Кустодиев писал очень звонкие, радостные картины. По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Тонкая психологическая характеристика, смелый широкий мазок, гармоничное сочетание белого и черного, острый изящный силуэт делают это произведение одним из лучших в творчестве Кустодиева. Улица по-кустодиевски солнечная и снежная.
Параллельно с этой работой Кустодиев создает портреты своих современников, духовно близких ему людей. Кустодиев прославился и как прекрасный иллюстратор. Любителям русской живописи хорошо известно имя такого замечательного отечественного художника, как Борис Кустодиев. В городе открывается XV выставка Передвижников и Кустодиев с замиранием сердца рассматривает полотна известных русских художников.
Кустодиев – большой мастер портрета. Кустодиеву нравилось воплощать в своих творениях окружающий его мир. Кустодиев сливает здесь эту земную, красивую девушку и эту природу, этот волжский простор в единое неразрывное целое. Летом 1904 года Кустодиевы вернулись в Россию, поселились в Костромской губернии, где купили клочок земли и построили свой дом, который назвали Терем. Репина, которому помогал в писании картины «Заседание Государственного совета» (Кустодиевым написана вся правая сторона картины, с этюдами к ней).
– говорил сам Борис Кустодиев, через всю жизнь сохранивший в своём сердце признательность к своему великому наставнику. Свободная игра света и теней, отблесков солнца в воде заставляет вспомнить об интересе зрелого Кустодиева к импрессионизму. Такое сочетание реалистических и импрессионистических приёмов с композиционными принципами модерна станет характерной особенностью многих портретов Кустодиева. Многое успел сделать за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, биография его – прямое тому подтверждение.
Борис Кустодиев умер в возрасте 49 лет. За время жизни в Париже Кустодиев написал только одну собственную картину — «Утро», на которой изобразил свою жену, купающую ребенка. Понятие «кустодиевская женщина» появилось благодаря Борису Михайловичу — на своих картинах он изображал женщин с пышными формами, величавых, статных.
Ближе всего по духу Кустодиеву драматургия А. Н. Но чем тяжелее было физическое состояние Кустодиева, тем самозабвенней он работал. Тонко чувствующий линию Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова: «Штопальщик», 1922 «Леди Макбет Мценского уезда», 1923). Кустодиевские полотна этой поры сравнительно невелики по размерам, в среднем метр на метр.
К концу девяностых годов, в семьеБориса Михайловича Кустодиевых было уже двое детей и художник неустанно рисовал портреты своей маленькой дочери и подросшего сына или изображал их фигурки на сюжетных картинах. В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина расположен памятник Б. М. Кустодиеву. В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: "Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого" и "Ночной праздник на Неве".
Кисти Кустодиева принадлежит также один из лучших портретов русского поэта и критика М. Волошина. Ярко-праздничный крестьянский быт и жизнь провинциального купечества – основные темы живописи выдающегося русского художника Бориса Михайловича Кустодиева. Конечно, Кустодиев не отказывался от сюжета. Мастерски совмещает Кустодиев изображение интерьера и портрет в работе «Монахиня» (1908 г. ), в которой изображена игуменья Староладожского монастыря Олимпиада.
Кустодиев принимал активное участие в объединении Мир искусства, выставлял свои картины в выставках объединения. Умер Борис Кустодиев 26 мая 1927 года, а его жена Юлия скончалась во время ленинградской блокады, так и не дожив до того времени, когда творчество Кустодиева обрело истинную славу. В историю вошли два художникат- Кустодиев и Рубенс, воспевавших красоту пышнотелых, цветущих женщин.
Огромное восхищение вызывает известный «Автопортрет», Кустодиевым в 1912 году, хранящийся сейчас в галерее Уффици, во Флоренции. Стоит отметить, что Кустодиев участвовал в выпусках некоторых революционных журналов. Кирилл Борисович Кустодиев пошел по стопам отца, став известным театральным художником.
Из-за болезни Кустодиев не мог ходить последние 11 лет своей жизни, но продолжал работать, сидя в инвалидном кресле. Тогда Кустодиев поехал в Петербург, где подал документы в Высшее художественное училище при Академии художеств. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре: он создает декорации к спектаклю А. Н.
Кустодиеве. В начале мая 1927 года ветреным днем Кустодиев простудился и заболел воспалением легких. Находясь за границей в Лейзене, Кустодиев работал над эскизами декораций и костюмов для пьесы Островского Горячее сердце и некоторых других спектаклей.
Кустодиев познакомился здесь со своей будущей женой Юлией Евстафьевной Прошинской, с которой потом они прожили долгие годы в любви и согласии. Также художественный маркированный конверт с изображением Б. М. Кустодиева был выпущен в 2003 году (художник Б. Илюхин, тираж 1 000 000 экземпляров)6. Несмотря на это Кустодиев с первых дней принял революцию. Картина написана в Париже, куда Кустодиев приехал с женой и недавно родившимся сыном Кириллом после окончания Академии.
Первые уроки живописи Борис Кустодиев получил именно в местной астраханской гимназии. Кустодиева позволил увидеть отчётливое желание мастера обогатить портретный жанр использованием приёмов импрессионизма и модерна в том, что касается манеры письма и построения композиции. Кустодиев словно сам отводит взгляд зрителя от купальни и привлекает внимание к окружающей природе, наполнив ее неестественными яркими красками. Борис Михайлович Кустодиев (23февраля (7марта)1878, Астрахань— 26 мая 1927, Ленинград)— русский советский художник. Борис Кустодиев сблизился с Евгением Лансере и Мстиславом Добужинским, начал сотрудничать в революционных сатирических журналах.
Более двух лет трудился Кустодиев под руководством Репина над созданием этого монументального полотна. Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его и художник написал эту картину. Борис Михайлович Кустодиев родился 23 февраля 1878 года в Астрахани, в семье преподавателя теории словесности истории литературы и логики. По возвращении на родинуБорис Кустодиев сразу едет в Костромскую губернию и несколько месяцев напряженно работает. Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.
Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании изучал и копировал работы старых мастеров. Портрет великого русского певца (1922 г. ) стал последним значительным произведением Кустодиева. Борис Кустодиев создал иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Некрасова, Толстого, Островского, Лескова. В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»). Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью.
В этом отношении особо заметно одно из кустодиевских произведений, написанное художником в 1918 году «Лошади во время грозы». В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера»3, «Купчиха за чаем»). Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. В его музее в Астрахани хранится около двухсот авторских фотографий, которые Кустодиев делал во время своих путешествий по стране и за ее пределами.
После Октябрьской революции Кустодиев создавал не только картины, но и плакаты, лубки, оформлял спектакли, например Блоху Е. Замятина во 2-м МХАТе. Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой. На протяжении всего творчества Кустодиев пишет свою горячо любимую жену.
То, что говорит Кустодиев, он адресует прежде всего себе. С 15 лет Борис Кустодиев брал уроки рисования у выпускника Императорской Академии художеств Павла Власова – основателя астраханского художественного училища. На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
В поездке по Европе, Кустодиев изучал художественные работы разных мастеров искусства, копировал их, совершенствуя свое мастерство. С Бенуа у Кустодиева сложные отношения. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922).
Очевидно, Кустодиев в то время не попал в число художников от импрессионизма до кубизма включительно. Это была обязательная и неотъемлемая часть картин-портретов, Кустодиева. Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893—1896 годах. В астраханском доме, где жила семья Кустодиева, расположен сегодня дом-музейего имени, единственный в мире. Борис Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году в семье преподавателя гимназии.
Кустодиев вынужден был писать сначала сидя, а потом и лежа. Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Именем Кустодиева назван проезд в поселении Воскресенском Новомосковского административного округа города Москвы8.
В 1903 году Кустодиев заканчивает академию с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку по России и Европе. В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Купчиха за чаем»).
И. э. грабарь, Н. К. Рерих, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин, А. П. Остроумова-Лебедева, А. Н. Бенуа, Г. И. Нарбут, К. С. Петров-Водкин, Н. Д. Милиоти, К. А. Сомов, М. В. Добужинский. Этот портрет был заказан Кустодиеву для Третьяковской галереи. И вот Кустодиев взял карандаш и весело начал рисовать. - С удовольствием, с удовольствием, – отвечал Кустодиев, – я рад, что могу быть вам полезен в такой чудной пьесе.
Тонко чувствующий линию, Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923). Умер Борис Михайлович Кустодиев в 1927 году 26 мая. Кустодиев был в числе тех художников-реалистов старшего поколения, которые радостно приняли революцию.
В это же время Кустодиев рисует карикатуры для многих сатирических журналов. Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера».
Большинство декораций Кустодиева при всей их театральности по исполнению – законченные станковые произведения. В постреволюционные годы Кустодиев создавал плакаты и картины на революционные темы. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.
Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове». Очевидцы рассказывают, что работая акварелью, Кустодиев сначала встряхивал кисточку, а потом, облизывая губами, придавал ей нужную форму. Кустодиев был тонким художником, владел четким специфическим штрихом.
"первая работа Кустодиева, посвященная революции изображает знаменательный день свержения царизма, – пишет В. Е. Борис Кустодиев родился в Астрахани. Своим жизнелюбием Кустодиев связан с самим духом народного творчества. Кустодиев мог не только увидеть и оценить красоту природного мира, но и в его силах и в его власти было воссоздать и воплотить на своих художественных полотнах максимально подробно этот сложный мир живой природы.
Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом-картиной "Торжественное заседание Государственного Совета". А вот и он, сам Кустодиев. 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна. Кустодиев всегда черпал свое вдохновение в русской лубочной живописи.
Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения. Окончив семинарию, в 1896 году Кустодиев отправился учиться в Москву, но в художественную школу его не приняли: Борису уже исполнилось 18 и он был слишком взрослым. Жизнь Бориса Михайловича Кустодиева была во многом примечательной и необычной. Однако его бытовой жанр — это не жанр передвижников и повествование Кустодиева отлично от их повествований.
Борис Кустодиев вошел в историю русского искусства в первую очередь как очень талантливый портретист. Кустодиев Борис Михайлович, выдающийся русский советский живописец, график, театральный художник, скульптор. Кустодиев возвращается в Петербург в конце 1904 года.
Да, художник любил ее и не скрывал этой любви. В роли извозчиков позировали сын, приятели, не оставлявшие художника. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др.
Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима. Без сложнейшей операции не обойтись. Так рождалось это одно из самых жизнелюбивых полотен. До последних дней жизни Кустодиев неутомимо работал. Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет.
А вот что пишет Н. А. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения – с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.
Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои. Место действия перестает быть фоном.
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. А потом его ждала работа над эскизами к спектаклю Вражья Сила. Иначе и не могло быть. Шаляпин высоко оценил портрет.
Правда, много было сделано для того, чтобы загадить слово русский. Однако вскоре Кустодиев очень сильно заболел. М. Г. Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть.
По нескольку дней приходилось лежать в затемненной комнате, укутав голову платком. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать.
Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи. Портрет получился огромный – более двух метров в высоту. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Однако трагедия не сломила художника. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. В 10-х гг.
Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Он начинает писать их в тяжелые времена. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез.
Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Тогда появлялась картина «Купец» — алчный, подозрительный, мелочный, с судорожно искривленной рукой скряги. К этому времени написаны такие такие картины, как Базар в русской деревне, Ярмарка (1906), Ярмарка (1908), Ярмарка (1910), Праздник в деревне (1907), Деревенский праздник (1910), Гулянье (1909), Провинция (1910) и т. д.
Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво».
Отца своего он почти совсем не помнил. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. В 1905—1907 гг. Но в любое мгновение он твердо знал: она, его милая Юлинька, всегда где-то недалеко, рядом. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи.
Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Волге и волжанам посвятил многие из своих полотен.
К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. 1915 У окна. Позировала, как и для многих других полотен, дочь.
Кустодиевой с дочерью Ириной. К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Он был занят эскизами декораций для театра марионеток к сказке «Кот, лиса и петух». Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования.
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Мир кукол игрушек был близок детской душе художника.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. В то же время продолжал прокладывать собственные творческие маршруты. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. Эти долгие месяцы художник позже вспоминал «с теплым чувством, с чувством восторга перед творческим порывом и горением духа». Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. 1910 На террасе.
Наоборот, все то, чего лишила его жизнь, он выразил в искусстве. В 1909 году собрание Академии художеств по представлению И. Репина и других заслуженных профессоров избирает Кустодиева «за известность на художественном поприще» академиком живописи. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Поездка за границу много дала молодому художнику. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры».
Вот его «Московский трактир». В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Я терпелива.
XX в. к художнику пришло признание. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. 4 мая сдал 24 (. ) гравюры для выставки в Государственном Русском музее.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Так оно и было. И. Е. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. К вечеру у художника поднялась температура. Высота комнат необычайная.
(1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Любой звук усиливал страдания. Чертовски трудно. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). С 1907 года — член Союза русских художников. Но еще – память, воображение.
В 1903 году в жизниБориса Михайловича Кустодиева произошло сразу несколько важных событий. На премьере он сидел в директорской ложе и радовался тому, что спектакль нравился публике. Нам неловко было сознаваться, что мы русские. Именно в эти годы Кустодиев создает наиболее темпераментные, наиболее яркие и жизнерадостные работы.
Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Это была работа наугад, на ощупь.
В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном.
и т. п. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. – писал ей когда-то Кустодиев.
Но помимо "ярморочного" периода у Кустодиева был прекрасный ранний период (1901-1907г. ). Забывал, когда удавалось забывать. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. Но этот период в Творчестве Кустодиева я особенно люблю. Любовь к ней отражается в каждой работе.
Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. Так он и работал. А также портреты и иллюстрации с изображениями В. Ленина. Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке.
Один с собой я не могу долго быть – я себя ненавижу. Мы жили на третьем этаже. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. В числе программных произведений мастера после 1917: картина «27 февраля 1917 года» (1917) аллегорическая картина «Большевик» (1920) ряд панно для праздничного украшения Петрограда (1918) картины: «Демонстрация на площади Урицкого», 1921 «Ночной праздник на Неве», 1923. Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей. Он писал портрет участками, не видя целого.
Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта. В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» – неповторимые образы русской красоты. «Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника.
Увлечение мастера линогравюрой (1926—27) привело к созданию собственного выразительного языка в пейзажах («На Волге»), в портретах мастеров искусства и литературы, в работах, посвященных типам Ленинграда середины 1920-х («Мороженщик», «Уличная продавщица» и др. ). И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины. Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства».
Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям. Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Одна из последних работ Кустодиева – «Русская Венера».
Натурщицей Кустодиева была скромная девушка, жившая неподалеку. Он писал "влажным" мазком, красиво и самозабвенно, ничуть не хуже чем Сарджент и Цорн. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Над этой жизнерадостной картиной Кустодиев работал в крайне трудных условиях: в результате тяжелого заболевания он с 1916 года был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли. Другой в это время он продолжал писать. Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь».
1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. В 1931 году он становится академиком, о нем восторженно пишет Репин. Чуть позже лучшее лирическое полотно художника «И.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Аи да молодец твой отец. » И это действительно одна из лучших его работ.
В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д. Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева. Он женился на Юлии Прошинской, а осенью закончил Академию с золотой медалью, что давало ему право годовой поездки за рубеж и по России с полной оплатой расходов (пансионом). В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Федор Иванович был настолько огромен, что мастерская была для него мала.
Добужинского (1913), И. Я. Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести.
Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. «Рассказ, — пишет В. В. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Тогда многие художники писали в похожей манере, Браз, Куликов, Архипов.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). А художник был почти беспомощным. Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» – типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями.
Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят. Зашел с мороза прямо в шубе. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. Изображая столь желанную и все более трудно доступную жизнь, он достигает необычайной яркости красочного зрелища. Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Кустодиевой.
Давая советы своему сыну, К. Б. Берлинский светила нейрохирургии Оппенгейм не подтвердил поставленный в Швейцарии диагноз, сочтя, что у Кустодиева опухоль спинного мозга. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве. А он говорит: Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) – я очень рад, что она на меня не повлияла.
Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Этюд с нее лег в основу картины. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей.
Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого. 1904—10 — годы сосредоточенного поиска собственного пути в искусстве. Сценку эту Кустодиев когда-то подсмотрел в Москве, говорил: «Веяло от них чем-то новгородским иконой, фреской». Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными.
И мы обычно извиняемся, что мы русские. И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было.
В том же году ему предложили заменить вышедшего в отставку художника Валентина Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Она была рядом. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. С 1907 года — член Союза русских художников. Тяжело больной, мастер продолжал активно участвовать в художественной жизни России: в выставках Общины художников (1922), Ассоциации художников революционной России (1925—26). И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то. В коридор выходит сам профессор и сообщает: подтверждена опухоль спинного мозга, но чтобы добраться до нее, нужно перерезать нервные окончания. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Это считалось неприличным. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». В создании полотна участвовала семья.
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. А в 20-е годы молодые критики, освоившие приемы вульгарное социологии, повесили на живописца ярлык "последнего певца купеческо-кулацкой среды". Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. Я верю в Вас больше, чем в себя.
Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников. Родился в Астрахани, на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. Лансере (1915), И. Э.
Последними значительными работами мастера в жанре автолитографии стали два капитальных произведения 1921 — «Шестнадцать автолитографий» и «Шесть стихотворений Некрасова». Он не хотел писать дождь, а чаще писал солнце. Что было в его силах в это смутное и голодное время.
Кустодиев был лучше. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».
За три года опухоль позвоночника превратила цветущего молодого человека в калеку. Создал такие лучшие свои работы, как «Портрет Т. Чижовой», «Портрет М. Волошина», «Портрет Н. Кузьмина». Вдруг заболевала рука и пальцы не могли удержать даже легкую кисточку для акварели.
Мастера не оставляла мысль о национальном русском начале как стилеобразующем факторе портретной живописи («Портрет В. Лужского», 1913 крупнейший замысел середины 1910-х был связан с «Групповым портретом художников «Мира искусства», которому не суждено было завершиться «конденсированный образ России» воссоздал он в своем знаменитом «Автопортрете« (1912), хранящемся в галерее Уффици, во Флоренции, где сам Кустодиев, в бобровой шубе и шапке изображен на фоне соборов Троице – Сергиевой лавры, цветных куполов, крестов, лавчонок. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора». Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Сосредоточив внимание на художественных традициях русской провинции («Чаепитие», 1913 «Масленица», 1916 и др. ), мастер в тот же период создал «Купчиху» (1912), как бы пробуя новый язык живописи, восходящий к живописному примитиву.
В 1909 году художнику исполнился 31 год. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. На Волге Кустодиев вырос и возмужал как художник. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь». Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких.
Только одно рисовать. Основной тематический круг Кустодиева-жанриста связан с деревней. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Впоследствии, будучи уже известным живописцем, он подолгу жил в Деревеньке под Кинешмой, построил там дом-мастерскую, названную им «терем».
В эти годы его творческой программой, которой он не изменил до конца дней, стало создание национальной по духу и стилю живописи, отражающей строй мышления и представления народа о красоте (в области портрета отправной точкой стал «Портрет семьи Поленовых», 1905 в бытовой живописи — картины: «Провинция», 1906 «Гулянье», 1910, где типизирован уже не столько городской пейзаж, сколько образы обывателей «Гулянье на Волге», 1909—11). Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. (Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). Золотые медали сыплются как из рога изобилия. В картинах Кустодиева, — писал А. Луначарский, — предстает «сонный» мир, как будто и приятный, почти умилительный и вместе такой смешной и такой.
же время живут». — не просто натура, «вставленная» в холст. В этом нельзя не заметить сходства с Брейгелем, а также с другими нидерландскими и голландскими живописцами, которых, кстати сказать, Кустодиев очень любил. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. ДО КОНЦА. Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) – русский художник, график и театральный художник. С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната. Это, например, видно по его картинам «Купчиха за чаем», «Купчиха с покупками», «Купчиха на балконе», «Извозчик», серии акварелей «Русские типы». «Ярмарка» (1906), снова «Ярмарка» (1908) и еще «Ярмарка» (1910), «Праздник в деревне» (1907) и «Деревенский праздник» (1910), «Гулянье» (1909), «Провинция» (1910), «Девушки на Волге» (1915), «Московский трактир» (1915), «Балаганы», «Масленица» (1916), «Купчиха за чаем» (1918)—одна за другой появлялись картины Кустодиева, чарующие своей свежестью, оригинальностью, ярким национальным колоритом.
Это были живые типы Островского. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Он оставлял место для наития.
По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Я. Билибин, 1901).
Как рассказывает В. В. Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. К этому времени у них уже родился сын. Ясными, незамутненными красками сверкает радуга этого хоровода. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).
Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Вот кого рисовать-то. Гротеск здесь проявляется в чистом виде. «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает.
Кустодиева в Лейзене» (1911) назовут «кустодиевской девочкой с персиками». В то же время Кустодиев создает ряд портретов. За эти годы он создает такое количество картин, рисунков, театрально-декоративных эскизов, которое далеко превосходит все сделанное им за предыдущие двадцать лет. Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
В том числе и в портретном жанре. Подруга Юлии Елена Полевицкая, позже ставшая известной актрисой, оставила портрет Кустодиева того времени: Это был молодой человек среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги.
Кустодиев был избран академиком (в 1909), являлся одним из организаторов Нового общества художников (1904—08), членом объединения «Мир искусства» (с 1910), Союза русских художников и группы «16» (1907—10). А шуба. Билибина (1914), Е. Е. И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим».
Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе. В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
И художник не мог охватить фигуру целиком. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать.
Какова шуба на нем. В 1920-е художник создал декорации к пяти пьесам, оформленным им до 1917 и к 26 спектаклям в послереволюционное десятилетие: «Снегурочка», «Царская невеста», «Сорочинская ярмарка», «Вражья сила». Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
Я этого не знаю. Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета.
Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. Но и она только чуть приглушила боль. На одном творческом полюсе — картины, проникнутые поэзией «Утро» изображающее жену и сына художника, «Девочка с собакой», «Японская кукла», (1904—05), живописные и графические портреты писателя А. Ремизова, артиста Ф. Шаляпина, художников И. Билибина, В. Матэ, К. Сомова, Е. Лансере, П. В ласова, И. Куликова, матери художника и других, пейзажи иллюстрации к произведениям А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, Л. Толстого, А. Островского, Н. Лескова, К. Федина, декорации и костюмы к постановкам «Горячего сердца» А. Островского, «Смерти Пазухина» М. Салтыкова-Щедрина, «Левши» по Н. Лескову, ставшие классикой русской театрально-декорационной живописи, — это богатое и многогранное наследие по праву отводит Б. Кустодиеву место среди крупнейших мастеров русского искусства первой четверти XX века.
оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). А расчет на деле оказался изумительным. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления. Среди глубоко прочувствованных Кустодиевым «типов русской жизни» замечательные картины 1915: «Девушка на Волге», «Красавица» – образ молодой купчихи, роскошное бело-розовое тело которой будто млеет и томится в жаркой, душной атмосфере пуховых перин, подушек, шелковых одеял, пузатых комодов, расписных сундуков и подносов. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Портрет И. Б. Кустодиевой. Он жадно и увлеченно разглядывает то, что есть и не анализирует того, что было или того, что будет.
Еще удивительнее то, что большую часть задуманных тем, сюжетов Кустодиев впоследствии «перевел» на холст, в реальные картины. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление.
Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. И построением композиции и смелой, непринуждённой манерой письма Кустодиев подчёркивает настроение творческой атмосферы, царящей в мастерской Матэ, отдававшего себя полностью искусству и своим ученикам.
Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Сохранились письма, которые влюбленный Борис писал своей будущей жене.
Предмет интересует его в меру своей характерности. Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. Это вполне понятно. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента».
Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. М. и В. А. Кастальские), няня.
Нестеров. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. Великолепное композиционное построение, основанное на прихотливых линиях модерна и лихие импрессионистические мазки характеризуют работу, в которой вновь, как и в портрете И. Я. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы.
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Только щеки да нос краснеют». Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.
Начались страшные головные боли. Что заставило его поменять манеру письма – нежелание быть одним из. Грабаря (1916). Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. Нет, его идеал вовсе не такие дебелые женщины.
Когда однажды Кустодиеву предложили принять участие в работе кукольного театра и принесли несколько марионеток, он играл с ними, как ребенок. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки.
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Художник словно в миражах видит свои ненаписанные картины и, кажется, создает их невероятной легкостью. Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом").
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Рериха (1913), М. В. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть.
Он получил за свои картины большую золотую медаль Международной ассоциации и уже в декабре вместе с новорожденным сыном супруги Кустодиевы выехали в Париж. Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.
Его работы выставлялись за рубежом, персональные выставки в послереволюционное время. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Передача «плоти» вещей мало занимает живописца. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Вместе с семьей отправляется в Париж. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Искусство требует всей жизни.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Остается прежним и его образ жизни.
Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Одновременно с этим он увлеченно работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной. Высшее достижение в портретном жанре — «Портрет Ф. Шаляпина» (1920—21). В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Начиная с первой большой картины «Базар в деревне», написанной в год окончания Академии и до «Русской Венеры» он оставался верным этому «сюжету».
Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. За границей он снова начал с увлечением учиться и прошел здесь настоящую школу. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А.
Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева. Бытует мнение, что Кустодиев поэтизировал патриархальный быт русской провинции, воспевал «кондовую» Россию. Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
А болезнь художника прогрессировала. И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Последние пятнадцать лет своей жизниБорис Кустодиев мог передвигаться лишь в инвалидном кресле. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища.
За создаине агитационных плакатов и советских лубочных картинок полагались продуктовый паек, уголь и дрова. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей». Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал». И ученик оправдал надежды.
В 1921 годуБорис Кустодиев создает живописную серию, посвященную четырем временам года. К тому же он сроднился с Петербургом и не хотел уезжать отсюда. Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. Признаки надвигающейся беды, круто и безжалостно изменившей жизнь Кустодиева, появились в 1909 году.
Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей. Синтетичность воспоминаний основывается на отвлечении от многих несущественных признаков конкретного. Ему категорически запрещено работать.
За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. 1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Поступил в студию Рене Менара.
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. проклятый». Обостренно восприимчивая ко всему яркому, нарядному, праздничному, она искренне радовалась щедрой красочной пестроте народного искусства. И. Шаляпин». Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Будто впервые.
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Художник – без рук, он жить не сможет. С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики.
Одна из главных тем – шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах. " Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери.