Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. В творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы становятся все более ирреальными. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Зеничев).
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. До 2014 года осталось ровно 6 месяцев, а, значит, подготовиться к нему следует заранее.
Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей).
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти.
Очевидно, что семья не нуждалась и принадлежала скорее к высшему классу критского общества, вот таким образом совсем не удивительно, что Доменико, как младшему сыну, предоставили все условия для развития природного таланта. Крит в те времена был владением Венеции. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90.
Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Бассано, Якопо Тинторетто). Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. В ранних произведениях испанского периода ещё видны черты жизнеутверждающего искусства Ренессанса, но уже начинают преобладать мистика и отвлечённость, появляется то неповторимое своеобразие, по которому невозможно спутать картины Эль Греко ни с кем другим.
Вего работах очевидны следы пребывания там: он учился вмастерской Тициана иодно время находился под сильным впечатлением от его творчества. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Художник внес в искусство Испании огромную духовную наполненность, ощущение дисгар-моничности, пылкую фантазию, условность изобразительных приемов. Эту работу очень высоко оценили и специалисты и зрители, но она вызвала протест церковников Толедо, так как была им просто непонятна. Художник и сам полюбил этот город. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Это произошло в 1571 году.
Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Тому есть несколько причин. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Сейчас он находится вТоледо. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Августин и св. i. В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной.
Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Андрей», 1590-95 «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1600). Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя.
Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Грек по происхождению.
На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71.
Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41.
Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28.
Рубеж XV–XVI вв. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Изломанные линии, сложные ракурсы характерны для живописи маньеризма вместе с тем, художник создает здесь необычайно выразительный групповой портрет своих современников. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом.
Не осталось унего иучеников. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Уже первые его картины преодолели нормы классической традиции и нарушили все каноны церковного искусства («Поклонение имени Христа», 1579 «Мученичество св.
Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Особенно тем из читателей, которые собираются в Грецию будущим летом. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно.
Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов).
Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. 1576) и др. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо – городе мистиков и книжников («Вид Толедо», 1610–14).
Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Данный факт свидетельствует о том, что Эль Греко был образованным, начитанным человеком, владеющий многими языками. АХристос пребывает как будто отдельно от них. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Ихотя, безусловно, он всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, она была не единственной, оказавшей на него влияние.
1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Что, вобщем-то, справедливо. Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане.
Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. c.
В этой работе Эль Греко удалось в полной мере показать все грани своего таланта— и как светского портретиста и как мастера религиозных полотен. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Maurice). Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко.
Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89.
Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам.
Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. «Микеланджело – хороший парень, но рисовать он не умеет. » – от своего мнения Эль Греко не отступит до конца жизни. Здесь он учился у Тициана и художника-миниатюриста Джулио Кловио.
Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. 1600). флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку.
Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается.
Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. 1572).
Терезой и св. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. На склоне лет Эль Греко создает пейзажную композицию «Вид Толе-до» (1610–14), в которой сумел выразить свое восприятие мира.
Причины недовольства короля остались неизвестны. Луки. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Эль Греко не имел последователей, его искусство на протя-жении трех столетий (XVII–XIX вв. ) было забыто. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним.
Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Существуют факты, что он дружил с учеными людьми, а личная библиотека живописца, которую описали после его смерти, состояла из 131 книги по литературе истории, живописи, философии и архитектуре на латинском, греческом испанском и итальянском языках. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Параболы, гиперболы и эллипсы, направленные вовне и уходящие в глубину бесконечного иллюзорного пространства его картин, служат символическим обозначением связи земного мира с потусторонним. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. e. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой».
На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками.
Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. В Риме в 1570 он поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой.
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Маврикия», 1580 и др. ). 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Маврикия» (1580–82) изображены в одной плоскости разновременные события, как это было в средневековой живописи. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Доменико Теотоко-пули, 1541–1614) — испанский художник греческого происхождения. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного.
Маврикия, 1580-82, Эскориал). Композиция резко делится на две части. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите.
Доменико (собст. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит.
1565 переехал в Венецию. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29.
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались. Первоначальной целью художника в Испании, несомненно, был Мадрид в конце 1570-х как раз заканчивалось строительство дворца Эскориал и Эль Греко вполне мог рассчитывать получить заказ на оформление его стен. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.
Город оказал на него огромное воздействие. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры.
Огромное пятно винно. В земной зоне статична вся композиция, небесный ярус пронизан мощным спиралеобразным движением снизу вверх, подчеркнутым заметным перепадом масштаба. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. А для тех, кто напрасно будет искать на географической карте Лепанто, уточним: Лепанто – это греческий город Навпактос, где на центральной площади Мигелю де Сервантесу сооружен памятник, в знак того, что великий писатель (тогда еще будущий) фактически лишился здесь одной руки. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок.
Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля.
Слава Богу, что так.
Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-14, Метрополитен-музей). Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (ок.
Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. Причины этой опалы неясны и по сей день одни считают, что Эль Греко напрасно нарушил неформальный запрет на изображении живущих людей другим кажется, что в его картинах содержание слишком уж доминировало над стилем. Художник прибегает к резким ракурсам, вытягивает пропорции человеческих фигур. «Эмалевый», создающий эффект свечения колорит основан на множестве неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании. Расцвет его искусства наступил в Испании.
Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. Он не воспринимал манеру римско. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной.
Учился у иконописцев на Крите, а ок. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. К концу жизни художник был практически разорен. Однако, это не совсем так.
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Однако вряд ли это справедливо. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он)К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) и выработал свой оригинальный стиль.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св.
Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное.
На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Работы созданные в Италии, относятся к итальянской истории искусства, а те, что были написаны в Испании, принадлежат испанской истории»69. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. В прославленном «Погребении графа Оргаса» (1586–88), написанном для церкви Санто-Томе в Толедо, также сохраняется архаичная двухъярусная композиционная схема: действие происходит одновременно на небе и на земле. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ.
На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Лишь в начале XX в. оно было заново открыто и стало своеобразной сенсацией в живописи. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Игнатием Лойолой. Франциск и св.
Наследник традиций византийской школы изначально ориентированный на особое внимание к цвету и свету, оказался потом под сильнейшим воздействием таких великих венецианских колористов, как Тициан, Веронезе, Тинторетто, Бассано. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль.
Ильдефонсо4. данным – ок. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino).
Как это возможно. Одну из главных ролей в этих произведениях играет колорит, основанный на обилии холодных контрастных цветов.
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-80, Прадо предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко (Снятие пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – оба 1610-14). Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107.
Возможно, что описанный случай, сочтенный римскими художественными кругами оскорбительным, послужил одним из поводов к тому, чтобы в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Остров Крит в те времена принадлежал Венецианской республике.
Каждая его работа на рынке— событие и объект повышенного внимания, в котором интересно все: атрибуция история написания, провенанс и пр. Как показывают его собственные слова, Эль Греко считал Тициана, Микеланджело и Рафаэля образцами для подражания24. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко.
Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
В «Мученичестве св. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Внекотором смысле Эль Греко можно сравнить сВан Гогом— тот тоже был совершенно самобытен илишь условно связан спредшественниками исовременниками. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92.
Острая эмоциональность образного строя характерна для портретов Эль Греко, порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью (портрет главного инквизитора Ниньо де Гевара, 1601). И, если бы не неудачное выражение по поводу к тому времени усопшего Микеланджело, если бы не готовность грека «записать» более целомудренными фресками микеланджеловский «Страшный суд», то Эль Греко, возможно, прославился бы как художник Итальянского, а не Испанского Возрождения. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали.
Молодой художник публично заявил, что если сбить знаменитую фреску Микеланджело Страшный суд в Сикстинской капелле, то он напишет более целомудренную и подходящую, при этом не уступая в мастерстве. Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии.
Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи.
В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Почему так произошло. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Фра Хосе де Сигуэнса писал: «Здесь находится картина изображающая святого Маврикия и его воинов, написанная рукою Доменико Греко, который живет теперь в Толедо и создает превосходные произведения.
Однако королю работы не понравились, он распорядился поместить святого Маврикия в зале собраний вместо капеллы и больше ничего у Эль Греко не заказывал37. Известно рекомендательное письмо друга Эль Греко итальянского художника-миниатюриста Джулио Кловио, которое он адресовал своему покровителю, кардиналу Александру Фарнезе. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. При этом он был человеком Ренессанса.
Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24.
На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий.
Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. l. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. В этот период художник создает самую необычную и смелую картину «Снятие пятой печати» (1610–11), посвященной теме Апокалипсиса, в которой он сумел ярко и убедительно передать чувство трагического восприятия мира и обреченности. Искусство Эль Греко, уникальной фигуры в истории мировой живописи, впитавшее в себя некоторые византийские традиции, достижения возрож-денческой культуры Италии и спиритуалистическую эс-тетику маньеризма, было порождено кризисным состоя-нием его времени.
Зеничев). Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающим-ся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым тонам («Пир у Симона фарисея», 1609 «Вознесение Марии», 1613). В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль.
«В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма».
Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Доменико Теотокопулос родился в Ираклионе в 1541 году, а в Фоделе он проживал некоторое время со своей семьей. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана.
Однако понимания его творчество в Мадриде не встретило: венецианское многоцветье и микеланджеловские объемы были слишком чужды сдержанному и по-пуритански строгому вкусу испанских монархов прожив в Мадриде несколько месяцев, художник отправился в Толедо— старую столицу Испании. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Терезы и других испанских мистиков XVI века. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно.
С 1577 жил и работал в Испании. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Профессию отца унаследовал его старший брат, Манусос Теотокопулос, который, кстати, сражался бок о бок с Мигелем де Сервантесом, автором бессмертного «Дон Кихота», в морском сражении при Лепанто, где силы католической Европы столкнулись с могучим турецким флотом и разбили его наголову.
Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». От этого события иотсчитали время его появления на свет, но проверить данный факт уже вряд ли возможно. Крит вто время принадлежал Венецианской республике. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше».
Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Эль Греко Доменико (El Greco собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614) испанский художник.
По словам Дж. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Грек по происхождению. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма.
В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо Святое семейство, около 1590-95, Музей искусства, Кливленд) резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св. Это помогает датировать поздние работы мастера. Это хорошо видно в«Исцелении слепого».
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.
Стефан и Св. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. С 1570 работал в Риме. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело.
Последние произведения мастера – вершина его творческих поисков. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Как пишет Т. П. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). f. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614).
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников».