Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». А какой ботаник взялся бы определить сорт цветов, рассыпанных на лугу под ногами Весны или тех, которые она держит в складках своего платья: они пышны, свежи и ароматны, они похожи и на розы и на гвоздики и на пионы это – цветок вообще, самый чудесный из цветов. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна».
Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи— двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины.
Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 538 дней. Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос.
Вглядитесь в эту Венеру- в эту стыдливую девушку, в глазах которой блуждает какая-то светлая печаль, будто на мучения идет богиня в земную жизнь. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией.
Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты.
И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Вот таким образом она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены». Тем не менее, остаётся весьма вероятным, что эта картина Боттичелли была заказана для какой-то загородной резиденции. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным.
«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу».
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу.
Флоренция. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Красота Симонетты поражала всех без исключения. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи.
Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту).
«Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Это также было и насущной задачей неоплатоников. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью.
Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. С конца 1470 годов слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции и он уехал в Рим работать над фресками Сикстинской капеллы, которой только предстояло стать знаменитой на весь мир благодаря еще одному гению – Микеланджело.
В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Под дуновением Зефира, проносящегося над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры, богиня приплывает на раковине к берегу. Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую.
«Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Власть Медичи снова казалась безграничной и среди тех, кто был отмечен и обласкан ею, – художник Сандро Боттичелли. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях.
До сих пор исследователи и историки так и не сошлись во мнении – откуда Сандро Боттичелли взял сюжет для картины. Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли.
Неправильности в передаче строения фигуры, в фиксации ее контуров лишь усиливают замечательную экспрессию образа. Что же. Это утверждение — оправдание женской наготы. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок.
Варнавы работы Боттичелли). Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания.
История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Умер Боттичелли в безвестности. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.
Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан.
Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Варнавы работы Боттичелли). Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли. В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно.
была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454 – 1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Богиня возникла из морской пены. Здесь опять неточность, как и в описании Примаверы. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».
Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения). Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Не построил своего дома, не свил семьи.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Очень популярная в то время теория любви и красоты обсуждалась в бесчисленных ученых трактатах и литературных салонах. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций.
Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Ритм композиции присутствует во всей картине – и в изгибе юного тела и прядях волос, так красиво рвущихся к ветру и в общей согласованности ее рук, в отставленной ноге, в повороте головы и фигурах, которые ее окружают. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433 – 1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Ренессанс подарил мировому искусству множество чудесных произведений. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли.
Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Круг его почитателей, в который входили мыслители, поэты, художники и сам Лоренцо Великолепный именовался Платоновской академией. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня.
Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.
Ритм падения розовых лепестков подобен ритму изумрудных морских волн, образуемых движением раковины. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. В Рождении Венеры нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Его современникам этот замысел был более понятен, чем нам: боттичеллиевская Венера точно повторяет жест античных статуй – Венеры Медичейской из флорентийского собрания Медичи и Венеры Капитолийской, которую художник, очевидно, видел во время пребывания в Риме. Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы.
Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. «Легенды и мифы Древней Греции»). Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали.
До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак». Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года.
И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 538 дней.
В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал.
Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Сандро родился в семье кожевника. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана).
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ.
Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры». Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. И все же это так. 203 x 314 см. Ритм композиции присутствует во всей картине — и в изгибе юного тела и прядях волос, так красиво рвущихся к ветру и в общей согласованности ее рук, в отставленной ноге, в повороте головы и фигурах, которые ее окружают.
Она не стоит, а парит. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Как пишет искусствовед В. Липатов, сколько себя помнил, «Боттичелли был глубоко несчастлив и счастлив одновременно.
Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica». Картина иллюстрирует миф рождения Венеры.
Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры.
(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Как вышла из воды, ты видеть мог, Она, рукой придерживая правойСвои власы, другой — прикрыв сосок, У ног святых ее цветы и травы Покрыли свежей зеленью песок. В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э. ) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости».
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции). Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
Она много лет украшала его виллу Кастелло. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи.
Надо думать, Вазари ее не видел иначе, как объяснить, что он спутал две картины. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Слева от нее дуют Зефиры и от их дыхания сыплются розы, словно наполняющие картину благоухающим ароматом. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Очень популярная в то время теория любви и красоты обсуждалась в бесчисленных ученых трактатах и литературных салонах.
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
Кроме того, эта ясная схема – три композиционных узла, четко обозначенных на нейтральном светлом фоне, – позволила Боттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов. Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое».
Боттичелли был одним из них, приглашен наряду с Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли, Лукой Синьорелли. Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. И это напоминает поединок за новорожденную. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
На картине изображено предрассветное утро, слабые волны нарушают морской покой, на берегу с правой стороны шелестят апельсиновые деревья. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой.
Их кумиром был древнегреческий философ Платон. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). Самым прекрасным творением оказалась Афродита.
Был он, что называется, не от мира сего. Ее высокий лоб кажется ему лбом провидицы, а по-детски трогательное выражение лица и глаза излучающие надежду, вызывают трепет умиления». Возрождение.
Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. ТАМ В белом Оры берегом идут, Им ветер треплет волосы златые. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Дерево, темпера.
С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Галерея Уффици. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции.
Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Громко приветствовали её боги.
Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Навстречу удовольствиям и радости они пошли с отроческой страстностью: все виды прекрасного восхищали их и главной добродетелью представлялась любовь. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта – символ вечной любви, у ее ног цветет анемон – первый весенний цветок, также один из символов Венеры. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. А на берегу юную красавицу поджидает нимфа с покрывалом, вытканным цветами, – она хочет прикрыть эту безгрешную наготу. Но наиболее знаменитым полотном является «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, сейчас находящееся в галерее Уффици (Флоренция, Италия).
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника.
И флорентийцы Высокого Возрождения уже перестали видеть в природе и любви сатанинские соблазны, которые заставляли трепетать монахов в кельях. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам.
Италия. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли.
Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. Дивную богиню повели на Олимп. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.
В мифе события разворачивались стремительно. Их можно разбить на независимые группы. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна».
Верил в озарения и не заботился о богатстве. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля.
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».
Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба). Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером.
Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Но это правда. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.