Его младший брат, Ганс Кранах (1513—1537), также стал живописцем и трудился в мастерской отца. В прошлом году Лукасу Кранаху Младшему исполнилось полтысячи лет (1515–1586) и в честь юбилея во всем мире открывались выставки Кранахов. Успеть посмотреть Кранахов нужно с 4 марта по 15 мая этого года.
В ГМИИ имени Пушкина привезли работы мастеров Северного Возрождения – отца и сына Кранахов. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Посетители могут приобрести в кассе или онлайн входные билеты в Главное здание музея и доплатить на кассе за посещение выставки Кранахов. Однако 1990-ми годами крупные сделки с живописными произведениями Лукаса Кранаха Старшего не ограничиваются.
В 1508 году Саксонский курфюрст пожаловал Кранаху герб в виде крылатого змея с короной на голове и рубиновым кольцом. Сын и ученик Лукаса, Лукас Кранах младший (1515–86), продолжил традицию отца, переняв его мастерскую, подпись, а также популярность. С некоторыми изменениями выставка переместится в Эрмитаж, который выдал в Москву несколько ключевых работ Кранаха Старшего. Выставка «Кранахи. Вторая книга – «Лукас Кранах Младший – биография» Стефан Рейна («Lucas Cranach der Jngere – Eine biografische Annherung» Stefan Rhein) – стала первой монографией о жизни этого замечательного художника.
Вскоре Кранаха прозвали художником Реформации. Его старший брат Ганс Кранах тоже был художником, однако скончался довольно рано и о его жизни сохранились весьма скудные сведения. На темном фоне изображены две нарядно одетые девушки, в облике которых Лукас Кранах, как всегда, выразил свой идеал женской красоты. Пушкина впервые в России представляет масштабную выставку, посвященную творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии. Ценность выставки в том и состоит, что собрали картины нескольких поколений Кранахов.
Пушкина продолжает серию международных проектов, посвященных 500-летнему юбилею со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего. Кранах был весьма уважаемым горожанином, с 1519 года регулярно выбирался в городской совет, а позднее стал бургомистром. В начале 1520-х годов Кранах почти перестал работать в станковой гравюре. Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им.
Лукас Кранах Старший (1472–1553) – реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. Произведения Лукаса Кранаха Старшего, после Великой Отечественной войны перемещенные в СССР и оказавшиеся на хранении в Государственном музее изобразительных искусств им. Любопытно было узнать о творческой династии Кранахов, приведенные здесь репродукции картин династии Кранахов — заставили обратить внимание на одну деталь — лица женщин на всех 4х приведённых картинах — как будто рисованы с одной натурщицы. В творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхитившие европейский маньеризм 1530—50-х гг. : манерные и жеманные изображения, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся мастерской художника («Нимфа источника», «Суд Париса»).
И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда. Пушкина впервые в России представляет масштабную выставку произведений представителей нескольких поколений прославленной династии Кранахов. Совершенно верно, Иван, Кранахов было несколько. Вот еще любопытная картина «Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка)» из мастерской Кранаха Старшего.
Помимо полотен из отечественных собраний, в Россию приедут картины из Мадрида, Будапешта, Праги, а также возвращенные полотна Кранахов, которые в 1955 году Советский Союз передал Германии. Именно по женским образам легко отличить Кранахов. Настоящим украшением выставки стали полотна Лукаса Кранаха Саршего, стоявшего у истоков реформирования немецкой живописи.
Верный своему воспитаннику до конца, Кранах следует за ним сначала в Аугсбург, а затем в Веймар. Вадим Садков: Да, но положение Кранахов было уникально – они были придворными художниками. Лукас Кранах был сторонником Реформации. Кранаха, на 10лет пережившего Ханса Хольбейна Младшего и на 25— Дюрера и Грюневальда, по праву можно назвать последним представителем «великого поколения» эпохи Северного Возрождения.
В Германии времен Лукаса Кранаха Старшего нарисовать обнаженную Венеру («Венера и амур») или Лукрецию («Лукреция» 1535 г) с обнаженной грудью было смелым решением, но говорить о каком-то увлечении «обнаженкой» просто смешно. Выставка «Кранахи. Кранах Старший – при дворе курфюста Фридриха III Мудрого, потом его брата Иоанна Твердого, потом его сына Социальный статус Кранаха сопоставим с тем, что был у Боттичелли, Леонардо да Винчи или Тициана. Лукас Кранах Младший (1515–1586) создавал и новые картины и повторял отцовские, но вносил немало новых деталей, согласно изменениям в художественной моде при саксонском дворе. Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре.
Лукас Кранах Старший – реформатор немецкой живописи. Лукас Кранах Младший известен не только как блестящий мастер многожанровых повторений оригиналов отца, но и как автор талантливых эпитафий, которые он писал по заказу богатых клиентов-лютеран. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия. Кроме того, впервые будут показаны четыре рисунка Лукаса Кранаха Старшего, считавшиеся утраченными во время Второй мировой войны.
Пушкина продолжает серию международных проектов, посвященных 500-летнему юбилею со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего. В 1505 году Кранах переехал в Виттенберг и поступил на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому. Кранах изображая обнаженное женское тело, будто желая оправдаться, помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослепленной душой не овладела Венера".
Кранахи фактически были родоначальниками Саксонской школы живописи, популярной на протяжении всего XVI столетия. После смерти Лукаса Кранаха Младшего мастерской руководил его сын Августин Кранах, которому наследовал в свою очередь Лукас Кранах III, о чьих произведениях нам доподлинно ничего не известно. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, этим способом часто пользовался и Кранах Старший. В 1508 году курфюрст даровал Кранаху герб (изображение крылатого дракончика), а в 1512 году художник женился на девушке из знатного семейства, родившей ему двух сыновей.
Мастерская Кранахов просуществовала около столетия, в ней работали четыре поколения художников. Отец и дед Кранаха также были живописцами и азы ремесла он постигал под руководством отца, Ганса Мюллера, чье имя сохранилось лишь в косвенных упоминаниях. Кранахи (Cranach) — прозвище немецких художников, настоящая фамилия которых была Мюллер. Семейную традицию продолжили также внук Август Кранах, сын Лукаса Кранаха Младшего (1554—1595) и правнук, Лукас Кранах III (1586—1645). Лукас Кранах Старший создал живописную мастерскую, просуществовавшую более ста лет, ее унаследовал сын Лукас Младший, а далее – внук Августин Кранах и правнук Лукас III Кранах.
С 4 марта по 15 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина впервые в России пройдет масштабная выставка, посвященная творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472 – 1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии.
С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха – на старом кладбище Якобсфриденхоф. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Искусствоведы продолжают спорить.
На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Его портреты пользовались большой популярностью. Екатерины».
Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531 Фонд замка Фриденштайн, Гота). Продолжатель дела отца —Лукас КранахМладший (1515–1586). В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Именно вот таким образом в подписях к картинам часто указано «Лукас Кранах и мастерская». Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов.
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. Грехопадение (1527 г. ) символически размещены рядом. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину.
Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Портреты, написанные Кранахом в виттенбергский период, поначалу имели отзвук выразительности, характерной для его венских работ, например, «Портрет Иоганна Твердого Саксонского и его сына Иоганна Фридриха» 1509 (Национальная галерея, Лондон). Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» – большая, сложная, многофигурная композиция. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии.
К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.
Кронах покинул еще молодым— подмастерьям полагалось провести пару лет встранствиях, чтобы набираться опыта ирекламировать свой талант. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей.
Когда умер Лукас Кранах Старший, картины в собственных версиях продолжали создавать его сыновья. Легендарная мастерская, просуществовавшая целое столетие (семейный бизнес унаследовал сын, Лукас Кранах Младший, потом внук, Августин Кранах, а после – правнук ЛукасIII и последний), работала на пределе мощностей, держа по дюжине подмастерьев единовременно и не гнушалась никакими заказами. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.
Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. Дело процветало и за время существования мастерской было создано около 5 тысяч произведений: количество Венер, Адамов, Ев и Саломей исчисляется десятками, а число Мадонн с младенцами приближается к двум сотням. Серебряный век» (1530 ГМИИ им.
Вадим Садков: Это так. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. На выставке можно увидеть несколько его работ: «Мадонна с Младенцем и гроздью винограда», ок. 1537 (собр.
Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. До недавнего времени считалось, что самым важным из семьи Кранахов был Лукас Кранах Старший (1472–1553). Постарались романтики: не то чтобы заново открывшие Кранаха (его не настолько забыли – он просто надоел), но взглянувшие свежим глазом, они увидели в пионере лютеранства, с которым Гете к тому же состоял в дальнем родстве, подлинно национальное начало. А. С. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Вадим Садков: Молодым, но достаточно известным. А могли бы отметить и в США и в России.
А. С. Затем «говорящие» портреты Кранаха довольно быстро сменились придворными, в какой-то степени схематичными. Известно, что у художника было еще три дочери. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного).
Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. С другой стороны – комичное в своей дидактической прямолинейности сочинение, буквально иллюстрирующее основные положения лютерова учения и устрашающее зрителя при помощи босховской (Кранах бывал в Нидерландах с дипломатической миссией и явно знал живопись Босха не только по гравюрам) чертовщины и соответствующих цитат, для вящей убедительности пущенных по низу картины. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.
Основными фигурами на полотне выступают ведущие беседу Иоанн и Мария, позы и взгляды которых направляют взор зрителя на ассиметрично расположенные распятия – собственное нововведение художника. Оказалось, что из знаменитых трех мастеров XVI века: Дюрера, Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Кранах был наиболее созвучен восприятию ХХ века или начала нынешнего столетия необычайной экспрессивностью своего художественного языка. Путь Кранаха к Лютеру был в некотором смысле предопределен. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Екатериной и св.
Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Пока в Виттенбергском университете царит вольнодумство, Мартин Лютер твёрдо намерен покончить с мракобесием, охватившим Церковь и перевести Библию на немецкий язык, чтобы священный текст снова могли понимать простые смертные. 1520) из собрания Эрмитажа.
В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Известно, что в 1532 г. Кранах получил заказ от Фридриха III и его брата Джона на 60 портретов, вполне понятно, почему многие из этих картин не самого высокого качества. В центре композиции – Младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью: одной рукой Он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Именно это ставит Кранаха Старшего в один ряд с такими величинами, как Альбрехт Дюрер иГанс Гольбейн. По «Мадонне с младенцем» (ок.
В венский период в творчестве Кранаха ощущается типологическое родство с его немецкими предшественниками Гансом Поллаком, Михаэлем Вольгемутом, Фейтом Штоссом. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю, шумную, многоликую толпу: всадники и пешие, женщины, старики и дети, музыканты и знать.
В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х годов Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. С одной стороны – исполненная католического благочестия красавица-Богоматерь под сенью Древа познания добра и зла, прелестный пухленький Спаситель с яблоком, которое столь опрометчиво продегустировала праматерь Ева, в левой ручке и коркой причастного хлеба – плотью Христовой – в правой и идиллический пейзаж с неприступным замком на скале и материнская нежность и неназойливая, скрытая маской естественности аллегоричность. А. С.
В картине ощущается влияние нидерландской живописи, заметное в передаче фигуры Христа. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Но тут на помощь интерпретатору должны прийти протестантская этика и дух капитализма.
А. С. Кранах Старший немало преуспел в карьере. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Важные перемены произошли с началом следующего десятилетия, когда Лукас Кранах Младший начал постепенно отказываться от создания реплик отцовских картин. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета.
Картина из собрания ГМИИ им. В Эрмитаже эта серия хранится почти полностью, за исключением «Оплакивания». Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника.
Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Среди них – выглядящее необычайно современным полотно Кранаха Старшего Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина) 500-летней давности из Готы, Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой из будапештского Музея изящных искусств и два портрета, женский и Рыжеволосого мужчины с бакенбардами 1526 года, поступившие в ГМИИ из Германии.
На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Наиболее последовательное воплощение он получил в относительно новом для того времени типе картин-эпитафий, заказчиками которых в основном были представители богатых патрицианских семей исповедовавшие лютеранство. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Лукас Кранах Старший (1472–1553) – реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения.
Для них он написал портреты. На выставке представлена гравюра «Второй турнир» (1509), входящая в серию из трех ксилографий, посвященных турниру, состоявшемуся годом ранее в Виттенберге. Солидное годовое жалованье в 100 гульденов — в два раза больше, чем у университетского профессора, — предполагает, что мастер не только пишет портреты своих покровителей, но и работает, как сказали бы теперь, над визуальным решением двора: декорирует интерьеры замка, оформляет турниры и свадьбы, консультирует портных насчет дизайна костюмов.
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма.
К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» – большая, сложная, многофигурная композиция. Дунайская школа живописи— направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века, для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, свобода фантазии, эмоциональность интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка. Отзвук пантеистического мировосприятия Дунайской школы ощущается в картине «Голгофа с предстоящими», 1515 (ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва), в композиции «Св. Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки.
А затем перемешанный со Средневековьем немецкий Ренессанс закончится и уступит место маньеризму, переходящему, в свою очередь, вбарокко с его бесконечным vanitas и memento mori. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника.
Всякий раз, как князья зовут тебя на охоту, ты берешь с собой дощечку и живо запечатлеваешь то Фридриха, травящего оленя, то Иоганна, выслеживающего кабана и этим наброскам они радуются не меньше, чем самой охоте". Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. В Белом зале Пушкинского музея два произведения Кранаха Старшего из Готы – Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа (1529 г. ) и ныне находящееся в ГМИИ Адам и Ева. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата.
Со временем Кранах становится членом городского совета, трижды в разное время исполняет должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Кроме того, Кранах брался и за частные заказы: самыми востребованными сюжетами тогда были сцены из Библии и античной мифологии, а также портреты. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге.
Серебряный век» (1530 ГМИИ им. Экспозиция прослеживает важные почвенные перемены, произошедшие в художественном сознании немецких мастеров в период между Ренессансом и маньеризмом. Шёнер»). Картина «Адам и Ева.
Часто художник создает картины-эпитафии, выбирая для них сюжет Воскресения. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Вскоре за труды он получил дворянский титул — невероятная честь в эпоху, когда художник считался ремесленником, стоящим на одной сословной ступени с кузнецом или пивоваром. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха.
Год спустя художник скончался в Веймаре. 1522-1523) можно изучать символический мир живописи Возрождения, где каждая деталь исполнена смысла: виноград в руке Богоматери – символ человеческого воплощения Христа, виноградная лоза означает «истинную Церковь» изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников, гора – на духовное возвышение над мирской суетой, а скала – на нерушимость истинной веры. Показательна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего.
Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х годов и вскоре переросло в тесную дружбу. На картине Лукаса Кранаха Старшего мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного южнонемецкого скалистого пейзажа и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. И прожил с ним пять лет. Так репрессированные еще в сталинские годы Кранахи наконец-то реабилитированы. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии.
Графика играет очень важную роль в искусстве немецкого Возрождения. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Константина Мауэрзауза, Москва), «Христос и блудница», 1530-е (Государственный Эрмитаж), его мастерской – «Меланхтон на смертном одре» (Государственный Эрмитаж), которые зрителю интересно будет сравнить с работами Лукаса Кранаха Старшего. Такова представленная на выставке картина «Христос и блудница» из собрания Государственного Эрмитажа.
Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. К слову, аптека немецкого художника работала вплоть до 1871 года и сгорела в результате пожара. Словом идеи Реформации Кранах получил из самых первых, дружеских рук. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Кранах не просто написал и награвировал множество портретов Лютера в разные периоды его жизни – в том числе и в виде Юнкера Йорга, под именем коего мятежному богослову пришлось отсиживаться в замке Вартбург. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада.
Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Особый интерес представляют листы с раскраской гуашью и акварелью. Тиссен-Борнемиса, Мадрид). И весь его визуальный язык, который сегодня может показаться неискушённому взгляду сухим и средневековым, был для Германии XVI века настоящей пощёчиной общественному вкусу.
К этому же времени относятся замечательные портреты, лучшие из которых – парные изображения Иоханнеса Куспиниана и его жены Анны Путч (1502/1503, собр. Оскара Рейнхардта, Винтертур). Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Серию «Страсти Христовы» продолжает полностью представленный на выставке цикл «Мученичества апостолов» (1510-1511).
С годами Кранах Старший, обзаведясь, помимо основного, сопутствующими предприятиями душеспасительного назначения – пивоварней с кабаком (а где еще, по-вашему, должны собираться интеллектуалы. ), аптекой (в рассуждении сэкономить на красках собственного производства) и типографией с книжной лавкой (не только для своих граверных нужд – там, собственно и был впервые отпечатан лютеров перевод Нового Завета на немецкий), – стал городским богатеем. и вскоре переросло в тесную дружбу.
Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы.
В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Основатель династии —Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный художник саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника.
«Воскресение Христа с предстоящей семьей донатора (Эпитафия Михаэля Тойбера)» (собр. Константина Мауэргауза, Москва) – одна из интереснейших работ Лукаса Кранаха Младшего. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. На экспозиции впервые будут показаны рисунки Лукаса Кранаха Старшего «Распятие» (ок 1509-1512 гг) и «Мистическое обручение святой Екатерины» (ок. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Нам неизвестны его юношеские произведения, первые картины и гравюры, дошедшие до нас, созданы уже тридцатилетним мастером в Вене несколько лет, проведенные в этом блестящем университетском городе, становятся очень важными для Кранаха.
В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. На заднем плане – ложа курфюрста. В ценности работ Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) сомнений никогда не было: его считают одним из трех главных мастеров XVI века – вместе с Альбрехтом Дюрером и Гансом Гольбейном Младшим. Пейзаж, вкоторый помещена Богоматерь смладенцем имеет символическое значение: источник— утоление духовной жажды, скала— твердость веры. Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона.
Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Произведения Кранаха Младшего (1515-1586), правда, традиционно недооценивали и считали лишь повторениями работ отца. Главной фигурой дунайской школы был Альбрехт Альтдорфер— считается, что именно онсоздал первый вистории европейской живописи чистый пейзаж избавленный отчеловеческих фигур. Кранах перестал быть придворным художником после поражения курфюрста Иоганна Фридриха I в битве при Мюльберге в 1547 г. В 1550 г. он последовал за герцогом, который был заключен в тюрьму императором Карлом V. Иоганн Фридрих был освобожден в 1552 г. и вернулся на север, Кранах последовал за ним. Художник иллюстрировал протестантские памфлеты и финансировал издание Библии, переведенной им же на немецкий язык.
Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Варварой», написанной в 1512 (Государственный художественный музей, Копенгаген). Также технику ксилографии Кранах использует, обращаясь к теме Страстей.
Вошел в городской совет и дважды избирался бургомистром. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Кранах довольно рано прославился в Вене. Однако это приносит и неожиданные результаты.
Изображение дополнено образующими сложную композиционно-ритмическую группу фигурами присутствующих при этом сакральном действе святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Черты, найденные в картине «Венера с Амуром», можно видеть в кротком большеглазом лице Марии с картины «Мадонна и Младенец с гроздью винограда» (собр. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
«Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Художник, творивший в эпоху Реформации, считается ключевой фигурой в искусстве Северного Возрождения, творческие поиски которого в первой трети XVI века демонстрируют переход от Ренессанса к маньеризму. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Многие из них тиражировались в огромном количестве его мастерской. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации.
А. С. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Вадим Садков: Он вообще был очень верным другом. Кранах закончил серию «Страсти Христовы» в 1509 году – наиболее плодотворном для его графического творчества. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации.
В основу созданного полотна легла следующая легенда. Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика драгоценных камней, фигурки людей и животных. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах, – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве.
Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. В 1514 отзвуки этого идеала женской красоты доносятся с картины «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (Уффици, Флоренция). Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). На заднем плане – ложа курфюрста.
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Фактически Кранах по-настоящему был открыт и оценен на выставке 1898 года в Дрездене. Кранах стоял во главе саксонского посольства, прибывшего к курфюсту Иоанну III Миротворцу, чтобы посватать его дочь, принцессу Сибиллу Клевскую, за принца Иоганна Фридриха. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.
Они же видны и в «Мадонне с Младенцем, св. Не просто иллюстрировал его сочинения. Впрочем, в историю немецкой культуры Кранах Старший вошел все же не столько как придворный портретист саксонских курфюрстов, сколько как портретист Мартина Лютера (к сожалению, ни одного портрета Лютера нет на московской выставке).
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. У художника имелось еще три дочери. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Забавный результат можно увидеть на выставке — эти карманного формата портреты напоминают карикатуры в духе художников с Арбата: все черты лица до смешного утрированы. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.
Они дружили. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса.
В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Благо там же жила его дочь со своей семьей. После нее он становится одним из любимых художников немецких экспрессионистов. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.
Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531 Фонд замка Фриденштайн, Гота). Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Иероним в пейзаже», середины 1510-х (Государственные музеи Берлина, Картинная галерея). Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией.