Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Любовь к ней отражается в каждой работе.
Последняя есть скрытая Родина, земля обетованная русского народа. " Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Русский художник Борис Кустодиев несомненно обладал им. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия».
Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Добужинского (1913), И. Я. От отсутствия чувства Родины. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ».
Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. Только ли в том, что по натуре был Кустодиев удивительно бодрым и жизнерадостным. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
Борис Михайлович работал над портретами, применяя разную технику: масло, темперу, цветные карандаши, пастель. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Названия этих работ абсолютно не вяжутся со словом «смерть», которая вырвала талантливого самописца из жизни и не позволила ему осуществить задуманное.
Праздничные русские обряды с их внешними атрибутами (костюмами, украшениями игрушками), национальная самобытность — вот почва, на которой произрастало вдохновение Кустодиева-художника. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.
В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Возможно, художник предлагал живой фон и заказчикам портрета самодержца, но те по какой-то причине остановились на «пустом», безлюдном Кремле.
В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». А шуба. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни.
Обложка выполненная легким, узорчатым штрихом, была помещена в причудливую декоративную рамку со стилизованным растительным орнаментом. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».
Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Это от отсутствия зрения. Грабаря (1916).
Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). А может быть именно вот таким образом и стоило.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Таков уже портрет В. В. Матэ 1902 года. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников.
А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда.
Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Через два года, в 1919-1920 годах, в картине "Большевик" он попытался обобщить свои впечатления о революции. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. В самом конце своей недолгой жизни Борис Михайлович решил написать серию картин, напоминающих народный лубок в новой для него технике. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере. Затащил мужика с базара — и писал при народе.
Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Отца своего он почти совсем не помнил. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
Мастер успел создать лишь две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я сбирала». Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Нестеров. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Парадокс. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке.
Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Так пишет он свою «Монахиню» (1908), всех своих купчих. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Зашел с мороза прямо в шубе.
Импрессионизм и я – это две вещи несовместимые, – его фраза. Только щеки да нос краснеют». Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Особо выделяются изображения русских купчих, олицетворяющих собой своеобразных русских «богинь» — картины «Красавица», «Купчиха за чаем». Рериха (1913), М. В. С годами художник все больше стремится к созданию обобщенного, собирательного образа.
Позади государя Кремль, а не «родной» Санкт-Петербург. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Вероятно, так «имиджмейкеры» Николая хотели придать дополнительной «исконности» императору. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
И все в таком роде». В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента». В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием".
Возможно. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным».
В этих словах чувствуется недоверие и осторожность живописца к государю. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. И. Шаляпин».
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины.
Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Чертовски трудно. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму.
Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. В то же время Кустодиев создает ряд портретов.
Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Образы героев Гражданской и Великой Отечественной войн предстают на картинах Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, Сергея Васильевича Герасимова и др. Усердие и талант молодого человека замечены и Илья Репин берет его помощником, для выполнения большого и очень ответственного заказа, написать большое полотно "Заседание Государственного совета". Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией.
В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны.
Истинного зрения. К этому времени у них уже родился сын. В картинах Кустодиева невидимая для глазного нерва обратная перспектива – не мы праздно, критично лицезреем «нехитрые» сюжеты Бориса Михайловича, а, напротив, Кустодиевская Русь, скрытая Родина, взирает на нас, как на «объективную реальность» – суматошных, горделивых обладателей «собственного мнения». Искусство требует всей жизни. С 1896 года художник обучается в Академии Художеств у Ильи Репина, который доверил ему написать этюды для картины «Заседание Государственного совета». Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2.
Картина эта, к сожалению, завершена не была. Высота комнат необычайная. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Кустодиев.
Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку».
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. В чем секрет такой влюбленности в праздничную сторону народной жизни. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Комнат пять, все они располагались анфиладой.
Они вспоминали родную Волгу и пели душевные песни: серьезно и сосредоточенно, словно погружаясь в некий священный ритуал. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Лансере (1915), И. Э.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Но интересовала Кустодиева только живопись. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.
Как известно, Кустодиев очень любил обогощать портреты «живым» фоном. И. Е. Увидеть ее – высший дар. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным.
Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Билибина (1914), Е. Е.
Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Учился в духовной семинарии и Борис Михайлович, но поступил он в нее, скорее, в силу обстоятельств. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П.
Вся изначальная самобытность народной жизни, вся ее красота сохранилась лишь в праздничном обиходе. Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины.
М. Г. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Много беседовали – конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше – но просветить мне его не удалось – безнадежен, увы. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией.
Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930).
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом").
Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Какова шуба на нем. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ).
Нет, конечно. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Я. Билибин, 1901). Мировая война перерастала в гражданскую и в стране не было ни красок, ни хорошей бумаги, ни цинка для изготовления клише.
За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Однако московский «интерьер» выглядит слишком искусственно, как макет. Таким образом, герои будущих картин художника вырастали из семейных традиций и детских впечатлений. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы.
Это были живые типы Островского. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Портреты супруги в творчестве Кустодиева – особая тема, поскольку эти работы согреты необычайно искренним чувством к Юлии Евстафьевне, находящейся всегда рядом с ним и в радости и в горе.
Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались.
Работа была заказной. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание".
А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Вместе с семьей отправляется в Париж.
За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней.
Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. А вот что пишет Н. А. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны.
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров.
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса.
Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Мы жили на третьем этаже. Перед нами колоритнейшая панорама из жизни русской провинции.
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Одной из лучших работ раннего творчества стала «Ярмарка». Вот кого рисовать-то.
Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез.
Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Такое решение вновь иллюстрирует желание мастера совместить различные жанры, в данном случае портрет и пейзаж.
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта. На многих из них будет присутствовать неудержимая тройка, символизирующая движение – то, чего был лишен художник в жизни. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. И все последние 15 лет своей жизни прикованный к инвалидному креслу художник дарит людям свои искрящиеся светом и разноцветными красками картины. Будто впервые.
Но и среди них выделяется портрет Грабаря. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера».
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. «Ярмарка» (1906), «Провинция» (1906), «Праздник в деревне» (1910), «Купчихи» (1912), «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Купчиха за чаем» (1918), «Трактирщик» (1920).