И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).
Картина «Адам и Ева. Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
Иисус надел на ее палец кольцо и назвал Своей невестой, что означало ее духовную связь со Всевышним. Всего 48 картин и около 50 графических работ. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Франциска» и «Покаяние Св. Множатся картины на античные сюжеты. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Фонда замка Фриденштайн в Готе.
Жил он как вполне состоятельный человек и все же был, видимо, вполне независим от прихотей и капризов своих господ — он был самым богатым жителем города (владел аптекой, книжной лавкой и типографией), знатным бюргером, занимавшим высокие посты в городском управлении, дважды избирался бургомистром. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг. имеют переходный характер. Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков.
Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. Известность к Кранаху приходит в 1505 году, когда его пригласили в Саксонию, где он в течение 45 лет работал при дворе Фридриха Мудрого.
Равнымобразом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537г. Иероним», «Стигматизация св. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно. И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла.
Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Об этом можно говорить долго, а схематически описывать, честно говоря, довольно сложно. Кроме Босха, алтарь «Страшный суд» которого он копировал, огромное впечатление на него произвели Гертген тот Синт-Янс и Хуго ван дер Гус. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. 1)Лукас Кранах Старший, знаменитый художник и гравер, род.
Зритель увидит 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг.
Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Впервые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественногравюрами. Лукас Кранах Младший (1515 — 1586) продолжил многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах — от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. С Кранахами, впрочем, дело обстоит лучше.
Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр Апокалипсис, художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
Известен как замечательный мастер портретногожанра. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Табличка «Лукас Кранах Старший и мастерская» – обычное дело. Гипотезу, что картина принадлежит кисти Лукаса Кранаха Старшего, первыми осмелились выдвинуть эксперты аукционного дома Bonhams. А затем перемешанный со Средневековьем немецкий Ренессанс закончится и уступит место маньеризму, переходящему, в свою очередь, вбарокко с его бесконечным vanitas и memento mori.
На этой довольно еще готической по манерному изяществу картине Кранах сочинил и прелестный, ему лишь свойственный аккорд красок. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. А. С. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522 — 1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке.
Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. В дальнейшем это предположение было подтверждено Дитером Кеплином — швейцарским искусствоведом, специалистом по творчеству Лукаса Кранаха. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден). А. С. Пушкина), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531, Фонд замка Фриденштайн, Гота).
Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года. И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской.
Одновременно в этой картине начинает проявляться еще один важный для Кранаха сюжет — тема именуемая немецким словом Weibermacht, «власть женщин над мужчинами» мы еще увидим развитие этого сюжета. Кранах здесь — мастер тончайших градаций формы, каллиграфии контурной линии. Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве. Выставка «Кранахи.
(В поздний его период, признанный исследователями скорее кризисным, разделить руку Кранаха и продукцию подмастерьев становится совсем уж трудно). В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Однако сам Дюрер изображал так лишь Еву, а не античное божество. В результате портреты, выходящие из его мастерской, нередко напоминают коллажи: тщательно прописанные бархатные манжеты и блестящие металлические детали реалистичны даже чересчур, в то время как в других элементах одежды и на всех лицах можно обнаружить только лёгкий намёк на объём. Возможно, поначалу он учился у своего отца, второстепенного художника.
В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Любовь к справедливости привели его истинного рыцаря, на сторону Лютера.
В течение ста лет полотно «Венера и Амур» не считалось творением талантливейшего немецкого художника эпохи Возрождения. К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден). Отвратительное приобретает у Кранаха самые разные формы — от обглоданной тушки на блюде в сцене пикника и отрезанной головы Олоферна до уродливых старческих тел в небольших сатирических картинках, посвящённых продажной любви.
Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Виттенберг был университетским городом. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствииполучившего прозвище «Великодушного». Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» -- сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников -- с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Картина «Венера и Амур» была создана вскоре после того, как художник вернулся из Нидерландов.
У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. В этом смысле он вполне современен. В то же время в числе егопостоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженецкатолической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера.
«Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера», — гласят золотые буквы, выведенные на чёрном фоне картины. Однако это приносит и неожиданные результаты. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской. Можно много спорить о том, где заканчивается Кранах и начинаются работы его учеников.
Он был одним из первых европейских граверов, начавших создаватьцветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давалачерный рисунок, другая — цветной фон. Фронтальное изображение обнаженной женщины, конечно, должно было шокировать современников. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины набиблейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера иАмур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»).
А. С. В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного.
Linden, Lucas Cr. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (вмюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе)Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обев Имп.
Виттенберг был университетским городом. В центре композиции — Младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью: одной рукой Он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Так, в 1508 году Кранах отправился для выполнения какой-то деликатной миссии в Мехелен (Нидерланды). Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо — под вопросом — с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве).
В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Всеми силами гони купидоново сладострастие. Нужно немало усилий специалистов, чтобы установить точное авторство. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов).
Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе символический подтекст: гора — духовное возвышение над мирской суетой скала — непоколебимая твёрдость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос. Будто желая оправдать себя, он помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю. В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.
Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Легкая прозрачная ткань больше подчеркивает, чем прикрывает ее греховную наготу. Гравюра существует в двух вариантах: черно-белом и цветном. «Венера и Амур» — перваяиз многочисленных работ Кранаха на распространенную в Германии XVI века тему. Творческий путь Кранаха был сложным и противоречивым.
Брызнула кровь и голова Олоферна оказалась в ее руках. Картина «Венера и Амур» стала экспериментальной для Кранаха, так как до этого художник никогда не изображал обнаженные тела в натуральную величину. В дальнейшемименно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женскихперсонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил в Нидерланды и написалтам портрет молодого принца Карла, впоследствии императора Карла V. Принималгорячее участие в реформационном движении, бичуя в своих картинах и гравюрахзлоупотребления папства и распространяя портреты своих друзей, Лютера иМеланхтона. Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха.
Единственным живописным произведениемэтого периода стал «Алтарь Св. Со временем Кранах становится членом городского совета, трижды в разное время исполняет должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Скромные черты этого сильного и мужественного человека выдают искреннее благочестие.
Охват тем огромный. Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. и вскоре переросло в теснуюдружбу.
Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена). Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной.
Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Все это в двух словах объяснить трудно — лучше прийти на выставку. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. После нидерландского путешествия Кранах пишет очень много: несколько алтарей, портреты изображения Мадонны с Младенцем Христом, много раз затем повторенные и им самим и художниками его мастерской и подражателями по всей Германии («Мадонна с яблоком», Эрмитаж).
Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). Во второй половине жизни Кранах меньше занимается собственно искусством— почти все его время занято выполнением дипломатических поручений. Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х годов, Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509, Государственный Эрмитаж), «Плоды ревности.
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых -- «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» -- быстро разошелся по Германии. А. С. К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» — картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской.
Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности кработам подобного рода.
Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге.
Шёнер»). В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Кранах изображая своего друга, передал силу его характера и волю порывистым поворотом головы, живые глаза выдают ум и решительность. Один из искусствоведов историков творчества Лукаса Кранаха, задается вопросом, как могла использоваться такого рода картина и где она могла находиться и приходит к выводу, что она должна была быть в помещении «еще более укромном, чем спальня». Который в 1517-м включился в санкционированную папой Львом X продажу индульгенций (как раз раскритикованную Лютером в 95 тезисах) — в том числе ради своей выгоды.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев.
Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы.
Дружба Кранаха с М. Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы.
Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» — своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви. Портреты Кранаха, по своей простоте и наивнойнепосредственности, занимают первое место. Так что, если вы всё ещё полагаете, что выставка Кранахов — это череда похожих друг на друга заказных портретов иподумываете пойти вместо неё в кино на свежий хоррор, бросьте: тут есть чем пощекотать нервы.
К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). Heller, L. Cranachs Leben undWerke (Бамберг, 1821) Schuchardt, L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr. Трудное колористическое построение.
Он сознательно отказался от цвета, эффектно лепя тело желтыми и золотистыми тонами, фигуры богини и ее сына кажутся отлитыми из бронзы выделяются лишь красные бусы на шее Амура. Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. В других картинах Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты.
Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер.
Множатся картины на античные сюжеты. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Портреты работы Кранаха, большого и малогоразмера, распространены во многих коллекциях. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе. В ставление ста лет понимание «Венера и Амур» не низвергнулось расширением талантливейшего целлюлозного подзамчера лолитки Возрождения. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное.
Лукас Кранах Старший (нем. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Они долго беседовали, пировали. Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им.
Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника. Между Ренессансом и маньеризмом» является совместным проектом ГМИИ им. Серебряный век» (1530, ГМИИ им. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи). Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха виноградная лоза означает «истинную Церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.
Картина из собрания ГМИИ им. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте).
С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы. Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра. Не уступая в этой картине лучшим нидерландским образцам в тонкости лессировочного письма именно благодаря его прозрачности, художник достигает в инкарнате благородного «свечения» цвета изнутри. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд).
Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу. Искусствоведы продолжают спорить. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд).
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Кроме того, в экспозицию вошли гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им.
Согласно легенде, она живёт неподалёку от города Вартбурга, в пещере огненной горы Герзельбург, которую вот таким образом называют ещё «Венусберг». Надпись наверху переводится как «Гони от себя Купидоново сладострастие или иначе твоей душой овладеет Венера», придумана она, вероятно, гуманистом Конрадом Цельтисом. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев.