«венера и Амур» — картина немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего из собрания Государственного Эрмитажа. Кранах изображая обнаженное женское тело, будто желая оправдаться, помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослепленной душой не овладела Венера". Слева, возле локтя Венеры на фоновой стене нарисован листок бумаги с монограммой художника и датой работы: LC 1509, а между букв-инициалов расположен своебразный «фирменный знак-символ» Кранаха — дракон с поднятыми крыльями, который он использовал во множестве своих работ. И Венера Кранаха – угловатая фигура подростка, бледная кожа, тонкие длинные руки, что подчеркивает прозрачный, невесомый шарф, который она держит в руках.
В 1769 году Екатерина II приобрела крупную коллекцию из более 600 картин у наследников саксонского министра, графа Генриха фон Брюля, в которой была и картина Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур».
Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр Апокалипсис, художник Альбрехт Дюрер (1471-1528).
Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Они долго беседовали, пировали. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины набиблейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера иАмур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов.
Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Любовь к справедливости привели его истинного рыцаря, на сторону Лютера. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Множатся картины на античные сюжеты.
В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Творческий путь Кранаха был сложным и противоречивым. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.
Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Heller, L. Cranachs Leben undWerke (Бамберг, 1821) Schuchardt, L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ).
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо).
Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера», — гласят золотые буквы, выведенные на чёрном фоне картины.
Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. Иероним», «Стигматизация св. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре Св.
«Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. Год спустя художник скончался в Веймаре. Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. После нидерландского путешествия Кранах пишет очень много: несколько алтарей, портреты изображения Мадонны с Младенцем Христом, много раз затем повторенные и им самим и художниками его мастерской и подражателями по всей Германии («Мадонна с яблоком», Эрмитаж). В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане.
Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо — под вопросом — с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве). К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден).
Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Портреты работы Кранаха, большого и малогоразмера, распространены во многих коллекциях. Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (вмюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе)Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обев Имп. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Он был одним из первых европейских граверов, начавших создаватьцветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давалачерный рисунок, другая — цветной фон. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада.
и вскоре переросло в теснуюдружбу. На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом.
По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. В то же время в числе егопостоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженецкатолической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.
Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Кранах выполнял обязанности художника-декоратора, писал портреты, алтари, занимался ксилографией, гравюрами, а также разрабатывал монеты.
Нужно немало усилий специалистов, чтобы установить точное авторство. Здесь он работал почти до конца жизни, заведя большую мастерскую со множеством учеников, которые помогали ему в выполнении самых разнообразных заказов. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Linden, Lucas Cr. Известен как замечательный мастер портретногожанра. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии.
Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Табличка «Лукас Кранах Старший и мастерская» – обычное дело.
Виттенберг был университетским городом. Портреты Кранаха, по своей простоте и наивнойнепосредственности, занимают первое место. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Можно много спорить о том, где заканчивается Кранах и начинаются работы его учеников. Однако сам Дюрер изображал так лишь Еву, а не античное божество.
Всего 48 картин и около 50 графических работ. Однако это приносит и неожиданные результаты. Один из искусствоведов историков творчества Лукаса Кранаха, задается вопросом, как могла использоваться такого рода картина и где она могла находиться и приходит к выводу, что она должна была быть в помещении «еще более укромном, чем спальня». В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Равнымобразом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537г.
Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Шёнер»). Для них он написал портреты. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве.
Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния.
Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. Жил он как вполне состоятельный человек и все же был, видимо, вполне независим от прихотей и капризов своих господ — он был самым богатым жителем города (владел аптекой, книжной лавкой и типографией), знатным бюргером, занимавшим высокие посты в городском управлении, дважды избирался бургомистром. Впоследствии мастерская Кранаха поставит производство Венер — простоволосых и в шляпках, с купидонами и без — на поток. Фридрих Мудрый даровал Кранаху разрешение на монопольную продажу лекарств в Виттенберге, художник имел лицензии на продажу вин, несколько раз избирался членом городского совета Виттенберга. Позднейшая манера мастера, которая наиболее известнанам как по его собственным произведениям, так и по работам его учеников иподражателей, отличается уверенностью несколько сухого и угловатого рисунка ирутинностью композиции его мужские типы иногда полны благородства, но пороюприближаются к карикатуре женские же типы, с их узкими тальями, четырехугольными головами и косыми глазами, далеко не подходят под понятиегреческой или итальянской красоты.
В ставление ста лет понимание «Венера и Амур» не низвергнулось расширением талантливейшего целлюлозного подзамчера лолитки Возрождения. Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена). По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. В дальнейшемименно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женскихперсонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.
Франциска» и «Покаяние Св. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Согласно легенде, она живёт неподалёку от города Вартбурга, в пещере огненной горы Герзельбург, которую вот таким образом называют ещё «Венусберг».
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Охват тем огромный.
Однако лицо выполнено совсем в другой манере. А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи). В этом смысле он вполне современен. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствииполучившего прозвище «Великодушного». Лукас Кранах Старший (нем. Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты.
На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Впервые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественногравюрами. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. В дальнейшем это предположение было подтверждено Дитером Кеплином — швейцарским искусствоведом, специалистом по творчеству Лукаса Кранаха. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы.
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Картина «Венера и Амур» стала экспериментальной для Кранаха, так как до этого художник никогда не изображал обнаженные тела в натуральную величину. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Известно, что у художника было еще три дочери. Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны.
В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Об этом можно говорить долго, а схематически описывать, честно говоря, довольно сложно. Возможно, поначалу он учился у своего отца, второстепенного художника. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков.
Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Который в 1517-м включился в санкционированную папой Львом X продажу индульгенций (как раз раскритикованную Лютером в 95 тезисах) — в том числе ради своей выгоды.
По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил в Нидерланды и написалтам портрет молодого принца Карла, впоследствии императора Карла V. Принималгорячее участие в реформационном движении, бичуя в своих картинах и гравюрахзлоупотребления папства и распространяя портреты своих друзей, Лютера иМеланхтона. А. С. В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. Интерес к античным сюжетам у Кранаха возник благодаря дружбе с профессурой Виттенбергского университета — того самого, куда Шекспир отправил учиться Гамлета. Множатся картины на античные сюжеты.
Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности кработам подобного рода. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Дружба Кранаха с М. Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.
Фронтальное изображение обнаженной женщины, конечно, должно было шокировать современников. Надпись наверху переводится как «Гони от себя Купидоново сладострастие или иначе твоей душой овладеет Венера», придумана она, вероятно, гуманистом Конрадом Цельтисом. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. «Венера и Амур» — перваяиз многочисленных работ Кранаха на распространенную в Германии XVI века тему.
Единственным живописным произведениемэтого периода стал «Алтарь Св. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. Брызнула кровь и голова Олоферна оказалась в ее руках. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.
С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Картина «Адам и Ева. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Так возник тип женского лица с узкими раскосыми глазами, острым подбородком и сладкой улыбкой, так возникли стройные, чуть сухощавые фигуры с плавными движениями так возникло искусство зрелого Кранаха, в котором с годами все больше начинает появляться трафаретное однообразие и жеманность. Со временем Кранах становится членом городского совета, трижды в разное время исполняет должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга. (В поздний его период, признанный исследователями скорее кризисным, разделить руку Кранаха и продукцию подмастерьев становится совсем уж трудно).
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг. имеют переходный характер. Так, в 1508 году Кранах отправился для выполнения какой-то деликатной миссии в Мехелен (Нидерланды). Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» — своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви. К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» — картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн. Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы.
Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра. В 1512 году разбогатевший мастер приобрел два дома на центральной Рыночной площади — настолько добротных, что в одном из них во время дипломатического визита гостил король Дании. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. В других картинах Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). 1530, Вена, Музей истории искусства). В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V).
У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Легкая прозрачная ткань больше подчеркивает, чем прикрывает ее греховную наготу. Помимо выработки характерного собственного стиля, одним из первых он явил немецкому искусству женское ню.
В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы. Кроме Босха, алтарь «Страшный суд» которого он копировал, огромное впечатление на него произвели Гертген тот Синт-Янс и Хуго ван дер Гус. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. С Кранахами, впрочем, дело обстоит лучше.
Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно.
Гравюра существует в двух вариантах: черно-белом и цветном. В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу. Одновременно в этой картине начинает проявляться еще один важный для Кранаха сюжет — тема именуемая немецким словом Weibermacht, «власть женщин над мужчинами» мы еще увидим развитие этого сюжета. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.
До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. 1)Лукас Кранах Старший, знаменитый художник и гравер, род. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти.
Все это в двух словах объяснить трудно — лучше прийти на выставку. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации.
Скромные черты этого сильного и мужественного человека выдают искреннее благочестие. В течение ста лет полотно «Венера и Амур» не считалось творением талантливейшего немецкого художника эпохи Возрождения. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.
Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Картина «Венера и Амур» была создана вскоре после того, как художник вернулся из Нидерландов. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства).