельности которого касался всех видов пластических искусств.
12 февраля 1780 г. родилась Жанна Жюли Луиза – единственный ребёнок Лебрёнов. Ближайший период, однако, не обошелся без трений с мэтризой, приведших сначала к временному соединению корпораций (деятельное участие в примирении играл Клод Виньон), а затем к полному между ними разрыву. Съездив на некоторое время в Москву, художница отправляется в Берлин, где находит тёплый приём у Гогенцоллернов, а затем – в Париж.
Здоровье художницы было подорвано случившимся в 1841 г. ударом. Но воображение захватывает прежде всего безупречное чувство стиля. Лебрен был одним из создателей т. н.
И не в этих ли чертах сдержанности, строгости, самообладания сказываются «национальные особенности» Лебрена. Однако в двенадцать лет все рухнуло: отец внезапно скончался. Лебрён, его протеже, в 1648 году организовал вновь созданную Королевскую академию живописи и скульптуры, в 1660 — Мануфактуру Гобеленов, в 1666 — действующую по сей день Французскую академию в Риме. Элизабет представила в качестве вступительного произведения картину «Мир, приносящий Изобилие» и удостоилась почётного для женщины звания художницы историко-аллегорических картин.
Лебрён, его протеже, в 1648 году организовал вновь созданную Королевскую академию живописи и скульптуры, в 1660 – Мануфактуру Гобеленов, в 1666 – действующую по сей день Французскую академию в Риме. Элизабет была против их брака и отношения между матерью и дочерью разладились. Лебрен был одним из создателей т. н. Различные художественные направления отныне нивелировались в «большом стиле» совершенной монархии. В живописи Лебрена характерная для классицизма нормативность композиции, театрализованная патетика сочетаются декоративной пышностью в духе барокко (серия картин История Александра Македонского, 1660-1668, Лувр, Париж Моление о чаше, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Примером рубенсовского влияния служит «Автопортрет в соломенной шляпе».
1 Придирки, чинившиеся цеховой мэтризой по отношению к свободным художникам, хотя бы награжденным званием «живописца короля», побудили Лебрена вскоре по своем возвращении из Италии сочинить, в сотрудничестве с обоими Тестеленами, проект такого учреждения, которое явилось бы вполне независимым от всяких ремесленных традиций и обязательств и подняло бы в государстве значение художников. 1653, Париж, Лувр «Кающаяся Магдалина», там же). По возвращении во Францию Лебрен быстро выдвинулся, занимаясь главным образом декоративными работами во дворцах и особняках знати (отель Ламбер Париже, замок Во-ле-Виконт).
Как и в случае с Греви, второй срок Лебрена продлился только год. С другой стороны, лично президент в рамках конституции Третьей республики имел весьма ограниченные полномочия и ответственными за неудачи внешней и внутренней политики в это время были прежде всего главы правительств. Элизабет посетила ряд итальянских городов, в Риме её избрали в Академию св. В годы Первой мировой войны был на фронте имел офицерское звание и участвовал в битве под Верденом, а после войны стал министром «освобождённых территорий» (Эльзаса и своей родной Лотарингии) и сенатором. Жюли с мужем осталась в России. Мария-Антуанетта дала художнице титул своей придворной портретистки (в 1779 г. ) и сделалась её другом.
На родине его ждало огромное поле деятельности. С этими разрушительными тенденциями правительства, бывшие у власти при Лебрене (включая правительство национального единства экс-президента Думерга в 1934 году и кабинеты Эдуара Даладье), не смогли справиться, проводя политику умиротворения агрессора.
Безусловным шедевром Лебрена является ансамбль замка Во-ле-Виконт, принадлежавшего всесильному контролеру финансов Никола Фуке. Член-учредитель Кор. В шествии канцлера и его свиты есть что-то театрализованное, словно подражающее «восточной» церемонии. До этого он уже более 30 лет присутствовал во французской политике, хотя и на второстепенных ролях: горный инженер Лебрен начал политическую карьеру в 1900 депутатом от Левой республиканской партии (самый молодой во Франции— 29 лет), затем был министром колоний.
Лично руководя и Академией и промышленными цехами, Лебрён непосредственно повлиял на вкусы и мировоззрение целого поколения художников, став важнейшей фигурой «стиля Людовика XIV». (росписи плафонов, картоны для гобеленов, эскизы садовой скульптуры, мебели, светильников и прочее). Различия в их взглядах практически не выходили за рамки академизма. Учился у Ф. Перье (с 1632 года) и С. Вуэ (16341637).
Какие только люди их не посещали. Наряду с этим он возглавил Королевскую Академию живописи. 1 сентября 1939 Франция вступила во Вторую мировую войну, а в июне 1940 была абсолютно разгромлена Третьим рейхом национальное собрание, созванное в Виши, провозгласило передачу власти маршалу Анри Филиппу Петену (под командованием которого Лебрен сражался в битве под Верденом), что означало де-факто конец Третьей республики и установление фашистского режима Виши. Дочь портретиста Луи Виже. 30-е гг. Лебрен Шарль Искусство Франции Дедал и Икар, 1645-1646 Эрмитаж, Санкт-Петербург Портрет Людовика XIV, 1650-е Музей Лувр, Париж Лебрен Шарль (Le Brun Charles) (1619—1690) Французский художник и теоретик искусства, глава французской художественной школы эпохи Людовика XIV.
Однако луврский портрет канцлера Пьера Сегье заслуживает особого внимания. п., сооружение фасада, носящего название «La Colonnade»), ПалеРояля и Фонтенбло, сооружение «Площади побед» и нынешней площади Vendome, постройка института «des Quatre Nations», монастыря Val de Grace, «Дома Инвалидов» и церкви при последнем, постройка загородных дворцов Марли, Кланьи и т. д. Европа быстро двигалась к новой войне.
Но и здесь Лебрен не удержался долго в подчиненном положении. стиля Людовика XIV. (Вскоре они тоже приедут во Францию, но через несколько лет Нигрис бросит супругу. ) Картины Виже-Лебрён вновь появились на Салоне, после чего в 1803 г. она отправилась в Лондон и запечатлела там, среди прочих, принца Уэльского и молодого Байрона, а в 1805 г. через Голландию и Бельгию вернулась в Париж. Лебрен не признал своего низложения и не объявлял отставки. Но воображение захватывает прежде всего безупречное чувство стиля. В том же году он заказал Лебрёну серию полотен из истории Александра Македонского первое же из них принесло художнику дворянство и титул «Первого королевского живописца» (Premier Peintre du Roi), а также пожизненную пенсию.
Религиозные картины отмечены спокойным достоинством и выразительностью («Пир в доме Симона Фарисея», Венеция, гал. Шарль Лебреннаписал трактат «О методе изображения страстей», где пытался установить, какие именно мышцы лица работают, когда человек испытывает то или иное чувство. Троицы. Власти пошли навстречу и теперь художница могла вернуться на родину.
Законодателем «большого стиля» был Шарль Лебрен, обширный круг деятельности которого касался всех видов пластических искусств. Таким художником чаще всего был неутомимый Лебрен. Вскоре он уже как мастер стал сам получать заказы.
Лебрен, один из основателей Королевской академии живописи и ее президент, в 1663 году стал директором мануфактуры гобеленов и был назначен «первым живописцем короля». В своём салоне в Отеле Де-Любер она выставляет портреты Шарля Александра де Калонна и Никола Божона, посылает на академическую выставку ряд других работ, произведших большое впечатление на публику и критиков. Он лично расписывал залы Аполлоновой галереи в Лувре интерьеры замка Сен-Жермен и Версаля (Военный Зал и Зал Мира).
К началу XVII века предприятие, основанное братьями Гобелен (отсюда само название «гобелен»), сильно разрослось, а с централизацией мануфактуры вступило в пору расцвета. В1776г. Он лично расписывал залы Аполлоновой галереи в Лувре интерьеры замка Сен-Жермен и Версаля (Военный Зал и Зал Мира). Но Лебрену оказалась под силу эта чудовищно трудная деятельность.
В 1778 году Лебрен женился на певице Франциске Данци, дочери мангеймского первого виолончелиста Инноценца Данци. Я же более склонна объяснять ее крайней религиозностью русских».
Вместе с Н. Пуссеном посетил Италию (16421646), где изучал произведения Рафаэля, болонских академистов, античную скульптуру. Лебрен Шарль, Ле Брен (Lebrun, Le Brun), французский художник, декоратор и рисовальщик. На следующий год художница с мужем совершили поездку во Фландрию и Голландию. Лебрен явился умом и волей всей «французской академии вместе взятой», подразумевая под этими словами не только преобразованную и им же управляемую Academie royale1, но и Гобеленную мануфактуру, превратившуюся в гигантскую лабораторию, чуть ли не в какойто город прикладного искусства2. Академии «Христос с ангелами», ок.
С этими разрушительными тенденциями правительства, бывшие у власти при Лебрене (включая правительство национального единства экс-президента Думерга в 1934 и кабинеты Эдуара Даладье), не смогли справиться, проводя политику умиротворения агрессора. В живописи Лебрена («Кающаяся Магдалина», 16561657 серия картин «История Александра Македонского», 16601668 все – в Лувре, Париж) нормативность классицистской композиции, проникнутой театрализованной патетикой, сочетается с декоративной пышностью барокко.
Академии живописи и скульптуры, он вскоре занимает и здесь главное положение. Вместе с Н. Пуссеном посетил Италию (1642 – 1646), где изучал произведения Рафаэля, болонских академистов, античную скульптуру. Назначенный в 1663 директором мануфактуры Гобеленов, он следил за подготовкой ремесленников, а внимание, которое он уделял производству мебели и гобеленов, способствовало созданию единого «стиля Людовика XIV» в королевских резиденциях. К примеру, о выражении страха Лебрен писал следующее: «Страх, когда он очень силен, выражается в том, что у пораженного им брови сильно подняты в середине, а мускулы, вызывающие их движение, резко обозначены, тесно сжаты и падают на нос, который как бы стянут в верхней части» Вот таким образом субъект, на самом деле переживающий страх или тревогу имеет довольно выразительные типические характеристики: глаза округляются, двигаются быстрее (активизируется т. н. Вместе с Н. Пуссеном посетил Италию (1642-46), где изучал античную скульптуру, произведения мастеров Возрождения и болонской школы.
И таким образом его труд становился двойным и тройным. Канцлер восседает на медленно идущем коне, его сопровождают шествующие рядом пажи. Пережив смерть дочери (в 1819 г. ) и брата (в 1820), Элизабет делает наследницей и компаньонкой свою племянницу Каролину.
Художественная жизнь подвергалась строгой централизации. 3 сентября 1939 года Франция вступила во Вторую мировую войну, а в июне 1940 года была абсолютно разгромлена Третьим рейхом Национальное собрание, созванное в Виши, провозгласило передачу власти маршалу Анри Филиппу Петену (под командованием которого Лебрен сражался в битве под Верденом), что означало де-факто конец Третьей республики и установление коллаборационистского режима Виши. Умер Лебрен 22 февраля 1690.
Работа была исполнена в срок, однако именитой заказчице она абсолютно не понравилась. Различные художественные направления отныне нивелировались в «большом стиле» совершенной монархии. В 1776 г. Лебрён и Элизабет Виже обвенчались.
Лишенный важных заказов, Шарль Лебрен в последние годы жизни пишет религиозные картины среднего размера и обновляет пуссеновскую традицию («Страсти Христовы», Париж, Лувр Труа, Музей изящных искусств Сент-Этьен, музей). В эти годы он создает серию монументальных картин из истории Александра Македонского (под которым, разумеется, аллегорически подразумевался сам король). Именно в Версале, где Лебрен украсил Большую лестницу (1674-1678, не сохранилась), Зеркальную галерею (1679-1684, эскизы – в музеях Осера, Труа, Компьена и Версаля), залы Мира и Войны (1685-1686) и где он руководил отделкой Больших апартаментов, а также работами в замке в Марли именно здесь художник с наибольшей силой выразил свой художественный идеал, прославляющий абсолютизм пример, которому последуют короли всей Европы. «Простые люди в России добросердечны, но ведут себя с достоинством. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. До этого он уже более 30 лет присутствовал во французской политике, хотя и на второстепенных ролях: горный инженер Лебрен начал политическую карьеру в 1900 депутатом от Левой республиканской партии (самый молодой во Франции – 29 лет), затем был министром колоний. В 1642 он отправляется в Рим вместе с Пуссеном, который руководит его занятиями в «Вечном городе». Один из основателей Королевской академии живописи и скульптуры (с 1668 – директор).
Эти экспрессии Лебрена должны были стать своеобразной азбукой выражения эмоций в живописи. Стиль Лебрена был взят за образец многими художниками этого времени наиболее известные из его многочисленных работ – цикл картин История Александра Македонского (1662–1668, Лувр), а также росписи сводов в Версале.
Луки. Воспитанная в ином духе, нежели европейки, восхищающиеся идеализированной театральностью рококо, Екатерина предпочитала барокко и видеть хотела правду, а не «причесанную» картинку. В том же году он заказал Лебрёну серию полотен из истории Александра Македонского первое же из них принесло художнику дворянство и титул «Первого королевского живописца» (Premier Peintre du Roi), а также пожизненную пенсию. Лично руководя и Академией и промышленными цехами, Лебрён непосредственно повлиял на вкусы и мировоззрение целого поколения художников, став важнейшей фигурой «стиля Людовика XIV». Учился у Ф. Перье (с 1632) и С. Буэ (1634-37).
Но глаз и ум тем не менее радуются, следя за тем, как одни формы сочетаются с другими, как архитектурные части связаны с живописными, как разрешены задачи оптики и перспективы, как удары ярких колеров смягчены соседством разноцветного золота, как тяжелые карнизы увиваются нежными розами, как мощные атланты несут громадные глыбы и как приятные дамы в парчевых одеяниях и с цветами в волосах подмигивают из-за балюстрад. Этого замкнутого человека сразу сбили с толку какие-то крикливые «ничтожества», всякие чиновники и заносчивые коллеги, пользовавшиеся поддержкой сильных мира сего. За это время у Элизабет появился брат Жан Батист Этьен (1758). Чтобы не подвергать свою жизнь опасности, Лебрёну пришлось в 1794 г. подать на развод. В 1827 г. её принимают в Авиньонскую академию.
Среди них – и Шарль Лебрен. После обучения у Симона Вуэ Лебрен, будучи еще очень юным, стал придворным живописцем. Родился 24 февраля 1619 года в Париже.
Уже Ришелье мерещилось нечто подобное и на роль Лебрена был тогда вызван сам Пуссен, после того как Вуэ, при всей своей популярности, показался несколько «провинциальным» и тривиальным для такой задачи. Стиль Лебрена был взят за образец многими художниками этого времени наиболее известные из его многочисленных работ – цикл картин История Александра Македонского (1662-1668, Лувр), а также росписи сводов в Версале. Стефана», 1651). Лебрен не только в своих произведениях доказывал, что возродилась в полном блеске прекрасная античность, но и само его поведение и осанка выражали какое-то состояние вечной божественной молодости, не знающей ни усталости, ни тревоги, ни сомнений. Лебрен работал в Париже он – один из основателей Королевской академии живописи и скульптуры (с 1668 года – ее директор), первый художник короля с 1662 года, директор Королевской мануфактуры гобеленов и мебели (с 1663) Подлинный диктатор художественной жизни Франции во второй половине XVII века, Лебрен руководил созданием масштабных декоративных ансамблей Лувра, Версаля и др.
Став в 1660-х годах «первым живописцем короля» и директором королевской мануфактуры гобеленов, руководил созданием декоративных ансамблей в интерьерах Лувра, Версаля и др. исполнял плафоны (Зеркальная галерея в Версале, 16781684 и др. ), картоны для гобеленов, эскизы для садовой скульптуры, мебели. Незадолго до того умирает Жан Батист Лебрён. Лебрен, один из основателей Королевской академии живописи и ее президент, в 1663 году стал директором мануфактуры гобеленов и был назначен «первым живописцем короля». Вдвоём они выступали во многих европейских городах, в том числе Милане, Вене, Праге, Неаполе, Мюнхене, Берлине, Лондоне (1778) и Париже (1779).
Многие композиторы писали для них специальные арии с обязательным гобоем (например, Хольцбауэр в «Гюнтере фон Шварцбурге», 1777 Сальери в «Признанной Европе», 1778 и аббат Фоглер в «Касторе и Поллуксе», 1787). Производство гобеленов, безворсовых ковров имело во Франции давнюю традицию. Учился у Ф. Перье (с 1632) и С. Вуэ (1634 – 37). Вскоре культурный Париж заговорил о новой восходящей звезде – юной Элизабет Виже.
Вычитывать смысл всех аллегорий, которыми он покрыл плафоны этих дворцов, не интересно все это заведомая ложь, не всегда остроумная, а иногда даже банальная. Художница не прекращает писать картины и выставлять на Салоне. Лебрен не просто льстил своему сановному покровителю. были сделаны также эскизы и на другие сюжеты).