Благодаря этим визитам на свет появились две замечательных картины: «Крестьянская свадьба» (Музей истории искусств, Вена) и «Крестьянский танец» или «Танец невесты» (Институт искусств, Детройт). Оригинальная картина «Крестьянская свадьба» написана маслом на дубовой доске. Картина Питера Брейгеля старшего Крестьянская свадьба: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Сегодня мы поговорим о картине Крестьянская свадьба. Но прежде чем обсудить картину, мы должны больше узнать о средневековых свадебных традициях.
Не случайно в эту пору в живописи отчетливо доминировал бытовой жанр. В эти же месяцы обычно играли и свадьбы. Таковы, например, картины 1820-х годов «Спящий пастушок» и «Жнецы» : мать и сын с серпами в руках, замершие на мгновение, чтобы не спугнуть севших на руку крапивниц. После этого мы вышли к гостям и вскоре начался стол или брачный пир. Тот, который слева, является самой большой фигурой на полотне. Новым словом на этом пути стала живопись Венецианова.
Как вы понимаете, писать про счастливых невест в ту эпоху было абсолютно не комильфо. Брак рассматривался как сделка, а невеста -- как живой товар, с приятным багажом, что подтверждает еще одна обличительная картина, на сей раз Пукирева, Прием приданого в купеческой семье по росписи (1873). На полотне Николая Неврева Смотрины (1888) тоже особой радости у девушки при встрече с потенциальным женихом не заметно. По другой— на полотне изображена «Тайная вечеря». А стекло — это преграда.
«Купленную» косу подружки с песнями расплетали. Это протокольно точное изображение конкретной местности – деревни Желны Мосальского уезда Калужской губернии: разбросанные без видимого порядка избы и сараи с вечно дырявыми крышами (лишь на заднем плане различимо строительство нового дома), тощие деревья, заболоченный ручей. После этого моя мачеха, обращаясь к Ланину и его жене, сказала: «А что, сватушка и свашенька, где у вас пирожница, которая готовила такой прекрасный пирог. ». Родители благословляли невесту, девушки пели.
После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. Наиболее совершенным воплощением этого подхода к народному типу стал «Крестьянин с уздечкой» Крамского (1883). По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. Они для этого НЕ писались.
Первое – произошедшая при Петре вестернизация элиты. Брейгель всегда очень внимательно наблюдал за поведением крестьян, танцами и развлечениями изучал их одежду. Тема танца — как морализирующего изображения человеческой глупости и греховности — приобретаетв этом труде более положительное значение.
Визуальное осмысление «народного» пространства России поначалу проходило в рамках этнографии. Приехавши во двор, все вышли из саней. Овальные появились позже.
На трех парах лошадей они привезли имение и постель невесты. Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден. На разносчике еды сходятся полудиагонали сидящих на передних рядах, а края его передника обозначают ось симметрии полотна. Здесь на столе находился так же хлеб и соль. Используется для сохранности совсем уж ветхого лакокрасочного слоя, не более того.
Круглая ложка сделана из дерева. Фигура невесты выделяется на фоне большого зеленого полотна. Если мы учтем, что бурлаки представлены на фоне речного простора, за ними изображено влекомое ими судно (старый символ людского сообщества) под русским торговым флагом, то придется признать, что перед нами собирательный образ народа, предстающего одновременно в отчаянной нищете и первозданной природной силе.
— Конечно. А главное, повторяю, жизнь уйдет сразу. Крестьянин занимал центральное место не только в народнических и славянофильских воззрениях, но и в идеологии православного царства Александра III.
По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. Присутствующим в избе людям запрещалось дотрагиваться до чаши с тестом. Утром новобрачных будили и проверяли добрачное целомудрие девушки. Вот таким образом ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне.
За ними последовали годы войны за независимость Нидерландов, годы лишений и страданий. Около полуночи начался ужин и продолжался часа четыре.
Главное же – от нейтральной описательности оно перешло к социальной и нравственной оценке. Брат сидел в углу в шапке. После венчания священник поздравлял молодых, а жених приглашал его на свадьбу. В третьих санях сидела свашка – тётя жениха или его крёстная мать.
Обычно на эту роль приглашали брата жениха или его близкого друга. Из бани привела нас сваха в спальню, где уже приготовлен был стол. В 1870-е годы реалистическая живопись стремится не только к показу «общественных язв», но и к обретению позитивного начала в русской жизни. На шляпе у него, так же, как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент.
Сходным образом можно описать устремления передвижнического реализма 1870 – 80-х годов. Он тоже принадлежит к тем, кто добывает свой хлеб не физической силой. Вместо немого укора образованным классам «простой» человек становится моральным образцом для них. Большую часть зерновых молотили в период с сентября по январь.
Еще в годы жизни в Антверпене он вместе со своим приятелем, купцом Хансом Франкертом, посещал деревенские ярмарки и свадьбы. В церкви народу было множество. С рассветом и я пошел домой невеста и девушки провожали меня за ворота с песнями. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. По другой на полотне изображена «Тайная вечеря».
Затем лицо невесты полагалось закрыть платком, который символизировал её отделение от прежней, девичьей жизни. Он тоже принадлежит к тем, кто добывает свой хлеб не физическим трудом. Названия иностранных картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее Полотно Прянишникова «В ожидании шафера» из этой традиции бытописательства c подразумеванием какой-то скрытой драмы не выбивается. Провал «хождения в народ» – кампании революционной пропаганды в деревне, разгромленной правительством в 1877 году, – показал иллюзорность народнической надежды на социалистические и коллективистские начала русского крестьянства. Дружка, а затем жених в доме начинали торг с братом невесты (если брата не было, его специально назначали из родственников). В комнате стало тихо за столом сидели безмолвно минут 5.
Впереди шел священник, за ним – отец мой с мачехой и я, потом родственники и почетные гости. Таковы «Фомушка-сыч» Перова (1868), «Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом» Репина (оба 1877 года). Универсальным инструментом в ту пору был нож. «Он пришел с невестой» (нем. Это фактически групповой портрет людей, находящихся на самом дне русского общества. Не так всё это задумывалось, не для этого. Потом невесту, покрытую платком, посадили за стол. Девушка, одетая в своё самое лучшее платье, выходила на середину избы.
Первая оформилась в Венеции в XVI веке. Делать нечего, приходилось ждать.
Брейгель был хорошо знаком с жизнью крестьян. Яства в тарелках самые незамысловатые: каша, кисель. Эта тенденция на свой лад выразилась в романах и публицистике Толстого и Достоевского. Но в общественном сознании России XIX века крестьянство заняло абсолютно особое место: оно стало фактически синонимом понятия «нация», а сельский труженик превратился в моральный эталон для различных политических и интеллектуальных движений. Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая.
Картина наполненного до краев амбара в XVI веке значила намного больше, чем в сегодняшнее время. Фигура невесты выделяется на фоне большого зеленого полотна. «Свадебный поезд, включавший в себя большое количество подвод, запряжённых ухоженными, нарядно убранными лошадьми, демонстрировал всему деревенскому сообществу богатство и достоинство семьи жениха и его родни, а также уважение к невесте и её семье». После этого начался Божией Матери молебен.
Народ прорекал, что новобрачные будут счастливы. Наиболее впечатляющий пример – «Полдень в деревне» Петра Суходольского (1864). Стол окончился далеко за полночь. Во «Взятии снежного городка» Сурикова (1891) праздник народной удали не имеет никаких примет времени: он может происходить и в XIX и в XVII столетии. Универсальным инструментом в ту пору был нож. Этих лиц мы хорошо угостили. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской» во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины.
Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы. На секунду замершая бабочка передает мимолетность остановленного мгновения. В 1813 году Василий Демут-Малиновский создал статую «Русский Сцевола», которая воспроизводила малоправдоподобную историю, распространенную патриотической пропагандой. На волне общественного подъема, вызванного Великими реформами 1860-х годов (прежде всего освобождением крепостных), русское искусство вслед за литературой включило в поле своего зрения исключительно широкий круг явлений повседневности.
Начали приготовляться к свадьбе, которая должна была совершиться 10 ноября. Именно патриотический подъем впервые поставил задачу зримого воплощения нации. Но хотя русская живопись находилась в общем идейном контексте эпохи, буквальные параллели между ней, литературой или публицистикой далеко не всегда уместны. Последние годы жизни Брейгеля были одновременно и последними годами эпохи процветания. Он тоже принадлежит к тем, кто добывает свой хлеб не физическим трудом.
Никто же не закрывает в западных музеях Тициана и Веронезе стеклами. На другой день встал я рано дверь оказалась запертою снаружи. Свадебный поезд подъезжал к воротам и тысяцкий вводил молодых в дом. Максимов не раз в дальнейшем обращался к деревенской жизни, наиболее заметные его произведения повествовали о тяжелой народной доле («Больной муж», 1881 «Слепой хозяин», 1884). Собирая невесту к венцу, старались оградить её от порчи и дурного глаза. Но если во Франции или Германии той поры в образе «народа» как целого крестьянство занимало лишь определенную, хотя и важную долю, в России было два решающих обстоятельства, которые делали проблему его изображения ключевой. Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Круглая ложка сделана из дерева.
Все эти запреты недостижимы, это примерно как вы придете в театр и будете смотреть на артистов через стекло (а то мало ли их кто-нибудь убьёт. ). Впереди шёл дружка, неся икону, следом – знахарь или колдун. Или он может быть согласно тому же самому обычаю, подающему еду вместо этого. Такая огорода устраивается почти в каждой деревне».
Молодожёнов благословляли родители, жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами. Даже у ребенка изображенного на переднем плане, есть нож, висящий на поясе. Потом сваха убрала голову молодой так, как это бывает у замужних. В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными. Накануне свадьбы около полуночи поехал я на кладбище проститься с усопшими сродниками и испросить у покойной родительницы благословения. А попробуй вставь масштабное полотно — это что за мега-проект для стекольного завода.
В 1862 году по настоянию Синода с постоянной выставки Общества поощрения художников была удалена картина лидера нового художественного поколения Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861). Брейгель также выделил его и в цветовой гамме. К концу стола подали сладкий пирог, который должны были подносить гостям мы, молодые.
Вероятно, художник таким образом хотел стабилизировать сложную композицию полотна. На шляпе у него, так же, как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Затем жених брал девушку за руку и они проходили по избе, чтобы присутствующие ими полюбовались. Потом дверь комнаты закрывали на замок и ставили снаружи клетника, чтобы охранял молодых. После смотрин происходил сговор. После этого невесту посадили со мной рядом.
В творчестве художников-передвижников оно воплощается в пейзаже (Саврасов, Шишкин) и портретах интеллигенции (Крамской, Перов, Репин). Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Вот таким образом неудивительно появление картины про венчание заключенного. В эти же месяцы обычно играли и свадьбы.
Но прятать в стекла нельзя. Но зато тут русский антураж: шубы, самовар иконы. Существует предположение, что в «Крестьянской свадьбе» художник изобразил самого себя в облике человека, ведущего беседу с монахом в капюшоне. Конечно, адресатом этого полотна был образованный посетитель выставки и именно на его визуальный опыт рассчитывал Крамской, создавая этот нарочито аскетичный и благородный по колориту холст.
Оба с такими лицами, как будто свадьба — это что-то плохое. В пандан ей можно привести картину Сергея Грибкова Перед свадьбой (1872) года: тут уже страдающая мать. На второй картине Маковского — невеста, замершая будто агнец перед закланием, ей подбирают приданое и, конечно, эта ситуация для нее невероятно оскорбительна. Зритель смотрит на него словно немного снизу. Большую часть зерновых молотили в период с сентября по январь. 7 ноября положено быть запою. Сидите тогда по одному перед произведением, впитывайте его волшебные чары.
Крестьянские дома были тёмными и тесными. Пришло время угощенья. Вот таким образом свадьбу брейгелевские крестьяне играют в просторном сарае. Другой конфликт, продиктованный социальными трансформациями эпохи, представлен в картине Владимира Маковского «На бульваре» (1886). Во всех музеях мира картины в открытом доступе висят.
Положение изменилось в XIX веке, когда человек «от сохи» стал восприниматься носителем духа нации. Стекло противоречит замыслу творца. Всё это завершалось проводами молодых на брачную постель. Глядя на полотно, мы можем прочитать характеры и происхождение бурлаков: от стоического мудреца попа-расстриги Канина (коренника человеческой упряжки) до словно бы сопротивляющегося своей участи юного Ларьки (самая светлая фигура в центре этого мрачного ряда – молодой бурлак, поправляющий лямку). На шляпе у него, также как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент.
Затем все садились за стол и ждали поезд, который опять встречали вином и водкой. Ее появление санкционировала литературная традиция, восходящая к поэме «Георгики» римского поэта Вергилия, в котором тяжелый труд земледельцев выступал залогом гармонии с природой. Так прошло не менее часа. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской», во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины.
Перелом в отношении к народным образам связан с «Бурлаками на Волге» Ильи Репина (1872 – 1873), героями которых стали именно люди, с корнем вырванные из привычной почвы. Напитки и закуски должны быть привезены от жениха. Новобрачных сажали на почётное место, под иконы. Родители невесты приготавливали стол на два блюда, третьим блюдом был «гусь» из бумаги с головой, крыльями и ногами.
Er is mit der Braut gekommen)— говорилось о том, кто отлынивал от работы. Затем молодожёны посещали баню, чтобы смыть грехи брачной ночи. На улице было абсолютно темно шел большой снег. Стеной им служит собранная солома.
В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными. Er is mit der Braut gekommen)— говорилось о том, кто отлынивал от работы.
Редкие иконы вставляют в киот и за стекло, — да, это в традиции. Шуба была непременной принадлежностью венчального костюма вне зависимости от времени года. Место, на котором сидит невеста, выделено зелёным сукном и висящим над нею венцом. Кроме всемирно известных Крестьянской свадьбы и Крестьянского танца Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого) из Музея истории искусств в Вене, к свадебной теме относится его картина из Института искусств в Детройте. Вот таким образом ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Затем молодожёны отправлялись в дом новобрачного, где их уже ждали родители жениха.
Впереди поезда верхом на лошади ехал дружка – главный распорядитель свадьбы со стороны жениха. В 6 часов утра веселье кончилось гости разъехались по домам. Отец и мачеха, получив эти подарки, отблагодарили ее деньгами. Таковы бесхитростная «Портрет неизвестной в русском костюме» Ивана Аргунова (1784) исполненное спокойного благородства «Празднество свадебного договора» Михаила Шибанова (1777) или жестоко-правдивые изображения нищих Ивана Ерменёва. — Или на «Данаю» в Эрмитаже.
Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден. Ты и картина — это же очень интимный момент. Между тем сваха дружка с хлебом-солью поехали за невестой. Универсальным инструментом в ту пору был нож.
Между тем общество той поры с очевидностью было готово к подобному зрелищу: в 1864 году Суходольский получил за это полотно Большую золотую медаль Академии художеств, а в 1867-м оно было показано в русском отделе Всемирной выставки в Париже. На скамейке сидят молодой празднично одетый подвыпивший мастеровой с модной гармошкой и приехавшая к нему на свидание из деревни жена с младенцем: это одно из самых острых в русской живописи изображений необратимого взаимного отчуждения, вызывающее в памяти образы «одиночества вдвоем» Эдгара Дега (например, его «Абсент», 1875 – 1876)., чтобы все боялись её».
Важно было, что невеста девственна иначе позор обрушивался на всю её семью. Это приводило к резкому росту цен на зерно и, как следствие этого, — недоеданию, голоду, эпидемиям. Эта драматическая для оппозиционной интеллигенции история побудила Репина к работе над полотном «Арест пропагандиста», занявшей почти десятилетие.
За ними ехали на нескольких повозках мужчины и женщины, называющиеся поезжанами.
Посланных у невесты приняли, одарили платками и угостили. Верным знаком народности кажется курчавая борода, но даже беглое сравнение головы статуи с изображениями римских императоров Луция Вера или Марка Аврелия разрушает эту иллюзию. Er is mit der Braut gekommen)— говорилось о том, кто отлынивал от работы. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной.
Но ориентированное на универсальный античный идеал «высокое» искусство было не в состоянии решить эту проблему. Жених и невеста, сидевшие за столом, не могли прикасаться к еде и питью. Всех съехалось человек 15.
После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. Предшествующий картине всего на один год этюд носит имя модели – «Мина Моисеев». Своей мощью и красотой он еще долго будет способен вдохновлять живописцев – от Филиппа Малявина до Казимира Малевича. Обряд прощания девушки с девичеством достигал кульминации на девичнике.
Он тоже принадлежит к тем кто добывает свой хлеб не физической силой. «Он пришел с невестой» (нем. Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе все подряд пишут полотна про несчастливых невест.
Деревянную дверь по случаю сняли с петель и используют в качестве подноса. «Он пришёл с невестой» (нем. Так как в настоящий день я и новобрачная постились, то после чаю нам дали немного закусить. «Запорожцы» (1880 – 1891) Репина или «Богатыри» (1881 – 1898) Васнецова находятся именно в этом ряду: свобода и сила ассоциируются с «простым» народом, но возможны они лишь в легендарном прошлом.
Свадебный стол заканчивался уходом молодых в особое помещение, где им подавали ужин. Поехали мы вечером на семи санях из коих одни были с разной провизией. Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся. Этими лаконичными, но действенными средствами Крамской формирует образ своего героя как человека, наделенного ненарочитым чувством собственного достоинства и внутренней благожелательной силой, «здравым смыслом, ясностью и положительностью в уме», как писал когда-то о свойствах русского мужика Белинский. Кушаньев было перемен десять все в чисто русском вкусе, без всяких супов и соусов.
Овальные появились позже. Бывали и исключения: «Девицы Ряговского уезда вступают в брак по непринуждению, не спрашивая ни совета, ни благословения родителей». Последние годы жизни Брейгеля были одновременно и последними годами эпохи процветания. Главная еда была хлебом, кашей и супом.
Репин отказался от первоначальной мысли столкнуть городское «чистое» общество на пикнике с «промозглыми, страшными чудищами» – от изображения эпизода, свидетелем которого он был сам. Но это исключение. После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. Пластины несут на двери от ее стержней.
Но на выставках изображения конкретных крестьян не случайно именовались «этюдами» : портрет все еще сохранял статус социальной привилегии. Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы. Стол был накрыт человек на 40. Поверх нее наброшен армяк, на локте левой руки висит уздечка.
Невеста – рыжая с распущенными волосами – пляшет в центре поляны. Нас встретил тоже священник, за ним невестин отец с матерью и т. д. Во время застолья звучали поздравления, пожелания счастья и богатства.
Родители встречали на крыльце, благословляли коленопреклонённых молодых иконой и хлебом. Драматическое социальное различие меньшинства и большинства одновременно было различием культурным: дворянство жило «по-европейски», а подавляющее большинство народа в той или иной мере следовало обычаям предков, что лишало две части нации общего языка. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Сваха взяла эту соль и высыпала себе, а свою отдала хлебами же поменялись. После этого мать парня перебирала приданое девушки, чтобы оценить её рукоделие. И дорогая и омерзительно выглядящая в итоге. В его «Семейном разделе» (1876), словно на театральной сцене, в присутствии представителей общины совершается семейная усобица – дележ имущества.
В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными. Стоило социально неустойчивому типу расколошматить стекло репинского «Ивана Грозного», как тут же понеслась благодатная «запретительная тема» — уже пошли возгласы, чтобы все шедевры одеть в бронестекло, у каждой картины выставить по охраннику с ружьем и так далее.
Было много догадки относительно личности жениха в этой живописи. Ланин отвечал, что если угодно, то можно позвать ее сюда. Но кто знает, как это заранее предотвратить. Она вставала с восходом солнца и наряжалась в подвенечный наряд. В письме к предпринимателю Терещенко, который позже приобрел картину, художник писал, что он предлагает «этюд русского мужичка большой, в том виде, как они обсуждают свои деревенские дела».
Художник так не задумывал. Утром приезжал дружка. Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы. Даже у ребенка изображенного на переднем плане, есть нож, висящий на поясе.
Уход молодожёнов на брачную постель обставлялся торжественно. Квашню ставили в тёплое место и ближе к вечеру начинали делать каравай. В центральном передвижническом полотне этого времени – репинском «Крестном ходе в Курской губернии» (1880 – 1883) – современная Россия предстала ползущей под палящим солнцем бесформенной толпой, центром которой оказываются убогие в своем самодовольстве столпы провинциального общества с чудотворной иконой, а самым привлекательным персонажем – нищий горбун, которого гонит прочь стражник. Для этого в одежду втыкали иголки и вешали на шею мешочек с молитвой. А так для большой картины стекло — это форма насилия. Он не предполагал, что вы на него смотрите через что-то.
А если всю Третьяковскую галерею вставить в стекло, это будет дикость. Стекло всё это убьет. Завершающим блюдом был каравай. Этот обобщенный характер образа осознавался самим Крамским. Каждый персонаж представляет собой яркий национальный тип.
Вот таким образом ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая. Брейгель очень любил бывать на сельских свадьбах и праздниках.
Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом. Однако, некоторое укорительное значение может иметь церковь, расположенная позади толпы.
Мы покушали. Печь его приглашали «каравайниц» – женщин, счастливых в семейной жизни. Они не вместили бы всех.
После ужина невесте делали женскую причёску и надевали женский головной убор. Свадебные столы обязательно накрывали белыми скатертями. Брейгель был хорошо знаком с жизнью крестьян. Тот который слева, является самой большой фигурой на полотне.
По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. Даже у ребёнка изображённого на переднем плане, есть нож, висящий на поясе.
Овальные появились позже. «Он пришёл с невестой» (нем. Брейгель также выделил его и в цветовой гамме. Как это осуществить. В первых санях ехали жених с тысяцким – крёстным отцом жениха, державшим в руках икону.
Есть правило: графика — в стекле, живопись — открытая. Все же остальные свидетели события, включая царскую семью, теснятся на заднем плане. Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая. В ранних эскизах пропагандист плотно окружен схватившими его местными жителями (один из них роется в чемодане с прокламациями). Следующее десятилетие принесло более многомерный образ народа, который все отчетливее начинает ассоциироваться именно с социальными низами.
Er is mit der Braut gekommen) — говорилось о том, кто отлынивал от работы. Утром перед свадьбой родители и родственники благословляли невесту на брак. Это я исполнил с пролитием слез на могиле. Затем начали подавать чай девушки запели веселые песни и – пошел пир горой.
Но заслуживающим упоминания исключением является картина Репина «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве 5 мая 1883 года» (1885 – 1886), заказанная Министерством императорского двора. Круглая ложка сделана из дерева. Одна «каравайница» сыпала в квашню с водой муку, другая под мучной струёй держала сито, третья замешивала. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. (Увы. Потом он воспроизводил все увиденное на своих рисунках и картинах. За ними последовали годы войны за независимость Нидерландов, годы лишений и страданий.
Потом он воспроизводил все увиденное на своих рисунках и картинах. Вероятно, художник таким образом хотел стабилизировать сложную композицию полотна. В разных регионах России был свой набор блюд для праздничного стола. Например, окорок, щи, холодные блюда, каша, пиво, водка, брага.
«Внутренняя его сущность не есть какая-то особенная и курьезная, а сущность общечеловеческая, почерпающая свою оригинальность исключительно из внешней обстановки», – утверждал в 1868 году Салтыков-Щедрин. Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом. Естественно, что крестьяне должны были стать важными участниками сцены. Крестьянство было пока лишь одним из объектов интереса художников – правда именно сцены из сельской жизни позволили появиться произведениям, в которых обличительный пафос «шестидесятников» проявился с наибольшей отчетливостью.
Потом попеременно бывали то Ланины у нас, то мы у них. — Надо помнить главное: масляная живопись вообще не предусматривает закрытия стеклом. Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден. Новыми тенденциями отмечены 1880-е годы. «За ним шла светилка, обычно сестра жениха, которая несла зажжённый светильник, а иногда – большой деревянный крест, перевитый большой восковой свечой и украшенный калиной и васильками». Крестьянин – представитель «безмолвствующего большинства» – не занимал сколько-нибудь заметного места в изобразительном искусстве до XIX века, до эпохи социальных революций и урбанизации, с которыми было связано формирование современных наций и конструирование их мифологии. Как правило, жили они в хижинах, семьи не имели, поскольку на её содержание у них не было средств.