Сегодня мы поговорим о картине Крестьянская свадьба. Но прежде чем обсудить картину, мы должны больше узнать о средневековых свадебных традициях. Оригинальная картина «Крестьянская свадьба» написана маслом на дубовой доске. В семьях городской бедноты приданое переносили на руках или перевозили на одной подводе, сопровождая рядом обрядов, характерных для крестьянской свадьбы.
Крестьянская свадьба – раздел Образование, Обоснование выбора картины Надо Заметить, Что Октябрь На Руси Издавна Считался Свадебным Месяцем. Благодаря этим визитам на свет появились две замечательных картины: «Крестьянская свадьба» (Музей истории искусств, Вена) и «Крестьянский танец» или «Танец невесты» (Институт искусств, Детройт). Свадьба проходит нагумнекрестьянского двора.
Примеру духовенства последовали и светские землевладельцы, давая своим крестьянам «фламское» (т. По окончании свадебного пиршества невеста отводилась в предназначенный для того покой, причем старалась как можно более ломаться, плакать, кричать «увы» — всего этого требовал обычай. Прежде всего свободный крестьянин, желавший жениться, заручался согласием на этот брак своих родных, а потом и родных своей невесты. Той же цели служили и засунутые под постель кочерга, сковородник и ветки рябины. К числу таковых принадлежали: Нейдгарт, Штейнмар, Готфрид фон Нейфен и другие. Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая.
Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден.
Здесь мы встретим сравнительно большую зажиточность, большее довольство. И та и другая сторона выбирали особых свидетелей из числа людей незапятнанной репутации. Даже у ребёнка изображённого на переднем плане, есть нож, висящий на поясе.
После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. В первой подводе везли икону и самовар. Шуба была непременной принадлежностью венчального костюма вне зависимости от времени года.
Завершающим блюдом был каравай.
Новобрачных сажали на почётное место, под иконы. В то время эти два сословия были тесно связаны друг с другом. Он тоже принадлежит к тем, кто добывает свой хлеб не физическим трудом. После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. Вот таким образом ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Ризничий дал торжественное обещание.
Предпочтение отдавали одежде светлых тонов. В третьих санях сидела свашка – тетя жениха или его крестная мать. Андрей Рябушкин. Дело идет хорошо и свадьба устраивается. Она имела характер гражданского договора между сторонами. Но сама традиция знакомить семьи и устраивать совместные посиделки осталась.
Платок, закрывавший лицо невесты, символизировал ее отделение от прежней девичьей жизни. 18 векСперва шли в дом жениха. А для невесты с женихом гораздо больше подходил яркий, праздничный красный цвет. Круглая ложка сделана из дерева.
«Он пришёл с невестой» (нем. «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», 1901 г. Состав «свадебного поезда» был очень разнообразным – кроме жениха, в нём должны быть дружка, поддружья, посажёные отец с матерью, «ранняя сваха», её помощницы подсвашки, дядька-шафер и бояре – родственники и приятели жениха. Одна «каравайница» сыпала в квашню с водой муку, другая под мучной струей держала сито, третья замешивала. Засплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы.
Последние годы жизни Брейгеля были и последними годами эпохи процветания. Сегодня смотрины проводятся нередко, хотя и не так строго соблюдаются формальности. В 20-23 года девушка считается уже вековухой, то есть старой девой, которой нечего надеяться на замужество». Несмотря на то, что к середине второго тысячелетия браки в обязательном порядке стали регистрироваться в церкви, русская деревня не собиралась прощаться со своей языческой основой и колдун обеспечивал магическую безопасность предприятия. Через некоторое время приезжал жених со своими друзьями и родственниками.
Так, до свадьбы ей не следовало выходить из дому в продолжение восьми дней. Родители невесты приглашали сваху, жениха и его родителей за стол «почаевничать». По окончании свадебного пиршества невеста отводилась в предназначенный для молодых покой, причем старалась как можно более ломаться, плакать и жаловаться на судьбу – всего этого требовал обычай.
В эти же месяцы обычно играли и свадьбы. Печь его приглашали «каравайниц» – женщин, счастливых в семейной жизни.
В одном стихотворном произведении XIV века «О свадьбе Метцы» рассказывается, что невеста принесла жениху в приданое лошадь, козла, теленка, поросенка, корову и три улья пчел, а жених невесте – кусок земли, засеянной льном, двух овец, петуха с курами и некоторое количество денег. В указанном стихотворении живо рисуется крестьянская свадебная пирушка. Существует предположение, что в «Крестьянской свадьбе» художник изобразил самого себя в облике человека, ведущего беседу с монахом в капюшоне.
После этого жених с невестой и все присутствующие садились за стол и начиналось угощение. На шляпе у него, так же, как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Потом начинались обрядовые игры между партией жениха и партией невесты.
Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. «В дорогу с собою брали водку, пряники, пироги, мед для того, чтобы потом раздавать, когда при проезде деревнями люди сделают им «огороду», то есть мужики, парни и ребятишки, стоя на дороге, где нужно проехать поезду, перекидывают через дорогу толстую жердь. Последним блюдом был каравай.
После этого мать парня перебирала приданое девушки, чтобы оценить её рукоделие. Зрителю не сразу заметно, что фоном полотна служит необмолоченная пшеница. Зайцевой «Русский народный свадебный костюм». После того, как они сговорились, девушки приступали к расплетанию косы.
Большое значение для горожан имело церковное оглашение будущей свадьбы. За ними последовали годы войны за независимость Нидерландов, годы лишений и страданий. «Невеста, входя в дом жениха, должна прыгнуть на порог обеими ногами и про себя сказать: «Шкиря овцы, волк идет», чтобы все боялись ее». Важным было, чтобы невеста бала девственна иначе это был позор на всю ее семью.
Потом он воспроизводил все увиденное на своих рисунках и картинах. Во многих традициях засплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». Уход молодоженов на брачную постель обставлялся торжественно. В стихотворении «О свадьбе Метцы» говорится, что свадебное пиршество совершилось в доме жениха, так как он отличался своим простором сравнительно с домом невесты.
В стихотворении «О свадьбе Метцы» говорится, что свадебное пиршество совершилось в доме жениха, так как он был просторнее дома невесты. Гости дарили новобрачным подарки. 1883 г. Столы ставились вдоль половиц «глаголем», то есть буквой Г. В переднем углу сажали нарядных молодожёнов, все прочие рассаживались в строгом порядке по степени близости родства соблюдались также места мужские и женские. Он разговаривает с монахом.
Молодые люди в то время объединялись в клики по возрастному признаку для совместного времяпрепровождения. Другой причиной, содействовавшей улучшению сельского быта в Германии, было распространение в северной части ее нидерландских колоний. Такая огорода устраивается почти в каждой деревне». К парням общество было снисходительнее и от них строгого соблюдения себя не требовалось.
После этого отец молодой благодарил всех и начинались танцы под музыку. Делалось это для того, чтобы выяснить, нет ли каких-либо препятствий и помех к браку. В среде зажиточных купцов, где приданому невесты уделялось особо пристальное внимание, организовывали целый «постельный поезд», состоявший из пяти подвод.
Затем лицо невесты полагалось закрыть платком. Тогда дьявол, не смущаясь ни святыней монастырской, ни религиозностью молодого монаха, навел на него чары, заколдовал его.
Круглая ложка сделана из дерева. На стол подавались традиционные русские блюда. В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными.
Затем молодожёны отправлялись в дом новобрачного, где их уже ждали родители жениха. В семьях жителей городских окраин жениха и невесту благословляли родители. Для этого в ее одежду втыкали иголки и вешали на шею мешочек с молитвой. Место, на котором сидит невеста, выделено зелёным сукном и висящим над нею венцом.
Такой же билетик выписывался и жениху. Молодые кланялись родителям в ноги. е. фламандское, голландское) право.
Весьма ценным приобретением для крестьян стали особые грамоты, точно определявшие взаимные права и обязанности землевладельцев и крестьян. Вот таким образом ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Еще в подвенечном платье новобрачная идет в стойла, где и раздает скоту корм. «Свадебный поезд, включавший в себя большое количество подвод, запряжённых ухоженными, нарядно убранными лошадьми, демонстрировал всему деревенскому сообществу богатство и достоинство семьи жениха и его родни, а также уважение к невесте и её семье».
Роль свахи в городе была более важной, чем в деревне. Er is mit der Braut gekommen)— говорилось о том, кто отлынивал от работы. Однако, в отличие от купеческой среды, здесь обрядового торга не существовало. Впрочем, последний обычай не требует особенных объяснений. Круглая ложка сделана из дерева.
Рядом с самоваром сидел мальчик-блюдник, который держал в руках поднос с пачкой чая, завернутой в шелк и огромной сахарной головкой, украшенной лентами. Все это завершалась проводами молодых на брачную постель. Надо отметить, что свадебное платье невесты не всегда было белого цвета, наоборот, оно было ярких оттенков и обязательно присутствовала фата.
Квашню ставили в тёплое место и ближе к вечеру начинали делать каравай. В прошлом эксперты пытались интерпретировать полотно, придавая ему религиозный или аллегорический смысл. Невеста производит странное впечатление: полузакрытые глаза, полностью неподвижна, со сцепленными руками.
Брейгель был хорошо знаком с жизнью крестьян. Невеста должна была опасаться злых чар, которые грозили ей на каждом шагу. Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в России на рубеже XVII – XVIII вв. Дайка корму моему коню, а мне приготовь курицу. Здесь различий с тем, к чему мы привыкли, тоже немало.
О бедности. Вероятно, художник таким образом хотел стабилизировать сложную композицию полотна. 1880 год. Затем в подвенечном платье новобрачная отправлялась в стойла и раздавала скоту корм. И та и другая стороны выбирали особых свидетелей из числа людей с незапятнанной репутацией.
Посещение бани утром было непременным, считалось, что вода смоет грехи брачной ночи. Не остается без подарков и последний.
Универсальным инструментом в ту пору был нож. Важно было, что невеста девственна иначе позор обрушивался на всю её семью. Что же тут предстало перед ними. «Парадом командовала» тетка, желательно старшая сестра матери невесты или сваха. Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая. На девичнике невеста, закрытая платком, сидела под божницей за столом, плакала, причитала. Жених угощал брата вином и просил выйти к ним, все пили и ставили стаканы вверх дном, а поднос со стаканами посередине стола.
Представьте, каково было семье, где год за годом рождались одни дочки. В первых санях ехали жених с тысяцким – крёстным отцом жениха, державшим в руках икону. Молодой монах не слушался дьявола, хотя последний сделал ему целых три предостережения. «Прием приданого в купеческой семье по росписи».
Жених и невеста, сидевшие за столом, не могли прикасаться к еде и питью. «Свадебный поезд, включавший в себя большое количество подвод, запряженных ухоженными, нарядно убранными лошадьми, демонстрировал всему деревенскому сообществу богатство и достоинство семьи жениха и его родни, а также уважение к невесте и ее семье». Угостив своего коня и сам насытившись, бедный рыцарь уехал в свою «Голодную долину».
Суеверие требовало, чтобы молодые возвращались из церкви другой дорогой. Сговор, как и смотрины, завершался обрядом «кругового хождения», в котором, помимо кровных родителей молодых, участвовали и их крестные родители. Он тоже принадлежит к тем, кто добывает свой хлеб не физическим трудом. Готовый каравай вытаскивали из печи, ставили на стол и украшали выпеченными из теста, отдельно от каравая, небольшими украшениями, которые представляли собой разные фигурки – солнце, звезды, цветы, плоды.
Во многих губерниях девичник совмещался с мытьем невесты в бане. Традиция. Дружка, а затем жених в доме начинали торг с братом невесты (если брата не было, его специально назначали из родственников). Присутствующим в избе людям запрещалось дотрагиваться до чаши с тестом. Даже у ребенка изображенного на переднем плане, есть нож, висящий на поясе. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской» во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины.
Но в те годы, когда на вторник приходился день избиения младенцев (28 декабря), место вторника занимал понедельник, так как вторник, при указанном условии, оставался несчастливым днем в течение целого года. Свадебный стол заканчивался уходом молодых в особое помещение, где им подавали ужин. Во время сговора родители жениха и невесты решали вопросы о дне проведения свадьбы, о размерах приданого, о количестве гостей, о выкупе за невесту.
Вот таким образом свадьбу нередко сравнивали с пожаром. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. Теперь осталось только провести само бракосочетание. Господин в черном костюме, вероятно, хозяин двора.
«Мать жениха идет к соседям и занимает ржаной хлеб, с которым отправляет сватов. «Случается, что девушку выводят на середину избы, жених и его близкие со свечою в руках осматривают ее как лошадь». Имперские, то есть стоявшие в непосредственной зависимости от императоров, города пользовались дарованным им правом принимать в число так называемых «свайных граждан» перебегавших к ним крестьян они назывались «свайными», так как им отводились для поселения городские предместья, вне свайных частоколов, окружавших город. Часто свадьба происходила сразу же, как приданое было в сборе.
Крестьянская помолвка. На третьей подводе перевозили постель, а на четвертой – мебель и плюшевый ковер.
Но ничего подобного не случилось. Свататься приходили вечером, а то и ночью, по определённым дням недели, которые считались лёгкими. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. Он тоже принадлежит к тем, кто добывает свой хлеб не физической силой. Предки ехали с максимальным шумом, звеня колокольцами, с криками «ура. » – и мы делаем так же, оглашая дорогу громким «би-би-и-ип. ». По прошествии указанного срока священник выдавал невесте «билет на женитьбу», в котором указывался ее возраст, сословная принадлежность, а также делалась отметка о том, что девушка регулярно бывает на исповеди, прошла обряд причастия и что после троекратного объявления брака в церкви никаких помех к свадьбе не выявлено.
Er is mit der Braut gekommen)— говорилось о том, кто отлынивал от работы. Горожаниной и Л. М. Увлекаемый религиозным рвением, монах сам принялся за работу и сделал такую страшную и гадкую фигуру дьявола, что она наводила ужас и чувство омерзения. Несомненно, свадьба имела в жизни любой девушки особое значение, а уж тем более в жизни крестьянки. Профессиональная сваха не состояла в родстве с семьями жениха и невесты и выступала в роли незаинтересованного посредника между ними. Процедура сговора также напрямую зависела от сословия.
Вот таким образом ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Подходит бедный рыцарь к крестьянскому дому и вступает в разговор с его хозяйкой. Невеста производит странное впечатление: полузакрытые глаза, полностью неподвижна, со сцепленными руками. Присутствующим в избе людям запрещалось дотрагиваться до чаши с тестом.
Собирая невесту к венцу, старались оградить её от порчи и дурного глаза. Прощание с девичеством предполагало также и расставание девушки с косой. Мы уже вплотную приблизились к кульминации событий.
Большая часть войн, происходивших в XIV и XV вв. По будням приличных девушек не выпускали вечером из дома. Во время застолья звучали поздравления, пожелания счастья и богатства. Многие обстоятельства благоприятствовали этому. Жених и невеста, сидевшие за столом, не могли прикасаться к еде и питью.
Зато появилась традиция подносить молодым подарки прямо на свадьбе. Родители встречали на крыльце, благословляли коленопреклонённых молодых иконой и хлебом. «Невеста приглашает к себе подруг и работа кипит. Если до церкви было далеко и молодым приходилось не идти пешком, а ехать, невеста должна была сидеть в телеге на соломе, которая считалась в данном случае прекрасным средством от сглаза. Есть им не полагалось, вести светскую беседу – тоже.
Вместе с женихом к невесте ехало довольно много людей, как правило, родственников жениха. В одном стихотворном произведении XIV века — «О свадьбе Метцы» (von Metzen hochzit) — рассказывается, что невеста принесла жениху в приданое лошадь, козла, теленка, поросенка, корову и три улья пчел, а жених невесте — кусок земли, засеянной льном, двух овец, петуха с курами и несколько денег.
Хотя определённое развлечение всё-таки было. «Крестьянской девушке в Юхновском уезде не дают долго засиживаться в невестах. Представление о русском женском костюме обычно граничит с сарафаном (род платья без рукавов). После ужина невесте делали женскую причёску и надевали женский головной убор. «За ним шла светилка, обычно сестра жениха, которая несла зажженный светильник, а иногда большой деревянный крест, перевитый большой восковой свечой и украшенный калиной и васильками». Принималось приданое строго по описи, проверялась каждая вещь.
Родители благословляли невесту, девушки пели. Косу заплетали, таким образом, чтоб ее было трудно расплести: в нее вплетали шнуры, тесьму, вкалывали булавки. Она вставала с восходом солнца. Выпивали тоже традиционно.
Туда же приходит и разряженная невеста. Овальные появились позже. Так слагалось будущее хозяйство молодых. Здесь происходила важная часть: молодую «окручивали», то есть надевали на неё головной убор замужней женщины. Невеста изображена на полотне Брейгеля единственной из женщин с непокрытой головой.
В Херсонской губернии сватов отправляют с гостинцами. Собирая невесту к венцу, старались предохранить ее от порчи и дурного глаза. Огромную роль в дворянских свадьбах играло приданое невесты. В отличие от невесты, жених на полотне не обозначен Брейгелем столь явно.
Овальные появились позже. Новобрачных родители молодой благословляли иконой, а гостей встречали хлебом и солью, угощали пивом. К числу таковых принадлежали Нейдхарт фон Ройенталь, Штейнмар, Готфрид фон Нейфени другие. Свадебный договор.
Не отставали и все прочие. Маковский К. Е. «Под венец».
Сделаешь на подоле платья пару стежков синими нитками – поможет от сглаза.
Брейгель также выделил его и в цветовой гамме. Затем договаривались о размерах приданого от обеих сторон. Так девушка показывала себя как рукодельницу и мастерицу. «В подарок батюшке крестьянин приносит так называемое «свадебное», то есть мякушку хлеба и бутылку водки, а состоятельные крестьяне и матушке дарят фунт кофе и связку кренделей».
Большую часть зерновых молотили в период с сентября по январь. Каждый день под вечер жених приходит к ним и потчует невесту и ее подруг пряниками, орехами, семечками». На голове у нее обруч, так называемый свадебный венок.
О какой-либо опрятности при обращении с яствами, конечно, не могло быть и речи. Михаил Шибанов. Овальные появились позже. После венчания священник поздравлял молодых, а жених приглашал его на свадьбу. Зритель приглашен Брейгелем на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. На нём две семьи решали организационные вопросы: когда состоится венчание (кстати, венчание в церкви стало обязательным для всех сословий только к XV-XVI веку), сколько гостей будет на свадьбе с той и другой стороны, какое приданное идёт за дочерью.
«Молодая должна бала принести воды и дать умыться свекру и свекрови, потом завязать им по ленте в сорочке и одарить платками». Конечно, тот же дьявол устроил так, что беглеца накрыли и подвергли тесному заключению. В назначенный день к дому невесты отправлялся свадебный поезд. После замужества она, как и все замужние женщины, будет покрывать голову платком.
Потом он воспроизводил все увиденное на своих рисунках и картинах. Так что да здравствует современность. Обычно на эту роль приглашали брата жениха или его близкого друга. Свадебный поезд подъезжал к воротам и тысяцкий вводил молодых в дом. Он тоже принадлежит к тем кто добывает свой хлеб не физической силой.
Имперские, то есть стоявшие в непосредственной зависимости от императоров, города пользовались дарованным им правом принимать в число так называемых «свайных граждан» Phalburger) перебегавших к ним крестьян и отводили им для поселения городские предместья вне свайных частоколов, окружавших город. Духовенство в Германии первое поняло значение подобных льготных условий для улучшения земледелия и стало ставить в такие условия местных, подвластных ему земледельцев. Так что жемчужные бусы и вышивку могли позволить себе многие невесты. В некоторых регионах России они использовались вплоть до середины 20 века.
Крестьянка не прочь устроить предлагаемый брак и обещает «наделить своего сынка получше». Свадебные столы обязательно накрывали белыми скатертями. Квашню ставили в теплое место и ближе к вечеру начинали формировать каравай. Искусство Нидерландов 16-го века «Крестьянская свадьба». После этого мать парня перебирала приданое девушки, чтобы оценить ее рукоделие. Девушка, одетая в своё самое лучшее платье, выходила на середину избы.
Дьяволу ужасно не понравился поступок молодого ризничего. «Возьми себе эту куртку, — говорит один, — ей нет еще и восьми лет: она еще очень хороша, вот рукава только плохи, да дырочка спереди, а кроме этой дырочки, все остальное в исправности». После венчания священник поздравлял молодых, а жених приглашал его на свадьбу.
Нередко за сплетни свахе приходилось платить. Вероятно, художник таким образом хотел стабилизировать сложную композицию полотна. И три ближайших воскресенья (или праздничных дня) священник по окончании литургии объявлял прихожанам имена жениха и невесты. Обед совершается обычным, уже описанным нами порядком. Отец молодой благодарит присутствующих и приказывает играть пришлому музыканту. Приехавших к невесте приветствовал у ворот отец невесты с близкими родственниками, а девушки пели песни на пороге избы.
Торги могли длиться очень долго, пока обе стороны не достигнут согласия. Рядом с такими землевладельцами встречались, правда и крестьяне, т. е. закрепощенные земледельцы, но зато здесь существовали и абсолютно свободные сельские общества, устройство которых было сходно с устройством городов. Затем все садились за стол и ждали поезд, который опять встречали вином и водкой. Большая часть войн, происходивших в XTV и XV веках в Германии между дворянами и городами, вызывалась именно тем, что города принимали крестьян под свою защиту. Впереди процессии идут музыканты с тамбуринами и гремят на всю деревню: чем больше шума, треска, тем лучше этот шум также способен отогнать злые чары. На шляпе у него, так же, как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Любая свадьба начиналась сватовством. Пир был одним из них.
Жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами. «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки. Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая.
Тот который слева, является самой большой фигурой на полотне. В руках крестная мать держала серебряную с позолотой солонку. Потом начинался период подготовки к свадьбе, который длился от одной недели до месяца.
Ни одна из версий не была подтверждена, очевидно, что картина полна реалистических деталей, отражающих действительность XVI века. Вот эту часть традиции мы сохранили без изменений. Анализируя свадебные обычаи Ветегорского уезда, следует отметить, что «жених сам никогда почти не ездит, кроме разве таких случаев, когда он не известен родителям невесты». В дворянских семьях смотрины невесты проходили без обрядовых действий.
Все это, конечно, отразилось и на отличиях немецкой крестьянской свадьбы от французской. И это была не современная фата, спускающаяся сзади нет, стыдливые русские красавицы закрывали лицо так плотно, что их должны были вести под руки подруги – сама невеста практически ничего не видела. Тысяцкий имел помощников, которые ехали вслед за ним.
Так что только после венчания молодая пара объявлялась мужем и женой. Если раньше основная роль принадлежала старшему поколению, которое выбирало будущую жену, «чтоб была и пряха и ткея и жнея и в дому обиходна и к людям учлива и тебе повинна и нам починна», то сейчас всё решают молодые, а сватовство превращается в семейный вечер, где две семьи имеют возможность друг с другом познакомиться. Местом проведения брачной ночи всегда служило холодное помещение: Чулан, сенник, баня. Брат сидел в углу в шапке. После каждой песни гостям полагалось выпить, потом происходило «пропивание» невесты. Размер неустойки был значительным, вот таким образом свадьбу старались не расстраивать.
Кто-нибудь из родственников жениха отправляется сватать в дом предполагаемой невесты. Особую потребность в услугах профессиональной свахи испытывали родители девушек, засидевшихся в невестах, а также те семьи, которые стремились за счет женитьбы (замужества) ребенка поправить собственное социальное или материальное положение.
Кроме того, в конце следующего, XIII, столетия в деревнях образовался особый класс крестьян, которые, не покидая деревни, приобретали право гражданства в соседних имперских городах и благодаря этому уклонялись от несения той или другой повинности. Затем молодые садились за стол, но ничего не ели. «Он пришёл с невестой» (нем. Универсальным инструментом в ту пору был нож. На шляпе у него, также как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Обязательными блюдами на этом столе были блины и яичница.
Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы. Чего тут только не было. Брейгель был хорошо знаком с жизнью крестьян. Обед совершается обычным, уже описанным нами порядком.
Андрей Рябушкин. Недаром в русском языке слово «красный» значит то же, что и «красивый». Встречала «постельный поезд» мать или старшая замужняя сестра жениха. Потом каравай отправляли в печь.
Он сидит между двумя мужчинами, а невеста между двумя женщинами. На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») — расплетание девичьей косы. Накануне венчания в южных губерниях для свадебного стола выпекали каравай. В этом нам поможет книга С. В. Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом.
Подруги, присутствие которых на смотринах было обязательным, в песнях расхваливали «белую лебёдушку» и расписывали её качества: работница, разумница, скромница «комсомолка, спортсменка и просто красавица», сказали бы мы сегодня. Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии. Так, выехав за околицу своей деревни, невеста бросала наземь платочек со словами «Оставайся, горе, за чистым полем белым камешком», надеясь, что с платком улетят все её беды. После смотрин происходил сговор. Свадьба у Брейгеля проходит на гумне крестьянского двора. Родители жениха встречали молодых на крыльце, благословляли иконой и хлебом. Важным было соблюдение всех обрядов и традиций для будущего семейного счастья.
Для изготовления каравая приглашали женщин – «каравайниц», счастливых в семейной жизни. В третьих санях сидела свашка – тётя жениха или его крёстная мать. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. Да забери как-нибудь с собой своего хозяина и приходите ко мне, чтобы поговорить о деле». Он явился ему во сне и потребовал, чтобы он разломал статую и сделал другую, менее безобразную. Такая «огорода» устраивается почти в каждой деревне». В разных регионах России был свой набор блюд для праздничного стола.
За ними последовали годы войны за независимость Нидерландов, годы лишений и страданий. Новобрачных сажали на почетное место под иконы. Вечером около дома жениха собиралась вся местная молодежь. Приготовление бани для невесты превращалось в яркое ритуальное действие. Василий Пукирев. Да и отвечать на нескромные вопросы вроде «ночью лёд ломал или грязь топтал. » сегодня мало кто захочет.
Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом. Потом дверь комнаты закрывали на замок и ставили снаружи клетника, чтобы охранял молодых.
Например, окорок, щи, холодные блюда, каша, пиво, водка, брага. Теперь женщина полностью подчинялась мужу. Большую часть зерновых молотили в период с сентября по январь. В некоторых регионах России были ещё «должности» тысяцкого, старшего боярина, а с ними. У нас существует мнение, что люди, поженившиеся в мае, будут «маяться» всю жизнь, а тогда веровали, что майский брак непременно должен повлечь за собою скорую смерть одного из молодых.
В последний раз показывает она на людях роскошь своих волос. За поглядом шли смотрины.
Фигура невесты выделяется на фоне большого зеленого полотна. Даже если и не помним, что они на самом деле значатЕсли для нас сейчас основным шагом, узаконивающим отношения двух людей, считается оформление в ЗАГСе (для кого-то – плюс венчание в церкви), то для предков свадьба могла считаться признанной обществом только в том случае, когда все её этапы проведены по всем правилам. Утром перед свадьбой родители и родственники благословляли невесту на брак. Утром в день венчания и жених получал благословение родителей.
С точки зрения пра-пра-прабабушек и дедушек, помешать человеку стремились практически все злые силы мира, вот таким образом в основном все народные обряды сводились к двум мотивам: отпугнуть или запутать злые силы и напророчить благополучия молодой семье. Как и сегодня, украшения составляли значительную часть свадебного наряда девушки. Только в 1567 году Филипп II послал герцога Альбу, чтобы выбить более высокие налоги и истребить протестантских еретиков. У поэта Гуго фон Тримбергаесть описание подобного сговора. Универсальным инструментом в ту пору был нож.
Многие обстоятельства благоприятствовали этому улучшению. Er is mit der Braut gekommen)— говорилось о том, кто отлынивал от работы.
Вероятно, художник таким образом хотел стабилизировать сложную композицию полотна. Девушка, одетая в свое самое лучшее платье, должна была выйти на середину избы. Именно к такой свахе старались обратиться в первую очередь. Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян.
Свадебный поезд подъезжал к воротам и тысяцкий вводил молодых в дом. Жених угощал девушек и парней пряниками, которые напекла его мать. Косу засплетала крёстная невесты. «Купленную» косу подружки с песнями расплетали. Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден. Но так было не во всех губерниях.
На второй подводе ехала крестная мать невесты, которая везла фарфоровую посуду. Впереди шёл дружка, неся икону, следом – знахарь или колдун. Бывали и исключения: «Девицы Ряговского уезда вступают в брак по непринуждению, не спрашивая ни совета, ни благословения родителей». Обычно на эту роль приглашали брата жениха или его близкого друга.
Подход к хозяйству и материальному обеспечению совсем другой. Как в еде, так и в питье крестьяне обнаруживали поразительный аппетит. Она вставала с восходом солнца и наряжалась в подвенечный наряд. Хлибины в большинстве сел были последним свадебным обрядом. Свадебные столы обязательно накрывали белыми скатертями. После чего молодоженов благословляли родители.
Они захватывают с собой четыре сыра да две курицы. Ну а снопы с мешками должны были символизировать сытую жизнь в достатке. Как в еде, так и в питье крестьяне обнаруживали поразительный аппетит. На шествие девушек с невестой в баню приходили посмотреть все односельчане.
Долгое время она имела характер гражданского акта, гражданского договора между сторонами. Константин Маковский, «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия». Но современное суеверие уже далеко не так многосторонне, как средневековое. Вся свобода девушки, которую она имела до свадьбы исчезала. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской», во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины. По другой на полотне изображена «Тайная вечеря». Тогда сатана освободил его от оков и привел его в келью.
По словам поэта, в этой долине «частенько танцевали и водили свои хороводы мыши, но только после того, как они насыщались в каком-нибудь другом месте». Сватов непременно нужно было угостить. Зерновые служили основой пищи и в виде каши и хлеба были неотъемлемой частью любого крестьянского стола. После того, как отцы семейств били друг друга по рукам, обёрнутым платком или полой кафтана (иногда это делалось над караваем свежего хлеба), сговорённые парень с девушкой начинали называться женихом и невестой.
В эти же месяцы обычно играли и свадьбы. Обряды прощания девушки с девичеством проходили обычно в течение последней недели предсвадебного периода и достигали кульминации на девичнике. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. Как правило, жили они в хижинах, семьи не имели, поскольку на ее содержание у них не было средств.
О быте крестьян. Сваха вручала ей украшенную лентами и чепчиком индюшку и дарила отрез на платье., чтобы все боялись её». Веселье продолжалось до утра. Можно сказать, что в большинстве случаев ему сбывают то, что следует сбыть с рук.
В деревнях средневековой Германии господствовало широко распространенное и у нас суеверие, по которому май считается неблагоприятным месяцем для вступления в брак. У одного из средневековых поэтов (Гуго фон Тримберга) есть рассказ на эту тему, который мы и приведем здесь частью в извлечении, частью в пересказе. Все берет бедняга: и старый плащ и старые башмаки и пару полотенец. Если что-то не соблюдалось, это считалось дурным предзнаменованием.
Утром новобрачных будили и проверяли добрачное целомудрие девушки. Утром новобрачных будили и проверяли добрачное целомудрие девушки. В отличие от современности, на Руси белый цвет не символизировал невинность и чистоту, а был знаком траура и смерти (как раз саваны были белыми). Вечером, накануне венчания, у невесты собирались девушки на «плакание». Суеверие, как тонкая сеть, окутывало человека и вселяло в душу его бесконечный ряд опасений. Девушки, да и юноши женились в очень раннем возрасте.
После того, как молодых раздели, уложили и оставили одних, «тысяцкий и поезжане и дружка и старшая сваха войдут в комнаты к свекру и скажут тут: «Бог сподобил: дети ваши после венчанья легли почивать поздорову и вот услаждаются». По другой— на полотне изображена «Тайная вечеря». Затем молодожены отправлялись в дом новобрачного, где их уже ждали родители жениха. колдун. Вечером опять собиралось застолье. Считалось, что хождение вокруг стола способствовало благополучному исходу начатого дела и являлось залогом общего согласия его участников. Невеста начинала жалобно благодарить родителей. Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден.
Даже у ребенка изображенного на переднем плане, есть нож, висящий на поясе. Обряд «кругового хождения» представлял собой таинство: он совершался без посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие обеих семей продолжать начатое дело. Без приглашений на вечеринку не приходили. Покрой другого типа сарафана чрезвычайно прост. После того, как гости уезжали молодые оставались еще на несколько дней. Он включал рубаху, сарафан, пояс, передник.
Для этого в одежду втыкали иголки и вешали на шею мешочек с молитвой. «Девицы Ряговского уезда вступают в брак по непринуждению, не спрашивая ни совета, ни благословения родителей».
Северная Германия, опустошенная немцами истреблявшими здесь славянские племена, нуждалась в населении, а голландцы, страдавшие от наводнений в своей стране, охотно селились на чужбине, тем более что они приобретали при поселении своем в Германии большие льготы: сохраняя личную свободу, они получали земли в наследственное владение имели свой собственный суд и за все это платили незначительные подати. Что последний — по народным представлениям, господствовавшим в средние века, — не страшился церковных или монастырских зданий, в этом можно убедиться хотя бы из следующей легенды. Вообще, обряд «кругового хождения» завершал собой почти все этапы городской свадьбы.
«За ним шла светилка, обычно сестра жениха, которая несла зажжённый светильник, а иногда – большой деревянный крест, перевитый большой восковой свечой и украшенный калиной и васильками». Брейгель очень любил бывать на сельских свадьбах и праздниках. Любопытные рекомендации на этот счет дает «Домострой».
После ужина невесте делали женскую прическу и надевали женский головной убор. «Жених, когда катался с дружкой должен был также подвязать платок, подаренный невестой».
По обычаю, в первую очередь на стол ставили хлеб и пироги. Вслед за этим невесту начинали «убирать» в подвенечный наряд. Оба крестьянина по окончании приношений считают их и определяют их примерную стоимость. Обряд прощания девушки с девичеством достигал кульминации на девичнике. Чего тут только нет.
В причитаниях невеста прощалась с родным домом, с родителями, с подружками. Во многих русских деревнях невестка должна была показать свое умение печь блины, оладьи, пироги. Переговоры заканчивались обрядом рукобития. Конечно, разница с современным свадебным платьем была огромна. Так слагалось будущее хозяйство молодых.
После этого все садились за стол или, лучше сказать, за столы при этом строго следили, чтобы за одним столом не садилось тринадцать человек. Это происходило в очень раннем возрасте. Сначала у родителей жениха собирался семейный совет, для того чтобы решить, куда ехать сватать.
В первых санях ехал жених с тысяцким – крестным отцом жениха, державшим в руках икону. В разных местностях России был свой набор блюд для праздничного стола. Кроме того, в случае удачного сватовства свахе дарили кашемировую шаль. Часто свадьба происходила, как описывается и в этом стихотворении, в тот же день. Родители невесты приготавливали стол на два блюда, третьим блюдом был «гусь» из бумаги с головой, крыльями и ногами. Его называли «княжий стол», «венчальный стол», «большой стол».
Молодая демонстрировала свое умение прясть, ткать, вышивать. В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными. Например, окорок, щи, холодные блюда, каша, пиво, водка, брага.
Все отправлялись в родительский дом невесты. Свадебный стол заканчивался уходом молодых в особое помещение, где им подавали ужин. Его живописная техника, однако, отнюдь не груба аккуратно нанесенные тонкие слои краски великолепно перелают насыщенность и разнообразие цвета в этой картине. В большинстве случаев девушки покорялись воле родителей, но были и исключения. Что касается Южной Германии, то здесь с исхода XII столетия крестьяне обладали усадебной оседлостью и угодьями в качестве свободных землевладельцев и гордо противопоставляли себя местному рыцарству.
Первым в брачную комнату входил дружка и бил по постели три раза кнутом, отгоняя нечистую силу. Одна «каравайница» сыпала в квашню с водой муку, другая под мучной струёй держала сито, третья замешивала. Всё это завершалось проводами молодых на брачную постель. После смотрин происходил сговор. Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом. На смотрины приглашали родственников невесты и ее подруг.
Таким образом, свадебный обряд у крестьян имел свои особенности. Вероятно это человек, наполняющий кувшины, место которого свободно в торце стола.
После благословения невесту сажали на почетное место за столом. Какой-нибудь почтенный старик спрашивал в присутствии свидетелей, родных и знакомых жениха и невесты об их взаимном согласии на брак и все дело ограничивалось утвердительным ответом с их стороны: свадьба считалась абсолютной. Но, Боже мой, чем дарят этого странствующего бедняка.
«Он пришел с невестой» – говорилось в пословице о том, кто отлынивал от работы. Свадьба считалась главным событием в жизни девушки. Он ясен сам по себе: население деревни немногочисленно большею частью обитатели ее состоят друг с другом в более или менее близком родстве и событие, происшедшее в одном доме, является событием для всей деревни почти вся деревня участвует так или иначе и в похоронах и в свадебных торжествах.
Во время застолья звучали поздравления, пожелания счастья и богатства. О невесте. Никаких открытых рук, обнажённых плеч, выреза на спине. Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы. Рассказ этот предлагался вниманию рыцарства и горожан. Тот, который слева, является самой большой фигурой на полотне.
Затем невеста одаривала жениха и его гостей полотенцем. «Он пришел с невестой» (нем. «В этом случае родственники жениха смотрят на невесту как на предмет приобретения, а родственники невесты как на предмет уступленный».
Это куда приятнее, чем ложиться спать на мешках с мукой и снопах пшеницы, да ещё в амбаре или бане, как укладывали новобрачных лет триста назад. После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. Впереди шел дружка, неся икону, следом знахарь или колдун. Затем молодожёны посещали баню, чтобы смыть грехи брачной ночи. Наиболее часто встречающиеся типы сарафана – "косоклинный распашной" и "прямой" (или "круглый"). Это были всяческие серьги, бусы и ожерелья, а также подвески к головному убору. После того, как невеста испросила благословение на выпечку каравая, «каравайницы» приступали к замешиванию теста. После чего девушки начинали петь песни.
Последние годы жизни Брейгеля были одновременно и последними годами эпохи процветания. Утром приезжал дружка. По обычаю, устраивали еще и свадебный обед, на который жениха не звали вовсе, так как день свадьбы считался днем невесты. При этом сваха заранее знала от отца жениха, какое приданое может его устроить.
Иногда для подобных вечеринок снимали специальное помещение. Выходя к гостям уже в окончательном статусе взрослой женщины, молодая начинала одаривать новых родственников, включая десятиюродных тётушек и внучатых племянников. Примеру духовенства последовали и светские землевладельцы, основывая отношения со своими крестьянами на «фламском» (то есть фламандском, голландском) праве. Нередко в празднествах, подобных описанному нами, принимали ближайшее участие и рыцари.
Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту и публично объявлял об их помолвке. Еще в годы жизни в Антверпене он вместе со своим приятелем, купцом Хансом Франкертом, посещал деревенские ярмарки и свадьбы. Брейгель также выделил его и в цветовой гамме. Уход молодожёнов на брачную постель обставлялся торжественно.