Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове». В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина расположен памятник Б. М. Кустодиеву. За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера».
Здесь, работая над этюдами к конкурсной картине и игнорируя приглашения местных дворянских семей, Кустодиев познакомился с миром крестьянства, глубже узнал народный быт и культуру. Кустодиев принимал активное участие в объединении Мир искусства, выставлял свои картины в выставках объединения. Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах. В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны.
На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева. Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней.
Если вам не хочется заниматься подготовкой картины и ждать покупателя, мы готовы приобрести ее у вас на условиях скупки картин Кустодиева. Фильм посвящен двум известным произведениям из собрания Русского музея, картинам Б. М. Кустодиева «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста.
Сведения о движении произведения от одного владельца к другому часто приходится собирать самому, привлекая различные документы (сведения о продажах на аукционах, договора купли-продажи, документы о наследовании и пр. ). Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. говорит зрителю о том, что составляет жизнь и деятельность царя: государственность, православие, ответственность за судьбы вверенных ему людей. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
Вместе с семьей отправляется в Париж. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой.
Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Это собирательный образ России. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. А шуба. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз.
Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Правая часть картины была написана Кустодиевым абсолютно самостоятельно. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Написанные яркими красками разноцветные балаганы, торговые палатки, карусели, нарядные тройки, катания с гор создают радостное, мажорное настроение.
В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Под руководством Репина он участвует в написании огромной картины «Торжественное заседание Государственного совета». Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года.
Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Подлинность «Деревенской ярмарки» подтверждена тем, что полотно демонстрировалось в Бельгии еще при жизни художника. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Что это за город. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке.
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). В результате картину купили за 2, 8 млн фунтов стерлингов (4, 5 млн долларов), установив рекорд для работ Кустодиева.
Я. Билибин, 1901). Занимался также скульптурой. Несмотря на развивающуюся болезнь, Кустодиев продолжает упорно работать, много времени уделяя портретам, в том числе изображая своих близких. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.
Их называют натуралистическими только потому, что они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая никогда не существовала». И. Шаляпин». Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища.
На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Но интересовала Кустодиева только живопись. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Добавим, что вслед за Бенуа в первые советские издательства пришли М. В. Добужинский, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин. Зашел с мороза прямо в шубе.
В 1915 -1918 годах появляются такие выдающиеся картины. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. Описательная сторона в его произведениях приобретает социальную выразительность. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез.
Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». В результате эстимейт был превышен более чем в два раза — холст купили за 4, 4 миллиона фунтов стерлингов (7, 1 млн долларов). Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Художник был прикован к постели 9 лет.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Родился в Астрахани.
Искусство требует всей жизни. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись.
В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». В первую очередь это картина «Извозчик», выставленная в 2012 году с эстимейтом 1, 5-2 млн фунтов.
н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Этот интерес к поиску и выражению нового через синтез различных приёмов в значительной степени проявился в раннем творчестве Б. М. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Замыслы его приобретают широту и большую идейную значимость. Как «Балаганы», «Масленица», «Московский трактир» и др.
В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней.
Из-под кисти художника выходят и знаменитые образы румяных, светлокудрых красавиц «Красавица», «Купчиха за чаем». Кустодиев иллюстрируя пушкинские сказки, пошел абсолютно по иному пути, чем Иван Билибин, нарядные книги которого все помнили. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Более 350 представленных на выставке произведений, собранных из музеев со всех уголков России, позволяют наиболее полно и многогранно представить огромное творческое наследие Бориса Кустодиева, дать исчерпывающее представление о его жизни, жизни его современников и о его любимой России. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя.
Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Будто впервые.
Образы героев Гражданской и Великой Отечественной войн предстают на картинах Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, Сергея Васильевича Герасимова и др. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку.
Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. К этому времени у них уже родился сын. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Я. Билибин, 1901). Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Только щеки да нос краснеют». Картина эта, к сожалению, завершена не была.
Чертовски трудно. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём.
Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Эта работа является уменьшенной копией картины, находящейся в Русском музее.
Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Он жил в состоянии радостного возбуждения. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).
Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются.
А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Учился у П. А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Савинского, И. Е. Репина (1896-1903). Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает.
Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. Скандал вокруг «Одалиски» не помешал успешным продажам других работ с хорошей историей. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
От изображения частных, случайных эпизодов Кустодиев переходит к обобщению жизненных явлений. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Какова шуба на нем. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Лицо портретируемого написано в лучших традициях реалистической живописи передвижников, а пейзаж напоминает фоны картин на купеческо-народную тему.
Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Вот кого рисовать-то. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму.
Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Работа была заказной. Заграничные впечатления не отразились в творчестве Кустодиева: его интересовала лишь Россия, ее прошлое и настоящее. М. Г.
Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Художник словно в миражах видит свои ненаписанные картины и, кажется, создает их невероятной легкостью. Он не мог ходить, стоять, но он не мог не работать.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Парадокс.
В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Но бодрость не покидала его. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Любовь к ней отражается в каждой работе. В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году.
Любуясь чувственной красотой своих героинь их тяжеловесной грацией, автор в то же время слегка иронизирует над ними, осуждая их самодовольство и ленивое равнодушие. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским.
Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Фильм посвящен жизни и творчеству художника Бориса Кустодиева.
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным.
Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Он писал: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. В те годы его особенно привлекал портретный жанр. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.
Кустодиев. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня.
Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.
В 2009 году на торгах Sothebys появилась картина «Деревенская ярмарка». Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Отца своего он почти совсем не помнил. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Там же должна содержаться и информация об участии полотна в выставках, получении наград.
В 1907-1917 посетил многие европейские страны. Историю создания картины можно узнать из литературы, описывающей деятельность художника. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Возможно. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Шаляпин что-то говорил о мерзнущих, вероятно, пальцах, а Кустодиев не мог оторвать глаз от румяного лица, от его богатой, живописной шубы.
Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать.
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).