Многое успел сделать за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, биография его – прямое тому подтверждение.
В них мы впервые (Агитатор, Митинг) встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Нет, его идеал вовсе не такие дебелые женщины.
Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Переливаются всеми цветами радуги их шелковые платья, сверкают звучными красками расписные шали. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Кончина художника была тяжелой утратой для советского искусства. Он был занят эскизами декораций для театра марионеток к сказке «Кот, лиса и петух». Однако трагедия не сломила художника. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские.
Забывал, когда удавалось забывать. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). Для этого предназначалась и его большая монументальная картина «Степан Разин» (1918, ГРМ). В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
В 1913 году он оформляет в МХАТе комедию Салтыкова Щедрина «Смерть Пазухина». Ближе всего по духу Кустодиеву драматургия Островского. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Часто он выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (1923-й). Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Это портреты художника И. Я. Одна из последних работ Кустодиева – «Русская Венера». Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства».
Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» – типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. Он исполнил декорации к спектаклю «Горячее сердце» А. Н. Островского и успех обеспечил далее постоянные заказы в 1913 году художник оформлял «Смерть Пазухина» в Московском Художественном театре и выполнил не только декорации, но и эскизы костюмов. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства».
В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Через пять месяцев он вернулся в Россию. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля.
1926 — В начале года увлечен гравированием на линолеуме серии «Купальщицы». Шаляпин высоко оценил поpтpет. художественный музей), «Монахиня» (1908, ГРМ). В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства».
Тема современности становится для него основной. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие, пестрые вывески лавок. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Вот насколько мы уголок можем видеть. В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств.
Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. Дубасова и других. Последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
Картину представили на выставке общества «Мир искусства». В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
Этюд с нее лег в основу картины. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А.
Из известных произведений мастера, написанных после революции – «27 февраля 1917 года» (1917), «Большевик» (1920), ряд панно для праздничного украшения Петрограда (1918), «Демонстрация на площади Урицкого» (1921) «Ночной праздник на Неве» (1923), несколько портретов и иллюстраций с изображениями В. И. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание». С 1906 создавал серии картин на темы праздничного крестьянского и провинциального быта (Ярмарки, Масленицы и др. ), отличающихся яркой многоцветностью, жизненной достоверностью деталей, декоративно- плоскостным решением композиции. 7 ноября присутствует на премьере «Блохи» в Большом драматическом театре. Обучался сначала в мастерской Василия Савинского, со второго курса – у Ильи Репина, участвовал в работе над его картиной Заседание Государственного совета (19011903).
Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. А он говоpит: Вот и эта медаль (междунаpодной выставки в Мюнхене) – я очень pад, что она на меня не повлияла. Билибина (1901), Д. Л.
Еще удивительнее то, что большую часть задуманных тем, сюжетов Кустодиев впоследствии «перевел» на холст, в реальные картины. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный внимательно изучающий природу. ». Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом картиной «Торжественное заседание Государственного Совета». Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Мейерхольд, А. Ремизов. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные стенки, оформил 11 театральных спектаклей. Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. На этом пути Кустодиеву выпало множество жизненных испытаний — от неприятия его творчества публикой до тяжелой болезни. Любовь к ней отражается в каждой работе.
Тема современности становится для него основной. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом.
После возвращения Кустодиев пробовал силы в книжной графике, в частности, проиллюстрировав Шинель Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. С 1907 года — член Союза русских художников. Кустодиев — художник разностороннего таланта.
Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом-мастерскую. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. В 1909 году Борис Михайлович Кустодиев был избран академиком. И. Шаляпин, 1922, ГРМ). Поездка за границу много дала молодому художнику. В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Эти рисунки отличаются правдивостью.
Увлечение литогравюрой (1926 – 1927) привело к созданию собственного выразительного языка в пейзажах («На Волге»), в портретах известных мастеров искусства и литературы, в работах, посвященных типам Ленинграда середины 1920-х («Мороженщик», «Уличная продавщица»). И художник не мог ожватить фигуpу целиком. В 1903 году Кустодиев окончил Академию художеств. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои.
Я. Билибин, 1901). Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом – картиной «Торжественное заседание Государственного Совета». Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
Еще в 1911 году Кустодиев уехал в Швейцарию. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Москва»), после его закрытия— в журналах «Адская почта» и «Искры».
Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Кустодиев, несмотря на плохое здоровье, продолжал участвовать в художественной жизни России: в выставках Общины художников (1922), Ассоциации художников революционной России (1925 – 1926). Кустодиев любуется изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира иногда идеализируя его, а часто и иронизируя над своими моделями (Красавица, 1915, ГТГ Купчиха за чаем, 1918, ГРМ).
Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь». Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.
Кустодиев успевал уделять время и сокровенному, продолжая с ностальгической влюбленностью воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей, рисунков. Он писал портрет участками, не видя целого. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
Отца своего он почти совсем не помнил. В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов. Власов организовал группу любителей искусства, объединившую одаренную молодежь Астрахани. Книжный иллюстратор Иван Билибин историк и реставратор Александр Анисимов, поэт и художник Максимилиан Волошин – в каждом портрете Кустодиеву удавалось уловить и донести до зрителя непростую суть человека.
Наступил полный паралич ног. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие, пестрые вывески лавок. «Мой мир теперь, — писал он, — это только моя комната». Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920). В декабре 1903-го года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а потом в Испанию. В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин «Утро». Аи да молодец твой отец. » И это действительно одна из лучших его работ. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. В первые годы советской власти классы были преобразованы в художественный техникум.
Он продолжал напряженно работать, но тяжелая болезнь – туберкулез позвоночника – требовала неотложных мер. Стилистические и тематические увлечения Кустодиева сказались в его работах для театра (Блоха Е. И. Замятина, МХАТ 2-й, 1925 и др. ) и в области книжной графики (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова, 1923). Среди прекрасно раскрытых художником «типов русской жизни» следует отметить полотна «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915). Его лучшие работы экспонировались за границей, проходили персональные выставки в России. Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927), советский художник, график и театральный художник.
Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести. За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин Утро (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. Период исканий завершился. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).
В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого (ГРМ) и Ночной праздник на Неве (Гос. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Через два года, в 1919-1920 годах, в картине «Большевик» он попытался обобщить свои впечатления о революции.
Его дипломная картина Базар в деревне была удостоена золотой медали, дававшей право на пенсионерскую поездку за границу и по России. Он писал "влажным" мазком, красиво и самозабвенно, ничуть не хуже чем Сарджент и Цорн. С 1907 года— член Союза русских художников. Я этого не знаю.
Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. 26 октября собрание Академии художеств по предложению И. Репина, А. Куинджи и В. Матэ присуждает Кустодиеву звание академика живописи. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку.
Натуpщицей Кустодиева была скpомная девушка, жившая неподалеку. Чертовски трудно. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.
Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Он исполняет декорации ко многим его пьесам: «Свои люди сочтемся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Гроза», «Волки и овцы».
Он женился на Юлии Прошинской, а осенью закончил Академию с золотой медалью, что давало ему право годовой поездки за рубеж и по России с полной оплатой расходов (пансионом). «На Кустодиева, — писал Репин, — я возлагаю большие надежды. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Здесь Кустодиев впервые прибегает к композиционному приему, в дальнейшем часто им употреблявшемуся: он смотрит на происходящее как бы сверху, с высокого холма.
Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. В них мы впервые («Агитатор», «Митинг») встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. Один из шедевров мастера, воспевающих красоту женщины, -полотно «Русская Венера» (1926). С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) – беспокойная ищущая натура художника. И еще: мы видим самый краешек туалетного столика. На премьере он сидел в директорской ложе и радовался тому, что спектакль нравился публике. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир.
Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам.
В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Талант у Кустодиева проявлялся очень ярко, одно время он даже соперничал со своим учителем Репиным в мастерстве. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать. И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска.
Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки. Матэ (1902). Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. И ученик оправдал надежды. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся Портрет Р. И. Нотгафт (1909), а также Портрет священника и дьякона (1907) и Монахиня (1908). В этом образе – неукротимость, энергия, выражение воли и мужества.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин «Утро». После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела.
Им было написано около двадцати подготовительных этюдов и правая часть самой картины. Член Союза русских художников (с 1907), Мира искусства (с 1911), АХРР (с 1923). Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Работа над портретами чрезвычайно обогатила художника, заставила пристальней вглядываться в натуру, постигать сложный мир человеческой души.
С увлечением работал художник над образом великого вождя революции. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Одна из главных тем – шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах.
Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Иду в монастыpь, где и буду замаливать гpехи свои. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Во многих произведениях 1910-х гг. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В 1909 году собрание Академии художеств по представлению И. Репина и других заслуженных профессоров избирает Кустодиева «за известность на художественном поприще» академиком живописи. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобнойПушкинским зарисовкам.
С 1907 года — член Союза русских художников. С 1910 года— член возобновившегося «Мира искусства». Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. В 1913-1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения «Мир искусства». Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Кирилл Кустодиев работал художникомдекоратором в ленинградских театрах, в том числе в Ленинградском академическом театре драмы (ныне Александринский театр), Театре оперы и балета имени С. М. Наоборот, все то, чего лишила его жизнь, он выразил в искусстве. Вдруг заболевала рука и пальцы не могли удержать даже легкую кисточку для акварели. Им было написано около двадцати подготовительных этюдов и правая часть самой картины. Параллельно с этой работой Кустодиев создает портреты своих современников, духовно близких ему людей. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена).
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Молдовцева (1901), гравера В. В. Вдали алеет церковь с золотыми маковками и четко выделяется белоснежная колокольня. С увлечением работал художник над образом великого вождя революции. Мы все знаем Кустодиева по его знаменитым Купчихам и Русским красавицам в теле.
Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись.
Продолжает писать работы из «провинциального» цикла («Гулянье», «Ярмарка»). Первая работа Кустодиева, посвященная революции изображает день свержения царизма и называется «27 февраля 1917 года» (1917). Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Сценку эту Кустодиев когда-то подсмотрел в Москве, говорил: «Веяло от них чем-то новгородским иконой, фреской».
Но главным делом для него продолжала оставаться живопись. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. академический театр оперы и балета им. В 1921 годуБорис Кустодиев создает живописную серию, посвященную четырем временам года. А когда в 1910 году возобновляет свое существование «Мир искусства», Кустодиев становится одним из самых деятельных его членов. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей.
Он пишет небольшую картину «Ярмарка». Дубасова и других. Шумно выдохнул – белый пар остановился в холодном воздухе – в доме не топили, не было дров. Внезапная смерть 26 мая 1927 года оборвала творческие замыслы мастера.
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях серии Ярмарки (1906, 1908), Деревенский праздник (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах Купчиха, Девушка на Волге, Красавица (все три 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха. Характерна в этом плане картина «Купчиха» 1915 года – собирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красоте. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании изучал и копировал работы старых мастеров.
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. – Так как это обнаженная натура. Ирина Кустодиева была актрисой, скончалась в 1981 году. А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием. Это была работа наугад, на ощупь.
И художник не мог охватить фигуру целиком. В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. А потом его ждала pабота над эскизами к спектаклю Вpажья Сила. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина Степан Разин (1918, ГРМ).
В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: «Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого» (ГРМ) и «Ночной праздник на Неве» (Гос. Этюд с нее лег в основу каpтины. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Это всевозможные решета с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»).
Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Известность художнику принесла картина «Базар в деревне» (1900 -1903), за которую Совет Академии удостоил его золотой медали.
Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Несмотря на болезнь, художник продолжает много работать. В живописных работах послереволюционных лет художник стремится создать обобщенные образы, способные передать грандиозность и величие перемен в стране. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок. С 1907 года — член Союза русских художников. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
В 10-х гг. Нет, его идеал вовсе не такие дебелые женщины. Позировала, как и для многих других полотен, дочь.
Большинство декораций Кустодиева при всей их театральности по исполнению — законченные станковые произведения. В 1912 году художник пишет картину «Купчихи», начинающую галерею купеческих образов. Вместе с режиссером Н. Ф. Монаховым готовит постановку «Блохи» в Большом драматическом театре (Ленинград). музей Революции СССР). Узpел я ее пpелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
То есть, вся картина наполнена красивыми вещами. Период исканий завершился. Ленина. В 1931 году он становится академиком, о нем восторженно пишет Репин. Мы жили на третьем этаже. С одной стороны – картины, проникнутые поэзией, среди которых «Утро», «Девочка с собакой», «Японская кукла», лучшее лирическое произведение художника «И.
А шуба. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь». Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург).
В 1901 – 1903 годах Кустодиев вместе с И. Репиным работал над грандиозным полотном «Торжественное заседание Государственного совета». Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». К этому времени написаны такие такие картины, как Базар в русской деревне, Ярмарка (1906), Ярмарка (1908), Ярмарка (1910), Праздник в деревне (1907), Деревенский праздник (1910), Гулянье (1909), Провинция (1910) и т. д. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
1910 — Летом работает в «Тереме». В 1905–1907 гг. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. музей Революции СССР), художником запечатлены образы рабочих. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. В 1912 году он написал картину Купчихи (Киевский государственный музей русского искусства) – одну из первых в галерее купеческих образов.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Федор Иванович был настолько огромен, что мастерская была для него мала.
Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.
В 1905—1907 гг. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Обложки к журналам «Красная Нива» и «Красная панорама» привлекали внимание броскостью, остротой сюжетов. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима.
В создании полотна участвовала семья. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.
Произведение привлекает внутренним теплом, атмосферой радостного материнства. Золотые медали сыплются как из рога изобилия.
академический театр оперы и балета им. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Кроме того, он вел активную общественную деятельность: являлся одним из организаторов Нового общества художников, с 1910 года был членом объединения «Мир искусства», в 1907 – 1910 годах – членом Союза русских художников и группы «16». Будто впервые. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». Сложностью, выпуклостью характеров отмечены «Портрет священника и дьякона» (1907, Горьковский гос.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна. За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин «Утро» (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям.
Он задумал новый образ народного героя. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента».
В 1909 году художнику исполнился 31 год. Домовладелец Яковлев надстроил второй этаж над своим домом (до настоящего времени дом не сохранился) на Белгородской улице, где разместились классы и квартира Власова. Только щеки да нос краснеют». Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. По совету Власова Борис оставляет семинарию. Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей». Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
К этому времени у них уже родился сын. В течение года укрепляет славу одного из лучших российских портретистов, пишет портреты банкира А. Я. Поммера, директора Вожско-Камского банка П. Л. Барка, сенатора-правоведа Н. С. Таганиева. «Богатырь русской живописи», «большой русский художник с русскою душою» ушёл навсегда, оставив нам свои чудесные полотна — вечную о нём память. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. За три года опухоль позвоночника превратила цветущего молодого человека в калеку. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Ему нужна была обнаженная натура. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Остается прежним и его образ жизни.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. С начала 1900-х гг. Вместе с семьей отправляется в Париж.
По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Золотые медали сыплются как из pога изобилия. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств.
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. В 1912 году он написал картину «Купчихи» (Киевский государственный музей русского искусства) — одну из первых в галерее купеческих образов. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Гоголя, Л. Н.
Последними заметными работами художника в жанре автолитографии стали два капитальных произведения: «Шестнадцать автолитографий» и «Шесть стихотворений Некрасова» (1921). Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Характерна картина Кустодиева «Портрет В. Лужского» (1913), крупнейший замысел середины 1910-х годов был связан с «Групповым портретом художников «Мира искусства», которому не суждено было завершиться «конденсированный образ России» воссоздал он в своем знаменитом «Автопортрете» (1912), хранящемся в галерее Уффици, во Флоренции, где сам художник в бобровой шубе и шапке изображен на фоне соборов Троице-Сергиевой лавры, цветных куполов, крестов, лавчонок. Мне кажется, что в этом он был похож на Чехова — и тот и другой уважали животных и изображали их в своих произведениях как равноправных членов общества». В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре: он создает декорации к спектаклю Островского «Горячее сердце» для Московского театра Незлобина.
Вскоре П. А. Кустодиев был лучше. Высота комнат необычайная. Проходит несколько лет и появились серии картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники» (1906-й — 1910-й годы).
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Параллельно комнатам – огромный, широкий коридор, где мы с Кириллом носились на роликах, бегали в прятки. Искусство требует всей жизни. Зашел с мороза прямо в шубе.
Эти долгие месяцы художник позже вспоминал «с теплым чувством, с чувством восторга перед творческим порывом и горением духа». Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Кирова (ныне Мариинский театр), умер в 1971 году. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
В столице Франции художник успел присмотреться к европейской живописи и использовать свои впечатления в прекрасной картине Утро (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Что заставило его поменять манеру письма – нежелание быть одним из. В таких рисунках, как Митинг на Путиловском заводе, Забастовка, Манифестация, Первомайская демонстрация у Путиловского завода (1906, Гос. Кустодиев продолжает линию «Базара в деревне», в небольших полотнах – «Ярмарка» (1906 и 1908) и «Праздник в деревне» (1906 – 1907), с каждым разом все усложняя художественные задачи «деревенского цикла».
Исполинская фигура большевика («Большевик», 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. музей Революции СССР), художником запечатлены образы рабочих. Он начинает писать их в тяжелые времена.
За границей он снова начал с увлечением учиться и прошел здесь настоящую школу. В первые послереволюционные годы художник напряженно и вдохновенно работает в различных областях изобразительного искусства. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Через пять месяцев он вернулся в Россию. С особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в оформлении пьес Островского «Свои люди — сочтемся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Волки и овцы», «Гроза». В апреле завершает полотно «Русская Венера», начатое в 1924 году. За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. В 1905-07 сотрудничал в революционных сатирических журналах.
С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) — беспокойная ищущая натура художника. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Его избирают членом и даже членом учредителем ряда художественных группировок — «Нового общества живописцев», «Союза русских художников». Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными. Эти рисунки отличаются правдивостью. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки.
Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых — создать обобщенные, собирательные образы женской красоты, какая бытовала в понимании народа: «Купчиха», «Девушка на Волге» и «Красавица». В то же время Кустодиев создает ряд портретов. музей Революции СССР). Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Вот кого рисовать-то.
С другой стороны – изобличительные антиправительственные шаржи и политические карикатуры (1905 – 1906). Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Весной и летом боли в руке обостряются. Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева.
Натурщицей Кустодиева была скромная девушка, жившая неподалеку. С особой ответственностью и серьезностью создавал Кустодиев иллюстрации к ленинским сборникам: «Детям о Ленине», «Ленин и юные ленинцы», «Один день с Лениным». В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет. В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: «Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». В 1920 году он создает свою известную серию акварелей «Русские типы». Кустодиев создает также в эти годы агитационную графику в духе народного лубка, обложки к журналам «Красная Нива» и «Красная панорама» привлекают внимание броскостью, остротой сюжета.
Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть. Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Какова шуба на нем. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов.
Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной. Шаляпин высоко оценил портрет. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Вот его «Московский трактир». Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Портрет И. Я.
Портрет получился огромный – более двух метров в высоту. В 1903 году в жизниБориса Михайловича Кустодиева произошло сразу несколько важных событий. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Кустодиев был женат на Юлии Прошенской (18801942), они обвенчались в 1903 году. Картина «Монахиня» вызывает восхищение Репина и Чистякова и высоко оценивается художественными критиками. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Также следует отметить «Портрет Т. Чижовой», «Портрет М. Волошина», «Портрет Н. Кузьмина», «Портрет Ф. Шаляпина» (1920 – 21).
работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Внезапная смерть 26 мая 1927 года оборвала творческие замыслы мастера. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. С 1916 года ноги его парализованы и он навсегда прикован к креслу. Федоp Иванович был настолько огpомен, что мастеpская была для него мала. Почему уговаривает.
Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». И. Шаляпин». Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. В 1920-е Кустодиев создает декорации к пяти пьесам, оформленным им до 1917 года и к 26 спектаклям в послереволюционное десятилетие, среди которых «Снегурочка», «Царская невеста», «Сорочинская ярмарка», «Вражья сила».
Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Кустодиев участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октября, создавал лубки, плакаты, картины на темы революции (Большевик, 1919-20, ГТГ: Праздник в честь второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого, 1921, ГРМ). Н. В. Но, пожалуй, самой знаменитой работой Кустодиева в этом жанре стал парадный портрет Шаляпина.
Любой звук усиливал страдания. Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный. К тому же он сроднился с Петербургом и не хотел уезжать отсюда.
В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» – неповторимые образы русской красоты. Лермонтова.
Вдали алеет церковь с золотыми маковками и четко выделяется белоснежная колокольня. Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923). Толстого. Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье.
Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Кустодиев выполнил литографские иллюстрации к сборнику Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923).
Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства». Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон». работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Кончина художника была тяжелой утратой для советского искусства. К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. К болям в pуке пpибавились сильнейшие головные боли со pвотой. Сосредоточив внимание на художественных традициях русской провинции в картинах «Чаепитие» (1913), «Масленица» (1916), Кустодиев в тот же период создает «Купчиху» (1912), как бы пробуя новый язык живописи, восходящий к живописному примитиву.
Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. В 1905—1907 гг. Работа предстояла сложная и трудоемкая.
Начались страшные головные боли. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Он активно работает в «левом» журнале «Жупел», а после его запрещения правительством — в журнале «Адская почта».
Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. В этом ценность портретного наследия художника. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кpесле, мог его писать. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Художником была исполнена картина 27 февраля 1917 года (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников».
В таких рисунках, как «Митинг на Путиловском заводе», «Забастовка», «Манифестация», «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906, Гос. Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». А потом его ждала работа над эскизами к спектаклю Вражья Сила. Он задумал новый образ народного героя.
Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников. Я. Билибин, 1901).
Художником была исполнена картина «27 февраля 1917 года» (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. В 1904 – 1910 годах Борис Михайлович находится в поиска собственного творческого пути. Купеческий мир Кабановых, уклад их жизни, быт провинциального городка — все это было близко жанровым картинам Б. М. Кустодиева и декорации он пишет легко и быстро. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». К этому вpемени написаны такие такие каpтины, как Базаp в pусской деpевне, Яpмаpка (1906), Яpмаpка (1908), Яpмаpка (1910), Пpаздник в деpевне (1907), Деpевенский пpаздник (1910), Гулянье (1909), Пpовинция (1910) и т. д.
Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Лескова «Штопальщик» и «Леди Макбет Мценского уезда». Смерть 26 мая 1927 года оборвала новые творческие замыслы мастера. Билибина был отмечен золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). А расчет на деле оказался изумительным. Вместе с группой художников-петербуржцев участвует в организации нового объединения, получившего, как и когда-то созданное С. Дягилевым общество, название «Мир искусства». Отмечены были работы «У кружала стрельцы гуляют», «Портрет И. Билибина». Осенью вместе с женой путешествует по Европе (Австрия, Италия, Франция, Германия).
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Забывал, когда удавалось забывать. Кустодиев принимает активное участие в сатирических журналах того времени «Жупел», «Адская почта», помещает там острые и злые карикатуры на видных царских сановников Игнатьева, Победоносцева. Но помимо "ярморочного" периода у Кустодиева был прекрасный ранний период (1901-1907г. ). В «Гулянье на Волге» (1909) композиция становится более сложной, цвет более декоративным.
И ученик опpавдал надежды. Кустодиева в Лейзене» (1911), позднее которое назовут «кустодиевской девочкой с персиками». Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». А он говорит: Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) – я очень рад, что она на меня не повлияла. Дед служил дьяком в одном из сел Самарской губернии, по его стопам пошли и сыновья – Степан, Константин и Михаил. В портретах он абсолютно другой мастер, сумевший воплотить в образах запечатлённых им людей лучшие достижения русской живописи XIX столетия с её тяготением к сложным психологическим задачам и новаторские открытия западноевропейского искусства конца XIX — начала XX вв.
Учился в петербургской АХ (1896-1903) у И. Е. Репина. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. Поступил в студию Рене Менара. Проходит несколько лет и появились серии картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники» (1906-1910). В своих лучших портретах начала 1900-х годов Кустодиев положил в основу репинскую этюдную технику: «Портрет А. Варфоломеева», «Портрет художника-гравера В. Матэ» (оба в 1902), «Портрет жены художника» (1903). В этом образе — неукротимость, энергия, выражение воли и мужества.
У них была дочь Ирина и сын Кирилл, которых художник часто изображал на своих картинах. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
Где бы ни был Кустодиев за границей – в солнечной ли Севилье или Версальском парке, - его неудержимо тянуло на родину. Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». Это была pабота наугад, на ощупь. Но этот период в Творчестве Кустодиева я особенно люблю.
С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Кустодиев был в числе тех художников-реалистов старшего поколения, которые радостно приняли революцию. Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
В 1931 году он становится академиком, о нем восстоpжено пишет Репин. Молодой художник вместе с Репиным писал портретные этюды к картине им написана и правая часть самого полотна. Несмотря на болезнь, художник продолжает много работать. Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры».
Именно в это время у Кустодиева складывается свой круг образов и тем, которые и определили его творческий облик. Вместе с двадцатью тремя другими работами Кустодиева эта картина экспонируется на VII выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР). Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины.
В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Но была и досада, о котоpой хотелось поскоpее забыть.
В 1896 году Кустодиев поступил в Петербургскую Академию художеств. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Это портреты художника Билибина, Молдовцева, гравера Матэ. В 1902-м году Кустодиев приступил к выполнению картины на звание художника «Базар в деревне».
4 мая сдал 24 (. ) гравюры для выставки в Государственном Русском музее. Наступил полный паралич ног. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей.
В декабре журнал «Аполлон» публикует большую иллюстрированную статью А. Ростиславова, посвященную творчеству Кустодиева. Основное направление Кустодиева-жанриста граничит с деревней. Первые заметные произведения Кустодиева появились на выставках в 1901 году.
Исполинская фигура большевика (Большевик, 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. Борис Кустодиев выбрал Париж. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.
Картина, по единодушному мнению критиков, стала одним из лучших достижений русского портретного искусства. Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.
художественный музей), Монахиня (1908, ГРМ). В роли извозчиков позировали сын, приятели, не оставлявшие художника. Тогда многие художники писали в похожей манере, Браз, Куликов, Архипов. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
В конце года завершается распад Союза русских художников. Это были живые типы Островского. ». Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. Признаки надвигающейся беды, круто и безжалостно изменившей жизнь Кустодиева, появились в 1909 году. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Это, например, видно по его картинам «Купчиха за чаем», «Купчиха с покупками», «Купчиха на балконе», «Извозчик», серии акварелей «Русские типы». С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства».
В этих картинах художник показал своеобразное обаяние, свойственное каждому из времен года в средней полосе России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). В этом ценность портретного наследия художника. В области портрета характерным стало произведение «Портрет семьи Поленовых» (1905) в бытовой живописи полотна: «Провинция» (1906), «Гулянье» (1910), в которых типизирован не столько городской пейзаж, сколько образы обывателей, «Гулянье на Волге» (1911). Городские художественные выставки были явлением редким и необычным.
В нем художник представил образ русской красавицы в контексте развития мировой живописи. По нескольку дней приходилось лежать в затемненной комнате, укутав голову платком. XX в. к художнику пришло признание.
Не прекращает Кустодиев и работы над портретами.