Это также было и насущной задачей неоплатоников. Еще в середине прошлого века Боттичелли считался одним из тех художников, которые пришли в мир лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». Он был первым ренессансным мастером, запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести и всячески подчеркивал преемственность своей Венеры с античной скульптурой. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Центральным образом этой картины – только что рожденная красавица-Венера, которая на морской раковине приплывает к берегу под дуновениембога западного ветра, Зефира, проносящийся над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Флоры. Очень популярная в то время теория любви и красоты обсуждалась в бесчисленных ученых трактатах и литературных салонах. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной.
Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам. Дерево, темпера. В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу».
На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Вот таким образом она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены». Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда.
Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). В поздний период творчества он попал под влияние пламенного проповедника Савонароллы и больше не писал картин на мифологические темы. В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции). В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач.
Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна».
Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Так вот, оскопил супербога его же сын Кронос, который не мог спокойно смотреть на страдания матери.
Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. «Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы».
Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Их кумиром был древнегреческий философ Платон.
Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу».
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Был он, что называется, не от мира сего. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество.
Ренессанс подарил мировому искусству множество чудесных произведений. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи.
Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов.
Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Не построил своего дома, не свил семьи. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная.
Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 536 дней. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты.
Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года. Она была возлюбленной Джулиано Медичи и была воплощением самой красоты и любви, вот вот таким образом с таким лишающим рассудок желанием грел руки у чужого костра сам Сандро. В мифе события разворачивались стремительно.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Это утверждение — оправдание женской наготы. Она много лет украшала его виллу Кастелло.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал.
Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву.
И все же это так. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос.
Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Флоренция. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Умер Боттичелли в безвестности. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали.
Не построил своего дома, не свил семьи. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но и познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Как бы то ни было, уже не найти документальных подтверждений того, кто изначально заказал картину Венера Боттичелли. Венера вступает в земную жизнь обнаженной, только пряди ее волос развеваются на ветру, при этом она непорочная и чистая. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. В выражении его отсутствует определенность, так же как лишена устойчивости поза богини, только что пришедшей в мир. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы.
Как вышла из воды, ты видеть мог, Она, рукой придерживая правойСвои власы, другой — прикрыв сосок, У ног святых ее цветы и травы Покрыли свежей зеленью песок. В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э. ) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости». Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
События эти так потрясли мастера, что он отошел от дел и в скором времени обнищал настолько, что если бы не помощь Медичи, он мог бы умереть с голоду. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле.
Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения).
Галерея Уффици. Так мастер превратил языческую богиню в олицетворение высших христианских добродетелей – целомудрия, непорочности, возвышенной любви. Но наиболее знаменитым полотном является «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, сейчас находящееся в галерее Уффици (Флоренция, Италия). Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Варнавы работы Боттичелли). Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Что же.
Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии.
Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Но это правда. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба).
Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры».
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно.
То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Вот таким образом языческая богиня Венера стала своеобразным прообразом божественной мудрости, познать которую можно через красоту. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини.
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Был он, что называется, не от мира сего. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи.
Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью.
Сандро родился в семье кожевника. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно.
Его дыхание наполняет ветер цветами. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты.
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор.
И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 536 дней. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры». 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Ее игриво развеваемые ветром вокруг лица волосам Боттичелли искусно придал особенный блеск тонкими золотыми штрихами.
И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Рождение Венеры в древности было граничит с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух.
Италия. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком.
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. В 1475 году на одном из таких турниров присутствовала первая красавица города, юная Симонетта Каттанео-Веспуччи.
Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Верил в озарения и не заботился о богатстве. Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций.
Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
В мастерской Липпи Сандро пробыл пять лет, а затем перешел в мастерскуюАндреа Верроккьо, который был одним из учителей Леонардо даВинчи. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой.
Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами. Верил в озарения и не заботился о богатстве.
Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Богиня возникла из морской пены. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером.
Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Она не стоит, а парит. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок.
Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи.
В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы.
Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Будущий великий художник родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика и поначалу хотел быть ювелиром.
Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими.
Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак». Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Боттичелли был одним из них, приглашен наряду с Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли, Лукой Синьорелли. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
«Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление.
Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica». 203 x 314 см.
ТАМ В белом Оры берегом идут, Им ветер треплет волосы златые. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Самым прекрасным творением оказалась Афродита. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность.
Как пишет искусствовед В. Липатов, сколько себя помнил, «Боттичелли был глубоко несчастлив и счастлив одновременно. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры. Вскоре Симонетта умирает от чахотки, а через два года, в день погребения Симонетты Веспуччи, 26го апреля, во время оплакивания возлюбленной, в соборе был заколот Джулиано. Возрождение.
Ее высокий лоб кажется ему лбом провидицы, а по-детски трогательное выражение лица и глаза излучающие надежду, вызывают трепет умиления». В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Каждая деталь этого произведения подобна музыке.
Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии.
Красота Симонетты поражала всех без исключения. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения).
«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. И это напоминает поединок за новорожденную. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана).