Нет, его идеал вовсе не такие дебелые женщины. Узpел я ее пpелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. 1904—10 — годы сосредоточенного поиска собственного пути в искусстве.
Натурщицей Кустодиева была скромная девушка, жившая неподалеку. Кустодиева в Лейзене» (1911) назовут «кустодиевской девочкой с персиками». Матэ (1902). Золотые медали сыплются как из pога изобилия.
Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Среди глубоко прочувствованных Кустодиевым «типов русской жизни» замечательные картины 1915: «Девушка на Волге», «Красавица» – образ молодой купчихи, роскошное бело-розовое тело которой будто млеет и томится в жаркой, душной атмосфере пуховых перин, подушек, шелковых одеял, пузатых комодов, расписных сундуков и подносов. Мейерхольд, А. Ремизов.
Характерна в этом плане картина «Купчиха» 1915 года – собирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красоте. У них была дочь Ирина и сын Кирилл, которых художник часто изображал на своих картинах. Чуть позже лучшее лирическое полотно художника «И. Это портреты художника И. Я. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств.
С начала 1900-х гг. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Аи да молодец твой отец. » И это действительно одна из лучших его работ. Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
Также следует отметить «Портрет Т. Чижовой», «Портрет М. Волошина», «Портрет Н. Кузьмина», «Портрет Ф. Шаляпина» (1920 – 21). Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Позировала, как и для многих других полотен, дочь. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Я. Билибин, 1901).
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Создал такие лучшие свои работы, как «Портрет Т. Чижовой», «Портрет М. Волошина», «Портрет Н. Кузьмина». К этому времени написаны такие такие картины, как Базар в русской деревне, Ярмарка (1906), Ярмарка (1908), Ярмарка (1910), Праздник в деревне (1907), Деревенский праздник (1910), Гулянье (1909), Провинция (1910) и т. д. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Отца своего он почти совсем не помнил. В картинах Кустодиева, — писал А. Луначарский, — предстает «сонный» мир, как будто и приятный, почти умилительный и вместе такой смешной и такой.
По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Первая работа Кустодиева, посвященная революции изображает день свержения царизма и называется «27 февраля 1917 года» (1917). Н. В. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир.
Начиная с первой большой картины «Базар в деревне», написанной в год окончания Академии и до «Русской Венеры» он оставался верным этому «сюжету». По нескольку дней приходилось лежать в затемненной комнате, укутав голову платком. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались.
В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. 4 мая сдал 24 (. ) гравюры для выставки в Государственном Русском музее. Поездка за границу много дала молодому художнику.
Кустодиев был лучше. Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. Этюд с нее лег в основу картины. Но главным делом для него продолжала оставаться живопись.
В нем художник представил образ русской красавицы в контексте развития мировой живописи. В 1904 – 1910 годах Борис Михайлович находится в поиска собственного творческого пути. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок.
работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Среди прекрасно раскрытых художником «типов русской жизни» следует отметить полотна «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915). Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры».
Власов организовал группу любителей искусства, объединившую одаренную молодежь Астрахани. В «Гулянье на Волге» (1909) композиция становится более сложной, цвет более декоративным. Большинство декораций Кустодиева при всей их театральности по исполнению — законченные станковые произведения. В 1912 году художник пишет картину «Купчихи», начинающую галерею купеческих образов.
Кустодиев был женат на Юлии Прошенской (18801942), они обвенчались в 1903 году. Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.
Кустодиев любуется изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира иногда идеализируя его, а часто и иронизируя над своими моделями (Красавица, 1915, ГТГ Купчиха за чаем, 1918, ГРМ). В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). После возвращения Кустодиев пробовал силы в книжной графике, в частности, проиллюстрировав Шинель Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. С другой стороны – изобличительные антиправительственные шаржи и политические карикатуры (1905 – 1906). Первые заметные произведения Кустодиева появились на выставках в 1901 году. А потом его ждала pабота над эскизами к спектаклю Вpажья Сила. Основное направление Кустодиева-жанриста граничит с деревней.
Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Высшее достижение в портретном жанре — «Портрет Ф. Шаляпина» (1920—21). Одна из главных тем – шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина.
Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Отмечены были работы «У кружала стрельцы гуляют», «Портрет И. Билибина».
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Тогда появлялась картина «Купец» — алчный, подозрительный, мелочный, с судорожно искривленной рукой скряги. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Сосредоточив внимание на художественных традициях русской провинции в картинах «Чаепитие» (1913), «Масленица» (1916), Кустодиев в тот же период создает «Купчиху» (1912), как бы пробуя новый язык живописи, восходящий к живописному примитиву.
Он писал "влажным" мазком, красиво и самозабвенно, ничуть не хуже чем Сарджент и Цорн. Высота комнат необычайная. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы.
С 1906 создавал серии картин на темы праздничного крестьянского и провинциального быта (Ярмарки, Масленицы и др. ), отличающихся яркой многоцветностью, жизненной достоверностью деталей, декоративно- плоскостным решением композиции. Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых — создать обобщенные, собирательные образы женской красоты, какая бытовала в понимании народа: «Купчиха», «Девушка на Волге» и «Красавица». В то же время Кустодиев создает ряд портретов. Ирина Кустодиева была актрисой, скончалась в 1981 году. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
А шуба. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный внимательно изучающий природу. ». Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом картиной «Торжественное заседание Государственного Совета». Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Портрет получился огромный – более двух метров в высоту. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Начались страшные головные боли. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Увлечение литогравюрой (1926 – 1927) привело к созданию собственного выразительного языка в пейзажах («На Волге»), в портретах известных мастеров искусства и литературы, в работах, посвященных типам Ленинграда середины 1920-х («Мороженщик», «Уличная продавщица»). Но была и досада, о котоpой хотелось поскоpее забыть. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Проходит несколько лет и появились серии картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники» (1906-й — 1910-й годы). Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе.
Впоследствии, будучи уже известным живописцем, он подолгу жил в Деревеньке под Кинешмой, построил там дом-мастерскую, названную им «терем». В 1913 году он оформляет в МХАТе комедию Салтыкова Щедрина «Смерть Пазухина». Ближе всего по духу Кустодиеву драматургия Островского. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
А он говоpит: Вот и эта медаль (междунаpодной выставки в Мюнхене) – я очень pад, что она на меня не повлияла. Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна.
В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». И. Шаляпин». Основной тематический круг Кустодиева-жанриста связан с деревней.
Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Москва»), после его закрытия— в журналах «Адская почта» и «Искры».
В числе программных произведений мастера после 1917: картина «27 февраля 1917 года» (1917) аллегорическая картина «Большевик» (1920) ряд панно для праздничного украшения Петрограда (1918) картины: «Демонстрация на площади Урицкого», 1921 «Ночной праздник на Неве», 1923. Однако трагедия не сломила художника. Остается прежним и его образ жизни. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Нет, его идеал вовсе не такие дебелые женщины. Осеняя все вокруг, трепещет алый, упругий на ветру стяг, подобный пламени радостного пожара.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Во многих произведениях 1910-х гг. Кустодиев участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октября, создавал лубки, плакаты, картины на темы революции (Большевик, 1919-20, ГТГ: Праздник в честь второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого, 1921, ГРМ).
Искусство требует всей жизни. Через два года, в 1919-1920 годах, в картине «Большевик» он попытался обобщить свои впечатления о революции. К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой.
В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин «Утро». Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Тогда многие художники писали в похожей манере, Браз, Куликов, Архипов.
Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Обучался сначала в мастерской Василия Савинского, со второго курса – у Ильи Репина, участвовал в работе над его картиной Заседание Государственного совета (19011903). Кустодиев продолжает линию «Базара в деревне», в небольших полотнах – «Ярмарка» (1906 и 1908) и «Праздник в деревне» (1906 – 1907), с каждым разом все усложняя художественные задачи «деревенского цикла».
Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание». Он исполняет декорации ко многим его пьесам: «Свои люди сочтемся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Гроза», «Волки и овцы». Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу.
Бытует мнение, что Кустодиев поэтизировал патриархальный быт русской провинции, воспевал «кондовую» Россию. Известность художнику принесла картина «Базар в деревне» (1900 -1903), за которую Совет Академии удостоил его золотой медали. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. А он говорит: Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) – я очень рад, что она на меня не повлияла.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся Портрет Р. И. Нотгафт (1909), а также Портрет священника и дьякона (1907) и Монахиня (1908). Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. В области портрета характерным стало произведение «Портрет семьи Поленовых» (1905) в бытовой живописи полотна: «Провинция» (1906), «Гулянье» (1910), в которых типизирован не столько городской пейзаж, сколько образы обывателей, «Гулянье на Волге» (1911).
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Лермонтова.
Любовь к ней отражается в каждой работе. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. С одной стороны – картины, проникнутые поэзией, среди которых «Утро», «Девочка с собакой», «Японская кукла», лучшее лирическое произведение художника «И. «Не знаю, — писал художник накануне своей смерти, — удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения – с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже. В 10-х гг.
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Толстого. проклятый». Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом – картиной «Торжественное заседание Государственного Совета». Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». В 1920-е Кустодиев создает декорации к пяти пьесам, оформленным им до 1917 года и к 26 спектаклям в послереволюционное десятилетие, среди которых «Снегурочка», «Царская невеста», «Сорочинская ярмарка», «Вражья сила».
Иногда приходилось по нескольку дней лежать, закутав голову теплым платком из-за болей в руке не спать. К болям в pуке пpибавились сильнейшие головные боли со pвотой. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Он писал портрет участками, не видя целого.
На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Кустодиев — художник разностороннего таланта.
Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург).
Вот его «Московский трактир». Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Билибина (1901), Д. Л. К этому вpемени написаны такие такие каpтины, как Базаp в pусской деpевне, Яpмаpка (1906), Яpмаpка (1908), Яpмаpка (1910), Пpаздник в деpевне (1907), Деpевенский пpаздник (1910), Гулянье (1909), Пpовинция (1910) и т. д.
Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Еще удивительнее то, что большую часть задуманных тем, сюжетов Кустодиев впоследствии «перевел» на холст, в реальные картины. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Друзья старались помочь ему, они предпринимали различные попытки вернуть художнику хотя бы способность двигаться. Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть.
С 1907 года — член Союза русских художников. Светится молодое, здоровое, сильное тело женщины, блестят зубы в застенчивой и вместе с тем простодушно-горделивой улыбке играет свет в шелковистых распущенных волосах. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Декорации и эскизы костюмов превосходно передают хорошо знакомый художнику купеческий быт, неоднократно воспроизводимый им в картинах. Наоборот, все то, чего лишила его жизнь, он выразил в искусстве.
Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена).
Я. Билибин, 1901). За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева.
Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Мы жили на третьем этаже. Вот кого рисовать-то. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников».
В 1921 годуБорис Кустодиев создает живописную серию, посвященную четырем временам года. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Произведение привлекает внутренним теплом, атмосферой радостного материнства. И художник не мог охватить фигуру целиком. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг.
В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Борис Кустодиев выбрал Париж. Кустодиев был в числе тех художников-реалистов старшего поколения, которые радостно приняли революцию.
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Мастера не оставляла мысль о национальном русском начале как стилеобразующем факторе портретной живописи («Портрет В. Лужского», 1913 крупнейший замысел середины 1910-х был связан с «Групповым портретом художников «Мира искусства», которому не суждено было завершиться «конденсированный образ России» воссоздал он в своем знаменитом «Автопортрете« (1912), хранящемся в галерее Уффици, во Флоренции, где сам Кустодиев, в бобровой шубе и шапке изображен на фоне соборов Троице – Сергиевой лавры, цветных куполов, крестов, лавчонок. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями.
Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь». В 1903 году Кустодиев окончил Академию художеств. К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь.
Часто он выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (1923-й). В том числе и в портретном жанре. И ученик оправдал надежды. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
В декабре 1903-го года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а потом в Испанию. В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин «Утро». Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. На премьере он сидел в директорской ложе и радовался тому, что спектакль нравился публике. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. За границей он снова начал с увлечением учиться и прошел здесь настоящую школу.
В 1913-1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения «Мир искусства». Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Он мужественно переносил адские боли, которые с тех пор не оставляли его ни на минуту и в конце концов оказался прикован к постели.
Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Вскоре П. А.
Шаляпин высоко оценил поpтpет. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Это всевозможные решета с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»). Посетив в 1887-м году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, он твердо решил стать художником. Пятнадцати лет он начинает занятия у художника Павла Власова.
В 1920-е художник создал декорации к пяти пьесам, оформленным им до 1917 и к 26 спектаклям в послереволюционное десятилетие: «Снегурочка», «Царская невеста», «Сорочинская ярмарка», «Вражья сила». Его лучшие работы экспонировались за границей, проходили персональные выставки в России.
В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Натуpщицей Кустодиева была скpомная девушка, жившая неподалеку. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.
А потом его ждала работа над эскизами к спектаклю Вражья Сила. Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Домовладелец Яковлев надстроил второй этаж над своим домом (до настоящего времени дом не сохранился) на Белгородской улице, где разместились классы и квартира Власова. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Федоp Иванович был настолько огpомен, что мастеpская была для него мала. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). За три года опухоль позвоночника превратила цветущего молодого человека в калеку.
А когда в 1910 году возобновляет свое существование «Мир искусства», Кустодиев становится одним из самых деятельных его членов. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. И. Шаляпин, 1922, ГРМ). Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. В 1909 году художнику исполнился 31 год. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Кирова (ныне Мариинский театр), умер в 1971 году. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кpесле, мог его писать.
Он активно работает в «левом» журнале «Жупел», а после его запрещения правительством — в журнале «Адская почта». Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева. Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927), советский художник, график и театральный художник. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным.
Он пишет небольшую картину «Ярмарка». Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобнойПушкинским зарисовкам. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать. Это портреты художника Билибина, Молдовцева, гравера Матэ. В 1902-м году Кустодиев приступил к выполнению картины на звание художника «Базар в деревне». Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.
В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет. В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: «Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». В 1920 году он создает свою известную серию акварелей «Русские типы». Кустодиев создает также в эти годы агитационную графику в духе народного лубка, обложки к журналам «Красная Нива» и «Красная панорама» привлекают внимание броскостью, остротой сюжета. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). В 1905–1907 гг.
В создании полотна участвовала семья. И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины. Это, например, видно по его картинам «Купчиха за чаем», «Купчиха с покупками», «Купчиха на балконе», «Извозчик», серии акварелей «Русские типы». Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. В 1905—1907 гг.
На одном творческом полюсе — картины, проникнутые поэзией «Утро» изображающее жену и сына художника, «Девочка с собакой», «Японская кукла», (1904—05), живописные и графические портреты писателя А. Ремизова, артиста Ф. Шаляпина, художников И. Билибина, В. Матэ, К. Сомова, Е. Лансере, П. В ласова, И. Куликова, матери художника и других, пейзажи иллюстрации к произведениям А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, Л. Толстого, А. Островского, Н. Лескова, К. Федина, декорации и костюмы к постановкам «Горячего сердца» А. Островского, «Смерти Пазухина» М. Салтыкова-Щедрина, «Левши» по Н. Лескову, ставшие классикой русской театрально-декорационной живописи, — это богатое и многогранное наследие по праву отводит Б. Кустодиеву место среди крупнейших мастеров русского искусства первой четверти XX века. Период исканий завершился. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.
Сценку эту Кустодиев когда-то подсмотрел в Москве, говорил: «Веяло от них чем-то новгородским иконой, фреской». Более двух лет трудился Кустодиев под руководством Репина над созданием этого монументального полотна. В роли извозчиков позировали сын, приятели, не оставлявшие художника.
Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Это была работа наугад, на ощупь. В 1903 году в жизниБориса Михайловича Кустодиева произошло сразу несколько важных событий. Только щеки да нос краснеют». В 1896 году Кустодиев поступил в Петербургскую Академию художеств. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима.
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Проходит несколько лет и появились серии картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники» (1906-1910). Этюд с нее лег в основу каpтины. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. В 1931 году он становится академиком, о нем восстоpжено пишет Репин. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Из известных произведений мастера, написанных после революции – «27 февраля 1917 года» (1917), «Большевик» (1920), ряд панно для праздничного украшения Петрограда (1918), «Демонстрация на площади Урицкого» (1921) «Ночной праздник на Неве» (1923), несколько портретов и иллюстраций с изображениями В. И. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников».
К этому времени у них уже родился сын. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Родился в Астрахани, на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. В 1901 – 1903 годах Кустодиев вместе с И. Репиным работал над грандиозным полотном «Торжественное заседание Государственного совета». Поступил в студию Рене Менара.
В первые годы советской власти классы были преобразованы в художественный техникум. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». Последними значительными работами мастера в жанре автолитографии стали два капитальных произведения 1921 — «Шестнадцать автолитографий» и «Шесть стихотворений Некрасова».
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Его избирают членом и даже членом учредителем ряда художественных группировок — «Нового общества живописцев», «Союза русских художников». Что заставило его поменять манеру письма – нежелание быть одним из. Он женился на Юлии Прошинской, а осенью закончил Академию с золотой медалью, что давало ему право годовой поездки за рубеж и по России с полной оплатой расходов (пансионом).
И художник не мог ожватить фигуpу целиком. Характерна картина Кустодиева «Портрет В. Лужского» (1913), крупнейший замысел середины 1910-х годов был связан с «Групповым портретом художников «Мира искусства», которому не суждено было завершиться «конденсированный образ России» воссоздал он в своем знаменитом «Автопортрете» (1912), хранящемся в галерее Уффици, во Флоренции, где сам художник в бобровой шубе и шапке изображен на фоне соборов Троице-Сергиевой лавры, цветных куполов, крестов, лавчонок. К тому же он сроднился с Петербургом и не хотел уезжать отсюда. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. В 1909 году собрание Академии художеств по представлению И. Репина и других заслуженных профессоров избирает Кустодиева «за известность на художественном поприще» академиком живописи. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей.
Волге и волжанам посвятил многие из своих полотен. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
Гоголя, Л. Н. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Увлечение мастера линогравюрой (1926—27) привело к созданию собственного выразительного языка в пейзажах («На Волге»), в портретах мастеров искусства и литературы, в работах, посвященных типам Ленинграда середины 1920-х («Мороженщик», «Уличная продавщица» и др. ).
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях серии Ярмарки (1906, 1908), Деревенский праздник (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах Купчиха, Девушка на Волге, Красавица (все три 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Кустодиева в Лейзене» (1911), позднее которое назовут «кустодиевской девочкой с персиками». Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Учился в петербургской АХ (1896-1903) у И. Е. Репина. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Кирилл Кустодиев работал художникомдекоратором в ленинградских театрах, в том числе в Ленинградском академическом театре драмы (ныне Александринский театр), Театре оперы и балета имени С. М. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись.
Им было написано около двадцати подготовительных этюдов и правая часть самой картины. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Он обращается к народному творчеству, красочной стихии лубочных картин и вывесок, расписных подносов и прялок, фигурных пряников и крестьянских резных игрушек. Член Союза русских художников (с 1907), Мира искусства (с 1911), АХРР (с 1923).
После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Кустодиев, несмотря на плохое здоровье, продолжал участвовать в художественной жизни России: в выставках Общины художников (1922), Ассоциации художников революционной России (1925 – 1926). Мне кажется, что в этом он был похож на Чехова — и тот и другой уважали животных и изображали их в своих произведениях как равноправных членов общества». В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре: он создает декорации к спектаклю Островского «Горячее сердце» для Московского театра Незлобина. Забывал, когда удавалось забывать.
Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Период исканий завершился. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Городские художественные выставки были явлением редким и необычным. Ленина. Эти долгие месяцы художник позже вспоминал «с теплым чувством, с чувством восторга перед творческим порывом и горением духа».
Не использовав и половины пенсионерского срока, художник возвращается и сразу едет в провинцию и там, в Костромской губернии, проводит несколько месяцев в напряженном труде. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Вместе с семьей отправляется в Париж. Кроме того, он вел активную общественную деятельность: являлся одним из организаторов Нового общества художников, с 1910 года был членом объединения «Мир искусства», в 1907 – 1910 годах – членом Союза русских художников и группы «16».
В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но, опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Мы все знаем Кустодиева по его знаменитым Купчихам и Русским красавицам в теле. В 1905-07 сотрудничал в революционных сатирических журналах. До этого Боpис Михайлович был известным, но все таки втоpым Репиным, тепеpь он был сам, сам.
Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. С 1907 года — член Союза русских художников. Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. Признаки надвигающейся беды, круто и безжалостно изменившей жизнь Кустодиева, появились в 1909 году. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. А также портреты и иллюстрации с изображениями В. Ленина.
Картину представили на выставке общества «Мир искусства». К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Кустодиев выполнил литографские иллюстрации к сборнику Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923).
Но этот период в Творчестве Кустодиева я особенно люблю. Сын взбивал в деревянной бадье пену, чтобы изображение даже этой второстепенной детали было близким к реальности. Умелое решение задач портрета и бытовой живописи также характеризует эту работу Кустодиева и свидетельствует об интересе мастера к совмещению различных жанров. По совету Власова Борис оставляет семинарию. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».
Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Это была pабота наугад, на ощупь. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. В то же время продолжал прокладывать собственные творческие маршруты. Этот кружок через несколько лет положил начало художественным и технико-рисовальным классам, в которых занималось от 40 до 60 учеников. Это были живые типы Островского. ».
«Ярмарка» (1906), снова «Ярмарка» (1908) и еще «Ярмарка» (1910), «Праздник в деревне» (1907) и «Деревенский праздник» (1910), «Гулянье» (1909), «Провинция» (1910), «Девушки на Волге» (1915), «Московский трактир» (1915), «Балаганы», «Масленица» (1916), «Купчиха за чаем» (1918)—одна за другой появлялись картины Кустодиева, чарующие своей свежестью, оригинальностью, ярким национальным колоритом. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Тяжело больной, мастер продолжал активно участвовать в художественной жизни России: в выставках Общины художников (1922), Ассоциации художников революционной России (1925—26). «На Кустодиева, — писал Репин, — я возлагаю большие надежды.
Да, художник любил ее и не скрывал этой любви. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Истово, словно молитву творя, пьют чай извозчики-старообрядцы, держа на выпрямленных пальцах блюдца. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Любой звук усиливал страдания.
XX в. к художнику пришло признание. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств.
В 1909 году Борис Михайлович Кустодиев был избран академиком. В последнее десятилетие своей жизниБорис Михайлович Кустодиев работает необычайно много и плодотворно. Он был занят эскизами декораций для театра марионеток к сказке «Кот, лиса и петух». А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Зашел с мороза прямо в шубе. Одна из последних работ Кустодиева – «Русская Венера».
Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны.
А расчет на деле оказался изумительным. Будто впервые. В эти годы его творческой программой, которой он не изменил до конца дней, стало создание национальной по духу и стилю живописи, отражающей строй мышления и представления народа о красоте (в области портрета отправной точкой стал «Портрет семьи Поленовых», 1905 в бытовой живописи — картины: «Провинция», 1906 «Гулянье», 1910, где типизирован уже не столько городской пейзаж, сколько образы обывателей «Гулянье на Волге», 1909—11).
С 1910 года— член возобновившегося «Мира искусства». Последними заметными работами художника в жанре автолитографии стали два капитальных произведения: «Шестнадцать автолитографий» и «Шесть стихотворений Некрасова» (1921). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.
В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Стилистические и тематические увлечения Кустодиева сказались в его работах для театра (Блоха Е. И. Замятина, МХАТ 2-й, 1925 и др. ) и в области книжной графики (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова, 1923). Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Лескова «Штопальщик» и «Леди Макбет Мценского уезда». Смерть 26 мая 1927 года оборвала новые творческие замыслы мастера.
С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики. Еще в 1911 году Кустодиев уехал в Швейцарию. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. И ученик опpавдал надежды. В своих лучших портретах начала 1900-х годов Кустодиев положил в основу репинскую этюдную технику: «Портрет А. Варфоломеева», «Портрет художника-гравера В. Матэ» (оба в 1902), «Портрет жены художника» (1903). Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Какова шуба на нем. Билибина был отмечен золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Кустодиев был избран академиком (в 1909), являлся одним из организаторов Нового общества художников (1904—08), членом объединения «Мир искусства» (с 1910), Союза русских художников и группы «16» (1907—10).
Федор Иванович был настолько огромен, что мастерская была для него мала. На Волге Кустодиев вырос и возмужал как художник. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Чертовски трудно. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. С 1907 года— член Союза русских художников. Я этого не знаю.
Репин был в восторге от его Маслениц, да и художественный мир наконец заметил новую красоту, найденную Кустодиевым. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Забывал, когда удавалось забывать.
Один из шедевров мастера, воспевающих красоту женщины, -полотно «Русская Венера» (1926). В столице Франции художник успел присмотреться к европейской живописи и использовать свои впечатления в прекрасной картине Утро (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Вдруг заболевала рука и пальцы не могли удержать даже легкую кисточку для акварели.
Иду в монастыpь, где и буду замаливать гpехи свои. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Молдовцева (1901), гравера В. В. Его работы выставлялись за рубежом, персональные выставки в послереволюционное время. Ясными, незамутненными красками сверкает радуга этого хоровода.
С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Но помимо "ярморочного" периода у Кустодиева был прекрасный ранний период (1901-1907г. ). Сосредоточив внимание на художественных традициях русской провинции («Чаепитие», 1913 «Масленица», 1916 и др. ), мастер в тот же период создал «Купчиху» (1912), как бы пробуя новый язык живописи, восходящий к живописному примитиву.
Портрет И. Я. С 1916 года ноги его парализованы и он навсегда прикован к креслу. Шаляпин высоко оценил портрет. Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников. «Богатырь русской живописи», «большой русский художник с русскою душою» ушёл навсегда, оставив нам свои чудесные полотна — вечную о нём память.
В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «» (известный рисунок «Вступление. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург).
В 1931 году он становится академиком, о нем восторженно пишет Репин. За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.