Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Мы не будем останавливаться на колористическом мастерстве и стиле, на который повлиял входящий в силу классицизм. Его творчество начала 60-х гг. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником.
В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса.
Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. В конце 70-х и в 80-е гг. И она уже поймана молодым человеком, который не может больше терпеть, не сорвав у красавицы поцелуй.
Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Это позже будет восхищать импрессионистов.
Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Техника офорта ему тоже была подвластна.
Спохватились лишь пару часов спустя. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду.
Юноша специально подстерегал её. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях.
И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. После смерти Людовика XV Мари-Жанна Дюбарри была арестована и заключена в монастырь но скоро возвратилась в свой замок в Марли, где продолжала жить с большой пышностью. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти.
Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).
Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. В течение многих лет он работал не останавливаясь, его заказчиками были аристократки и аристократы, украшавшие Фрагонаром будуары и холостяцкие домики. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Иллюстрации к «Сказкам» Лафонтена – тем, которые совсем не детские и совсем не басни. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка.
Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Но рядом с главными работами можно наконец-то увидеть другие, не столь известные публике. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств).
Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета.
Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя.
Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621-1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474-1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. У этих игр всегда есть зрители: другие девушки, ангелочки-амуры, да хоть овечки. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Повседневная сценка стала настоящим шедевром.
Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Учился у Ж. Б. С.
Умело сочетая все эти детали, Фрагонар создаёт живую, яркую и действительно соблазнительную сценку. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765-1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. В 1780-е гг. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты.
Сценка откровенно театральна. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Едучи в Италию, он надеялся найти в античных скульптурах и полотнах мастеров эпохи Ренессанса источник вдохновения. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру.
Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Шутливые гравюры вроде «Фонтанов», где две обнаженные девушки испуганы струями, которые извергают на них два брандспойта, – понятно ли нам, на что здесь тонко намекал художник. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Такова, например, серия панно, выполненная им в 1771 г. по заказу фаворитки короля мадам Дюбарри для построенного архитектором Леду нового павильона Лувисьенского замка.
В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара.
Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). 1788 год стал очень тяжёлым для художника. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Спас Давид, заслуженный художник революции, устроивший его в народный Лувр.
Посмотрим на несколько портретов. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа.
С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура — статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, — чувствуется легкая насмешка. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра.
Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». В соответствии со вкусами времени Фрагонар любил одевать своих героев в полуфантастические костюмы, по большей части воспроизводящие детали одежды времен Генриха IV. И последнее, о чём необходимо сказать.
Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Перед нами характерная для живописца картина. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка.
Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Жарким днём 22 августа 1806 года Фрагонар зашёл в обычную парижскую кофейню, где был завсегдатаем и заказал мороженое. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной.
Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. В подборке не хватает разве что нескольких сюжетов, хрестоматийных, хоть и не очень подходящих для «Родной речи», вроде «Девочки в постели играющей с собачкой» из Мюнхена, эрмитажного «Поцелуя украдкой» или даже «Качелей», которые остались в Лондоне. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Шардена, а потом Франсуа Буше. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат.
Его искусство оставалось весьма противоречивым. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия.
Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку.
Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность.
Серия портретов (1761-1765), т. н. «экспрессивные головы», — обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Оп. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. История создания "Качелей" весьма занимательна. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью".
Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Дочь сборщика податей Мари-Жанна Дюбарри была модисткой, затем поселилась в доме графа Д. Людовик XV приблизил её к себе, устроил её брак с братом графа Д. и в 1769 году представил ко двору.
В ее руках букет с вложенной в него запиской. художник лишается и заказчиков и славы. В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Он пишет живописные повести во вкусе Грёза и всей своей живописи придает оттенок чего-то чистого, вымытого и прямо даже лощеного.
В конце 70-х гг. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм.
Но это не лишает сцену правдивости. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год.
Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. В 80-е гг.
В гостиной собрались гости. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ».
Их становится невозможно отличить от картин Буше. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. На подобные произведения был большой спрос.
В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса.
Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765-1769, Париж, Лувр). В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса.
Картина также имела другое название «Тайная страсть». Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. О детстве художника известно очень мало.
Фрагонара и Г. Робера. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им.
Любовники редко остаются одни. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Картина имела успех.
Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». В 70-е гг. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты.
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. В это можно поверить, глядя на гравюры «Игры сатиров» (1763).
У него жизнь бессмертных полна смертными удовольствиями. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. «Неужели в России так страстно любят Фрагонара.
В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Она оказывается в его жарких объятиях. На которой ему не только воздают должное, но и защищают от упреков и сплетен.
Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756 – 1761) работал в Париже. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех.
«экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой.
А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Закалываясь мечом, Корес позирует художнику.
Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Героиня картины сидит, откинувшись на лиловую подушку, на которую падают глубокие пурпурные тени. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет.
Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Мифы давали полную свободу. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Фрагонар действительно любил фантазировать. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. В конце 60-х гг. В 1756 г. Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата основанной французской Академии, которую возглавлял в те годы Натуар.
Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. В сентябре 1769 года Фрагонар женился.
Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Преодолеть робость и сдаться наконец-то мужчине (как в «Дебютах модели» или «Выигранном поцелуе») всегда помогает подруга. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Здесь происходит его настоящее рождение как художника, превращение из эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме.
Ее линии прихотливы извилисты. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной.
Главное, цель достигнута. Шардена и Ф. Буше в Париже. Эти качества делают их частью окружающей природы. Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету.
Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. На рубеже 1700-х годов художники рассматривали аллегорию Фонтана Любви почти как предмет жанра изображая любовников в соответствующих эпохе костюмах, флиртующих в саду у декоративного источника. Прелесть портрета состоит в том, что это кажется не постановкой, а моментом, схваченным из жизни. Три излюбленных краски в палитре Фрагонара – коричневая, желтая и белая – преобладают в колорите его портретов 1765 – 1770 годов.
За сравнительно короткий срок Фрагонар перенял стилевые приемы своего учителя и в 1752 году был удостоен Римской премии за картину на библейский сюжет.
Его творческий темперамент поистине огромен. Фрагонар Жан Оноре (1732 – 1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу». Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу.
С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар.
Огромный диапазон деятельности Фрагонара, его живописная оригинальность и творческая независимость отвечали духу культуры века Просвещения. Он берет сюжеты в «Метаморфозах» Овидия и пишет Психею, которая хвастается подарками Амура перед завистливыми, но красивыми сестрами. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Он совсем юн и изящно манерен. На этой должности он находился вплоть до самой смерти.
Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Вот одна из них с чувственными губами и длинными ресницами смотрит на влюбленных с карикатурно-человеческим интересом, а вот другая отворачивается с видом «глаза бы мои не смотрели». Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре.
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Картины Фрагонара конца 70-х гг. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия.
В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. К самым известным его работам относят полотна «Пастораль», «Урок музыки», «Купальщицы» и другие картины, которые хранятся в музеях Лувр, Эрмитаж, галерее искусства Вашингтона, других музеях и частных собраниях. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761-1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770-1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана. Иногда юмор Фрагонара сродни сатире Вольтера.
В 60-70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756-1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761-1765, частная коллекция), портреты. В возрасте 18 лет умерла его дочь. В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Серия портретов (1761–1765), т. н. Позирует и дама на «Качелях» с развевающейся юбкой и пара, сражающаяся у двери в «Задвижке» и даже любовник, застигнутый в «Шкафу» родителями его подружки.
1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765-1769, Париж, Лувр). Картина была написана в переходный для Фрагонара период, когда фривольные сценки начали выходить из моды и ему пришлось срочно менять свою манеру, чтобы не потерять отвоеванное место на "художественном рынке". Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам.
26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны.
Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Почти все картины художника — небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики.
В 90-е гг. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.
Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. – Русские просто ломятся на Фрагонара». Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. – спросил меня молодой человек в кассе, который обязан уточнять (для украшения статистики), откуда посетитель. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку.
Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Античные боги, к счастью, не были образцами морали, о чем было сказано его современником Эваристом Парни в «Войне богов». Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Юная красавица в платье жемчужно-серебристого цвета изображенном легкими воздушными мазками и с беленькой болонкой за спиной сидит за столом у окна. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.
Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Художник смог передать своё представление о любви. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Это без слов видно на представленной репродукции.
В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Благодаря протекции Давида, у которого учился сын Фрагонара, старый мастер получает место в музейной комиссии, занимавшейся формированием из брошенных частных коллекций первых национальных музеев, прежде всего Лувра. Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
Портрет — интересная и обширная область творчества Фрагонара. Здесь семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение кФрансуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскуюЖана Батиста Шардена. Он изображён в облачении испанского идальго.
Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761-1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770-1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748-1752, Толедо, Музей искусств).
Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше.
Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы.
Эта работа – исключение из правила. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Уплаченное добровольно по неисковым пари возвращению не подлежит, если только со стороны выигравшего не было обмана, мошенничества, насилия. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк».
Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св.
А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград). Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара.
Сцены всегда театральны. Прежде всего графика. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Более того, можно и поиронизировать: эта картина осталась в веках, а о шедеврах Дуайена вряд ли многие помнят. Отвергнутый Каллироей жрец проклял богов, те послали на страну чуму и Додонский оракул объявил, что для спасения от бед нужно принести Каллирою в жертву.
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Источник Любви – это история Сада Любви, аллегории природы любви, которая возникла в поэзии античности и средневековья. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника.
Творчество Фрагонара — утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины века. В это время в моду входит классицизм. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Перед Фрагонаром был пример Франсуа Буше с его манерой помещать реальные чувства в идеальные пейзажи.
в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.
Нет ничего претенциозного в этом портрете, мадам Фрагонар представлена как домохозяйка, одетая в тёмно-красном платье, лишь крупное жемчужное ожерелье выдаёт в этой женщине принадлежность к определённому кругу. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже.
Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера.
Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Он учился у Буше и продолжил его линию.
Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил тёплую золотистую гамму игру света. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр.
Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. За свою жизнь Жан-Оноре Фрагонар создал более 500 картин и еще работал в жанре гравюры. Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, лёгкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Изумительные рисунки к «Неистовому Роланду» Ариосто и символическая живопись, в том числе воображаемый пейзаж, которого я не видел раньше, – «Остров Любви» (1770) из лиссабонского Фонда Галуста Гульбенкяна с великолепной природой, которая сама, вместо пастухов, пастушек, рыцарей и дам, полна нешуточной страсти. Сперва ученик Ж. -Б.
Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи.
Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Девушки, как в «Жмурках», робко бредут вслепую, зорко глядя из-под повязки. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики.
Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель.
В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Иероним (Гамбург, Кунстхалле).
Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков.
Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Заказчиков-либертинов прикончили санкюлоты. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.